Комментарии

1. Май 591 г.

2. Hartmann (II, I, 84) полагает, что утверждение о том, что Агнелл в этом деле был на стороне лангобардов - ошибка, проистекающая из того, что Павел считал, что католический епископ Трента находился на лангобардской территории.

3. Маленький островок в Лаго д`Орта (Джансеверо), запад озера Маджоре.

4. На озере Комо.

5. С материнской стороны.

6. Хлотарем

7. Между Феррарой и Болоньей. Или это - Rhenus (Rhine)?

8. 593 г.

9. Павел, возможно, в этом ошибается. Королева Теуделинда была католичкой, но Агилульф, хотя и отличался веротерпимостью и позволил крестить своего сына, как католика, но как следует из писем Св. Григория к Св. Колумбану, так и не стал католиком сам. (Hodkin, VI, 140-144)

10. 595 г.

11. Все эти местечки позже находились в Церковном Государстве. Три их них были важными станциями на Виа Фламиния, связывавшей Рим с Равенной (Hodkin, V, 367)

12. Здесь Павел ошибается в хронологии. Поход Агилульфа против Перуджии и Рима был в 594 г., или, согласно Hodgkin (V, 369) - в 593. Мир был заключен в конце 598 г (Jacobi, 27) или, что более вероятно, в 599 (Hodgkin (V,415)).

13. В этой главе Павел дает очень краткое и недостаточно точное описание времени, насыщенного важными событиями. В 592 году Ариульф,герцог Сполето - города на дороге из Равенны в Рим, постоянно угрожал сообщению между этими двумя городами и захватил ряд местечек, принадлежавших Империи, а Арихий, герцог Беневенто, содействовал в этом Ариульфу, оказывая давление на Неаполь. Примерно в конце июля (Hodgkin, V, p.363) папа Григорий заключил сепаратный мир с Ариульфом, что вызвало большое негодование в Равенне и в Константинополе, поскольку заключение подобного мира с независимым властителем было превышением власти папы. Видимо, именно это подвигло экзарха Романа на поход, во время которого он вернул местечки, упоминаемые Павлом и которые, вероятно, находились во владениях Ариульфа. Теперь на арену выступил Агилульф, который, после взятия Перуджи, двинулся на Рим, и папа Григорий с зубчатых стен города мог видеть, как потерпевшие поражение римляне, обвязанные веревками вокруг шеи, уводятся из Кампании в рабство. Папа сделал энергичные приготовления к защите города, но штурма не последовало. Один из ранних летописцев, известный под именем Копенгагенского Продолжателя Проспера, говорит, что Агилульф отказался от осады потому, что его смягчили мольбы Григория. Это утверждение сомнительно (Hodgkin, V, 372), возможно, были и другие причины, которые могли привести к его возвращению - лихорадка, мятеж, неприступность крепости или же восстание лангобардских герцогов. Но папа сразу же стал работать над установлением мира между Агилульфом и Империей. Император Маврикий и экзарх Роман выдвинули на этом пути много препятствий, и этот мир был заключен только после смерти Романа, когда ему наследовал Каллиник.

14. Утверждается, что это письмо написано в декабре 598 г. (Hodgkin, V,419, примеч.), хотя это и было еще до того, как мир был заключен окончательно. Возможно, в это время завершились предварительные переговоры.

15. Так звались короли авар или гуннов и здесь может обозначать соответствующего правителя, но также, возможно, что под этим титулом скрывается некий вождь славян.

16. «Bubalus» возможно, обозначает буйволов, но возможно и африканских оленей или антилоп.

17. 593 г.

18. В какое-то время между 593 и 600 г. (Hodgkin, V, 422, прим.3)

19. В 596 или 597 г.

20. Его правильное имя - Каллиник (Hodgkin, V, 410)

21. Это был тот самый мир, относительно которого Григорий написал вышеприведенные письма Теуделинде и Агилульфу. Этот мир был сроком всего на 2 года (Hodgkin, V, 418, 420, 428)

22. Фаруальд умер около 591 г. (Waitz). Его имя произносилось также как Фароальд (Faroald)

23. Город в Пицене, на восточной стороне Апеннин, около границы с Умбрией.

24. Возможно, кампания Ариульфа включала в себя и осаду Рима, имевшую место незадолго до этого - в 592 г., и закончившуюся частным миром между папой Григорием и лангобардским герцогом, благодаря благоговению, возникшему в сердце Ариульфа при личной встрече с понтификом. Именно за этот мир папа получил резкие упреки Константинополя (Hodgkin, VI,93) и, возможно, это и послужило поводом для действий римлян против городов, занятых лангобардами (см. выше, гл.8).

25. Hodgkin полагает (V, 365, прим.3), что это, возможно, ошибка, так как Сальвин (или Сабин) был святым патроном не Сполето, но Камерино.

