Библиотека сайта  XIII век

"Мнение" тайного советника Василия Татищева

В 40-50-е годы XVIII века правительству подавались записки и проекты, направленные на умножение доходов казны и укрепление мощи Российского государства. Выразителем общественных идей стало первое поколение русской интеллигенции в лице князя Б.Г.Юсупова, графа П.И.Шувалова, В.Н.Татищева и других. Они доказывали необходимость дальнейшей перестройки управления, принятия мер, способствующих развитию торговли и промышленности, выработке продуманной социально-этнической политики.

Публикуемый документ представляет собой одну из записок-предложений, составленной известным государственным деятелем, человеком разносторонних интересов — тайным советником Василием Никитичем Татищевым (1686-1750) 1. В 1741 году имевший богатый опыт административной службы в "инородческих" регионах империи В.Татищев получил назначение на должность губернатора в Астрахань. Под его управление была передана огромная территория, граничившая на западе с землей донских казаков, на востоке охватывавшая течение р.Урал, на юге омывавшаяся водами Каспийского моря и доходившая до Кавказских гор, на севере начинавшаяся с района Саратова.

Положение дел в губернии было крайне запущенным. Поля не обрабатывались, частые засухи уменьшали и без того скудные сборы хлебов. Торговля резко сократилась. Бесчисленные поборы на содержание армии, на крымские и другие военные экспедиции, мобилизация на работы по строительству крепостей, городов, каналов, мостов, дорог, подводная, подорожная, постойная, рекрутская повинности — все это привело к разорению населения. Сложилось так, что власть губернатора распространялась лишь на близлежащие к Астрахани районы. Ясачные люди 2 фактически были отданы на откуп служилым людям и старостам еще во второй половине XVI века. Реформы Петра I в социальной сфере лишь [36] усилили их несвободу и привели к расцвету беззакония, произвола и притеснений со стороны старшин и чиновников. Единственным спасением в этих условиях был побег. Астраханские татары убегали целыми семьями, преимущественно в Крым и на Кубань. Справедливости ради следует отметить, что побег податного населения являлся особенностью не только рассматриваемого региона: коллективное бегство крестьян и посадских людей в первой половине XVIII века стало отличительной чертой времени в масштабах всей страны.

Правительствам после Петра было не до глубокого анализа состояния губерний, тем более окраинных. Они предпочитали не вникать в сложившуюся ситуацию. Их больше волновал дефицит бюджета, а не причины, породившие это явление. Ярчайшим примером бессилия и умышленного "неведения" властей является манифест 1752 года, списавший 2,5 миллионов недоимок за 1742-1747 годы и одновременно объявивший о достижении государством благосостояния, не имеющего аналогов в прошлом.

Приступив к исполнению своих должностных обязанностей, поборник казенного интереса и "правового государства" В.Н.Татищев изучил конъюнктуру и свои размышления о восстановлении нормального хозяйственного функционирования Астраханского региона изложил в целом ряде проектов. Данная записка, по-видимому, была последней из их числа. Основанием для такого предположения служит датирование ее 11 ноября 1745 года. Как известно, 17 ноября того же года Татищев покинул Астрахань, вследствие увольнения из-за обострившихся прежних разногласий с наместником калмыцких улусов Дондук-пашой. Остаток жизни он посвятил работе над "Историей России", материал для которой стал собирать еще с 1719 года, и почти до смертного часа находился под следствием.

Текст "Мнения" в структурном отношении делится на три части: преамбулу, сведенный в шесть пунктов краткий экскурс в прошлое и настоящее "юртовых" или домовных татар и, наконец, изложение неотложных мер по организации, управлению и судопроизводству данной группы государственных крестьян, состоящее из семи пунктов.

Основное содержание документа сводится к доказательству тезиса о необходимости пресечения возросшей эмиграции астраханских табунных людей за границу. Стремясь обратить внимание власть предержащих на указанную проблему, Татищев рисует, действительно, удручающую картину. Если на рубеже XVI-XVII веков ясак собирался с 25 тысяч луков 2, то в период генеральной ревизии 1715 года было зарегистрировано лишь 12 тысяч луков. Убыль юртовых людей приняла угрожающий характер и к началу 40-х годов XVIII столетия их численность сократилась до двух тысяч, а затем и до менее чем одна тысяча котлов 4.

Вполне закономерно, что автора записки беспокоила не участь налогоплательщиков. Он исходил из потребности сохранения людских ресурсов ради обеспечения безопасности южных рубежей и прибыли казны. Это обстоятельство предопределило закрепостительно-полицейский характер его предложений. Так, один из путей пополнения тяглого контингента составитель видел в расследовании социального происхождения лиц, оказавшихся в феодальной зависимости от мурз. В случае подтверждения принадлежности такого человека в прошлом к ясачной группе населения его следовало отнести к разряду государственных крестьян. В качестве же профилактики побегов предлагалось произвести описание земли астраханских табунных татар до самого моря, осуществив распределение ее между табунами по уравнительному принципу. Результаты деятельности писцов автор советует оформить в виде писцовых книг, ибо документально оформленное прикрепление к земле облегчало задачу контроля за подданными. Ответственность за побег податных людей, согласно Татищеву, следовало возложить на выборных людей — табунных голов, сотников, пятидесятников и десятников. При этом данный "управленческий" слой рекомендовано было [37] заинтересовать материально, определив денежное жалованье.

Текст документа публикуется по фотокопии, любезно предоставленной Государственным архивом Астраханской области. Все языковые особенности источника сохранены, знаки препинания расставлены по правилам современного синтаксиса.


Комментарии

1. О жизни и деятельности В.Н.Татищева см.: Кузьмин А.Г. Татищев. М., 1981; Шакинко И.М. Татищев. М., 1987.

2. Ясачные люди — термин, употреблявшийся в Российском государстве XVI-XVIII вв. в отношении населения Поволжья, Приуралья и Сибири, вносившего в казну сочетающий в себе элементы феодальной ренты и государственного налога ясак.

3. Луки — единица податного обложения неземледельческого населения XVI-XVII вв.

4. Котлы — по всей видимости, местная единица обложения, заменявшая в какой-то мере понятие "двор".

Текст воспроизведен по изданию: Мустафина Д. "Мнение" тайного советника Василия Татищева // Эхо веков. № 1/2, 1996.

© текст - Мустафина Д. 1996
© сетевая версия - Тhietmar. 2005
© OCR - Давыденко В. 2005
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Эхо веков 1996.