ПИСЬМА ФРАНЦА И ПЕТРА ЛЕФОРТОВ О "ВЕЛИКОМ ПОСОЛЬСТВЕ"

В Государственном архиве Женевы хранятся три объемистые папки, содержащие около 1 200 листов (приблизительно 400 писем), представляющих собой часть переписки генерала и адмирала Франца Лефорта и генерала Петра Лефорта. В этих папках находятся главным образом письма XVII и XVIII вв., написанные генералом Менезием, посланником Дании Бутенантом фон Розенбушем, Яковом Лефортом (который встретил Великое посольство в Голландии), кн. Борисом Голицыным и многими другими. Имеются также черновые наброски писем городского совета Женевы Петру I. Эти рукописи были переданы архиву семьей Лефортов в 1956 году. Они не были еще никем ни разобраны, ни опубликованы. Только несколько историков, в свое время занимавшихся историей России конца XVII - начала XVIII в., знали о существовании этих документов. Н. Г. Устрялов процитировал 6 из них в приложении к т. 2 своей "Истории царствования Петра Великого". М. М. Богословский их не видел и цитировал со ссылкой на работу известного биографа Франца Лефорта - М. Поссельта, который использовал их и цитирует некоторые из них в приложении к биографии. Наконец, Г. Валлотон видел их, однако цитирует лишь несколько отрывков из них 1.

В Государственном архиве, Публичной и университетской библиотеках Женевы имеются три рукописи, скомпонованные из писем Лефортов 2. Помимо того, известны 40 других писем, адресованных Ф. Лефортом Петру I, которые были опубликованы Н. Г. Устряловым 3. Что же дают науке эти письма? Они расширяют наши сведения о той эпохе. Из них мы узнаем ряд деталей об отношениях между Петром I и Ф. Лефортом; описания этих отношений имеются не только в письмах Лефортов, но и в письмах Бутенанта и женевского капитана Ф. Сенебье 4. Мы находим там данные об экономических и политических условиях жизни общества в России, некоторые любопытные детали частной жизни, многочисленные подробности о судьбе приезжих иностранцев, описание жизни при дворе, сведения о составе армии, путешествиях царя, военных экспедициях, пожарах в Москве, лекарствах, состоянии хозяйства и пр. Письма, написанные между 1693 и 1696 гг., особенно во время первой осады Азова, изобилуют данными о деятельности Петра I, многочисленными сведениями о ходе осады. Письма 1697-1698 гг. содержат сведения о подготовке и осуществлении [121] Великого посольства. Петр Лефорт, племянник генерала и адмирала, а по должности секретарь Великого посольства, пишет больше. Зато имеется лишь незначительное количество писем Ф. Лефорта, который был всецело поглощен работой. Письма П. Лефорта с 1699 г. вообще не были еще предметом изучения. Между тем из низ; мы узнаем детали кончины Ф. Лефорта, о русских в Швеции во время Северной войны, об обстоятельствах смерти Петра I, о придворных интригах в России до 1732 г. и пр.

Нет необходимости говорить здесь о событиях жизни Ф. Лефорта. Напомним лишь, что он прибыл в Архангельск в 1675 г., а после ряда трудностей - ив Москву, за несколько месяцев до смерти царя Алексея Михайловича. Приехавшие с ним офицеры были наняты в Пушкарский приказ, а заболевший Лефорт прервал попытки поступить в русскую армию и вел нищенское существование в Немецкой слободе. В 1678 г. он женился на дочери полковника Сухэ (выходца из г. Мец), двоюродной сестре первой жены генерала П. Гордона. Этот брак дал Ф. Лефорту возможность поступить в полк. В 1687 г. он принял участие в 1-м Крымском походе, о чем подробно рассказывает в одном из писем. С Петром I Лефорт познакомился, когда последовал за ним в Троице-Сергиев монастырь (1689 г.), во время неудачного заговора царевны Софьи. Из шести родившихся у Ф. Лефорта детей остался в живых только сын Генрих. Он умер в 1703 г., после осады Нотебурга.

Ф. Лефорт вызвал к себе из Женевы племянника Петра (сына АМИ Лефорта, синдика Женевы). Впоследствии П. Лефорт стал генералом. Он попал в плен к шведам под Нарвой, позднее нес службу при Екатерине I, Петре II, Анне Ивановне и уехал в Мекленбург в 1732 году. В России был еще Жан Лефорт, тоже племянник Франца. Его Петр I отправил в Версаль, ко двору французского короля для урегулирования церемониальных вопросов. Жан перешел на службу к Августу II, королю Польскому, стал членом его совета и по просьбе Петра I был направлен в Петербург в качестве полномочного министра.