26. Ариульф умер в 601 г., спустя 10 лет после своего восшествия на герцогство. И видимо, у короля Агилульфа были короткие руки, чтобы решить вопрос о приемнике, поскольку он был разрешен только битвой между двумя сыновьями Фароальда. Теуделапий удерживал герцогство Сполето более полувека (601-653 гг.), В течении этого срока в Павии сменилось четыре короля (Hodgkin, VI,95-96).

27. Это нападение на самом деле произошло в 589 г., а не в 601 - году смерти Ариульфа (Jacobi, 25-26). Некоторые историки относят дату еще раньше - к 582 г.

28. Полностью пророчество было таково (см. «Диалоги Григория Великого», II, гл.17): «Весь этот монастырь, который я построил, и все вещи, которые я подготовил для братьев, судом Всемогущего Бога, предназначены небесам. Мне с трудом удалось и т.д.»

29. 591 г. Он распространил свои грабежи далеко вглубь Апулии, Лукании и Калабрии, действуя, очевидно, независимо от лангобардского королевства северной Италии (Hodgkin, VI,73)

30. Арихий, как следует из письма Григория Великого (Письма, II,46), был герцогом в 591 г. Как мог Гримоальд, сын Гизульфа, который был еще маленьким мальчиком во время аварского нашествия в 610 г. (см. ниже, гл. 37) быть одним из его воспитанников до 591г ? Даже старшие братья Гримоальда, Тасо (Taso) и Какко (Cacco) были еще достаточно молоды для того, чтобы даже для старшего из них экзарх мог становиться приемным отцом около 612 г.. Едва ли они могли быть рождены до 585 г., за 6 лет до того, как Арихий стал герцогом Беневентума. Hodgkin полагает (VI, 74, прим.), что Арихий воспитывал детей более раннего поколения, возможно детей Гразульфа I, а впоследствии, когда Арихий принял двух молодых принцев, Радоальда (Radoald) и Гримоальда (Grimoald) при своем дворе (см. ниже, гл.39), то они, будучи сыновьями одного из его старых воспитанников, встретили хороший прием в Беневентуме. Другие комментаторы полагают, что Павел просто ошибается. Арихий в реальности действовал как независимый государь, ведя войну с Неаполем и Римом, и король Агилульф не заключал мира с императором, до тех пор, пока на это не согласился Арихий. Когда Арихий умер, король лангобардов, кажется, не принимал участия в назначении его приемника (Hodgkib, VI, 75).

31. Именно так написано в старых манускриптах, а также в письмах самого Григория.

32. «Actionarii». Это были зависимые чиновники короля, состоявшие в ранге «gastaldi» и управлявшие частыми владениями короля или (как в Беневенто и Сполето) - герцога.

33. Хотя эти кораблестроители, вероятно, были римлянами, этот случай показывает общее восприятие лангобардами ремесленных искусств завоеванных ими народов. История этих изменений подробно приводится в Hartmann, II, гл.1 (см. стр.19-23). См. также гл.22, где отмечаются изменения в одежде.

34. Утверждается, что это первое использование в источниках термина «англо-саксы»( Hodgkin, V, 154, note 4).

35. Монах из Салерно говорит, что первым, кто начал носить штаны был король Адалоальд (616-626 гг.) (Abel, прим.)

36. «Tubrugos birreos». Из толкования Hodgkin указывающего (V, 154-155), что, согласно пояснению к примечанию Waitz`a «Byrrus vestis est amphimallus villosus» (имеет ворс с обеих сторон), вытекает что «birrus» был видом водонепроницаемой одежды, набрасываемой поверх другой одежды во время дождя. Видимо, это проливает свет на этот отрывок.

37. Истрия все еще оставалась под властью Византии до 751 г. (Abel). Этот набег был, вероятно, около 601 г. (Hodgkin, V, 430, note 1).

38. Недалеко к югу от Падуи.

39. 602 г. (Hodgkin, V, 431)

