Библиотека сайта  XIII век

Ввиду большого объема комментариев их можно посмотреть здесь
(открываются в новом окне)

САДР АД-ДИН АЛ-ХУСАЙНИ

СООБЩЕНИЯ О СЕЛЬДЖУКСКОМ ГОСУДАРСТВЕ, СЛИВКИ ЛЕТОПИСЕЙ, СООБЩАЮЩИХ О СЕЛЬДЖУКСКИХ ЭМИРАХ И ГОСУДАРЯХ

(л. 1б) Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Господь наш, сопроводи нас своею милостью и устрой для нас в нашем деле прямой путь!

Рассказал эмир саййид великий и почитаемый имам Садр ад-Дин Абу-л-Хасан 'Али сын почитаемого имама саййида мученика за веру Абу-л-Фавариса Насира ибн 'Али ал-Хусайни, да благословит его Аллах, в своей книге, которую он назвал Зубдат ат-таварих [фи] ахбар ал-умара' ва-л-мулук ас-селджукиййа.

[ГЛАВА 1.]

Рассказ [о начале выступления сельджуков]

Первый из них, кто принял ислам, был эмир Токак 1, а Токак на тюркском языке [означает] «железная стрела». Токак был муж доблестный и обладал предусмотрительностью и умением управлять. Владыка (малик) тюрок вручил ему бразды правления, а [сам] сиял, лишь [отражая свет] от светильника его мысли и распорядительности. Владыку тюрок звали Йабгу 2. Однажды он собрал свои войска для похода в страны ислама. Эмир Токак удерживал его от этого, но владыка тюрок Йабгу выказал противодействие. Тогда Токак, продолжая настаивать на своем, ударил владыку тюрок по лицу 3. Владыка приказал схватить его и заковать в цепи. Эмир Токак укрепился [и своей решимости] и стал искать защиты [у Аллаха].

[Люди Йабгу] ушли от Токака и отвели владыку в его жилище, где он укрылся, словно гиена и логове, и стал сомневаться в своем замысле и в своем распоряжении. Он решил пойти в дом эмира Токака и снискать его расположение.

Владыка тюрок Йабгу скрывал и душе раздражение (л. 2а) до самой кончины эмира Токака. но когда эмир Селджук — сын эмира Токака достиг зрелости, владыка тюрок вручил ему командование войском (имарат ал- джайш) [24] и дал ему титул сю-баши — это на их языке значит «предводитель войск» 4.

Жена владыки тюрок часто побуждала своего мужа к тому, чтобы он остерегался эмира Селджука ибн Токака, и запрещала мужу давать ему волю и укреплять его силу. [Эта] женщина не скрывалась от эмира и однажды сказала своему мужу: «Царство — бесплодно , оно не терпит соучастия. Родник царства не будет для тебя чист, пока ты не убьешь Селджука, и утро твоего государства не засияет, если ты не дашь ему испить из чаши смерти. [Ведь] он скоро вытеснит тебя из твоей столицы и постарается погубить тебя» 5. Это [было сказано так], что Селджук видел и слышал, и эмир Селджук оседлал коня и направился со своими конными и пешими войсками в страну ислама 6 и был осчастливлен принятием ханифитского [толка] веры 7.

Он избрал [для поселения] области Дженда, изгнав оттуда 'амилей, [посланных] безбожными 8, и утвердился там.

Эмир Селджук жил сто лет 9. Однажды ночью он увидел во сне, что мочится на огонь, искры которого рассыпаются в стороны востока и запада Земли. Он спросил [об этом] толкователя, и тот ответил: «В твоем роду появятся цари (мулук), которые завладеют дальними странами».

Эмир Селджук умер в Дженде и оставил после себя сыновей—эмира Мика'ила, эмира Мусу, эмира Йабгу-Арслана, которого звали Исра'илом 10. Местом поселения этих эмиров были Мавераннахр и местность иод названием (л. 2б) Нур-и Бухара 11.

Эмир Мика'ил ибн Селджук находился на службе у султана-гази Йамин ад-Даула Абу-л-Касима Махмуда ибн Себюк-Тегина 12 —  да будет Аллах милосерден в прощении его грехов!

Случилось так, что, когда султан Йамин ад-Даула Махмуд ибн Себюк-Тегин на пути в Бухару переправлялся через реку Джейхун, чтобы прийти на помощь Кадыр-хану, он встретил поселения племени, известного под названием «ал-кынык», и его шатры. Ему показалось, что их число велико, а количество скота — несметно, и он испугался неприятностей и стал остерегаться ущерба [от них]. Он призвал к себе их предводителя эмира Мика'ила ибн Селджука и приказал ему уйти с его семьей и его племенем в Хорасан 13.

Эмир Мика'ил выказал непокорность и не пожелал переселяться. Это вызвало гнев султана Йамин ад-Даула Махмуда ибн Себюк-Тегина, н он приказал схватить его и знатных [25] лиц его племени (каум). Он повелел также выселить его соплеменников силой. Тогда хаджиб Арслан 14 сказал: «Я вижу, что эти люди обладают силой и мощью. [Мой] совет — отрезать большой палец каждому из них, кто переправится [через реку], чтобы обезопасить [себя] от их вреда и не бояться их вероломства». Тогда султан сказал ему:  «Как можно совершить такое с мусульманами, которые не совершили явного преступления? Поистине ты совершенно бессердечен!». И когда они переправились через реку и расселились в Хорасане, султан Махмуд ибн Себюк-Тегин освободил эмира Мика'ила и с почетом отправил (л. 3а) его к ним.

[Мика'ил] стал близким к 'амиду Хорасана по имени Абу Сахл 15. 'Амиду он подарил трех скакунов, десять верблюдов бухти и триста голов овец и просил его поселить их (сельджуков) на одном из пастбищ Хорасана. 'Амид разрешил им поселиться на пастбище Данданакан 16, и они поселились там.

В [месяце] раби' II 422 года скончался султан-гази Йамин ад-Даула Абу-л Касим Махмуд ибн Себюк-Тегин—да смилостивится над ним Аллах! Он сожалел о том, что поселил в своей стране тюрок — спутников потомков Селджу-ка. Он опасался их и был недоволен тем, что [они заняли] это место 17.

Когда умер султан Махмуд, властителем стал его сын Абу Са'ид Мас'уд ибн Махмуд ибн Себюк-Тегин. Он послал против них (тюрок) войска из Газны, которые напали на них. Тюрки были разбиты: часть их была захвачена в плен, многие убиты. Был схвачен их главный предводитель, которого называли эмиром Йабгу-Арсланом, а его [родовое] ими [было] Исра'ил ибн Селджук. Его отправили в Газну и заточили в одной из крепостей, где он и умер. После него осталось два сына — одним из них был Куталмыш 18.

