Комментарии

1 "Leonis Allatii Eummikta vol. II, Coloniae Agippinae, 1653, p. 179 sq.

2 «Corpus Byzantiniae historiae. Historiae Byzantinae scriptures post Theophanem». Parisiis, 1685, p. 317 sq,

3 «Theophаtties Continuatas, Ioannes Cameniata, Sутеоп Magister, Georgius Monachus», Bonnae. 1838, p. 487 sq.—Далее сноски на сочинение Камениаты даются по этому изданию.

4 Migne, PG, vol. CIX, col. 525 sq.

5 См., например: Th. L. Fr. Tafel, De Thessalonica ejusque agro dissertatio geogrphica, Berolini, 1839; O. Tafrali, Topographie de Thessalonique. Paris, 1913; Епископ Филарет, Cв. великомученик Димитрий и солунские славяне («Чтения...», М., 1848. кн. 6), стр. 24 и сл.; А. А. Васильев, Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии, СПб., 1902; В. Н. Златарски, История на българската държава презъ средните векове, т. I, ч. 2, София, 1927; Ch. Delvoye, Salontque, seconde capitale de I'Empire byzantin., et ses monuments («Revue de l'Universite de Bruxelles», 1950, № 5), p. 391, sq . Р. А. Наследова, Ремесло и торговля Фессалоники конца IXначала Х в. по данным Иоанна Камениаты (ВВ, т. VIII), стр. 61 и cл.; Р. Л. Наследова, Македонские славяне конца IX начала Х в. по данным Иоанна Камениаты {ВВ, т. XI), стр. 82 и сл.

6 «Martini Hankii de Byzantinarium rerum scriptoribus», Lipsiae, 1677, p. 403 sq.

7 К. Krumbacher, Geschichte der bijzantinischen Literatur, 2-te Aufiage, Muenchen, 1897, S. 265—266.

8 A. Struck, Die Eroberung Thessalonihes durch die Sarazenen im Jahre 904 (BZ, Bd. XIV, Heft 1, 2, Leipzig, 1905), S. 535 sq,— Попытка извлечь и критически проанализировать исторические сведения, имеющиеся в сочинения Иоанна Камениаты, .а также дать характеристику его социального положения и мировоззрения сделал автор .настоящей статьи в кандидатской диссертации «Город Фессалоника и македонские славяне по данным Иоанна Камениаты», Ленинград, 1954 (рукопись).

9 До настоящего времени были переведены лишь отдельные незначительные отрывки из сочинения Камениаты на немецкий язык К. Дитрихом [К. Dieterich, Byzantinische Quelten zur Laender-und Voelkerkunde («Quellen und Forschungen zur Erd-und Kulturkunde», Bd V, Teil I,, 2, Leipzig, 1912), S. 109—111] и на сербский М. Райковичем (М. Pajkobuh, Joван Kaмениjaт ("Византиски извори за историjу народа Jугославиjе" т. I. Београд, 1955), стр. 265-272).

10 См. коммент., гл. 6, прим. 12.

11 Обстоятельное описание разбойничьих действий арабских пиратов в первые годы Х столетия на основе византийских и арабских источников имеется в кн.: А. А. Васильев, Византия и арабы, стр. 132 и сл.— Материалы по этому вопросу, содержащиеся в житийной литературе, собраны А. П. Рудаковым («Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии», М., 1917, стр. 163 и сл.).

12 См. коммент., гл. 24, прим. 1.