40. Во время правления Маврикия в постоянном управлении тех частей Италии, которые оставались подвластными Византии, произошли радикальные изменения. Вторжение лангобардов, к которому вначале относились как к временному набегу, привело к их расселению в стране, и хотя Маврикий не оставлял надежды их изгнать, было найдено необходимым относиться к их присутствию, как к постоянному явлению. Непрерывные войны привели к возникновению специального военного органа, состоящего из главных офицеров империи, который вначале был временный, затем все время возобновлялся и, наконец, стал постоянным. Экзарх оставался личным представителем императора, со всей полнотой власти, включая право заключать временное перемирие с лангобардами., хотя и не длительный мир или союз (Hartmann, II, I, 125). Пограничные города были укреплены и в них были размещены постоянные гарнизоны, рекрутированные из местных жителей. Гражданские муниципалитеты стали преобразовываться в военные управления. Каждое крупное укрепление имело трибуна в качестве специального коменданта города, а трибуны находились под властью «магистра милитума» («magister militum») или дуки, который командовал пограничным районом и назначался экзархом. Эти чиновники постепенно занимали место прежних провинциальных гражданских губернаторов, а на смену муниципалитетам пришли военные сообщества - «нумерии» («numerus») (там же, стр.126-135). Военные чиновники начали приобретать обширные земельные владения, остаток мелких землевладельцев стал почти полностью зависимым от крупных собственников, и было положено начало тому, что впоследствии стало походить на феодальные повинности. При Фоке отношения между Италией и Константинополем весьма ослабли и наблюдалось решительное ослабление имперской власти. Торговля переживала упадок в связи с общим распадом империи, пути сообщения находились в пренебрежении. С другой стороны, все время росли настроения, чтобы придти к соглашению с лангобардами или, хотя бы, как уже бывало, к перемирию на ограниченный срок, но перемирию часто возобновляемому - такая уступка могла бы быть сделана, если император еще был не готов признать владения лангобардов (там же, стр. 198-199). Экзарх Смарагд, которого Фока послал в Италию, более сердечно, чем его предшественник сотрудничал с папой (там же, стр.200), новый император издал декрет, поддерживавший авторитет и первенство Римского Престола (см. ниже, гл.36). Активные действия были возобновлены против схизматиков Истрии и Венеции, чьи епископы теперь прибегли к непосредственной защите герцога Гизульфа Фриульского и короля Агилульфа. Схизматический епископ Иоанн был посвящен в Чивидале в качестве тамошнего патриарха, и империя утратила их поддержку (см. ниже, гл 33; Hartmann, II, I, стр.201). Впоследствии, мы даже находим их принимающими участие в спорах о короне лангобардов на стороне арианского короля Ариоальда против католика Адалоальда (там же, стр.208).

41. Если этот год относится к году смерти Маврикия, то это 602 г., если он связан с крещением Адалоальда, то тогда это происходило в 603 (Hodgkin, VI, 34)

42. Вероятно, 7 апреля 603 г. (Hodgkin, V, 430)

43. Только однажды (книга 3, гл.29) и еще один раз позже (книга 4, гл.40). Но, видимо, большая часть этой книги заимствована из его труда. Это крещение было триумфом католиков над арианами. Предшественник Агилульфа Автари запрещал лангобардским ноблям крестить своих детей как католиков (Hodgkin, V, 430).

44. См. выше гл.20.

45. 603 г. (Hodgkin, V, 432)

46. Hodgkin (V, 432) помещает ее на северном берегу По, недалеко от Пармы, что, возможно, не точно. Так, Waitz. Giansevero, стр.134, полагает, что имеется в виду замок Вултурена в верхнем углу озера Комо, при впадении Валтеллины.

47. Или как его называет Waitz - Берселло, и добавляет, что он находится недалеко от Реджо (д`Эмилия). Это был город на реке По, примерно в 10 милях от Пармы.

48. 1 апреля 605 г. Этот индикт начался 1 сентября 604 г.

49. 605 г. (Waitz)

50. Павел следует Беде, как своему источнику, и ошибается в дате. Григорий умер в марте 604 г., в седьмом индикте, а Фока начал править около конца 602 г. - в шестом индикте (Waitz).

51. «Apostolocatus»

52. 604 г. Павел должно быть ошибается в этой дате, так как папа Григорий писал в декабре 603 г. послание королеве Теуделинде, что посылает некие подарки «королю Адалоальду».

53. Теудеберт II, король Австразии.

54. Спустя несколько лет (в 607 г.) Агилульф, также как и Хлотарь Нейстрийский, и Виттерих Вестготский, вступил в союз с Теудебертом против Теудериха II Бургундского, который отверг и развелся с дочерью Виттериха. Нет никаких сведений о результатах этого союза, а в 612 г. война вспыхнула вновь. Теудерих одолел Теудеберта и предал его смерти, но что сталось с его дочерью, нареченной невестой Адалоальда, мы не знаем. Затем Теудерих обратился против Хлодвига, но внезапно умер, оставив четырех незаконнорожденных сыновей. Старшим из них был Сигиберт, и от его имени, его прабабка, старая королева Брунгильда, хотела управлять Бургундией и Австразией, но Арнульф, епископ Меца, и Пипин, один из главных ноблей, перешли на сторону Хлотаря, и в 613 г. Брунгильда и ее правнуки были схвачены. Она была привязана к дикой лошади и затоптана до смерти (Hodgkin, VI, 108-110).

55. Кантор, который обучал хористов и молодых клириков музыке и управлял пением во время службы. Иногда эта должность приобретала большое значение и была связана со значительными пребендами.

56. «Королевская баня»

57. «Старый город». Оба эти города впоследствии принадлежали церковному государству.

58. Осада этих городов, видимо, происходила в апреле 605 г., до годового перемирия, упомянутого выше (Hartmann, II, I, 197)которое начало действовать в ноябре этого года.