После этого они (тюрки) хотели умилостивить Мас'уда, но он не стал благосклонен к ним, они просили помощи, но он не оказал ее им. Тем временем их заложников удерживали, и их тюрьма оставалась крепкой. Они пили из чаши отчаяния, среди них возникла вражда, и на них стал посягать даже тот, кто не был в состоянии защитить себя. А султан Мас'уд инбн Махмуд ибн Себюк-Тегин направил к ним шихна (л. 3б) Туса, чтобы прогнать их стада 19.

После этого умер эмир Мика'ил ибн Селджук, оставив сыновей — эмиров [Эрташ]-Йабгу, Чагры-бека Да'уда 20 и Тогрул-бека Мухаммада. И [их] племена, [и другие] тюрки сплотились вокруг Тогрул-бека, который был старшим из сыновей своего отца 21.[26]

Когда султан Мас'уд ибн Махмуд ибн Себюк-Тегин услышал, что их могущество возросло и они стали завладевать страной, он, словно вихрь, двинулся на них и прибыл в Нишапур 22. Его везир сказал ему: «Склони [на свою сторону] сердца сельджуков деньгами и подарками и соблазни их Насой и ее округами, рибатом Фаравы и другими [местностямн]». Султан Мас'уд ибн Махмуд обвинил везира в склонности к сельджукам и заковал его в цепи.

Затем султан снарядил войско, назначил его [сипах]саларом салара Бектогды-хаджиба23 и послал против сельджуков. Когда войско приблизилось к ним, сельджуки обратились в бегство, покинув свои шатры, утварь и имущество на месте стоянки, и укрылись в пещерах и ущельях. А в то время как войска султана Мас'уда ибн Махмуда грабили это имущество, сельджуки вышли из мест укрытия, засыпали их стрелами и пустили в ход клинки. Войско султана было разбито и бежало в Нишапур 24.

Затем прибыли посланцы эмиров, и везир стал просить у султана милости. Султан послал [к сельджукам] кади [Абу Насра] ас-Сини и оказал им честь, [одарив] почетными одеждами и [передав] им области. Область Дихистана он выделил эмиру Чагры-беку Да'уду (л. 4а), а область Фаравы — Йабгу, и каждого из них титуловал дихканом 25.

Однако они отнеслись с пренебрежением к послам и почетной одежде 26. А Тогрул-бек сказал своему катибу: «Отпиши султану, что ответом ему будет [только] "даруешь"». И тот написал в конце письма: «Скажи: ,,О Боже, царь царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, от кого пожелаешь, и возвеличиваешь, кого желаешь, и унижаешь, кого желаешь. В Твоей руке — благо: Ты ведь над каждой вещью мощен!"». И удивились люди его словам.

Когда письмо прибыло к султану, он оставил эмира с 3 тысячами конных [воинов] в Нишапуре в подчинении [са-хиб-дивана 27 Абу-л-Фадла ас-]Сури и приказал ему расходовать на них [суммы] из хараджа Нишапура и его округов. Затем, в субботу 19 зу-л-ка'да 426 года султан направился в Герат, а потом выехал в Балх, где передал должность эмира хаджибов Сю-баши 28.

После этого стали прибывать к султану письма [ас-]Сури. [В них он сообщал], что сельджукские эмиры не допускают к себе сборщиков хараджа. Но султан не обратил внимания [на весть] и пренебрег этим 29.

Затем султан направил эмира хаджибов Сю-баши с 10 тысячами всадников в Хорасан и приказал 'амиду [ас-]Сури [27] обеспечить его войска 30. После этого в субботу в начале раджаба 427 года султан выехал из Балха, направляясь в Газну. В праздник жертвоприношения 31 он был в Газне. Здесь он передал управление Индией своему сыну эмиру Мадждуду, а другого сына, Маудуда, снарядил в Балх, поручив ему управление Балхом и Тохаристаном 32.

(л. 4б) Султан выехал из Газны и 4 мухаррама 428 года прибыл в Текинабад. Затем он назначил Шах-Малика ал-Джанди 33 правителем области Хорезма, и тот направился в Хорезмскую страну. Здесь его встретил Исма'ил 34 — сын хорезмшаха, и они вступили в борьбу друг с другом. Война между ними продолжалась два месяца. Исма'ил был разбит и нашел убежище у сельджукских эмиров.

После этого 'амид Абу Сахл ал-Хамдуни вместе с Таш-Фаррашем отправился в Исфахан во главе войск, которые [числом] могли бы заполнить землю и разместиться по всей се длине и ширине. Малик 'Ала' ад-Даула Абу Джа'фар [Мухаммад ибн Каку] был разбит этими войсками, а его казна и дворец разграблены 35.

Шайх ал-хаким Абу 'Али Ибн Сина 36, да смилостивится над ним Аллах, был везнром 'Ала ад-Даула. Воины Таш-Фарраша разграбили библиотеку Абу 'Али Ибн Сины, н большая часть его сочинений и книг была перевезена в книгохранилище Газны. [Книги] находились здесь до тех пор, пока их не сожгли слуги «владетеля гор» ал-Хусайна ибн ал-Хасана 37.

[ГЛАВА 2.]

Сбор войска Сю-баши для похода против сельджукских эмиров

После [описанных событий] везиры и эмиры стали упрекать султана в том, что он мало заботился о Хорасане и пренебрег делом сельджукских эмиров. Это, [мол], придает им смелости и побуждает их посягать на владение Газны 38. Тогда султан снарядил войско и назначил его предводителем Сю-баши. Однако тот был труслив, как воробей, и остался на некоторое время в Нишапуре. Все дороги были перекрыты (л. 5а), и прекратилась [доставка] припасов караванами, из-за того что на окраинах [царило] замешательство, а другие местности были захвачены сельджукскими эмирами.[28]

Когда эмир Чагры-бек узнал о том, что мусульмане испытывают затруднения из-за повышения цен [на продукты], он вернулся в степь Баварда 39, сменив стесненную жизнь на счастье и благополучие.

Султан Мас'уд ибн Махмуд ибн Себюк-Тегин намеревался отправиться в Хорасан, но ему помешал [сделать это] недостаток корма [для коней]. Зимний сезон он провел в Бусте и Текинабаде, а Сю-баши укрылся в Герате 40.

Затем эмир Чагры-бек неожиданно совершил набег на Мерв и остался там. Сю-баши с огромным войском за три дня добрался до Мерва. Эмир Чагры-бек потерпел поражение и отступил к Андхуду н Шабуркану. Па пего напал эмир Гузганана, но Чагры-бек разбил его и рассеял его войска. После поражения эмир Гузганана был найден убитым 41. Когда весть об этом дошла до слуха Сю-баши, он потерял покой и сон н страна для него стала тесной.

