№ 99

1649 г. июля (вторая половина). Письмо из польского королевского лагеря под Красноставом с сообщением о тяжелом положении польских войск, осажденных украинскими войсками в Збараже

Главный архив древних актов в Варшаве, Радзивилловский архив, отдел II, кн. 14, лл. 261—262. Копия.

Второе письмо в то же время оттуда же по той же дороге

Уже третий день, как мы остановились в Красноставе (В тексте ошибочно «в Константинове»); король е. м. рад бы [идти] дальше, однако нет еще хорошего проводника и войска всего 5 тысяч, притом всадников очень мало.

Пан сокальский староста с отовсюду наспех собранными в Бродах 1000 человек хочет идти выручить, если получит на это разрешение от короля е. м.

О нашем лагере нет определенных сведений. Идут разные слухи и чего доброго самым достоверным из этих весьма недостоверных [слухов] является что-то среднее.

Позавчера распространился такой слух, что е. м. п. воевода русский ночью выступил из лагеря, взял несколько десятков казацких хоругвей и уложил около 4 тысяч трупов. Мы этому [слуху] очень [264] обрадовались. Этот же информатор сказал, что Хмельницкий, видя такое поражение своего войска, отступил назад на 4 мили.

Вчера же поступило худшее, но, вероятно, более правдивое известие, что нашим очень трудно, что мы должны выдерживать каждый день по несколько штурмов. По этому поводу слышно, что Хмельницкий, даже если бы ему пришлось две части войска потерять и остаться при одной трети, не отступит, пока не уничтожит наших. Из этих двух крайних слухов — между радостью и трауром, — заключают, что наши могут иметь продовольствия еще на несколько недель. Пороха имеют достаточно; большую часть лошадей угнали уже за лагерь отчего укрепился дух у противника.

Из всех этих имеющихся у нас сообщений нет ни одного достоверного, ибо путь из лагеря в лагерь закрыт.

Издаются последние вици, но похоже на то, что помощь [придет] по окончании войны.

Из Литвы слышно, что п. конюший литовский с 1400 людьми идет к королю е. м. и, как видно, имеет все отборное.

От п. воеводы смоленского и от п. Завиши поступило известие, что 26 июня разбили полковника Гладкого с конным отрядом в несколько тысяч, самого живым взяли и после покарали на поле 71. Здесь сообщают из Брод как достоверное, что литовские войска вырезали Киев, а другие считают, что киевские и пр.

Самое верное сообщение в этом письме это то, что наши находятся в тягчайшей опасности и сегодня поступили известия, что Хмельницкий хочет уморить наших голодом.

Король е. м. завтра будет ночевать в 4 милях от Замостья. П. Увальду переданы орудия и пехота, п. старосте ужендовскому — конница и надворная охрана, п. Турбольскому — придворный обоз, п. Любовскому — придворный суд.

Пороха не имеем, и этот один недостаток громил нас больше, чем сто камней.


Комментарии

71. Это известие ложное.