59. 607-610 гг. (Hartmann, II, I, 197)

60. В Хронике Патриархов Новой Аквилеи между Севером и Иоанном помещен Марциан, и утверждается, что он был в этой должности 3 года, 1 месяц и 5 дней. В остальном список соответствует данным Павла.

61. «Antistes» - применяемое не только к епископам и аббатам, но также и к приорам, а затем и к окружным свяшенникам. Андреа Дандоло, дож и хронист Венеции XIV века, говорит, что Кандидиану предшествовал Марциан (Хроника Дандоло, кн.6, гл.3)

62. «Primicerius notarioruin». Abel переводит как «главный папский нотарий».

63. Разделение патриархата произошло из-за схизмы по поводу трех статей (см. кн.3, 20 и 26). Результатом разделения стало то, что схизматики отдались в руки лангобардов. Упомянутый в тексте патриарх Иоанн жаловался Агилульфу на преследования со стороны греков и говорил, что три истрийских епископа были выдворены имперскими солдатами и были силой принуждены поддерживать единство с Кандидианом Градским. Он просил короля, чтобы теперь, когда этот ничкемный человек осужден на вечные муки, помешать назначению в Градо нового патриарха. Это, однако, не было сделано. Некоторое время спустя, некий Фортунат (Fortunatus) был сделан тамошним патриархом, и будучи душой схизмы, он захватил церковную казну и бежал на материк, где был сделан патриархом Аквилеи, и лангобардов тщетно просили вернуть эту казну. Наконец, император Ираклий послал в Градо большую сумму денег, чтобы возместить потери. (Hodgkin, V, 482, 483)

64. Или Компса - город в древнем Самниуме, на Ауфиде.

65. Павел помещает смерть Иоанна из Консии и Элевтерия на 10 или 12 лет раньше, чем это произошло на самом деле. Согласно Liber Pontificalis Элевтерий был убит в 619 г., уже после смерти Агилульфа. (Hodgkin, VI, 156)

66. Или Luciolo, который, видимо, располагался между Губбио и Кальи и, следовательно, к северу от Перуджи и к югу от Урбино.

67. Узурпация Элевтерия была одной их серии попыток, вызванных растущей слабостью империи, отделить Италию от Востока. Непосредственный приемник Смарагда, экзарх Иоанн, был убит несколькими офицерами. Его приемник Элевтерий наказал виновных в этом преступлении, а затем ввязался в безумную войну с лангобардами, с которыми затем заключил перемирие на условии ежегодной дани в 500 фунтов золота. После этого он поднял знамя восстания под лозунгом установления новой Западной империи со столицей в Риме. Он принял пурпур в Равенне и намеревался короноваться в этом городе, но изменил свои намерения и направился для коронации в Рим. Тогда он и был убит.

68. Это был первый случай непосредственных отношений между лангобардами и Константинополем. До этого перемирие несколько раз заключалось с экзархом. Упомянутые «императорские подарки», видимо, в действительностью были данью (Hartmann, II, I, 198)

69. Бонифация III (606, 607 г)

70. Бонифация IV (607-615 гг.)

71. Называемые так по цветам соперничавший партий в цирке. Вначале, колесничьи бега состояли из состязания двух колесниц с возницами, носившими белую и красную одежды. Два дополнительных цвета - светло-зеленый (prasinus) и небесно-голубой (venetus - «земля отраженная в море») были введены позже. Четыре партии вскоре получили правильную организацию, а их причудливые цвета были признаны символами четырех времен года или, согласно другой трактовке, борьба зеленого и голубого отражала борьбу между землей и небом. Это соперничество выливались в беспорядки во время цирковых представлений в позднеимператорском Риме, а позже, с удвоенной яростью, на Константинопольском ипподроме. При Анастасии зеленые перебили на торжественном празднике 3000 человек из противной партии. Голубые, которым благоволил Юстиниан I, были инициаторами больших беспорядков и насилий в столице. В 532 г. вспыхнувший из-за всеобщей ненависти мятеж, известный под название Ника, на минуту примирил обе партии. В ходе этого мятежа были разрушены многие наиважнейшие здания города, погибло около 30 тысяч человек, а власть самого Юстиниана была близка к крушению. Ипподром был на время закрыт, но когда он открылся вновь, то беспорядки возобновились, и данный текст показывает, насколько широко они были распространены еще спустя три четверти столетия после этого.

72. На самом деле это произошло позже, в 614 г., уже при Ираклии.

73. 610 г.

74. Обычно датой аварского вторжения считают 611 г., хотя некоторые считают, что оно могло быть даже в 602 г. Фока правил с 602 по 610 гг. Если смерть Севера, патриарха Аквилеи, произошла в 606 г., то аварское вторжение состоялось после этой даты, поскольку Гизульф советовался по поводу его приемника (Hodgkin, VI, 51). Предшествующие отношения лангобардов и авар были самого дружеского характера. Были договоры о союзе, совместных походах в Истрию. Франкам авары посылали предостережения, чтобы те хранили мир с лангобардами, а Агилульф предоставлял кагану корабелов для морской экспедиции против Восточной империи (см. выше. Гл.24; Hodgkin, VI, 50-51)

75. на реке Тальяменто.

