ХLVII.

Всепресветлейшая, Державнейшая, Великая Государыня Императрица и Самодержица Всероссийская Государыня Всемилостивейшая!

№ 50. Сего 5 числа доносил я всеподданнейше Вашему Императорскому Величеству о последнем предприятии и победе над неприятелем пред городом Мейсеном, по той стороне реки Эльбы; о чем изданную полную реляцию, со всеми обстоятельствами, при сем всенижайше подношу (При деле нет. Д. М.). После того ж времени никаких перемен нет, окромя, что генерал Бек по той стороне реки пустился с своим корпусом до Торгау и отделил некоторую часть [131] к Сенфтенбургу для закрытая земли, чтоб из оного потребный фураж без помешательства привозить можно, однако и оное недостаточно становится на всю арию, и должны подвозить из Богемии.

Неприятель стоит еще в старой своей позиции при Кессельсдорфе и при Фрейберге, отделя только под командою генерала Иценблица — шесть тысяч человек к Торгау, против означенного генерала Бека, дабы ему в спину не зашел и находящихся в тех местах, оставшихся малых гарнизонов и тягостей не забрал. Опасность зденийяго корпуса, в случай ежели Эльба река намерзнет, — чтоб король его не отрезал, чего ему Беку весьма остерегаться должно.

Генерал фельдмаршал ныне упражняется сочинениями дислокации или репортиции полкам, о расположении по квартирам; но покуда неприятель Фрейберг имеет, здешней армии никоими м-рами Эрц-Гебирге и Фохтландии одержать нельзя, и довольствоваться должны только одержать Дрезден и коммуникацию с Богемиею. Означенный город поныне с форштатами весьма укрепляется, что и в окончание приводится, где всемирно должно двадцать тысяч гарнизону оставить, а армии сколько возможно по близости расположить; каким же образом оная расположится, впредь Вашему Императорскому Величеству донести всенижайше долженствую.

Генерал-фельдцейхмейстер барон Лаудон уже действительно со своим корпусом в Моравию прибыть имеет; в местечки Фульнек  — свою главную квартиру. О наших десяти пахотных полках здесь толкуют, якобы оные за ним должны следовать; но я о том никакого точного известия не имею, окромя того, ежели он Лаудон при реке Барте и при Калишах останется, то-б оным по всевысочайшему Вашего Императорского Величества повелению к нему примкнуться.

Здесь известие, яко бы французский флот Англичанами побит ? Но подлинно еще незнаемо, а на сухом пути Французы прошедшего месяца, 20 числа, город Мюнстер Ганноверцам сдать принуждены; гарнизон только тот авантаж имел, что со всеми военными частями выпущен, Французы и Ганноверцы тож еще в по (siс) состоять в своих позициях, зарывшись в землянки.

Ежели до расхода по квартирам чего знатного учинится, то не замедля, того ж часу доносить всенижайше долженствую.

Вашего Императорского Величества и пр.

Иван Шпрингер.

Главная квартира, город Дрезден.