Комментарии

151 Воевода (румынск. voievod) — правящий господарь. Слово это славянское. В Османской империи так именовались некоторые управители отдельных областей и военачальники.

152 Петру III Младшему (1559—1568).

153 Султаном Сулейманом Кануни (1520—1566).

154 Мирча Чобанул (1545—1554, 1558—1559).

155 Мюд — мера сыпучих тел разной емкости. Если считать по 20 стамбульских киле, мюд составлял около 513 кг. Следовательно, 3000 мюдов = 1540 т. В “Каталоге” М. Губоглу (vol. I, № 11, стр. 30) ошибочно говорится о “3000 киле ячменя”.

156 Сумма хараджа составляла в это время 50 000 дукатов. См. выше, стр. 241.

157 У М. Губоглу (Каталог, т. I, №  11, стр. 30) говорится о 1550 киле ячменя.

158 В переводе Каракаша —Дживаняна: “будет срочно доставлено и отправлено” (Biblioteca Acad. R. S. Romania, Doc. osmane 24a/DLXXIX).

159 Румынский порт на Нижнем Дунае.

160 Перевод выражения *** как “и отныне не прекращай своих усилий в отношении сбора зерна” (“Istoria Romaniei”, t. II, стр. 786) со ссылкой на румынские переводы, находящиеся в рукописи в институте истории им. Н, Йорги в Бухаресте, представляется нам неверным

161 Петру III Младшему (1559—1568).

162 Султаном Сулейманом Кануни.

163 Никопол — город в Болгарии. .

164 Перечень этих мест см. в док. 11.

165 Коюн эмини — интендант, ведавший заготовкой овец.

166 Кывырджик — пoрда овец с вьющейся шерстью; эрман (арман?) — не установлено (караман?).

167 У А. Рефика документ датирован 1559 г. [см.: A. Refik, On altinci asirda Istanbul hayati (1553—1591), Ikinci basim, Istanbul, 1935, стр. 80, № 5].

168 Александру IV Лэпушняну (1552—1561, 1564—1568).

169 Личность наказанного не установлена.

170 Александру IV Лэпушняну (1552—1561, 1564—1568).

171 Килия — румынский порт на Нижнем Дунае.

172 10 (молдавских) киле — около 2566 кг. Киле — мера веса разной емкости в зависимости от страны, города, времени, а также вида зерновых. Так, стамбульский киле для зерновых составлял от 18 до 22 окка, т. е. от 23,094 до 28,226 кг, валашский киле — 400 окка, т. е. 513 кг, молдавский киле — 220 окка, т.е. 256,6кг, браилский киле—9 стамбульских киле, балчикский киле — 3 стамбульских киле и т. д. (М. Г у бог л у, Каталог, т. I, стр. 610); сараевский киле составлял обычно 66 окка, а в 1530 г.—50 окка (см.: “Kanuni i kanunname”, Sarajevo, 1957, стр. 34, стр. 41, прим. 2). Киле пшеницы —21—22 окка (в Польше), 23—24 окка (в Крыму), 130 окка (в Диярбекире). Киле муки — 20 окка, киле риса—10 окка и 10 г (см.: М. Г у бог л у, Каталог, т. I, стр. 610). В 1553 г. киле ячменя в Стамбуле — 22,25 кг {см.: W. Hinz, Lebsnsmittelpreise im mittelalterlichen vorderen Orient,— “Die Welt des Orients”, Gottingen, Bd II, H. 1, Oktober 1954, стр. 58). Хотя в наших документах нигде не уточняется, о каких именно киле идет в них речь, мы предполагаем, что обычно это стамбульские киле. Основанием для этого служит прежде всего тот факт, что мы имеем здесь дело с большим количеством, часто до 100000 киле. Если вычислять не по стамбульским киле (100000 киле=2225 т), а по местным, то из расчета валашских киле это составляло бы 51 300 т, а из расчета молдавских киле — 25 560 т, что было бы чрезмерным для того и другого княжества. Обращает на себя внимание также и тот факт, что и для Валахии, и для Молдавии при наличии в них разных размеров киле определено доставлять равное количество зерновых (ячменя) — по 100000 киле. На наш взгляд, это также свидетельствует об употреблении единой стамбульской меры в том и другом случае. Поэтому везде, где говорится о 100 000 киле (или 80 000+20 000, 50000+50000), мы подразумеваем 100000 именно стамбульских киле. Лишь в документе 5, где речь идет о небольшом количестве ячменя (10 киле), думается, что имеются в виду молдавские киле, так как корабль, не вмещающий 10 стамбульских киле (т. е. 222,5 кг), вряд ли возможен для флота Лэпушняну. 10 молдавских киле равны 2566 кг — этот груз кажется более соответствующим такому кораблю. Однакo следует строго оговориться, что, до тех пор пока не будут установлены точные данные относительно размера киле, употреблявшегося в отношениях между Стамбулом и Румынскими княжествами, все наши вычисления остаются предположительными и ориентировочными. Между тем решение вопроса о размере киле имеет важное значение и для установления точных цен. Так, мы узнаем, что османские власти платили за каждый киле молдавского ячменя по 6 акче (см. док. 9). Но что это значит: 6 акче за 22,25 кг (стамбульский киле) или за 256,6 кг (молдавский киле)? Как видим, разница большая (почти в 10 раз), следовательно, в каждом случае и выводы должны быть другие.

