9. ПИСЬМО КАНЦЛЕРА ЛАМПАРТЕРА 1 И НАСЛЕДСТВЕННОГО МАРШАЛА ТУМБА ИМПЕРАТОРСКИМ ТАЙНЫМ СЕКРЕТАРЯМ И   КАЗНАЧЕЯМ ВИЛЛИНГЕРУ, ЗЕРЕНДТИНУ И ИОГАННУ РЕННЕРУ

(15 июня 1514 г.)

“Благородные, честные, милостивые, благожелательные и любезные господа!

Так как бунты и восстания подданных нашего милостивого господина и герцога Ульриха умножаются [...], как Ваши милости узнают из послания, которое наш милостивый господин снова пишет Его императорскому величеству [...], то мы усерднейше просим сделать все возможное, чтобы Его императорское величество послал, согласно просьбе нашего милостивого господина, на предполагаемый ландтаг своих советников и дал бы им особый приказ и полномочия действовать согласно мандатам, а в случае необходимости опубликовать их против непокорных, чтобы последние были бы объявлены в опале и чтобы все должны были обращаться с ними, как с лицами, официально объявленными в опале, с соблюдением всей проформы, как Вы сами сочтете лучшим.

Если же эти советники, как можно думать, уже выехали в настоящее время без таких приказов и полномочий, то пусть эти полномочия и мандаты будут посланы им вслед.

Во-вторых, милостивые, особо благожелательные и дорогие господа! Так как нас обоих указанные бунтовщики особенно ненавидят по сравнению с другими и возводят на нас [различные] обвинения, и с их стороны надо ожидать каких-нибудь особых действий против нас и наших людей (хотя и без вины с нашей стороны), то поскольку мы оба являемся слугами и советниками Его императорского величества 2, нашего всемилостивейшего господина, и потому подвластны и преданы Его величеству, то пусть Его величество, как беспристрастный и справедливый судья, вызовет нас обоих по требованию любого, кто предъявит нам обвинения, на свой собственный суд или суд своих советников или куда [132] Его величество укажет, как на беспристрастный суд, будь то по уголовному или по гражданскому иску, что он властен сделать по справедливости, и чему мы обязуемся подчиняться.

Поэтому мы просим Вас всех вместе и каждого в отдельности [употребить] все Ваше служебное усердие, чтобы побудить Его императорское величество высказать в указе или послании приблизительно такое же мнение. Так как мы являемся слугами и советниками Его императорского величества, то Его императорское величество имеет по чести, праву и справедливости власть взять под свою защиту нас, наших жен и детей и все наше движимое и недвижимое имущество, а также наших приверженцев, против всякого, кто бы он ни был и кто бы выступил против нас с обвинениями и жалобами уголовного или гражданского характера, и приказать каждому, особенно жителям Штутгарта, а также всему земству 3 княжества Вюртемберг и их людям, оставить нас [в покое] при нашей просьбе и не предпринимать против нас и наших людей ничего плохого.

Если же кто-нибудь, кто бы он ни был, будет действовать насильственно и дурно [по отношению к нам], то чтобы он был также объявлен в опале, как указано выше, поэтому должны быть посланы два письма или мандата, каждому из нас по одному, все в наилучшем виде, как Вы это прекрасно умеете сделать.

[За это] мы полны желания доказать Вам наше большое доверие и заслужить Вашу милость со всем усердием, не щадя своих сил и имущества.

P. S. Милостивые, благосклонные и дорогие господа! Также и государственный секретарь нашего милостивого господина по имени Генрих Лорхер 4, весьма благонамеренный, почтенный и честный человек, которого указанные бунтовщики ненавидят не менее, чем нас, подобно нам обеспокоен по поводу их [действий]. Поэтому мы усердно просим сделать также все возможное и в отношении его, чтобы Его императорское величество милостиво упомянул бы и его в послании или указе, как и нас, за что он также постарается заслужить всеми своими силами вместе с нами”.


Комментарии

1. Лампартер Грегор (1463 — 1523), канцлер герцогства Вюртембергского при герцоге Эбергарде I и при Ульрихе; известный юрист, профессор и доктор обоих прав, член регентского совета во время малолетства герцога Ульриха; советник имп. Максимилиана I и герцога Баварского (и одновременно канцлер герц-ва Вюртемберг); один из наиболее ненавидимых народом советников Ульриха. После того как подозрительность Ульриха распространилась на его приближенных, Лампартер бежал к императору. Во время австрийского правления в Вюртемберге — канцлер.

2. Лампартер и Тумб имели звание советников императора.

3. Вообще под земством понимается совокупность всех сословий страны, в данном случае — прелаты, рыцари и города. Часто же под земством понимается только представительство городов на ландтагах. В Вюртемберге депутаты земства от городов выбирались окружными собраниями из членов магистратов городов. От каждого города выбирались один - два депутата, которые получали от своих собраний инструкции и жалованье.

4. Лорхер Генрих, государственный секретарь (“ландшрейбер”) герцогства Вюртемберг при Ульрихе, в ведении которого находилось, главным образом, управление финансами. Один из наиболее ненавистных народу советников и приближенных Ульриха.