13 Помимо сочинения Камениаты, кратких сообщений византийских хронистов (Leon. Gram., p. 277, 5 — 20; Georg. Cont., p. 863,4-17; Theoph. Cont., p. 368,1-15; Ps.-Sym., p. 707,19—708,3: Cedr.., II, p. 362,16363,7) в некоторых арабских источников, указанных А. А. Васильевым (Византия и арабы, стр. 141, прим. 2), о нападении Льва Триполийского на Фессалонику сообщают, как это недавно показал А. Грегуар (Н. Gregoire, Le communique arabe sur la prise de Thessalonique (964), Byz.. XXII, 1,952, p. 373 sq.), Табари и Сибт ибн аль-Джаузи; их свидетельства о нападении Льва на Антакию (Antakiya). А. Л. Васильев (Византия и арабы, стр. 138—139) и вслед за ним некоторые другие историки [см., например, В. Н. Златарски, История..., стр. 326; М. Canard, Deux episodes des relation, diplomatiques arabo-bysantines au X-e siecle (Institut francais de Damas. «Bulletin d'etudes orientales», vol. XIII, 1951), p. 55 sq] ошибочно относили к Атталии, в то время Antakiya является искаженной формой написания слова Фесеалоника (в арабских источниках— Salunikiya, Salukiya).

14 Епископ Филарет, Св. великомученик: Димитрий..., стр. 24; М. С. Дринов, Заселение Балканского полуострова славянами («Чтения...», М., 1872, кн. 4),стр. 167.

15 Cam., p. 598,21—599,4; см. А. А. Васильев, Византия и арабы, стр, 151, прим. 3; ср. Ch. Delvoye, Satonique..., p. 417, который совершенно произвольно указывает, что Камениате удалось вернуться на родину. Об этом у нас нет никаких сведений.

16 Табари, III, р. 2254 (А. А. Васильев, Византия и арабы, ст.р. 154. прим. 3; приложение, стр. 15).

17 См.: А. А. Васильев, Византия и арабы, .стр. 155, прим. Г.—В описания этого обмена А. А. Васильев (стр. 154—155) допускает некоторые неточности. По его предположению, неожиданное прекращение обмена греками объясняется разорением Атталии и Фессалоннки, «после чего в первый момент византийское правительство решило порвать мирные переговоры». Однако более чем годичная давность нападения арабов на Фессалонику [июль 904 г.) никак не могла сыграть роль «первого момента» в действиях византийского правительства, к тому же самые переговоры об обмене пленными были начаты, как указывает А. А. Васильев, в середине 905 г., когда разорение Фессалоники было таким же свершившимся фактом, как и в сентябре. .Непонятно также замечание А. А. Васильева о том, что обмен 905 г. «был тот самый обмен, переговоры о котором была известны Льву Триполитянину; последний... обещал солунским пленникам, что они будут выкуплены и возвратятся на родину по предполагавшемуся обмену у Тарса». Но каким образом могли быть известны Льву Триполийскому летом 904 г., во время захвата Фессалоники, переговоры, начатые только в середине 905 г.? Очевидно, ему были известны переговоры по этому вопросу, происходившие между послами Льва VI и халифом аль-Муктафи в 903 г. (см.: А. А. Васильев, Византия и арабы, стр. 137).—О возможной причине прекращения обмена пленными в 905 г. ср. М. Canard, Deux episodes..., p. 55-

18 A. A. Васильев, Византия и арабы, стр. 163.

19 Cam., p. 547, 5-8. см. коммент., гл. 55, прим. 2.

20 Ibid., p. 600,4, см. там же.

21 Ibid. р. 563,17, см., там же.

22 Ibid. p. 563, см. там же, прим. 1.

23 Ibid., p, 553, 16-18

24 Ibid. р. 553,18—559,3, 562,3-7, 564,5-6.

25 На Крите была продана и золовка Камениаты (Саm., р. 590,16).

26 Третий его ребенок погиб вовремя переезда на Крит (Cam., p. 590,18).

27 Саm., р. 563, 577.

28 В Триполи умер отец Камениаты (Cam., p. 598,16); А. Штрук (А. Struck, Die Eroberung Thessalonikes..., S. 536) указывает, что младшие братья Камениаты сражались в рядах защитников Фессалоники против арабов. На это в сочинении нет, однако, ни малейшего намека; более того. Лев Триполийский, обращаясь к Камениате, его отцу и братьям, подчеркивает, что им удалось сохранить жизнь благодаря тому, что они были захвачены в плен безоружными (aoplouV — Cam., p. 5644).