173 Т. е. по приведенным выше расчетам, 1112,5 т.

174 В Белграде содержался значительный гарнизон турецкого войска, снабжение которого всегда было важной заботой Стамбула.

175 Александру IV Лэпушняну (1552—1561, 1564—1558).

176 Повидимому, речь идет о 1552 г.

177 М. Губоглу (“Каталог”, т. II, стр. 41, № 117) перевел выражение *** “чтобы продавали потом и овец”.

178 Петру III Младшему (1559—1568).

179 Т. е. 24 мая 1566 г. (см.: М. Губоглу, Каталог, т. I, стр. 36, № 45).

180 Из расчета стамбульского киле (=22,25 кг) это составляло около 2225 т.

181 Сдача гребцов, как видно из док. 8, могла быть заменена денежнойсуммой.

182 Т. е. к Видину и Никополу (см.: М. Губоглу, Каталог, т. I, стр. 35, № 39 и 42). Продовольствие доставлялось турецким войскам, воевавшим в это время а Венгрии (осада Сегедина).

183 Петру III Младшему (1559—1568).

184 Александру IV Лэпушняну (1552—1561, 1564—1568).

185 Т. е. около 2225 т.

186 Т. е. около 1780 т.

187 Т. е. около 445 т.

188 Семендере — серб. Смедерево.

189 Дефтердар — чиновник государственного фиска.

190 Богдану IV (1568—1572).

191 Александру IV Лэпушняну (1552—1561, 1564—1568).

192 Перечисленные города и населенные пункты находятся на территории Восточной Болгарии.

193 Населенные пункты в Европейской Турции.

194 Богдану IV (1568—1572).

195 Румынское имя Zbierea (на славянском языке Збiжрь — “великий дворник земли долнъи”, т. е. Южной Молдавии). CM.:Gh. Ghibanescu, Isplsoare si zapise. Documente slavoromane, vol. I, p. Ia (1400—1600), Jasi, 1906, стр. 122—125, 126—129, 130—139. Судя по этим документам, где имя Зберя встречается непосредственно после братавоеводы, это был в то время первый боярин Молдавии.

196 Крачюн (в славянских документах Крачюн), судя по тем же документам,— второй боярин Молдавии (“великий дворник земли горнъи”, т. е. Северной Молдавии).

197 Александру II Мирче (1568—1577).

198 Будущий султан Мурад III (1574—1595).

199 Рахтеван или Рухтеван.

200 Из этой длинной фразы узнаем, что лошади будут куплены для принца Мурада. М. Губоглу (“Каталог”, т. I, стр. 41, № 76) пишет, что речь идет о “лошадях, купленных для принца Мехмеда”. Между тем в документе ясно сказано, что для сына Мурада, Мехмеда, были приобретены лишь 50 лошадей, в то время как. для самого Мурада —100 лошадей и подарок в 100 000 акче.

201 Петру III Младший (1559—1568).

202 Эта сумма равна цене 50—100 лошадей, так как одна лошадь в то время стоила от 1000 до 2000 акче (см.: L. Lehr, Соmегtul. Romanesti si Moldovei, стр. 240).

203 Александру II Мирче (1568—1577).

204 Т. е. самого воеводу и его приближенных.