76. В Карнии.

77. В Фриуле

78. Около Чивидале на дороге в Кормону (Waitz). Согласно другим, Инвилино (Abel)

79. Священное поле не идентифицировано.

80. Вергилий, Георгики, IV, 83, где это говориться о пчелах. Павел немного изменил цитату.

81. Возможно, Павел пропускает некоторые линии в своей генеалогии. Четыре поколения очень мало для времени, прошедшего после Леупхия, пришедшего в Италию вместе с Альбоином в 568г., и Павлом, который родился между 720 и 730 гг. Также примечательно, что Леупхий, уже взрослый человек в 568 г, оставляет пятерых маленьких детей во время аварского вторжения в 610 г. (Hodgkin, VI, 58)

82. Hodgkin, VI, 59 и Hartmann, II, I, 236. Долина Гайля (Gail) в Каринтии и восточном Тироле.

83. Эта церемония показывала, что тот, кто обрил бороду и подстриг волосы, достиг возраста зрелости. Аналогично, эту же церемонию провел Лиутпранд для сына Карла Мартелла (см. ниже кн.6, гл.53).

84. Фредегар (IV, 69) рассказывает историю (которая некоторыми рассматривается как вариант данной) об убийстве Тасо патрицием Исааком. Король Ариоальд предложил Исааку простить один из трех кентенариев золота, которые империя должна была ежегодно выплачивать лангобардам, если он убьет ставшего мятежником Тасо. Исаак пригласил Тасо в Равенну, вместе с отрядом воинов, которые предварительно сложили свое оружие у стен города. И когда они вошли в город, то были убиты. Дань была соответственно уменьшена. Вскоре после этого Ариоальд умер. Поскольку Ариоальд правил в 626-636 гг., а Исаак не был экзархом до 630 г., этот рассказ не соотносится с историей Павла, так как события, описанные в ней произошли на много лет раньше. Или Фредегар излагает неточную версию, или же совпадение имен - случайность, и эти истории относятся к двум разным событиям. (Hodgkin, VI, 59)

85. De Rubeis говорит, что это произошло в 616 г.

86. После смерти Секунда в 612 г. источники Павла по истории Трента становятся скудными, и мы уже мало слышим об этом герцогстве.

87. Вероятно в 615 или 616 г. (Waitz, Hodgkin, VI, 147)

88. Фредегар (гл.49) рассказывает эту историю так: Адалоальд, по совету некого Евсевия, намазал себя в бане некой мазью, и после этого не мог делать ничего, кроме того, о чем ему говорил Евсевий. И что таким образом его убедили приказать убить всех вождей и ноблей лангобардов, а после такого убийства - сдаться империи, вместе со всеми своими людьми. И что будто бы, когда он предал двенадцать человек смерти, без какой бы то ни было вины с их стороны, то остальные договорились возвести на трон Ариоальда, герцога Турина, который был женат на Гундиперге, сестре Адалоальда. И Адалоальд принял яд и умер, а Ариоальд сразу же овладел королевством. Возможно, рвение Теуделинды и Адалоальда к католической вере могло вызвать реакцию у лангобардов, которые были арианами и, возможно, они были недовольны примирительной, по отношению к империи, политикой, что было характерным для баварской династии правителей - потомства Теуделинды. Легенда о Евсевии, возможно, была отражением этого недовольства. Приемник Адалоальда определенно был арианином. Мы уже видели, (гл.34) что во времена Адалоальда экзарх Элевтерий победил и предал смерти взбунтовавшегося и захватившего Неаполь Иоанна из Компсы. После этого мятежа война с лангобардами возобновилась, и лангобардский полководец Сундрар несколько раз разбил экзарха, который в конце концов получил мир ценой ежегодной дани в 500 фунтов золота (Hodgkin, VI, 154-155). Позже мы видим, что экзарх Элевтерий пытался установить самостоятельную власть и был убит, хотя Павел ошибочно относит эти события в времени правления Агилульфа. В 625 г. папа Гонирий I обращаясь в письме к новому экзарху Исааку, говорит, что некоторые епископы по ту сторону По выдвинули некоего Петра, который видимо занимал высокую должность, но поддерживал не католика Адалоальда, а тирана Ариопальта (Ариоальда) (Hodgkin, VI, 158). Поскольку преступление епископов было слишком одиозно, то папа просил экзарха прислать их в Рим для наказания, как только Адалоальд будет восстановлен на престоле. Этот спор между Адалоальдом и Ариоальдом, видимо происходил между 624 и 626 г. (Hodgkin, VI, 160), и кажется вероятным, что Адалоальд мог найти приют у экзарха в Равенне, из чего Wiese заключает, что его смерть, возможно, произошла по приказу Исаака - тем самым тот старался избежать осложнения отношений с лангобардами. Мы не знаем, каково было в этом споре участие Теуделинды. Она умерла 22 февраля 628 г, вскоре после смерти Адалоальда (Hodgkin, VI, 160).