Из писем Лефортов мы узнаем, что, несмотря на щедрые подарки и почести, которыми Петр I осыпал своего любимца, Ф. Лефорт умер, оставив после себя немного земель с незначительными доходами и долги (один из них, в сумме 2500 экю серебром, - за неоплаченный пансион его сына в Женеве). Зато сохранилось много домашней утвари, оружия и одежды. Петр Лефорт писал о дяде: "Все, что он имеет, он раздает своим друзьям" 5. А вот характеристика его позиции при дворе: "Генерал обычно ничего не делает как в отношении государственных дел, так и по отношению к своим личным делам, пока сам царь не распорядится лично". В то же время Ф. Лефорт "был человеком, обладавшим особой способностью распоряжаться делами этого монарха так, что до сих пор никто не может делать этого так, как делал покойный" 6. Официально же он имел над собой начальника в лице кн. Б. Голицына, как сообщает П. Лефорт 19 октября 1699 года.

Что касается П. Лефорта, то он был человеком, лишенным инициативы, нерешительным, самолюбивым, лицемерным, мстительным, к тому же постоянно стремившимся к наживе. Нои коммерческими делами он не решался заняться серьезно; долгое время имел намерение поехать в Китай, где думал разбогатеть, однако мысль о поездке, которая должна была длиться три года, пугала его. В России же тоже боялся обосноваться, что видно из его письма от 15/25 февраля 1693 года. Смелостью П. Лефорт отнюдь не обладал: "Сегодня, - пишет он, - я отправляюсь сражаться с татарами, которых, я надеюсь, мы никогда не увидим" 7.

К сожалению, Лефорты, как и другие авторы писем, опасались сообщать открыто обо всем, что они знали и видели. В письме от 2 марта 1694 г. Сенебье отмечал: "Что касается подробного описания ополчения, то это немного опасно". Яков Лефорт тоже писал о П. Лефорте, что тот "рассказывал мне о разных вещах, которые не следует доверять бумаге; он передаст их вам лично". Один раз Ф. Лефорт извещал, что он хотел бы иметь возможность написать о некоторых новостях в России, но "слишком велика боязнь". Поэтому в письмах ряд важных вопросов не затрагивается, зато о деталях повседневной жизни можно найти сведения, достойные внимания. [122]

Мнения историков о Ф. Лефорте и его роли расходятся. Б. И. Куракин писал: "Днем и ночью он предавался удовольствиям, обедам, балам, банкетам, игре в карты, дебошам с женщинами и постоянным попойкам, от которых он, кстати, и умер к пятидесяти годам" 8. Трудно верить этому свидетельству буквально. Ведь Лефорт умер в 42 года, но не от последствий дебоша, а от ранения, которое он получил при падении с лошади во время осады Азова. В письме от 8/18 марта 1699 г. П. Лефорт описывает смерть своего дяди, который скончался после "семидневного пребывания в бреду". Это опровергает Н. Г. Устрялов, по словам которого, перед смертью Ф. Лефорт "велел прогнать пастора и потребовал музыки" 9. Можно привести слова Петра I, который в 1707 г., вспомнив Лефорта в связи с каким-то празднованием, сказал: "Мы так не веселились еще со времени смерти Лефорта" 10 . Это может означать, что Лефорта считали гулякой и прожигателем жизни. С другой стороны, как подчеркивает С. М. Соловьев 11, Петр I ценил и уважал Ф. Лефорта, и это видно из того, что последний, не обладая соответствующими данными, получил звания генерала и адмирала.

Относительно языка лефортовских документов, находящихся в Государственном архиве Женевы, следует заметить: он очень интересен тем, что представляет собой хороший образец областного французского языка XVII-XVIII столетий. Письма эти трудны для прочтения и расшифровки. Особенно относится это к письмам Ф. Лефорта, которые были написаны в период, когда он страдал от ранения. Нельзя сказать, что письма изобилуют орфографическими ошибками, как было указано автором одной статьи в женевском журнале 12. Первый нормативный словарь, установивший правила для французского языка, был издан в 1694 году. Судя по нему, ошибок немного. Отметим, впрочем, что написание одних и тех же слов в письмах Ф. и П. Лефортов различное. Плохо соблюдается множественное число. Фразы не разделены точками. Некоторые слова теряют буквы и даже целые слоги. Отдельные имена нарицательные пишутся с прописной буквы, а собственные - со строчной. Ф. Лефорт стал употреблять апострофы только под конец жизни. Довольно часто он опускал конечную "z", а в словах, где ныне ставятся диакритические знаки, у Лефорта еще по старинке "s". Все это затрудняет прочтение писем и восстановление их текста.

С разрешения Государственного архива Женевы и при содействии Совета искусств Канады мы публикуем здесь письма о Великом посольстве. Существует еще некоторое количество других писем о Великом посольстве кроме тех, из которых мы цитируем отрывки или которые помещаем полностью. Но в них содержатся сведения только личного порядка. Эти письма подтверждают, что Великое посольство было задумано не позднее 30 января 1691 года. Так, в письме посланника Дании Бутенанта читаем: "Возможно, что генерал-майор (Ф. Лефорт) будет послан в качестве полномочного представителя к правителям Германии и Италии". В письме от 18 декабря 1691 г. Сенебье пишет: царь "три месяца тому назад произвел его (Ф. Лефорта) в генерал-лейтенанты и в то же время выбрал его своим чрезвычайным послом к королям Швеции, Дании, Англии, к королю Вильгельму в Голландии, в Вене к императору".