Войска сельджуков распространились во все стороны Хорасана. Сю-баши стал засыпать султана письмами, наполненными мольбами о помощи. Султан ответил Сю-баши: «Я назначил тебя в области Хорасана, чтобы ты отгонял птиц от его пальм и мух от его меда. Объезжай Хорасан, как [должно] объезжать вали, и тогда подданные тебе покорятся, как парша тому, кто мажет мазью!» 42.

Сю-баши прошел в Нишапур, но там нельзя было найти провизии ни днем ни ночью, и он отправился в Дихистан, оставив (л. 5б) в Нишапуре человека, которого называли ал-хаджиб Ма'руф 43. Этот чисто вымел Хорасан метлой поборов и не оставил ни у кого даже десятой доли урожая.

Сю-баши написал султану: «А затем. Эти сельджукские эмиры такие люди, что лезвия их мечей так же [остры], как их языки. Острые мечи открывают для них укрытия в земле и [недоступные] чащи. А тебя отвлекли от того, чтобы подстричь им когти в начале их дела, твоя любовь к вину, музыке и пению. Государство стало дряхлым, и нет средств, чтобы лечить того, кого постигла старость. Вред твоих советчиков — их слово, и для тебя [было бы] похвальнее оглохнуть, [чем слушать их]. Зло при появлении—невелико, а скакуна [сразу] видно по его бегу. Недостоин быть государем тот, кто увлечен прозрачностью вина в кувшине и тем, что подпевает певцам. Сельджуки — это люди, сердца которых укрепились и воспитались в сражениях. Они издавна были в числе наших немощных мамлюков, но Карун был из народа Мусы — благословение Аллаха над ним!—а затем покушался на него . Они—бродяги, хотя их имущество [29] обильно. Они не обращают внимания на смерть и гибель, которые грозят им. От копий и стрел [в их руках] пути к ним [стали] тесны. У них есть герои, которые приветствуют 44 смерть, как будто они не из рода людского».

Когда султан прочел послание Сю-баши, он пришел в смятение и обеспокоился. Затем факихи Мерва запросили у сельджукских владык (мулук) гарантии безопасности, и в те удовлетворили просьбу законоведов, оказав им помощь, и [стали] оберегать их под крылом правосудия и справедливости.

Тогрул избрал для себя Нишапур, Чагры-бек Да'уд— Мерв и то, что [расположено] за горным проходом (л. 6а). В первую пятницу раджаба 428 года жители Мерва провозгласили хутбу с именем Чагры-бека 45.

Когда засияло лицо весны, Сю-баши оседлал коней, чтобы двинуться на Мерв, а затем в Мерв прибыл малик Чагры-бек и обратился к его жителям; «Что с вами и каковы паши мысли [о том, что происходит] ?». И все ответили тем, что его обрадовало, проявив свое повиновение и любовь, и он выступил из Мерва. Оба отряда встретились у ворот Сарахса, и в понедельник 6 ша'бана 428 года , едва успело взойти солнце, как [войско] Сю-баши было разгромлено 46. [Сам] Сю-баши спасся [бегством] в Герат. Малик Чагры-бек Да'уд преследовал его до среды и возвратился победителем в Тус, где его встретили вельможи Нишапура 47. Там он отдыхал несколько дней. [После этого] Тогрул-бек принял лакаб ас-Султан ал-му'аззам Рукн ад-Дунйа ва-д-Дин Абу Талиб 48.

Затем малик Чагры-бек направился в сторону Герата, и Сю-баши [снова] был разбит. Когда он добрался до Газны, султан обрушил на него гнев и «бич наказания» и заставил его испытать унижение, не подняв перед ним завесу. Султан сказал ему: «Ты погубил войска и сделал мутным источник,. [из которого черпались] доходы за три последних года. Дошло до того, что доход владений стал достоянием врагов победоносной державы».

Сю-баши ответил: «Как может врач обратить старца в юношу и каким образом смог бы путник превратить мираж в воду? У каждого государства [есть время] величия, и после каждого света наступает мрак. Для каждого дня — сноп люди, и у каждого времени—свой властитель. Я тот, кого ты назначил сю-баши и [оставил] между спрятавшимся [30] [в засаде] львом и бушующим морем. Если я направлюсь ко льву — он растерзает меня, а если окунусь в море — утону в нем. А позади меня — твой пылающий гнев: как только я отступлю — ты сожжешь меня! (л. 6б). А ты, о султан, мог шествовать по времени любым [путем] — ровным или бугристым, и когда тебе подчинилась держава, ты хотел в царстве части [чего-либо], а получал целое» 49.

Тогда султан собрал свои войска, которых было так много. что если бы они метнули [стрелы] в опоры века, то те обрушились бы, а если бы стали грозить движению времени, оно пустилось бы бегом. У султана было сто слонов, подобных горам, устремившимся ввысь. Он раскрыл двери сокровищниц и выдал своим войскам запасы денег и [после этого] прибыл в округ Балха, закрыл ворота [крепости] и приготовился к сражению 50.

Малик Чагры-бек Да'уд устремился в округ Балха и осадил султана в Балхе. Он бросился на войска Газны словно хищный орел. Воспользовавшись оплошностью жителей, однажды ворвался в Балх с [небольшим] отрядом своих гулямов и всадников и увел самого большого слона, стоявшего у дверей султанского шатра 51, вместе с его погонщиками.

Султана одолела забота, отнявшая у него покой: как только он выйдет из города, малик Чагры-бек и Йабгу ждут его с войсками неподалеку, а если султан останется в городе, то Чагры-бек и его войска окружат его там. И султан пребывал в таком положении в течение полных двух лет.

Наконец в начале рамадана 429 года султан отошел от Балха. С ним было 100 тысяч всадников, нс считая личной гвардии и [разного] сброда. Он прошел в Гузганан и, схватив тамошнего вали, назначенного сельджуками, казнил его и склонил [на свою сторону] подданных 52.

А малик Чагры-бек шел вслед [за султаном] до тех пор, пока тот не прибыл в округ Мерва. Во время праздничных торжеств сюда же пришел и (л. 7а) Чагры-бек. Султан вышел ему навстречу, но Чагры-бек, [не приняв боя], укрепился в Сарахсе, где к нему присоединились султан Тогрул и йабгу. Султан '[Мас'уд], стучась в ворота примирения, направил к ним послов. Тогда ко двору султана прибыл эмир Йабгу и тот вручил эмиру почетные одежды, ослеплявшие взоры 53.

Султан Тогрул сказал малику Чагры-беку: «[Наши] люди не даруют султану мир и прощение, после того как была пролита кровь и в сердцах утвердилась злоба. У нас такие [31] всадники, что для них страна [стала] тесной, а у султана-такие войска, единственное убежище которых — бегство».

