Библиотека сайта  XIII век

-15-

Утийского видно, что именно здесь, под стенами осажденного Тифлиса, поизошла встреча Ираклия с своими новыми союзниками.

1.Феофан (пер. Оболенского и Терновского. Москва, 1890, стр. 235, Л М. 6117): „Хазары, перешедши Каспийские ворота, вторглись в страну Азербайджан (следует греческий текст) под предводительством Зиевила, достоинством второго по кагане; и где они ни проходили, везде брали в плен персов, а города и села огню предавали. Царь, оставя землю лазов, соединился с ними".

2. Моисей Утийский (пер. Патканьяна, гл. XI, стр. 107): „После всего этого потоки бурной реки (т. е. несметные полчища хазар) поднялись и устремились против Иверии, окружили и осадили изнеженный, торговый, славный и великий город Тифлис.

Узнаёт о том и великий император. Собрав все войска своего могущества, он немедленно пришел к сподвижнику своему; и после взаимных даров и приношений, они весьма радовались при виде друг друга".

Относительно даты описанных в приведенных сообщениях событий, как и направления маршрута Ираклия в Тифлис, как известно, в исторических трудах имеются непримиримые разногласия. Придерживаясь указаний Феофана, часть исследователей полагает, что вышеозначенные события имели место в 626 г. 51 Однако другая часть ученых, как мне кажется, с большим правом относит эти события к 627 г. 52

Эта последняя дата устанавливается довольно точно при внимательном анализе соответствующих сообщений Моисея Утийского.

Не совсем ясен, однако, вопрос о направлении маршрута Ираклия из Егерии—Лазики в Тифлис. Обычно под Егерией—Лазикой ученые понимают область по течению реки Фасиса—Риона, т. е. Колхиду. 53 При таком толковании местоположения Лазики выяснение маршрута Ираклия из „земли лазов" в Тифлис не представляло бы трудностей. Этот путь возможно определить через нынешнюю Шорапань, Сурамский перевал и затем вдоль р. Куры.

Однако достаточно обратиться к грузинским материалам, как возникает целый ряд сомнений. Очевидно, ко второму походу Ираклия в Персию относятся следующие сообщения грузинских источников:

1. См. Н. Я. Марр, Антиох Стратиг, Пленение Иерусалима персами в 614 г. (СПб., 1909, стр. 25): „Между тем царь Ираклий поспешил набрать войско и... несметное полчище бойцов со всех сторон от многих племен и с бесчисленным множеством народностей направился через Эвксинский понт, что представляет собою обширное море на севере. С ним была жена. Когда Ираклий достиг Трапезунда, в пределах Мингрелии, жена родила сына, которого он назвал Ираклием. Оттуда Ираклий отправил послов к (тюркскому) царю с обильными подарками. Тюркский царь прекрасно принял послов Ираклия и дал обет единения, после чего Ираклий отправился в тюркскую землю".

2. Джуаншер, Краткая история Грузии (Венеция, 1884, гл. 15, стр. 96—97): „А Фоку убил Ираклий, родственник Маврикия, который, став царем греков и взяв многочисленное войско у западных тюрок, выступил для обретения животвооящего Креста. Пустившись

 

51 Н. Gelzer. Abriss der byzantinischen Kaisergeschchte, S. 948; М. И. Артамонов. Очерки древнейшей истории хазар. Л., 1936, стр. 51—58; Lebeau. Нistoire du Bas-Empire, IX, рр. 117—119 и др.

52 Ю. Кулаковский. История Византии, III, стр. 93—94; N. Н. Baynes cambridge medieval History. II, 1936, 297 sq.

53 Ю. Кулаковскии. История Византии, т. III, стр. 75.

-15-

Текст воспроизведен по изданию: Я.А.Манандян. Маршруты персидских походов императора Ираклия. Византийский временник. Т 3. М.1950

© текст -Манандян Я.А. 1950
© сетевая версия - Тhietmar. 2001
© дизайн - Войтехович А. 2001