89. Вероятно, в 626 г.

90. Фредегар (гл.51) сообщает нам, что Гундиперга (жена Ариоальда и дочь Агилульфа и Теуделинды) однажды сказала, что Адалульф, знатный человек на королевской службе, обладает красивой внешностью. Адалульф, прослышав об этом, предположил, что должно быть она готова нарушила с ним клятву супружеской верности. Но она с презрением отвергла его домогательства, после чего он обвинил ее в том, что она имела тайное свидание с Тасо, герцогом Тосканы, и обещала тому отравить короля и возвести Тасо на трон. Из-за этого Ариоальд заключил ее в крепость. Два года спустя Хлотарь II, король франков, отправил послов к Ариоальду спросить, почему она заточена, и когда была объяснена причина, то один из послов предложил себя для судебного поединка и либо подтвердить ее виновность, или установить, что она невинна. Поединок состоялся, Адалульф был убит защитником королевы, и она была восстановлена в королевском достоинстве. (Hodgkin, VI, 161-163)

91. Вероятно до этого времени - в 612 г.

92. Св. Колумбан родился не в Шотландии, а в Ирландии около 543 г. и поступил в монастырь в Бангоре в то время, когда ирландские монастыри были центрами культуры. Спустя несколько лет он приобрел опыт, чтобы самому проповедовать евангелие, сперва в Британии, а затем - в Галлии. Сигиберт, король Австразии и муж Брунгильды, дал ему разрушенную виллу Анагратий, в которой он основал монастырь, но через некоторое время он удалился в пещеру, и столь прославился чудесами, что вокруг него собралось много учеников, и было найдено необходимым основать другой монастырь в Луксовии во владениях Гунтрама Бургундского (современные Вогезы). Около Ад Фонтанас был основан третий (Hodgkin, VI, 110,113). Позже он навлек на себя гнев Брунгильды и ее внука Теудериха Бургундского и был изгнан из королевства. При покровительстве Теудеберта Австразийского он нашел убежие в Брегенце (Bregenz) на озере Констанц, где положил конец существовавшему в окрестностях культу языческих богов. По смерти Теудеберта, которую святой предсказал, он отправился в Италию, где был хорошо принят Агилульфом и Теуделиндой. Он провел несколько месяцев при королевском дворе в Милане и имел там споры с арианскими священниками. Некий Йокунд пришел к королю Агилульфу и рассказал о прелестях монашеской жизни, предлагая для этого деревню Боббио на Требии, среди Апеннин. Колумбан удалился туда и там построил монастырь, который стал важным инструментом в деле обращения лангобардов из арианства в католичество и в деле распространения римской культуры среди этого народа (Hartmann, II,2,225). Он был человеком большой учености. Он помогал Теуделинде в ее конфликте с арианством, но при этом, он стал сторонником схизматиков в споре о Трех Главах, и Теуделинда использовала его в их защите, что он и сделал в длинном письме к папе Бонифацию IV, третьему приемнику Григория Великого. Агилульф желал покончить со схизмой, и Колумбан утверждал в своем письме, что король обещал принять католичество, если сможет быть уверенным в этом предмете. Колумбан умер в 615 г, в том же годе, что и Агилульф.

93. Hartmann (II, I, 235) полагает, что в этот срок включено и то время, когда Адалоальд возглавлял мятеж против Адалоальда. Ротари взошел на престол в 636 г. (Waitz).

94. Фредегар рассказывает, что после смерти Ариоальда, его вдову Гундипергу, также как и Теуделинду, просили выбрать его приемника. Именно ее выбор пал на Ротари, она пригласила его с тем, чтобы он развелся со своей женой и женился на ней. Он так и сделал, но впоследствии держал ее во дворце в одной маленькой комнате, тогда как сам жил со своими наложницами. После 5 лет такого заточения вмешался франкский король Хлодвиг II, и она была восстановлена в своем королевском достоинстве (Hodgkin, VI, 165-166). Эта история выглядит повторением опалы Гундиперги во время правления ее первого мужа. Кажется, что брак Ротари с Гундипергой, подобно браку Агилульфа с Теуделиндой, должен был подкрепить законность его притязаний на трон и, возможно, тот факт, что он был арианоном, а она - католичкой, и породил вышесказанную историю (Hartmann, II, I, 239-240).

95. Фредегар рассказывает (гл.71), что в начале своего правления он предал смерти многих непослушных ноблей и, что в своих усилиях по поддержанию мира он был очень строг.