Султан Мас'уд вернулся в Герат, а малик Чагры-бек [ушел] по дороге [к] Мерву, и с ним стал сражаться мервский сброд. Они семь месяцев не открывали перед ним ворот [города], а потом знатные лица Мерва пришли к Чагры-беку бледные, и он не оставил у них «ни клыка, ни когтя». Они бежали, рассеявшись на севере и на юге, и увидели воочию, что государство Мас'уда исчезло.

Когда эта весть дошла до слуха султана Мас'уда ибн Махмуда ибн Себюк-Тегина, в его сердце загорелся огонь злобы, и он, оставив Герат, направился к Нишапуру. Султан Тогрул бежал из Нишапура, а малик Чагры-бек разорил , окрестности Мерва и его селения 54.

Когда султан Мас'уд ибн Махмуд ибн Себюк-Тегин прибыл из Нишапура в Сарахс 55, он как-то ночью увидел сон, будто у него из глаза идет дым, а [сам] глаз разбит до крови. Он проснулся [той] ночью и заплакал, потеряв надежду [сохранить] свою жизнь и царство. Он понял, что государство прощается с ним, и желания покинули его (л. 7б).

Затем султан Мас'уд ибн Махмуд ибн Себюк-Тегин направился в сторону Мерва, и оба войска встретились у ворот Данданакана.

Султан думал, что малик Чагры-бек не устоит перед ним. А когда малик Чагры-бек выказал стойкость, султан раскаялся в том, что не предусмотрел этого затруднения. Среди султанских войск возникли раздоры, одна часть войск стала уничтожать другую, одни грабили имущество других..

Когда малик Чагры-бек увидел такое положение [войск султана], он бросился на них в то время, как они боролись и соперничали друг с другом, и копыта [его коней] ступали только по разбитым кольчугам и расколотым черепам.

Султан и его войска были разгромлены и бежали 56. Султан ускакал по дороге на Рудбар 57. С ним была только сотня всадников, и погоня преследовала его: один из всадников. малика Чагры-бека чуть не настиг его, но султан ударил его мечом, рассек на две части, и тот остался на дороге. Другие всадники Чагры-бека, видевшие это, отстали, прекратив преследование султана.

Малик Чагры-бек с его войсками в течение трех дней не сходил с коней и выжидал на месте [боя]. А когда [ему] перестали грозить бедствия перемен, он вошел в шатер султана Мас'уда ибн Махмуда ибн Себюк-Тегина и сел на его трон. Он разделил добычу между своими войсками, даровал своей стране [освобождение] от хараджа за один год, восстановил [разрушенные] селения и отпустил пленных 58. А султан [Мас'уд] перебрался в Газну.[32]

Сражение у ворот Данданакана произошло в четвер 8 рамадана (л. 8а) 431 года

Когда султан прибыл в Газну, он назначил наследником престола своего сына Маудуда.

Вали Балха в это время был хаджиб Алтун-Таш 59.

[ГЛАВА 3]

Рассказ о том, что произошло между маликом Чагры-беком и султаном Маудудом ибн Мас'удом ибн Махмудом ибн Себюк-Тегином

Затем малик Чагры-бек направился в Балх и написал Алтун-Ташу: «В Газне для тебя не осталось никаких надежд, и от твоего господина для тебя нет никакой пользы. Повернись вместе с веком, куда повернулся он; иди с помощью Аллаха [в ту сторону], куда он идет». Однако Алтун-Таш не оказал почестей посланцам и письму и приказал заточить их.

Малик Чагры-бек расположился лагерем вокруг Балха, и между ними произошло жестокое сражение 60. Султан Мау-дуд двинулся с огромным войском из Газны в Балх, и передовые отряды Чагры-бека встретились с авангардом султана Маудуда. Войска Газны были полностью разгромлены. Хаджиб Алтун-Таш вынужден был повиноваться и перешел на службу к малику Чагры-беку, вступившему в округ Балха 61

[ГЛАВА 4.]

Рассказ об убийстве султана Масуда ибн Махмуда ибн Себюк-Тегина

Когда султан Маудуд с везиром Ахмадом ибн ас-Самадом по приказу своего отца направился в Балх во вторник 12 мухаррама 432 года , султан Мас'уд освободил из крепости Нагар своего брата Мухаммада, которого он когда-то ослепил, [а также] его детей, жен и наложниц. Это (л. 8б) произошло в первое воскресенье сафара 432 года . У Мухаммада был сын-калека по имени Ахмад и еще сыновья— 'Абд ар-Рахман, 'Абд ар-Рахим, 'Умар и 'Усман 62.[33]

После этого султан Мас'уд одарил своих племянников почетными одеждами и стал просить прощения у брата. И сказал ему Мухаммад: «Ты — старейшина и вождь и „заглавие свитка" [нашего] племени». Он обрадовал его сердце ложью, [думая], что оно, может быть, утешится и проникнется доверием к этой речи.

Султан Мас'уд повез его в шелковом паланкине. Он собрал все сокровища хранилищ и крепостей и отправился в сторону земель Индии. С ним было 3 тысячи вьюков золотых монет ан-нишапуриййа, ал-харавиййа («гератских»), ал-магрибиййа и ал-махмудиййа, множество серебра, драгоценных камней, одежды, посуды и иных [сокровищ] 63. Когда султан достиг Марикалы, гулямы позарились на эти богатства и в ночь на 13 раби' II 432 года сговорились с Мухаммадом. Мухаммад взошел на престол государства, а своим на'ибом назначил сына-калеку Ахмада 64.

Приверженцы обоих братьев встретились [в сражении] во вторник, в середине раби II . Султан Мас'уд был взят в плен и закован. Затем к нему вошел его племянник-калека и снял с его головы калансуву. Но его брат 'Абд ар-Рахим прикрикнул на него, отнял калансуву, поцеловал ее, а затем (л. 9а) вновь надел на голову дяди. Таким образом [Мас'уд] избежал казни. Султана Мас'уда с его женой Сара-хатун — дочерью Кадыр-хана — отвезли в крепость этого округа под названием Гири. Мухаммад считал дозволенной казнь своего брата и стал подстрекать к этому своего сына-калеку. Они заточили Мас'уда в колодце и забросали его камнями 65.

А султан Маудуд ибн Мас'уд [в это время] находился на пути в Газну. Султан Мухаммад покинул свою страну и ушел с войсками, большую часть которых составляли наложницы, гулямы и старики. Когда оба войска сошлись [в сражении], знамена победы простерлись над султаном Маудудом. Он умертвил Мухаммада и его сыновей, за исключением 'Абд ар-Рахима 66.

Это произошло в четверг 3 ша'бана 432 года .

Султан Маудуд заложил [там] селение и рибат и назвал его Фатхабадом. Затем он направился в Газну.

