Приложение к № 30.

XXXI.

Копия с отправленного рапорта к главнокомандующему армиею господину генерал-аншефу Ее Императорского Величества действительному камергеру, обоих российских орденов и Белаго Орла кавалеру, графу Петру Семеновичу Салтыкову. Из главной квартиры город Сорау. Августа 29 — сентября 9 дня, 1759 года, под № 31.

Сего числа его сиятельство господин Генерал-фельдмаршал граф Даун, призвав меня, объявил, что он по полученной резолюции от вашего высокографского сиятельства, что вы до прибытия курьера от Высочайшего двора ни в какие дальнейшие предприятия вступать нынешнею осенью не будете; однако оного обождать намерены, следовать с армиею до Губена, и остаться лагерем между реками Нейс (Лужицкая Нисса.) и Бобер, где простоять до четырех недель обнадежить изволили. Почему он, с вверенною ему армиею, резолюцию принял: идти прямо на короля, а для обсервации принца Генриха, который ныне вновь свой старый лагерь при Левенберге занят, и слух носится, яко бы он намеревается впасть в Богемию, оставить генералов графа Гарша и маркиза Девиля с корпусами до тридцати одной тысячи, рассуждая, что он со всею своею [96] силою из Силезии в Богемию за российским лагерем отходить не может; а особливо егда ваше высокографское сиятельство до Гринберга и Гросс-Глогау в околичностях посылаемыми партиями для истребования фуража и хлеба из Силезии, изволите оное бы способнее, по учиненной наложений репортиции: сколько им обывателям самим вывозить к положенному сроку; и для тех диспозиций употреблять обер-провиант-комиссара Цесаря, а особливо, но знаемости той земли, обер-ландес комиссара Раде, которым вспоможение дать по их требованию команд от кавалерии; дабы егда, паче чаяния, ослушными явятся, экзекуцию высылать. Оным способом немалое в привози облегчите учинится, обыватели в своих местах останутся, и армия российская нужды понести не может; сие управление неприятеля в страхи содержать будет, что он не в достоянии совсем в Богемии войти, а хотя и отделится, то упоминаемые генералы, оного должны всюду следовать, почему он не будет в состоянии ни на российскую армию чего воспринять, ни в Богемии великие прогрессии чинить; а между тем он с армиею — короля из Саксонии совсем выжить и победить, ежели можно, намерен; егда же ему посчастливится короля победить, то Брандебургию разорит и потому в винтер-квартиры в Саксонии, Лузация и части Силезии расположится. Между тем может курьер к вашему высокографскому сиятельству со всевысочайшими повелениями прибыть, и ежели соизволено будет российской армии остаться в здешних околичностях, то наилучшим образом для выгоды их квартиры ассигнуются, которое известие он с нетерпеливостью ожидать имеет.

Из Дрезденского магазина приказано в Губен привести двадцать тысяч центеров муки, а ныне уже немалое число действительно в Губен привезено. Завтрашнего числа армия для вышеописанных предприятий в поход выступит, дабы оставшее еще благополучное время к пользе употребить.