29 К. Krumbacher, Geschichte der byzantinischen Literatur. S. 266.

30 Cam., p. 599,17-19.

31 Ibid., p. 493,20-496,21.

32 Ibid. p. 496,4-7 514,13-15, 546,3.

33 Ibid. p. 495,10-496,21.

34 Ibid. p. 515,2-3

35 Ibid. p. 515,20.

36 Ibid. p. 514,19 — 515,7.

37 Ibid. p. 514,16.

38 Ibid. p. 500,19-21.

39 Ibid. p. 500,13-21.

40 Ibid. p. 496,8-31; см. коммент.. гл. 6, прим. 10, 11, 12.

41 Ibid. p. 501,1-6.

42 Ibid. p. 568,16-21.

43 Ibid. p. 509,14—537,5

44 Ibid. ср. работу Ш. Дельвуа (Ch. Delvoye, Salonique..., p. 414), который произвольно, без учета времени и обстоятельств, переносит данные о политическом устройстве Фессалоники, сообщаемые источниками XIV в., на IX—Х вв.

45 Саm. р. 583,14-15, 596,3-5

46 Ibid, p. 505,1-13.

47 Ibid., p. 502,9-15, 54,3-5 557,12-20.

48 К. Krumbacher, Geschichte dpr byzantinischen Literatur, S. 265.

49 Cam., p. 490,12—491,13; cм. K. Krumbacher, Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 266.

50 Cam., p. 505,16-19, 566,3—507,9, 517,16-18, 518,12-13 и др. Такое же-объяснение постигшей Фессалонику катастрофы мы находим, в Псамафийской хронике (VE, р. 53,31) и ,у патриарх» Николая Мистика (Migne, РО, vol. CXI, col. 156С). Наказанием за грехи объясняли взятие города в 1185 г. норманнами Евстафий и в 1430 г. турками Анагност A. Struck, Die Eroberung Thessalonikes...,, S. 542).

51 Cam., p. 499,11-13. — Ty же чудодейственную силу приписывает Димитрию в гомилии, посвященной взятию Фессалоники арабами в 904 г. и Николай Мистик: «Города опустели, — говорит он, — люди наподобие скота перебиты; жены насильственно отрываются от мужей... где св. Димитрий, непобедимый союзник! Как предал ты на разрушение свой город? Как подвергся стольким несчастьям находившийся под твоею защитою город, недоступный врагам с тех пор, как солнце смотрит на него!» (Migne, PG. vol. CXI,.col. 25—26).

52 Саm. р. 487,1 — 488,3

53 Ibid., p. 503,4-10.

54 Например, у анонимного автора «Жития Фотия Фессалийского», который в не менее острой, чем у Камениаты, форме обрушивается на лживые вымыслы болтливых эллинов (o twn Ellhnwn uJloV). См.: Епископ Арсений, Похвальное слово Фотию Фессалийскому, Новгород, 1897, стр. 7—8, .21—22; ср.: К. Krumbacher, Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 266, Anm. I.

55 M. А. Шангин, Византийские политические деятели первой половины Х в. ("Византийский сборник", М.—Л., 1945), стр. 228—248.

56 Cam., р. 547,1, 549,14-16, 551,1-2, 583,7-9, 594,4-5, 595,14-596,2.

57 Ibid. p. 506,1-5, 507,8-9, 542,15-20, 549,7-14.

58 Ibid. p. 549, 16-22.

59 Ibid. p. 542,7-8, 495,17, 542,12, 542,1-2, 544,1-2..

60 Ibid. p. 505,1-13, 505,19-20.

61 Ibid. p. 516,15-16, 505,20-21.

62 Ibid p. 510, 15-17.

63 Ibid., p. 542,6-20; ср. также Cam., р. 518,12-14, 518,19—22.

64 К. Krumbacher, Geschichte der byzanitinischen. Literatur, S. 266.