У Я. Лефорта, который прибыл в Амстердам специально, чтобы посмотреть на своих родственников из России, мы находим интересное описание Петра I. В письме от 4 февраля 1698 г. он сообщает своему брату Ами. "А теперь я скажу тебе, что имел честь поцеловать ему руку, и написал моей жене о том, как все произошло с тем, чтобы она показала вам письмо. Я не буду повторять то, что я там писал, дабы перейти к другому. Знайте, что этот монарх очень большого роста, но в нем есть что-то неприятное, у него бывают конвульсии в глазах, руках и во всем теле. Иногда глаза у него закатываются и виден только белок; не знаю, отчего это происходит, но надо полагать, это недостаток воспитания, так как он был заперт все время (неразборчивое слово), я имею в виду до совершеннолетнего возраста; он даже имеет подергивание ноги, которая не может держаться на одном месте, а впрочем, он хорош собой, одет, как [123] простой матрос, и стремится быть только на воде". Я, Лефорт сообщает также некоторые любопытные подробности об эмиграционной политике в России. Из писем о Великом посольстве мы узнаем о трениях, имевших место между Ф. Лефортом и его племянником. Б письме от 15/25 июня 1698 г. Петр Лефорт жалуется на скупость Франца. Это, а также отсутствие устойчивого положения заставляло П. Лефорта во время пребывания в посольстве писать о его намерении "не возвращаться в Московию", если брат не обеспечит его "устойчивым положением".

Письма, Лефортов, особенно написанные во время пребывания Великого посольства за границей, свидетельствуют о том, что авторы их воспринимали только внешние формы жизни, особенно такие, как пышность карет и тому подобные проявления богатства. Они не пытаются также анализировать пережитые ими события; все они, кроме Ф. Лефорта, были склонны к наживе. Эти обстоятельства следует учитывать и читателю, и ученому, анализирующему тексты писем. Все цитируемые ниже письма переведены нами на русский язык. Они адресованы Ами Лефорту, брату генерала и отцу Петра Лефорта. Текст, заключенный в квадратные скобки, состоит главным образом из сведений семейного и личного порядка. Выдержки из данной публикации увидели свет на французском языке ("Compterendus. Annales de l'Association canadienne-francaise pour l'avancement des sciences", 1974, vol. 41).

А. Бабкин


Комментарии

1. См. И. И. Виноградов. Житие Франца Яковлевича Лефорта. СПБ. 1799; Н. Г. Устрялов. История царствования Петра Великого. Т. 2. СПБ. 1859, стр. 441-447; его же. Лефорт и потехи Петра Великого до 1689 г. СПБ. 1851; М. Posselt. Der General und Admiral Franz Lefort. Sein Leben und seine Zeit. Bd. 1-2. Frankfurt am Main. 1866; М. Поссельт. Адмирал русского флота Франц Лефорт. "Морской сборник", 1863, № 3, приложение; "Военный сборник", 1870, №№ 7-12; 1871, № 1-3. Имеется также работа в агиографическом стиле: N. J. H. de Basseville. Precis historique sur la vie et les exploits de Frangois Le Fort. Lausanne. 1789. Отметим, кроме того, статьи L. Vuilliemin. Pierre le Grand et I'amiral Lefort ("Revue suisse", 1867) и А. З. Мышлаевского ("Русская старина", 1898, т. 3).

2. Ms 1013: "Mernoires servans a escrire la vie du general Le Fort, tires de diverses lettres et relations". 118 p.; Ms 1014: "Particularites sur la vie du general Le Fort (avec des notes sur les membies de la famille Le Fort, alias Picard, 1474-1594, extraites en 1783 et 84 des minutes de notaires existant a Coni en Piemont, lieu d'origine de cette famille)"; Ms 1015: Memoires pour servir a 1'histoire du General et Grand Amiral Le Fort", 58 feuillets. Рукопись № 1015 была написана в 1732 г. одним из членов семьи; N 1013 написана позднее, на основе рукописей 1014 и 1015. Эти-то три рукописи и послужили основой для книги Бассвиля.

3. Н. Г. Устрялов. История царствования... Т. 4, стр. 553-611.

4. М. М. Богословский. Петр Первый. Материалы для биографии. Тт. 1-5. М. 1940-1948. Там содержится много имен, приведенных в письмах Лефортов.

5. Письмо от 5 марта 1694 г. из Москвы.

6. Письмо от 3 ноября 1699 г. из Москвы.

7. Письмо от 26 апреля 1699 г. из Москвы.

8. "Архив князя Ф. А. Куракина". Т. 1. СПБ. 1890, стр. 76.

9. Н. Г. Устрялов. История царствования... Т. 2, стр. 263.

10. "Письма и бумаги Петра Великого". Т. 6. СПБ. 1862, стр. 168.

11. См. С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Кн. VII (т. 14). М. 1962.

12. Grenus. Lettre inedite du General Francois Le Fort. "Glanures", 1829, pp. 37-40.

Текст воспроизведен по изданию: Письма Франца и Петра Лефортов о "Великом посольстве" // Вопросы истории, № 4. 1976

© текст - Бабкин А. 1976
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - Давыденко В. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Вопросы истории. 1976