Продолжительность правления султана Мас'уда ибн Махмуда ибн Себюк-Тегина до дня его убийства составила десять лет, два месяца и два дня, а правление его сына султана Маудуда длилось семь лет и десять месяцев.

Когда султан Маудуд окончил жизненный путь, его место занял 'Абд ар-Рашид, [бывший] юным тираном 67.[34]

У султанов Газны был тюркский гулям по имени Тогрул-Базан. Он бежал от них и укрылся у сельджукских маликов. Те отправили с ним (л. 9б) войско, состоявшее из тюрок, но султан 'Абд ар-Рашид уклонился от сражения с ним и бежал, укрывшись в одной из крепостей. Тогрул-Базан захватил ставки султана и эмиров и завладел престолом державы. Он женился на вольноотпущеннице Джалиле — одной из наложниц султана Мас'уда, принудив ее к этому силой. Он заставил султана 'Абд ар-Рашида выйти из крепости и своей рукой убил его и его братьев Сулаймана и Шуджа'. В одну ночь он сам казнил еще девять заложников — детей султана Мас'уда 68.

У султана Мас'уда был гулям по имени Ануш-Тсгин, который остался верным правам своего господина. Однажды он явился к тому проклятому смутьяну Тогрул-Базану и, встав у его изголовья, убил его самого и десять его слуг. Вызволив из крепости Фаррухзада — сына султана Мас'уда, он посадил его на трон державы. Это произошло в зу-л-ка'да 443 года 69.

Со времени выступления Тогрул-Базана в 432 году и до-дня его убийства в 443 году он полностью распоряжался в Газне и ее округах от имени сельджукских маликов. Он взимал для них харадж в стране и передавал им то, что оставалось от расхода на его войска.

Фаррухзад отличался умом, справедливостью и щедростью.

(л. 10а) В правление Фаррухзада войска сельджуков добрались до пределов Буста, и он послал против них Ануш-Тегина — убийцу Тогрул-Базана. Войска сельджуков были разбиты 70.

Фаррухзад оставался у власти до субботы 16 сафара 451 года После Фаррухзада стал править его брат Ибрахим, сын султана Мас'уда 71. Он был умным и проницательным человеком, твердым в решениях. Он завоевал множество земель в Индии и этим оставил память о себе 72 О его уме [свидетельствует следующее]. Великий султан Джалал ад-Даула Малик-шах ибн Алп-Арслан, направляясь в Газну, остановился в Исфизаре 73. И вот султан Ибрахим написал эмирам Джалал ад-Даула Малик-шаха ибн Алп-Арслана [послания] и благодарил их за усердие. Он писал: «Как хорошо то, что вы сделали, подготовив поездку султана к нам и решившись передать его нам. А за нами ваши права не пропадут, и мы не оставим без внимания вашей судьбы и ваших степеней»[35]

Он приказал ал-Фатху показаться султану, когда тот находился на охоте. Когда ал-Фатх проезжал мимо, султан приказал задержать его и спросил о письмах. Тот все отрицал. Тогда приказали его бить, и он передал письма султану. Султан стал думать, что его эмиры и слуги изменяют ему. Он отпустил ал-Фатха, но писем никому не показал и отправился в Исфахан 74.

Сын султана Ибрахима по имени Мас'уд женился на дочери султана Алп-Арслана, а затем (л. 10б) на дочери великого султана Джалал ад-Даула Малик-шаха ибн Алп-Арслана ибн Да'уда ибн Мика'ила ас-Селджуки — Джаухар-хатун. Плата за невесту была привезена из Газны в Исфахан. Эта хатун в Газне получила лакаб Махд ал-'Ирак (Колыбель Ирака) 75.

Время правления султана Захир ад-Даула Абу-л-Музаффара Ибрахима сына султана Насира ли-дини-ллаха Абу Са'ида Мас'уда сына султана-гази Иамин ад-Даула Абу-л-Касима ибн Махмуда ибн Себюк-Тегина составило 30 лет . После его смерти на престол государства взошел его сын султан-гази 'Ала' ад-Даула Абу-л-Музаффар Мас'уд [III]. Он следовал образу действии и обычаям своего отца. Его правление продолжалось с 481 года по 511 год 76, как об этом будет сказано ниже в сообщении о великом султане Му'изз ад-Дине Санджаре ибн Малик-шахе ибн Алп-Арслане 77.

Когда Хорасан стал свободен от войск потомков Себюк-Тегина и здесь утвердились сельджукские малики, малик Чагры-бек водворился в Мерве и весь Хорасан стал подвластен [только] ему.

А султан Тогрул-бек отправился из Хорасана в Ирак, его призвал [туда] имам ал-Ка'им би-амри-ллах. Позже он овладел многими странами.

Затем они разделили земли между собой: Чагры-беку Да'уду ибн Мика'илу ибн Селджуку [достались земли] от Нишапура до Джейхуна и дальше — все, что ему удастся завоевать в Мавераннахре. Он завоевал Хорезм (л. 11а), Бухару и Балх. Ибрахиму ибн Йиналу, брату по матери султана Тогрула, стали принадлежать Кухистан и Джурджан, а Абу 'Али ал-Хасану ибн Мусе ибн Селджуку достались Герат, Бушандж, Сиджистан и страна Гур. Все это произошло в 430 году В этом году султан Тогрул-бек овладел Ираком 78.

Султан направил Шихаб ад-Даула Куталмыша ибн Исра'ила ибн Селджука в горные [области] Армении и Азербайджана [36] , и он овладел ими 79. Он отнял Мосул и соседние округа Дийар-Мудара у эмира арабов Курайша ибн Бадрана ибн ал-Мусаййиба ибн ал-Мукаллада ал-'Укайли 80

В 448 году Эмир верующих ал-Ка'им би-амри-ллах женился на дочери малика Да'уда ибн Мика'ила ибн Селджука м с уговором выплаты [выкупа] в сумме 100 тысяч динаров 81. Халиф одарил султана Тогрула семью почетными одеждами, надел на него ожерелье и браслеты и написал грамоту (катаба 'ахдан) для пего на владение тем, что [находилось] под его властью и в хутбе назвал его «султаном Востока и Запада» (султан ал-Машрик. ва-л-Магриб). Достоинство Тогрула возросло, его могущество увеличилось, его государство стало обширным 82.

[ГЛАВА 5.]

Столкновение Эмира верующих ал-Ка'има би-амри-ллаха и Арслана ал-Басасири и поход султана Рукн ад-Дина Абу Талиба Тогрул-бека ибн Микаила ибн Селджука на Багдад

Абу-л-Харис Арслан ал-Басасири в дни [правления] халифа ал-Ка'има би-амри-ллаха (л. 11б) был командиром тюрок. Басасир — это городок в области Фарс. Ал-Басасири обращался с Эмиром верующих ал-Ка'имом би-амри-ллахом властно, не соблюдал по отношению к нему никакого уважения и [не раз] заставлял его испытывать горькие чувства. И Эмир верующих ал-Ка'им би-амри-ллах обратился к султану Тогрул-беку за помощью 83.