96. За исключением Адалоальда, все короли лангобардов того времени были арианами, хотя их религиозные убеждения и не были очень твердыми, и вообще, они были веротерпимы (Hodgkin, VI, 144-145). Верования захватчиков приведенных Альбоином были довольно смешанными. Некоторые из них еще были пропитаны духом язычества, большинство было арианами, а сопровождавшие его в походе жители Норика и Паннонии - католиками. Обращение лангобардов в католичество стимулировалось смешанными браками с римлянками. Теуделинда, которая была католичкой, много сделала для ускорения этого процесса. Даже уже во времена Григория Великого у лангобардов были католические епископы.

97. Это сомнительно. Павел знал о некоторых арианских епископах и он, конечно, ошибочно предположил, что в тех же местах были и католические (Hartmann, II, I, 278).

98. Ср. этот рассказ с «Chronicum Gothanum»: «Ротари правил 16 лет, и при нем у лангобардов получили начало закон и право, и впервые им были даны законы в письменном виде. До этого при вынесении судебных решений руководствовались обычаем («cadarfada»), благоразумием и традициями». Эдикт Ротари был опубликован 22 ноября 643 г. Он состоял из 388 статей. Хотя он и был написан на латыни, но большая его часть - чисто лангобардского происхождения. По этому кодексу, человек, который злоумышлял против короля или дезертировал от своих командиров в бою, должен был быть предан смерти, но тех, кого обвиняли в менее тяжких преступлениях, могли решать дело поединком. Если свободный человек замыслил и осуществил убийство другого, то можно было придти к соглашению с убийцей в зависимости от ранга убитого (Hodgkin, VI, 175-179). Если кто-нибудь «поставит себя на пути» свободной женщины или девушки, или надругается над ней, то долен заплатить 900 солидов. Если кто-нибудь «поставит себя на пути» свободного человека, то он заплатить ему 20 солидов, если не нанесет ему телесных повреждений. Эти условия показывают высокое положение свободных женщин. Если кто-нибудь «поставит себя на пути» раба другого мужчины, или прислужницы, или полусвободного («aldius»), то он должен заплатить 20 солидов хозяину этого человека. Все телесные повреждения имели расценки, будь то зубы, пальцы рук, пальцы ног - все перечислены, и для каждого случая установлена фиксированная плата. Много статей относится к телесным повреждениям полусвободных или домашних рабов. Это были не равнозначные понятия и, видимо, покоренное римское население относилось к первому типу (то есть полусвободным - aldius). Еще более низким классом были рабы на полях (Hodgkin, VI, 180-189). В законах о наследовании предусматривалось наделение как законных, так и внебрачных детей, хотя последних - в меньшем объеме. Отец никогда не мог лишить сына наследства, за исключением совершения им особо тяжких преступлений. Дарения имущества совершались в присутствии даримой вещи «thing» и при наличии, по меньшей мере, нескольких свободных людей - пережиток народного права древних германцев, от которого пошло латинизированное слово «thingare» для названия подарка или пожертвования. Один из законов Ротари гласит, что если кто-нибудь желает отказать свое имущество другому, то должен сделать «дар копья» («gairething»), отнюдь не тайно, а перед свободными людьми. Лангобардские женщины всегда имели некоторую форму покровительства. Если человек совершал безнравственный поступок с женщиной рабыней, «принадлежащей народам», то должен был заплатить ее хозяину 20 солидов, если с римлянкой - то 12 солидов. Римские зависимые женщины имели меньшую ценность по сравнению с рабынями германского или какого либо другого происхождения. Это единственная в законах Ротари ссылка на римлян, как таковых. Если раб или aldius женился на лангобардской женщине, то ее родственники имели право убить или продать ее и поделить ее имущество. Никакой раб или aldius не мог обладать собственностью, иначе как с согласия своего хозяина или патрона. Рабы могли быть освобождены несколькими способами, но существовали суровые законы для преследования и возвращения беглых. В судебной процедуре преобладала практика испытания огнем и поединки. Кодекс Ротари был до крайности грубым и варварским по сравнению с законами Юстиниана, по которым население Италии жило до лангобардского нашествия. В законах Ротари права клана, столь важные в период переселения лангобардов, становились все более и более подчиненными правам государства (Hartmann, II, 2,11), права семьи все еще продолжали признаваться очень важными. Всеобщее собрание свободных людей продолжало прибавлять торжественности при свершении важным актов, таких как объявление новых законов или выборы короля., хотя теперь уже стала очевидной невозможность, как в ранние времена, собрания всех, способных носить оружие людей. Виллари (Villari (Le Invasioni Barbariche in Italia, p. 310)) полагает, что косвенное воздействие римского права на законы Ротари проявилось не только в латинсокм языке, на котором они были записаны, но и в некоторых фразах, подобных юстиниановским, и в самом их расположении по некоей системе, а также в некоторых положениях, которые, как он думает, не могут быть отнесены к германскому праву. Он добавляет, что нельзя себе представить того, чтобы лангобарды смогли разрушить существовавшую веками систему юриспрудениции, которая еще продолжала существовать среди покоренных жителей Италии в виде ряда законных отношений, неведомых их завоевателям., так что законы последних для них и не предназначались, ни того, что римское право могло бы быть уничтоженным, а впоследствии вновь возникнуть в лангобардской Италии, без какого бы то ни было упоминания в документах или хрониках ни о его исчезновении, ни о его восстановлении. Он заключает, что, хотя это официально и не признавалось, но все же допускалось жить по старым обычаям, и эти обычаи продолжали действовать в частных отношениях между покоренными жителями Италии. Это взгляд он подтверждает 204-й статьей закона Ротари, в которой говорится: «если какая-либо свободная женщина, живущая по закону лангобардов», и отсюда выводит, что были и другие, живущие не по этому закону. Кроме того, объявлялось (Hodgkin, VI, 231), что иностранцы, прибывшие, чтобы осесть на земле, должны жить по закону лангобардов, если только они не получили от короля право жить по какому-либо другому закону. Виллари также видит доказательство сохранения римского права в позднейшем лангобардском законодательстве Лиутпранда в котором предусматривалось, что если лангобард, после того как породил детей, становился клириком, то на него продолжает распространяться действие того закона, по которому он жил до того, как стал клириком. Это должно показывать, что после того, как стать монахом, отец жил по какому-то другому закону, а этот закон может быть только римским правом. Виллари, в другом месте законодательства Лиутпранда видит также и существование канонического права.

