Комментарии

1. Младший сын Аньдуань. Аньдуань был младшим из четырех братьев Тай-цзу (ЛШ, гл. 1, л. 4а). В тексте ошибка: вместо иероглифов «младший сын» должны быть иероглифы «младший брат».

2. Головной убор с двенадцатью свешивающимися кистями из яшмы — головной убор Сына Неба (ЛЦЧИ, гл. 29, с. 1297).

3. См. пер., гл. 2.

4. Туюй был старшим сыном Абаоцзи, поэтому он назвал себя большой горой, а Дэ-гуана, как младшего сына Абаоцзи, — маленькой горой.

5. В Ляо-ши имеются некоторые дополнительные данные, рассказывающие о жизни и деятельности Туюя.

В частности, с его именем связывается постройка первого у киданей храма в честь Конфуция. В 916 г. Тай-цзу обратился к сановникам: «Правитель, получивший от Неба право на управление страной, должен служить Небу и почитать духов. Я хочу приносить жертвы имеющему наибольшие заслуги и добродетели. Кто из таких людей самый выдающийся?» Все ответили: «Будда». Тай-цзу возразил: «-Буддизм — не китайская религия». Тогда Туюй сказал: «Конфуций — великий мудрец, которого почитают уже в течение десяти тысяч поколений. Его следует считать самым выдающимся».

Тай-цзу обрадовался и построил храм в честь Конфуция, велев Туюю приносить в нем жертвы весной и осенью.

Согласно Ляо-ши, Туюй, знавший о желании императрицы возвести на престол Дэ-гуана, сам отказался от престола. Он якобы заявил: «Заслуги и добродетели главнокомандующего не уступают заслугам и добродетелям людей и такие же, как и у духов, ему подчиняются все кяк при дворе, так и за его пределами, он должен управлять государством».

Вступив на престол, Дэ-гуан опасался Туюя, а поэтому приказал ему жить в г. Дунпин (Ляоян), переименованном в Южную столицу. Сюда же были переселены жители Бохая. Кроме того, за Туюем была установлена тайная слежка.

Узнав о плохих отношениях, сложившихся между братьями, император Мин-цзун отправил к Туюю гонца, предлагая ему приехать в Китай. Под предлогом охоты Туюй подъехал к берегу моря, а когда туда прибыл второй гонец, бежал в Китай, сказав приближенным: «Я уступил Поднебесную императору, но он относится ко мне с подозрением, мне лучше уехать в чужое государство».

Находясь в Китае, Туюй поддевживал непрерывную связь со своими родственниками. Когда Цун-кэ убил Мин-цзуна и объявил себя императором, Туюй направил Тай-цзуну секретное письмо, советуя покарать бунтовщика.

После свержения Поздней династии Таи Тай-цзун перенес тело Туюя на гору Иулюи и даровал ему посмертный титул «император Вэнь-у юань хуанван». Вступивший на престол Ши-цзун изменил этот титул на титул«император, уступивший государство», а кладбищу присвоил название Сяньлин. В 1051 г. Туюй получил новый посмертный титул —«император Вэнь-сянь цинь-и хуанди» и храмовой титул И-цзун.

Туюй был образованным человеком среди киданей. Он хорошо разбирался в натурфилософии, знал музыку, врачевание, писал сочинения на китайском и киданьском языках, перевел на киданьский язык даосскую книгу Инъфуцзин. Нарисованные им картины, например «Стреляющий всадник», «Всадники, охотящиеся по снегу», «Тысяча оленей», хранились при дворе сунского императора (ЛШ, гл. 72, л. 1а-3а).

О хорошем знакомстве Туюя с китайской литературой говорит, например, тот факт, что п разгопорс с китайским послом Яо Кунем он ссылался на Цзо-чжуань (см. пер., гл. 1, коммент. 45).

6. См. гл. 9, с. 369, 370; с. 388, коммент. 2.