В среду 14 зу-л-хиджжа 449 года султан с непреклонной решимостью выступил из Хорасана с огромным войском. Когда он достиг пределов [области] Багдада, ал-Басасири бежал, пересекая простор пустынь, и остановился в ар-Рахбе, одном из городов аш-Шама. Владетель Египта ал-Мустансир 84 отправил ему почетные одежды и подарки. Вместе с ал-Басасири [в Багдаде"] находился ал-Малик ар-Рахим Абу Наср — внук 'Адуд ад-Даула [Хусрау] из рода Бунайхидов. Ал-Басасири отступился от пего и оставил его [самого].

Султан Тогрул-бек прибыл в Багдад 25 сафара 450 года . Он схватил ал-Малика ар-Рахима, отправил его в Рей и заточил [его] в крепости Табарак, где он и умер. [Так] закончилось [37] владычество рода Бувайхидов, продолжавшееся 127 лет 85.

Султан Тогрул-бек отправился вслед за ал-Басасири, покинув Багдад 25 раджаба 450 года Когда султан Тогрул-бек достиг Нисибина, его брат. по матери Ибрахим ибн Йинал отделился от него и возвратился в Ирак. С ним из войска ушли (л. 12а) храбрецы, [подобные] львам из логова. Из Нисибина султан бросился вслед за ним. Пока султан Тогрул-бек достиг Хамадана, силы Ибрахима увеличились и дело его окрепло. Султан Тогрул-бек в Хамадане оказался [в положении] осажденного, а к Ибрахиму собирались войска.

Султан Алп-Арслан находился в Сиджистане, когда к нему прибыло письмо от его дяди султана Тогрул-бека. Тот писал: «Мой брат оспаривает мое право и старается посеять вражду в моем государстве. Я вынужден прибегнуть к твоей помощи и [просить] поддержки». Султан Алп-Арслан через пустыню за десять дней перебрался из Сиджистана в пределы Ирака и прибыл в ставку султана Тогрула. Утром 19 джумада II 451 года они подготовили войска к битве. А когда наступил полдень, султан Алп-Арслан схватил Ибрахима ибн Йинала и доставил пленного к трону своего дяди султана Тогрула. [После этого] султан Алп-Арслан с полным успехом, живой и здоровый отправился в Хорасан. Ибрахим ибн Йинал был казнен в среду [того же] 19 джумада II 451 года 86.

Когда ал-Басасири услышал о соперничестве, возникшем между султаном Тогрулом и его братом по матери Ибрахимом ибн Йиналом, он возвратился в Багдад. С ним был Курайш ибн (л. 12б) Бадран ибн ал-Мусаййиб ибн ал-Мукаллад ал-'Укайли — султан арабов, носивший лакаб 'Алам ад-Дина (Знамя веры). Они вошли в Багдад в субботу в середине шаввала 450 года .

В Багдаде не было войск, однако багдадская толпа вступила в сражение с ал-Басасири.

Халиф ал-Ка'им би-амри-ллах сидел верхом на сером муле во дворе своего дворца. С ним находился его везир ра'ис ир-ру'аса' [Ибн Маслама]. Курайш ибн Бадраи постучал молотком в ворота и крикнул Эмиру верующих ал-Ка'иму би-амри-ллаху: «Выходи, о шариф ! Не губи сам себя—ты в безопасности!» [При этом] он [даже] не назвал халифа «Эмиром верующих»! 87.

Ал-Ка'им выехал, и эмир Мухариш ал-'Укайли отвез его в крепость ал-Хадисат 88. А везира посадили на осла, и за ним [38] следовал один еврей: этот еврей бил его по лицу, дергал его за бороду и приговаривал: «Маулана, подпиши этот указ !». Затем везир был казнен 89. В пятницу 21 шаввала 450 года в Багдаде провозгласили хутбу с именем владетеля Египта ал-Мустансира би-ллаха ал-'Убайди. Черные одежды были сняты н надеты белые, были отчеканены динары с его лакабами. Эта смута в Багдаде длилась до шаввала 451 года .

Когда был казнен Ибрахим ибн Йинал, султан Тогрул направился в сторону Багдада. Он написал 'Алам ад-Дину Курайшу ибн Бадрану и обязал его возвратить Эмира верующих в халифский дворец, и ал-Ка'им би-амри-ллах (л. 13а) в понедельник 11 зу-л-ка'да 451 года прибыл в Город мира, и султан Тогрул с войсками встретил его. Едва султан увидел шатер [халифа], он соскочил с коня, а [затем] вошел [в шатер] и семь раз поцеловал землю. Халиф взял подушку и бросил се султану: тот взял ее и поцеловал. а затем сел на нее. После этого халиф достал из своей кабы красный рубин, [ранее] принадлежавший роду Бувайхидов, и двенадцать драгоценных жемчужин. Он положил их перед султаном н сказал ему, что это [дар] его жены Хадиджи-хатун и он просит принять его, но султан уклонился от того, чтобы оставить их у себя.

Затем халиф отправился в Багдад и вступил в город, сопровождаемый множеством войск. Султан спешился и понес покрывало (ал-гашийа} ко дворцу халифа, и все знатные эмиры спешились. Затем султан, взяв поводья халифского мула, шел перед ним пешком. Он держал его узду до тех пор, пока они не вошли в ворота ал-Худжра.

Это произошло за пять дней до конца зу-л-ка'да [451 года] и. Около того же времени, [но годом ранее], халиф выехал из своего дворца. Он отсутствовал в Багдаде целый год, пребывая в пограничной области халифата.

Султан поскакал на поиски ал-Басасири. Он схватил его, казнил и привез его голову в Багдад; тело его было распято там, где был распят везир халифа 90.

(л. 13б) В ставку султана явились с [изъявлением] покорности все арабские эмиры. Затем султан женился на дочери Эмира верующих ал-Каима би-амри-ллаха, уплатив выкуп в сумме 100 тысяч динаров. Свадьба состоялась в ночь на 15 сафара 455 года в Хорасане 91.

Султан выехал из Багдада 5 раби' II 452 года . [39]

Великий султан Рукн ад-Дунйа ва-д-Дин Абу Талиб Тогрул ибн Мика'ил ибн Селджук, да смилостивится над ним Аллах, умер в пятницу 18 рамадана 455 года . Он прожил 70 лет 92. Передают, что везир 'Амид ал-Мулк Абу Наср ал-Кундури сказал [следующее]: «Я спросил у султана, в каком году он родился. Он ответил, что родился в том году, когда в Мавераннахре выступил такой-то хан. После того как он умер, я подсчитал время — вышло полных 70 лет».

