Комментарии

1.Тао Сюнь —цзиньский сановник, занимавший должность чиновника у боковых ворот. В 945 г. вместе с Ду Вэем (см. гл. 3, коммент. 9) сдался киданям и был назначен начальником посольского подворья, в котором останавливались прибывающие ко двору императора послы от различных владений, а также от генерал-губернаторов. В эру правления Тянь-лу занимал должность председателя верховного военного совета, заведуя делами, связанными с войсками из китайцев, служивших киданям. В 951 г. принимал участие в церемонии пожалования императору Северной династии Хань титула «император Шэнь-у великой династии Хань» (см. пер., гл. 4, с. 103). В начале эры правления Ин-ли получил титул Чжао-вана и был назначен наместником Верхней столицы, но вскоре был переведен на такую же должность в Южную столицу.

После вступления на престол Цзин-цзуна за оказанную ему поддержку получил титул Цинь-вана. Поскольку в окрестностях Южной столицы имелось много свободных земель, Гао Сюнь просил разрешения использовать их под посевы орошаемого риса. Император хотел было дать на это согласие, но ему сказали: «Доклад Гао Сюня убедительно показывает, что он замышляет измену. Если разбить поля для посевов риса и провести на них воду, то как наши войска попадут в Южную столицу в случае восстания?» В результате просьба Гао Сюня была отклонена.

Через некоторое время за попытку отравить сановника Сяо Чоли, Гао Сюнь был сослан в область Тунчжоу. В ссылке он занялся интригами против начальника государственной канцелярии Сяо Сы-вэня, за что был казнен (ЛШ, гл. 85, л. 4а, 46).

2. В Ляо-ши назван Сяо Сы-вэнь. Точно так же как и Гао Сюнь, был назначен на более высокую должность и получил титул за поддержку Цзин-цзуна при вступлении на престол (ЛШ, гл. 78, л. 2а-3а).

3. Хэ Юнь (920-971). Имеется в виду известный сунский военачальник Хэ Цзи-юнь. В описываемый момент он стоял с войсками в Янцюе (современный уездный город Янцюй в пров. Шаньси). Тай-цзу, лично принимавший участие в походе против Северной династии Хань, вызвал его в походную ставку и приказал отразить нападение киданей, заявив: «Завтра в полдень жду сообщения о победе». В назначенный срок Тай-цзу, поднявшись на возвышение, увидел скачущего всадника. Это оказался гонец, спешивший с сообщением о победе. В происшедшем сражении кидане потеряли свыше ста человек пленными, более тысячи убитыми, семьсот лошадей и большое количество оружия (СШ, гл. 273, л. 46).

4. Хань Чжун-юнь (?-974) — генерал-губернатор военного округа Чжандэ. В 969 г., во время похода 'против Северной династии Хань, Тай-цзу, проезжая через военный округ Чжандэ, встретился с Хань Чжун-юнем, назначил его главнокомандующим войсками северного фронта и приказал:

«Кидане, зная о моем походе, непременно явятся на помощь Северной династии Хань. Считая, что области Чжэнь и Дин не готовы к обороне, они, несомненно, вторгнутся через эти области. Иди форсированным маршем, воспользуйся тем, что твое появление явится для киданей неожиданностью, — и победа обеспечена».

Хань Чжун-юнь действительно столкнулся с противником в области Динчжоу. Неожиданное появление китайских войск испугало киданей, и они стали поспешно отступать. Хань Чжун-юнь напал на отступающего врага и одержал крупную победу (СШ, гл. 250, л. 16а, 16б).

5. Пучэн — современный уездный город Пучэн в пров. Шэньси.

6. Письмо было вручено правителем области Чжочжоу Елюй Цуном. В нем говорилось: «Благодаря чрезмерной милости императора я, Елюй Цун, незаслуженно занимаю должность на границе. Я не поддерживаю отношений с землями, лежащими за пределами вверенной мне территории, и мне не подобает говорить об этом, но, поскольку дело касается интересов государства, все же позволю себе присвоить такое право.

Постоянно думая о том, что отношения между югом и севером были одинаковы как в древности, так и в настоящее время, спрашиваю, почему бы нам не заключить договор, который бы соблюдался из поколения в поколение, доставляя обоюдную радость, и не обмениваться в установленное время подарками.

В прошлом последний император Поздней династии Цзинь допускал непостоянство в политике; обманутый влиятельными сановниками, он забыл о проявленной нами великой справедливости, в результате чего вспыхнула не прекращающаяся ни на один день война, население оказалось ввергнутым в полосу бедствий.