65 A. Struck, Die Eroberung Thessalonikes..., S. 537.

66 Cam., p. 488,17-18 499,17-500,3 504,20-21, 505,21-22, 507,16-18, 518,14-18, 587,9—15.

67 "Умудренный искусством говорить речи" был и отец Камениаты (Cam., р. 547,12-13).

68 Cam., p. 504,5-8.

69 Ibid. p. 504,1-5.

70 Ibid. p. 489,5-8.

71 Ibid. p. 497,23— 498,2.

72 Ibid. p. 506,16 — 507,1.

73 Ibid. p. 504,13-15, 511,20-512,1; 512,5-13.

74 Ibid. p. 569,2-13.

75 К. Krumbacher, Geschichte der bysantinischen Literatur, S. 266.

76 Cam., p. 498,11-20 .

77 Strab., t. II, p. 81.—Некоторые ученые склонны считать это Показание Страбона неточным, полагая, что Терма была расположена несколько юго-восточнее Фессалоники (см., например, Lhmitsa, H Makedonia en liJoiV jJeggomenoiV kai mnhmeioV swzomenoiV, AJinai 1896 s. 403, 404, 422 ). О Тафрали (О. Tafrali, Topographie..., p. 5—7; О. Tafrali, Thessalonique..., p. 1) оставляет этот вопрос открытым.

78 Herod., р. 171—174; ср.: О. Tafrali, Thessalonique..., p. 2.

79 В некоторых местах стены, окружавшей Фессалонику c суши: и построенной в византийское время, О. Тафрали еще в начале нашего столетия обнаружил незначительные остатки стены эллинистического периода (О. Tafrali, Topographiе... p. 30, 71—72, 122). Почти полное исчезновение следов приморской стены не позволяет установить первоначальное ее происхождение. О Тафрали (О. Tafrali, Topographiе..., р. 42) и А. Штрук (A. Struck, Die Eroberung Thessalonikes..., S. Мб). специально занимавшиеся изучением стен Фессалоники, принимают сообщение Камениаты о том, что приморская стена была построена в давние времена, без какого-либо уточняющего этот вопрос комментария.

80 Migne, РО, vol. CXVI, col. 1288 А.

81 Cam., p. 579,16-17;.

82 См. В. Г. Васильевский, Хрисовул имп. Алексея I Комнина Великой Лавре св. Афанасия на Афоне (август 1084 г.) (ВВ, т. III, 1896), стр. 121.

83 Cam., p. 592,14-15.

84 Ibid., р. 488,9-11, 501,19-22, 599,15-16.

85 Ср.: К. Krumbacher, Geschichte der byzantinischen Litteratur, S. 266.

86 Cam., p 508 , 497,1— 498,6 .

87 Cam., p. 502,4-5, 489,2-4.

88 Известное композиционное и фабульное сходство между сочинением Иоанна Камениаты и письмом Феодосия, сиракузского монаха, поведавшего дьякону Льву о завоевании Сиракуз арабами в мае 880 г., объясняется, по-видимому, совпадением сюжета, принадлежностью обоих авторов к духовному сословию и тем, что в судьбе их было много общего. Как и Камениата, Феодосий попал в плен к арабам и был заключен в тюрьму (в Палермо), откуда и написал письмо Льву. Значительную часть своего повествования он. как и Камениата, посвятил описанию осады и рассказу о своей участи. (См.: К. Krumbacher, Geschichte der byzantlnischen Literatur, S. 252.)

89 Cр . напр. Cam., p. 524,2-7 и Migne, PG, vol. CXVI, col. 1329В-

90 Cam., p. 491—496.

91 Ibid., p. 537—577.