№ 82

1649 г. мая 28. Письмо доверенного лица сенатору Речи Посполитой с сообщением о предпринимаемых польским правительством мерах по мобилизации сил для борьбы против украинских повстанцев

Государственный воеводский архив в Гданьске, шифр 300.29/133, лл. 229229 об. Копия.

Копия письма доверенного лица сенатору от 28 мая из Варшавы

Передавая мое неизменное почтение в. м. м. м. п., сообщаю в. м. м. п., что сюда поступают с каждым днем все более страшные сведения о казацкой [боевой] готовности и о том, что они уже со своим войском подступили под Белую Церковь.

Пишет п. воевода киевский, что он уже совсем потерял надежду достичь мира и окончания дела комиссией, ибо и п. Смяровского [Хмельницкий] задержал, чтобы усыпить нашу бдительность и чтобы он тем легче мог добиваться своей цели.

П. [каштелян] белзский писал сюда е. к. м., желая знать мнение е. м. о том, где расположить лагерь. Второй вопрос, как организовать снабжение войска. Третий — не разрешит ли им е. к. м. беспокоить противника боевыми охранениями и разъездами. Четвертый пункт этого же письма, чтобы войско литовское, зайдя в тыл противника, саблей и огнем уничтожало местности, охваченные бунтом. Пятое, чтобы [221] воеводства Подольское, Брацлавское, Русское, Волынское выставили ополчение и помешали сосредоточиться своевольникам-крестьянам.

По этому поводу заседали их мм. пп. сенаторы с к. е. м. в сенатском совете. Решено передать это на полное усмотрение [каштеляна] белзского, а лагерь расположить между Константиновой и Горынью и вести бой хорошо, как только представится счастливый случай.

Что касается войска литовского и уничтожения других повстанцев, то этот пункт оставлен для дальнейшего обсуждения. Что же касается ополчения, то мы пишем универсалы в воеводство Подольское, чтобы оно сосредоточилось под Каменцем.

О других [воеводствах] еще ничего не поставлено.

Пишет п. коронный подчаший, что если бы даже на настоящей конвокации их мм. возражали против ополчения, то е. к. м. должен его оставить в своих руках, так как без него не надеется на то, что мы могли удержаться, так как более скорых подкреплений ждать неоткуда.

Некоторые пишут, что по-видимому и турецкие войска приближаются к Днестру и переправляют пушки неизвестно в каком месте. А другие толкуют так, что к ним присоединилось казачество.

Нашего войска насчитывается всего лишь 6 или 7 тысяч, так как из тех, которые должны быть уже в сборе, одни только еще собираются, а другие даже и не думают [собираться].

По воеводствам задерживают выплату денег и не выдают их хоругвям, хотя имеются казенные ассигнования. Часть или же половина литовского войска должна подойти и соединиться с нашим. Мы же здесь в веселом настроении и с хорошими надеждами.

Экипаж курляндского князя отсылается сегодня с его послами. На этом экипаже е. м. п. канцлер едет в королевский дворец, хотя он и не совсем в добром здоровье, так как перенес в течение трети года несколько приступов болезни.

Ставя в. м. м. м. пана об этом в известность и отдавая себя вашему вниманию, [прошу] приказать передать это сообщение весьма срочно.