№ 157

1651 г. мая 6. Универсал польского короля Яна Казимира, предписывающий принять меры для укрепления охраны г. Кракова и др. городов в связи с возможностью вступления в Польшу украинских войск

Matertaly do powsiania Kostki Napierskiego 1651 r., стр. 1012, № 6.

Ян Казимир и проч.

Всем вообще и каждому в отдельности, кому об этом надлежит знать, а именно: гродским, наивысшим краковским урядам, бурграфам, бурмистрам, райцам, поспольству и др. людям разного происхождения в замке и в городе Кракове, а также Казимеже, Стродоме, Клепаже и прилегающих к ним предместьям, объявляем проживающим под любой юрисдикцией людям, что выступаем против неприятеля, наступающего на Польскую Корону и объявляем в третий раз всему рыцарству, чтобы спешили за нами с ополчением. Не забываем, однако, замка и столичного города Кракова, где сложены не только королевские регалии, но и прах покровителей Польши и святых наших предков, самое дорогое сокровище нашей отчизны.

Поручаем его усердию верного слуги божьего краковского епископа кс. Петра Гембицкого, который по врожденной любви к родине и привязанности к этим местам и своей кафедре, набрал за свой счет некоторое количество людей для защиты этих мест. Ввиду всего этого, города и замок должны быть обеспечены порохом, снарядами и всякой амуницией. Кроме того, чтобы не только хозяева домов были готовы с оружием в руках и арматами к обороне, но коморники, ремесленная и купеческая челядь как из Кракова, Казимежа, Страдоми и Клепажа, так и из других мест округи, невзирая на их звание и юрисдикцию. Евреи, которые имеют наемные дома и лавки в городе Кракове и Казимеже, также приготовят людей, способных к обороне, и сами станут на защиту своего города.

Для общего дела должны быть выставлены хорошо снаряженные солдаты от каждого шляхетского дома, те, кто ввиду опасности, вызванной междуцарствием, переедет в Краков, также внесут свою долю. Поскольку люди, лишенные продовольствия и пороха, не годятся к обороне, строго напоминаем, чтобы каждый хозяин для себя и своей челяди припас пищу и порох на полгода, чтобы не кормиться за счет других. То же сделают и те, которые будут съезжаться в город, и те, которые от дома выставляют слугу с мушкетом. Присматривать за всем и проверять продовольствие будут замковый и гродский уряды с помощью служащих.

Наконец, чтобы это место имело надлежащую защиту, использовали мы божьего слугу кс. краковского епископа, написав ему о том, чтобы он, сговорившись с названными урядами, обсудил с умелым инженером сооружение необходимого окопа — как его рыть и по сколько людей с дома брать для этого дела. Не сомневаемся в том, что в [409] деле охраны и защиты охотно будет содействовать ради общей безопасности все духовенство, призванное слугой божьим кс. краковским епископом. Они будут сноситься или с ним, или с тем, кому он, опираясь на нашу королевскую власть, поручит дело. Ему должны быть во всем послушны все названные уряды. Он имеет право принимать необходимые меры в отношении своевольных и гулящих людей, закрывать подвальные помещения и делать все, что найдет нужным ради охраны тех мест.

Этот наш универсал приказываем замковому и гродскому урядам размножить, чтобы как можно быстрее довести его содержание до сведения мещан и поспольства г. Кракова, а также других близких городов, в чем, для достоверности, подписываемся собственноручно под этим универсалом, приказав приложить коронную печать.

Дан в Люблине 6 мая 1651 божьего года