Ныне между двумя династиями, [Сун и Ляо], нет ни малейшего повода для вражды, и, если обе стороны обменяются послами, которые объявят о воле двух государей, можно будет дать отдых усталому народу, восстановить старую дружбу и навеки сделать нас дружественными государствами. Разве это не прекрасно! Я, Елюй Цун, хотя и занимаю ничтожное положение, осмеливаюсь вмешаться в это справедливое дело и посылаю для вашего сведения письмо в надежде, что вы тщательно ознакомитесь с ним» (СХЯЦГ, гл. 196, л. 16, 2а).

7. Киданьское посольство состояло из тринадцати человек во главе с Кэмяогу Шэньсы, названным в Ляо-ши Шэньсы (ЛШ, гл. 8, л. 46). Оно было встречено специальным представителем сунского императора на границе, а по прибытии в столицу размещено в столичном почтовом подворье (СХЯЦГ, гл. 196, л. 2а).

8. Шэ —(букв. «созвездие»); здесь используется как условная мера расстояния, пройденного кометой по небу.

9. Помощник начальника посольского приказа (хунлу шаоцин). Посольский приказ — один из девяти приказов, существовавших при династии Хань, по сути дела, своеобразное ведомство иностранных дел. Занимался вопросами, связанными с отношениями с чжухоу и различными чужеземными племенами, зависимыми от династии Хань. Первоначально при династии Цинь начальник посольского приказа назывался дянькэ —букв. «ведающий гостями». В 144 г. до я. э. название дянькэ было изменено на да синлин, а- в 104 г. до н. э. — на да хунлу (ХШ, гл. 19а, л. 7б). Иероглифы да — «большой», в данном случае «громкий», хун — «голос» и лу — «передавать» означают вместе «передавать громким голосом». Такое название, по-видимому, связано с тем, что во время приемов во дворце было необходимо громким голосом руководить церемониалом, связанным с приходом и уходом посетителей, совершаемыми поклонами и т. д. Таким образом, начальник. посольского приказа выполнял функции главного церемониймейстера, и термин хцнлу шаоцин правильнее переводить как «помощник главного церемониймейстера».

10. Регистратор императорских повелсний (цицзюй шэжэнь). Как указывается в «Новой истории династии Тан», в штате управления дворцового секретариата существовало две должности регистратора императорских повелений, относимых к первому классу шестой степени. Обязанности регистратора императорских повелений состояли в записи императорских слов и регистрации его указов. В конце каждого сезона года сделанные записи передавались в палату по составлению государственной истории и служили основанием при написании историческиххроник.

Должность регистратора императорских повелений существовала параллельно с должностью регистратора императорских действий, входившей в штат придворного управления. Об этих должностях говорится: «Существовало две должности регистратора императорских действий, относимых к первому классу шестой степени. Обязанность регистратора императорских действий состояла в регистрации императорских действий. Когда Сын Неба являлся в главный зал для занятия делами, регистратор императорских действий вставал слева, а регистратор императорских повелений —справа, и если отдавался приказ, они заслушивали его, пав ниц, а после ухода из зала записывали. В конце каждого сезона года сделанные записи передавались чиновникам-историкам» (СТШ, гл. 47, л. За, 26).

Рассматриваемые должности, по-видимому, соответствовали существовавшим в древности, при династии Чжоу, должностям левого историка — цго-шц. и правого историка — ю-ши, первый из которых записывал действия, а второй —слова императора (ЛЦЧИ, т. 5, с. 1301).

11. Правый советник, увещевающий наследника престола —ю цзаньшань дафу (букв. «правый советник, помогающий добру»). Должность при дворце наследника престола, соответствующая должности цзянь дафу — «советник, увещевающий императора» (ЛДЧГБ, с. 202).

12. Услышав о выступлении Тай-цзуна в поход, киданьский император Цзнн-цзун приказал узнать о причинах войны. Тай-цзун ответил: «Район Хэдуна не подчиняется моим приказам и должен быть наказан. Если Северная династия не выступит на помощь, мирный договор будет сохраняться по-прежнему; в противном случае остается только война». После этого дружественные отношения между династиями Сун и Ляо прервались (ЛШ, гл. 9, л. 2а; СШЦШБМ, гл. 13, с. 63).

13. Киданьские войска, высланные на помощь Северной династии Хань, состояли под командованием Елюй Ша. В горах Баймалин (к югу от заставы Шилингуань, лежавшей к северо-востоку от современного уездного города Янцюй в пров. Шаньси), на берегах широкого горного потока, он и встретился с сунскими войсками во главе с Го Цзинем. Елюй Ша хотел дождаться подхода тыловых отрядов, однако его помощники сочли за лучшее вступить в бой немедленно.

Кидане стали переправляться через горный поток, но не успела перебраться на другой берег и половина воинов, как Го Цзинь стремительно напал на переправившихся киданей и разбил их наголову. Погибло пять киданьских военачальников. Лишь благодаря помощи подошедших отрядов во главе с Елюй Сечжэнем удалось оттеснить сунские войска.

