№ 105

1649 г. августа 15. Письмо польского короля Яна Казимира крымскому хану Ислам Гирею с предложением дружбы

Главный архив древних актов в Варшаве, Книги посольств, № 35. Копия.

От наияснейшего великого господаря Яна Казимира, милостью божьею короля польского, великого князя литовского, русского, прусского, мазовецкого, жмудского, инфлянского, киевского, Волынского, подляского, смоленского, черниговского, а также шведского, готского, вандальского наследственного короля. Великой орды вольному царю Ислам Гирею, черкасскому, ногайскому, петиорскому, шемскому, перекопскому хану, другу и брату нашему приветствие.

Имею сведения, что ты помнишь благодеяния наияснейшего Владислава четвертого, короля польского, государя брата нашего (который в бозе почивает), что довольно милостиво с тобой поступал, оказывал различные благодеяния и, наконец, жизнь и свободу подарил, благодаря которой ты и государства этого достиг 76. Удивляемся, что, помня об этих благодеяниях наияснейшего Владислава четвертого, короля польского, государя брата нашего, ты присоединился к этому нашему бунтовщику и пошел в наступление на наше войско [тогда], когда мы идем усмирять владения русские.

И хотя господь бог сегодня тебя не благословил 77, как и надеемся, что и в дальнейшем не будет благословлять, однако мы хотим обратиться с нашей дружбой и напомнить тебе о благодеянии брата нашего.

На это время предлагаем тебе нашу дружбу и ее взаимно желаем 78.

Дан в лагере под Зборовом, 15 месяца августа года от рождения спасителя нашего Исуса Христа 1649, царствования королевств наших — польского первого, шведского второго года.


Комментарии

76. Ислам-Гирей, будучи царевичем, попал в плен к полякам и был отпущен королем Владиславом IV.

77. Здесь имеется в виду тот факт, что 15 августа г. Зборов остался в руках поляков. Однако в тот день поляки понесли сильнейший урон в людях и материальной части и были фактически окружены украинскими войсками.

78. Нет сомнения в том, что письмо Яна Казимира хану стилизовано. На самом деле в письме, кроме фразы «на это время предлагаем тебе нашу дружбу и ее взаимно желаем», имелось еще обещание уплатить упоминки за все прошлые годы. Именно это обещание крымский хан с «варварской грубостью» назвал «единственным определенным словом» в письме Яна Казимира.