Комментарии

1. Великий везир Коджа Синан-паша был садразамом при султанах Мехмеде III и Мураде III. Не следует его смешивать с его тезкой, который также носил прозвище Коджа и занимал пост везира во время правления Мехмеда II Завоевателя (см. Fr. Babinger, Sinan pasha, — «Enzyklopaedie des Islam», Bd IV, p. 463).

2. Цитируемые ниже авторы (Бабингер, йорга, Гаммер) родным селом Коджи Синан-паши считают Тополяни, Дебырско. Венецианский же посланник в Порте Матео Цане указывал г. Делвино (см. Е. Alberi, Relazioni degli ambasciatori veneti al senato. Raccolte, annotate et edite da..., ser. III, vol. III, p. 420).

3. Биографические данные о Синан-паше почерпнуты из следующих источников: J. v. Hammer, Geschichte des Osmanischen Reiches, Bd IV, Pest, 1789; N. Jorga, Ges- chichte des Osmanischen Reiches, Bd III, Gotha, 1910; Fr. Babinger, Sinan pasha; M. Guboglu, Paleografia si diplomatlca turco-osmana, Bucuresti, 1958; X. Калешки и М. Мехмедовски, Три вакуфнами на Качаникли Мехмед паша, Ckonje, 1958.

4. N. Jorga, Geschichte des Osmanischen Relches, S. 170.

5. J. v. Hammer, Geschichte des Osmanischen Reiches, S. 198.

6. Fr. Babinger, Sinan pasha, S. 464.

7. M. Guboglu, Paleografia si diplomatica turco-osmana, p. 97.

8. Fr. Babinger, Sinan pasha, S. 464.

9. Губоглу и для его правления указывает срок в два года (1590—1592 гг.), но, приняв во внимание допущенную румынским ученым ошибку, следует периодом прав ления Ферхад-паши считать 1591—1592 г. Согласно публикуемому нами реестру хас- сов великого везира, Ферхад-паша был у власти со 2 августа 1591 г до 4 августа 1592 г. Губоглу отмечает как начало правления Сиавуш-паши, сменившего Ферхад- пашу, апрель 1592 г., в то время как Гаммер (см. J. v. Hammer, Geschichte des Os manischen Reiches, S. 198) и йорга (см. N. Jorga, Geschichte des Osmanischen Reiches, S. 291) называют март того же года. Следовательно, в данном случае публикуемая опись подтверждает скорее датировку Губоглу, нежели датировку Гаммера и Йорги (М. Guboglu, Paleografia si diplomatica turco-osmana, p. 97),

10. Только с 1588 до 1592 г. было три таких восстания (J. v. Hammer, Geschichte des Osmanischen Reiches, S. 198).

11. Ibid., S. 243.

12. Ibid., S. 256; см. также: X. Калешки и М. Мехмедовски, Три вакуфнами на Качаникли Мехмед паша, стр. 28.

13.Калешки и Мехмедовски ошибочно указывают дату смерти Синан-паши 3 марта 1594 г. («Три вакуфнами на Качаникли Мехмед паша», стр. 28).

14. Диц подробно перечисляет сказочное состояние Коджи Синана, явно приме шивая в свое описание легендарные элементы (Н. F. v. Diez, Denkwuerdigkeiten von Asien, Bd I, Berlin, 1811, S. 101—103).

15. Ibid., S. 102

16. E Alberi, Relazioni degli ambasciatori veneti al senato..., ser. III, pp. 349—350.

17. Х. Калешки и М. Мехмедовски, Три вакуфнами на Качаникли Мехмед паша.

18. Сведения о биографии Качаникли Мехмед-паши почерпнуты из работы Калешкого и Мехмедовского («Три вакуфнами на Качаникли Мехмед паша», стр. 5—8).

19. J. v. Hammer, Geschichte des Osmanischen Reiches, S. 243.

20. А. С. Тверитинова, Восстание Кара Языджи—Дели Хасана в Турции, М.—Л., 1946, стр. 58 и сл.

21. Там же, стр. 57.

22. Н. W. Duda, Balkanturkische Studien, Wien, 1949, S. 39—40.

23. X. Калешки и М. Мехмедовски, Три вакуфнами на Качаникли Мехмед паша, стр. 7.

24. В. Мутафчиева, Към въпроса за сьстава и облика за османската феодална класа през XV—XVI в., — «Исторически преглед», год XVII, кн. 6, стр. 34 и сл.

25. X. Калешки и М. Мехмедовски, Три вакуфнами на Качаникли Мехмед паша, стр. 3 и сл.

26. Там же, стр. 73.

27. Там же, стр. 39, 59.

28.Значительную часть вакфа представлял денежный капитал, достигавший 1600 тыс. акче (там же, стр. 25, 72). Он был завещан с прямым указанием отдавать его в рост из 10% (там же, стр. 47).