Передают, [ссылаясь] на кади Абу Бакра ан-Нишапури: «'Амид ал-Мулк ал-Кундури говорил мне, что султан рассказывал ему [следующее]: ,,В начале моего дела в Хорасане мне привиделось, что меня подняли в воздух и я [оказался] в непроглядном тумане и чувствую только прекрасный запах. И я услышал возглас: ,,Пожелай [что-либо], и все, что ты захочешь, исполнится!". Я ответил, что хочу, чтобы у меня была долгая жизнь. И мне сказали, что я буду жить 70 лет"» 93.

Он умер в день, который мы [выше] упоминали. Его правление началось в 430 году и длилось (л. 14а) 24 года и несколько месяцев. Он был погребен в Мерве, рядом с могилой своего брата ал-Малика Чагры-бека Да'уда ибн Мика'ила ибн Селджука 94.

[ГЛАВА 6.]

Рассказ о жизни султана Рукн ад-Дина Абу Талиба Тогрула ибн Мика'ила ибн Селджука

Он был храбр, терпелив, великодушен, соблюдал покорность Аллаху и пятничную молитву, постился в понедельник и в четверг и умерял порывы души [благодаря] доброму нраву. Он одевал [обычно] одежду ал-вазари 95 и верхнюю белую одежду. Его дни по добродетельности были подобны [плодоносящему] саду. Он не любил казней, не проливал крови и не посягал на запретное. Он был очень терпеливым и правдивым, был щедрым в пожертвованиях, особенно на строительство мечетей. Он говорил: «Мне стыдно перед Аллахом всевышним, если я, построив дом, не возведу рядом с ним мечети!». Везир 'Амид ал-Мулк ал-Кундури рассказывал: «Во время болезни он, [бывало], говорил: ,,Когда я болен, я похож на барана, у которого связаны ноги для стрижки. Он думает, что его зарежут, и поэтому сопротивляется, а когда его освободят от пут, — радуется. Если же его [40] связывают, чтобы зарезать, он думает, что его и на этот раз будут стричь, лежит спокойно, и его режут. Так вот, болезнь и есть путы для [будущей] жертвы"» 96.

У султана Тогрула не было потомства. Его наследником стал его племянник (сын брата) султан Алп-Арслан ибн Да'уд ибн Мика'ил ибн Селджук 97.

[ГЛАВА 7.]

Сообщения о везире (л. 14б) 'Амид ал-Мулке Абу Насре ал-Кундури 98

Он был из числа потомков дихканов Кундура. Учился он в Нишапуре, и его товарищем по обучению у имама ал-Муваффака ан-Нишапури 99 был 'Али ибн ал-Хасан ал-Бахарзи 100. Дело [будущего] везира Абу Насра ал-Кундури шло успешно. Первой его должностью было [место] хаджиба порога (хаджиб ал-баб).

Во время правления султана Тогрул-бека он был полновластным везиром. Шейх 'Алп ибн ал-Хасан ал-Бахарзи пришел к нему в то время, когда он сидел на везирском месте в диване султана в Багдаде. Когда везир увидел [ал-Бахарзи], он сказал: «Ты скажешь: ,,Прими [просьбу]"». Тот ответил утвердительно. [Тогда] везир сказал: «Привет тебе ! Добро пожаловать! Я вижу в твоем ,,прими" доброе предзнаменование!». Затем он одарил его почетной одеждой. [еще] до того как тот [успел] произнести стихи, и сказал:

«Возвращайся завтра и восхваляй!». Тот пришел на второй день и продекламировал следующую касиду 101:

Опустели их жилища у Шатт ал-Вади,
и остался я мертвым, [как и] Шатт ал-Вади.
Врагов ввело в заблуждение сияние его радостного лица,
и оно охладило пыл их сердец.
Но, увы, [обманувшись], они не найдут его беспомощным,
ведь скрывается гнев под улыбкой львов
.

Когда тот закончил чтение, везир сказал, обращаясь к арабским эмирам: «У нас, 'аджамов, есть [еще] такие поэты, а есть ли у вас, арабов, подобные ему?». Он приказал выдать ал-Бахарзи тысячу динаров 102.

Великий султан 'Адуд ад-Даула Алп-Арслан ибн Да'уд ибн Селджук послал везира [в качестве] уполномоченного, чтобы просватать для султана дочь хорезмшаха 103. [Об этом] распространились ложные слухи, и до султана (л. 15а) дошло, будто везир 'Амид ал-Мулк просватал се для себя. совершив предательство. Мнение султана о нем изменилось, [41] и он приказал обрить бороду 'Амид ал-Мулку и оскопить его. Это решение султана [на сей раз] избавило его от смерти. Именно этот его недостаток и восхвалял шейх "Али ибн ал-Хасан аль-Бахарзи, когда сказал 104:

Сказали: «Султан после того стер с него метку мужественности.
А он был храбрым человеком !».
Я сказал: «Умолкните! Именно сейчас, когда он лишился
мужского естества, он возмужал еще больше,
Ибо мужчина чувствует отвращение, когда называют
часть его [тела] женской! Поэтому эту [часть] и отрезали с корнем»
.

А когда везират был предоставлен Низам ал-Мулку Кавам ад-Дину ал-Хасану ибн 'Али ибн Исхаку ат-Туси, везира 'Амид ал-Мулка сместили и взяли под стражу 105. В заточении он произнес [стихи] 106:

Смерть горька, но когда моя душа жаждет величия,
я позволю себе испить ее.
Соблазн везирства снес в моей голове яйцо,
оно стало вращаться, н я боюсь головокружения...
Он произнес также [стихи] 107:

Если людям тесно соревноваться со мнoй,
о моя смерть расширила для них мир.
Я ушел, но и злорадный будет погребен и последует за мной —
ведь каждой душе суждено испить чашу смерти!

Везир 'Амид ал-Мулк находился под стражей в Нишапуре в доме 'алида Хорасана. Затем он был перевезен в Марв ар-Руд и был там заточен в одном доме. В том же доме в отдельной комнате находилась его семья: у него была только одна дочь.

Когда он почувствовал, что приближается казнь, он вошел в эту комнату, (л. 15б) попрощался с дочерью и запер двери комнаты. Затем он совершил омовение, молитву в два рак'ата и отдал тому, кто был послан, чтобы убить его, сто динаров и сказал: «Вот моя доля тебе, чтобы ты завернул меня [после смерти] в эту одежду, которую я омыл в водах Замзама» 108. И [кроме того] он сказал палачу: «Передай везиру Низам ал-Мулку: ,, Скверно то, что ты сделал: ты научил тюрок казнить везиров и сахибов дивана. А кто роет яму [другому], угодит в нее сам, а те, которые будут действовать по скверному обычаю, будут искупать свои грехи в Судный день!"» 109.

