Комментарии

1. Г. Бибиков. Новые данные о восстании Болотникова. Истор. архив, т. I, стр. 5 — 24.

2. Например, после записи о выдаче денег лицам, находившимся в монастыре во время осады его отрядами Болотнитова (расходная книга казначея Гаврилы Ржевитина 7115 г.), мы читаем: “А хочешь поискати, кому что дано, и ты ищи в подленнике, в белых книгах, там писано подлинно” (кн. № 18, л. 49). И действительно, в “белых книгах” такая запись имеется (см. кн. № 16, лл. 82, об. — 83 об.).

3. В частности: 1) книга ключника Федора Степанова с декабря по 1 июня (ля. 149 — 161 об.); 2) книга Лари Койдашевского с 31 мая по 22 июня (лл. 165 об. — 169); 3) книга Гриши Губы с 24 июля по 22 августа (лл. 174 — 177 об.). Интересна запись на л. 149, относящаяся ко всем книгам московских ключников: “писан тех книг разсход в монастырских книгах в месяцех, а приплетены сие книги к сим большим книгам для объявки и для справки. И по тем московских книгам разсходу в смету не класть, потому что в сметке станет разсход вдвоя”.

4. Во всяком случае, книга раздачи денег в долг и книга сбора денег “в сошные лошеди”, несомненно, черные.

5. Эта книга начинается с середины записи 2 октября, со слов: “Да Илья же привез приходную память, да деньги привез от Обабурова” (ср. кн. № 18, л. 107 об.).

6. Эта часть неправильно пронумерована и сильно попорчена (лл. 1 и 40 вовсе отсутствуют). При публикации отрывков из этой части книги мы сохраняем прежнюю нумерацию, но восстанавливаем первоначальный порядок страниц.

7. Эта часть также попорчена (после л. 54 — пропуск, ср. кн. № 16, лл. 92 — 93).

8. На л. 90 зачеркнуто “збираны деньги по кобалам и в кобалы”, после чего приписано: “давано в кобалы деньги”.

9. Эта книга служит непосредственным продолжением книги сбора и расхода “крестьянских” денег, помещенной в конце кн. № 16. Книга кончается на записях, помеченных последними числами июня (ср. кн. № 16, л. 43 об.). Начало записи сентября дано в двух экземплярах (ср. лл. 100 — 101 об. с лл. 102 — 102 об.). Книга сильно попорчена.

После записи 17 октября — перерыв (после л. 109). Нумерация ряда листов неверная (после л. 125 об. должен быть следующий порядок листов: лл. 128 об., 128, 127 об., 127, 126 об., 126, а далее лл. 129, 129 об. и т. д.).

10. Г. Бибикову известен был только отрывок из приходной книги за самый конец 7115 г. (вероятно, продолжение приходной книги, помещённой 8 кн. № 18).

11. С. Платонов. Очерки ло истории смуты в Московском государстве XVI— XVII вв., М., 1937, стр. 243.

12. О событиях, связанных с осадой Ельца, см. А. Н. Попов. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографии русской редакции, М., 1869, стр. 332; ПСРЛ, т. XIV, ч. I, стр. 71; СГГиД, т. И, № 149; Чтения в О. И. и Др. Р., 1907, “и. II, стр. 8 — 9, 42; Исаак Мааса. Краткое известие о Московии в начале XVII в., М., 1937, стр. 154.

13. Прих.-расх. кн., № 16, л. 229.

14. Прих.-расх. кн. № 15, л. 133.

15. Прих.-расх. кн. № 16, лл. 240 об. — 241 об.

16. Прих.-расх. кн. № 15, л. 175 об.

17. Прих.-расх. кн. № 16, л. 241 об. Ср. сообщение разрядных книг, опубликованных С. Белокуровым: “А с Ливен Михайло Борисович Шеин утек душою да телом, а животы ево и дворянские пограбили” (“Чтения”, 1907, кн. II, стр. 8).

18. Прих.-расх. кн. № 18, л. 109.

19. ААЭ, т; II, № 58. В разрядных книгах говорится, что осенью Василий Иванович Шуйский “под Волок послал против смольяя же другою дорогою околничего Ивана Федоровича Крюка Колычева” (“Чтения”, 1907, кн. 2, стр. 10, ср. стр. 43).

20. Истор. архив, т. I, стр. 6.

21. Прих.-расх. кн. № 18, л. 27 об.

22. Там же, лл. 111 об. — 112 об., 116 об.

23. Там же, л. 30.

24. Там же, л. 30 об.

25. По данным Мартина Бера, Болотников выдержал осаду в Калуге с 30 декабря 1606 г. по 3 мая 1607 г. (Н. Г. Устрялов, Сказания современников о Дмитрие Самозванце, ч. I, СПб., 1859, стр. 84).

26. Прих.-расх. кн. № 16, лл. 229 — 243; кн. № 18, лл. 2 — 39.

27. Прих.-расх. кн. № 18, л. 38.

28. Там же, л. 172 об. Тула была взята 10 октября 1607 г. (ААЭ, т. II, стр.163).