99. Ротари говорит о 76-м годе.

100. Его общение с римлянами, как и в случае с Адалоальдом, привело к безумию. Это - лангобардская идея о результатах контактов принцев их народа с римской роскошью и цивилизацией.

101. Этот фрагмент приводится в соответствии с текстом Waitz, который не является общепринятым.

102. То есть Беневентума. Это произошло в 641 г.

103. Этот фрагмент - согласно тексту Waitzа

104. Радуальд и Гримоальд были соседями славян в герцогстве Фриуля, из которого они и пришли в Беневентум.

105. 642 г. (Hartmann, II, I, 241)

106. Ротари был представителем национального - антиримского и арианского течения среди лангобардов, поэтому, мир с империей был нарушен и возобновилась война. Этим завоеванием он округлил свои владения в северной части королевства, и Нейстрия, западная часть этих владений, стала отделяться от расположенной восточнее Адды Австрии, подчинявшейся герцогам Трента и Фриуля. (Hartmann, II, I, 243)

107. Это разрушение было не полным, но 25 лет спустя, при Гримоальде, это местечко исчезло совершенно.

108. Которыми командовал экзарх Исаак.

109. Землетрясение и мор в Liber Pontificalis приходятся на 6-й индикт (617-618 гг), но Павел ошибочно относит их ко времени правленияя Ротари (636-652 г) (Jacobi, 54)

110. Михаила

111. 652 г.

112. В Модиции  или, возможно, в Тицине. (Waitz)

113. Если прав Фредегар (гл.50,51,70), то должен ошибаться Павел - раз Гундиперга была женой Ариоальда, то теперь, после смерти Ротари, ей должно быть более 50 лет (Waitz).

114. Hartmann (II, I, 274) полагает, что Павел описывает здесь историю первого заключения Гундиперги, приводимую также Фредегаром, но переносит ее на 2 десятилетия позже (см. прим. к гл 41).

115. Павел должен был написать 5 месяцев вместо 5 лет (Waitz). По-видимому, он умер около марта 653 г. (Hartmann, II, I, 275).

116. О причинах возведения на престол Ариперта, католика и члена баварской династии, дружественного к римлянам, вместо арианской и анти-римской династии Ротари сведений нет (Hartmann, II, I, 244).

117. Смерть Ираклия (641 г.) ошибочно помещена Павлом после смерти Родоальда (653 г.) и после взятия Одерцо Ротари.

118. То есть, императрица стала ее крестной матерью.

119. «Perfusus», видимо, должно означать обрызгивание, а не погружение, хотя последний способ крещения был в то время более распространен, кроме тех случаев, когда крестили умирающего

120. Этот рассказ полностью вымышлен. Хосров II хотя и хорошо относился к христианской вере, но никогда не отказывался от собственной.

121. 653-663 гг. (Hodgkin, VI, 96)

122. 661 г

123. Это первый случай раздела королевства при наследовании, если мы действительно можем вообще говорить о наследовании такого королевства как лангобардское, где принципы наследования менялись столь широко.

124. 662 г. (Hodgkin, VI, 243, Hartmann, II, I, 275)

125. Tuguriwn - закрытое занавеской место. См. DuCange. Сама купель имела крышку или покрывало, державшееся на маленьких столбиках.