[После этого] он удовлетворился тем, что было предопределено для него Аллахом. Это случилось в воскресенье 16 зу-л-хиджжа 456 года . [42]

Шейх 'Али ибн ал-Хасан ал-Бахарзи сочинил поминальные стихи о нем, обращенные к султану Алп-Арслану ибн Да'уду ибн Мика'илу ибн Селджуку:

Твой дядя приблизил его [к себе] и возвысил его.
и выделил ему просторное место в своих владениях.
Каждый из вас удовлетворил [пo его] праву своего раба:
один вручил ему мир, а ты вручил ему конец [его жизни]!
110

[ГЛАВА 8.]

Рассказ о малике Чагры-беке Да'уде ибн Мика'иле ибн Селджуке. Битва султана 'Адуд ад-Даула Абу Шуджа' Алп-Арслана ибн Да'уда ибн Мика'ила ибн Селджука с султаном Маудудом ибн Мас'удом ибн Махмудом ибн Себюк-Тегином, поражение Маудуда и заключение мира

Малику Чагры-беку Да'уду сообщили, что эмиры Каразбаджа (Карабаджа) 111 платят харадж Газне .[Тогда] он направился к округам Каразбаджа, где произошло сражение между ним и одним из эмиров. Этот эмир укрывался (л. 16а) в крепости, пока не истощились его припасы и не ослабла его мощь. После этого он запросил пощады и вышел из крепости 112. Он подарил малику Чагры-беку Да'уду тысячу коней с убранством и нож, рукоятка которого была [сделана] из лала весом в 60 мискалей. Этот нож находился в сокровищнице сельджуков до 548 года , до вторжения гузов.

Затем малик Да'уд заболел желтухой (йаракам), и [эта] болезнь измучила его. А султан May дуд, убедившись в его слабости и плохом расположении духа, снарядил свое войско [для похода] в Хорасан 113.

Малик Да'уд назначил наследником своего сына 'Адуд ад-Даула Алп-Арслана. Алп-Арслан некоторое время оставался в Балхе. [Так было], пока не поднялись пыль и шум [от] его шествия.

Когда командующий войсками Газны получил весть о султане Алп-Арслане, он собрал войска и расположил их по [их] местам. Но [когда] Алп-Арслан напал на них, войска Газны поняли, что на них идет неизбежная гибель и быстрый разгром. Султан Алп-Арслан взял в плен тысячу предводителей войск и захватил столько коней и оружия, что невозможно было подсчитать.

Когда он явился к своему отцу малику Да'уду, то обрадовал его, так что [его] болезнь прекратилась и тело исцелилось от нее. [43] 

Когда солнце вошло в созвездие Овна, малик Да'уд вместе с сыном Алп-Арсланом направился в крепость Термез. Кутвалом крепости был шайх ал-катиб ал-Байхаки. (л. 16б) Малик Да'уд написал ему: «Оставь свои надежды и упования на султанов Газны. Память об их [власти] в Хорасане исчезла, и следы их счастья стерты». И Амирак ал-Байхаки узнал, что ждать от их помощи — напрасное дело, вышел [из крепости], подарил свои поместья (дийа') и свой дом в Байхаке везиру Абу 'Али ибн Шазану, а [сам] отправился в Газну 114.

Малик Да'уд назначил правителем областей Балха, Тохаристана, Термеза, Кубадйана, Вахта и Валвалиджа 115 султана Алп-Арслана и в помощь ему дал везира Абу 'Али ибн Шазана. Этот везир должным образом восстановил эти области, и люди распространили весть об этом.

Когда приблизилась смерть Ибн Шазана, он стал просить султана Алп-Арслана передать должность везира после него везиру Низам ал-Мулку.

После этого поднял бунт владетель Хорезма. Малик Да'уд отправился в Хорезм и в течение недели завоевал Хазарасп 116. Затем он подчинил округ Гурганджа и вскоре был обрадован победой и в остальных областях. Затем к нему присоединился эмир кипчаков 117, который при содействии Да'уда стал мусульманином, после чего они породнились.

Позже султан Маудуд написал правителям окраин (мулук ал-атраф) и призвал их оказать ему помощь и поддержку. Он обещал им деньги и передавал им [во владение] Хорасан с [его] округами. Они ответили согласием, и султан Маудуд [уже] выехал из Газны [в поход], но его встретил царь смерти, и его звезда закатилась, [так и] не просияв.

Его войска безуспешно вернулись в Газну. А [упомянутые] правители выступили из своих стран еще до того, как (л. 17а) услышали о смерти султана Маудуда 118. У одного из них, вали Исфахана эмира Калиджара, в пустыне погибло все войско, а сам он заболел и возвратился в Исфахан 119.

[Воспользовавшись всем этим], хакан тюрок вступил в Термез, разрушил его, ограбил и обобрал [население]. Эмир Хашка вторгся в Хорезмскую область, но малик Да'уд отогнал его, а султан Алп-Арслан [отразил] хакана, и последний, подойдя к Джейхуну со стороны Бухары, стал стучаться в ворота умиротворения. Малик Да'уд переправился через Джейхун с двумя всадниками из своей свиты и расположился рядом с хаканом на одном троне. Они ели-пили [вместе] и разъехались, заключив мир 120.

Султанская власть в Газне перешла к султану Фаррухзаду ибн Мас'уду 121, и он отрядил многочисленные войска в Хорасан. Их встретил эмир Кутб ад-Дин атабек Гюльсарыг, [44] но его взяли в плен, заковали в цепи и отправили в Газну. В плену оказалась и группа лиц из числа столпов державы.

Алп-Арслан испросил у своего отца малика Да'уда ибн Мика'ила разрешения и двинулся со своими войсками на них. Войска Газны бежали от него, и большое число вельмож и видных чинов государства Себюктегинидов оказалось в плену. [Тогда] султан Фаррухзад освободил пленных [сельджукских вельмож] и наградил эмира Кутб ад-Дина атабека Гюльсарыга почетной одеждой. Затем Себюктегиниды и Сельджукиды согласились на том, что каждый из них будет самостоятелен в своем владении и оставит попытки овладеть чужим 122. Текст этого (л. 17б) соглашения был составлен шейхом Абу-л-Фадлом ал-Байхаки 123.

(пер.  З. М. Буниятова)
Текст воспроизведен по изданию: Садр ад-Дин Али ал-Хусайни. Ахбар ад-даулат ас-сельджукийа. М. Восточная Литература. 1980

© текст -Буниятов З. М. 1980
© сетевая версия - Тhietmar. 2002
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Восточная Литература. 1980