Счастливо избежав гибели, Елюй Ша двинулся к Тайюаню, столице Северной династии Хань, но, узнав в пути о падении Тайюаня, повернул войска в область Ючжоу (ЛШ, гл. 84, л. 1а, 16). Не получив помощи от киданей, династия Северная Хань пала.

14. После уничтожения Северной династии Хань у сунского императора Тай-цзуна, воодушевленного одержанной победой, возникла мысль отобрать у киданей земли бывшей китайской области Ючжоу. Все военачальники возражали против нового похода, ссылаясь на нехватку продовольствия и усталость войск после месячной осады Тайюаня. Императора поддержал только главнокомандующий отрядами императорской гвардии Цуй Хань, заявивший: «Благоприятными обстоятельствами следует пользоваться, удобное время нельзя упускать. Отобрать у киданей земли будет легко» (СШ, гл. 260, л. 15а). Это сыграло решающую роль, и император объявил о выступлении в поход.

15. Судя по данным других источников, наступательные операции, предпринятые китайскими войсками, закончились для них более трагично, чем сообщает Е Лун-ли.

В шестой луне, в день дин-мао, Тай-цзун подошел к г. Дуничжоу, лежавшему в киданьских землях (Дуничжоу кидане называли заставу Цигоугуань, лежавшую на месте современного населенного пункта Цигоудянь, к юго-западу от уездного города Чжосянь в пров. Хэбэй). Лю Юй, правитель области Дуничжоу, сдался вместе с городом. Для охраны города была оставлена тысяча воинов (СШ, гл. 4, л. 10б).

В день у-чэнь император подошел к главному городу области —Чжочжоу. Делопроизводитель Лю Хоу-дэ (у Е Лун-ли —Лю Дэ-хру) также сдался вместе с городом. Продолжая двигаться вперед, в день гэн-у император подошел с юга к г. Ючжоу и остановился в буддийском храме Баогуансы (СШ, гл. 4, л. 10б).

К северу от города стояли киданьские войска под командованием Елюй Сиди и Сяо Таогу, но в сражении на берегах р. Шахэ они потерпели поражение и были вынуждены отступить.

Узнав о неудаче своих военачальников, Цзин-цзун отправил к ним гонца передать: «Вы не вели тщательной разведки и плохо командовали войсками, поэтому, встретившись с противником, потерпели поражение. Разве вы можете быть военачальниками!» (ЛШ, гл. 84, л. 3а). Одновременно он приказал Елюй Ша и Елюй Сюгэ выступить на помощь Ючжоу.

Между тем Тай-цзун, у которого в результате одержанных успехов оказались развязаны руки, приказал генерал-губернатору Динго Сун Во, генерал-губернатору Хэяна Цуй Янь-цзиню, генерал-губернатору Чжан-синя Лю Юю и генерал-губернатору Динъу Мэн Сюань-чжэ приступить к штурму Ючжоу (СШ, гл. 4, л. 10б).

Ючжоу оборонял китаец Хань Дэ-жан, занимавший у. киданей должность исполняющего обязанности наместника Южной столицы. В городе царила паника, часть населения замышляла поднять мятеж и перейти на, сторону династии Сун. В это время в осажденный Ючжоу пробрался по подземному ходу киданьский военачальник Елюй Сюэ-гу, энергично взявшийся за оборону города. Вместе с Хань Дэ-жаном он привел в порядок защитные средства, подавил мятежные настроения среди населения и принял ряд других необходимых мер (СЦЧТЦ, гл. 10, с. 242; ЛШ, гл. 83, л. 5б).

Пока император Тай-цзун продолжал штурм Ючжоу, подошли киданьские войска под командованием Елюй Ша. Сражение разыгралось на берегах р. Гаолянхэ. Вначале успех сопутствовал Тай-цзуну, и Елюй Ша, потерпев поражение, начал отступать. Однако к вечеру подошел Елюй Сюгэ, воины которого, чтобы скрыть от противника свою численность, днем во время марша держали по два флага, а ночью — по два факела. Вместе с военачальником Елюй Сечжэнь Сюге напал с двух сторон на фланги сунских войск. Нападение было поддержано Елюй Сюэ-гу, который вывел из Ючжоу войска и население, поднявшие страшный шум, испугавший китайцев. Тай-цзун потерпел полное поражение и бежал, потеряв убитыми более десяти тысяч воинов.

Сюге, получивший три ранения, преследовал бегущего императора до г. Чжочжоу, но последнему удалось спастись бегством в повозке, запряженной быстроногими мулами (ЛШ, гл. 83, л. 1а; СЦЧТЦ, гл. 10, с. 242, 243).

16. Сунтин — застава, лежавшая на территории современного уезда Пинцюань в Жэхэ.

Вместо Хубэйкоу (проход Губэйкоу к северо-востоку от современного уездного города Миюнь в пров. Хэбэй) в тексте Е Лун-ли ошибочно стоит Бэйанькоу (см. СЦЧТЦ, гл. 10, ,с. 242).

17. Елюй Сунь-нин. Сунь-нин —второе имя известного киданьского военачальника Елюй Сюгэ (ЛШ, гл. 83, л. 1а).

18. Юйюэ —почетное звание у киданей: «Юйюэ не имел официальных обязанностей, но стоял выше всех чиновников. Это звание давалось только совершившим крупные подвиги и отличавшимся большими добродетелями. Являлось в государстве Ляо почетной должностью и соответствовало должностям трех высших сановников государства, существовавшим в органах власти для южных районов» (ЛШ, гл. 45, л. 76).

Отождествляется с тюркским и уйгурским ogut — «совет, наставление», производным от которого могло быть «советник» (ИКОЛ, с. 432).

19. Юлин —древнее название Ючжоу, встречающееся еще у Сыма Цяня (ШЦ, гл. I, л. 8а).

20. Потерпев поражение под Ючжоу, Тай-цзун, страшась ответного удара киданей, предусмотрительно расположил войска в области Динчжоу во главе с Цуй Ханем и Мэн Сюань-чжэ, в области Чжэньчжоу во главе с Ли Хань-цюном и в районе к югу от застаиы Вацяогуань во главе с Цуй Янь-цзинем.

Киданьские войска под командованием Хань Куан-сы, Елюй Ша и Елюй Сюгэ действительно не замедлили напасть на область Чжэньчжоу, куда поспешили на помощь все китайские военачальники. Перед выступлением в поход [китайский] император вручил им на случай сражения схему построения войск, согласно которой они должны были расположиться на восьми отдельных позициях.

Вблизи г. Пучэн противники встретились. Конница киданей была настолько многочисленной, что военачальник Чжао Янь-цзинь, поднявшийся на возвышение посмотреть на врага, не смог увидеть ее конца.

В это время Цуй Хань вместе с другими военачальниками был занят построением войск по схеме, предложенной императором. Позиции отстояли друг от друга приблизительно на сто пятьдесят метров. Боевой дух солдат, смущенных необычным построением, резко упал.

Обращаясь к Цуй Ханю, Цуй Янь-цзинь сказал: «Император поручил нам пограничные дела, по-видимому, в надежде, что мы одолеем противника. Ныне, когда неприятельских всадников так много, а наши войска будут рассеяны, подобно звездам на небе, это даст врагу огромное преимущество, и в случае если он окружит нас, как мы окажем помощь друг другу?! Лучше соединить все силы и напасть на врага, что может принести решительную победу. Нарушить приказ, но добиться победы лучше, чем опозорить отечество!»

Цуй Хань спросил: «А если, паче чаяния, победа не будет достигнута, что тогда?» — «Если потерпим поражение, всю вину принимаю на себя», — ответил Цун Янь-цзинь.

Цуй Хань колебался, но в разговор вмешался военачальник Ли Цзилун: «В военном деле дорого умение приспосабливаться к меняющейся обстановке, разве можно все решить заранее! Вину за нарушение указа императора согласен взять на себя».

Прислушавшись к настойчивым просьбам военачальников, Цуй Хань построил войска в две линии, которые должны были помогать друг другу (СШ, гл. 271, л. 166, 17а).

Первый день сражения не принес успеха ни одной из сторон. На следующий день, когда Хань Куан-сы хотел возобновить сражение, Цуй Хань притворно сообщил о желании сдаться киданям. Хань Куан-сы поверил этому заявлению, хотя Елюй Сюгэ предупреждал: «Войска противника в полном порядке и сохраняют высокий боевой дух. Они, несомненно, не хотят сдаваться, а просто заманивают нас. Необходимо построить наших воинов и ждать дальнейших событии».

Все произошло, как и предполагал Сюгэ. Подошешие якобы для сдачи крупные сунские силы неожиданно ударили и барабаны и бросились вперед. Хань Куан-сы растерялся, его воины стали разбегаться, и он потерпел сильное поражение, потеряв тринадцать тысяч убитыми. Лишь дальновидный Сюгэ сумел отвести свои войска в полном порядке (ЛШ, гл. 83, л. 16).

21. В Ляо-ши эти же события описаны совершенно по-иному. В походе принял участие сам император Цзин-цзун. В десятой луне он окружил заставу Вацяогуань. Сунские войска произвели ночное нападение на киданьский лагерь, но были отбиты. Попытка Чжан Ши, командующего обороной Вацяогуань, прорваться сквозь окружение успеха не имела. Сам он погиб в бою с киданьским военачальником Елюй Сюгэ, а выведенные им войска были загнаны обратно в крепость. Оставались еще китайские войска на южном берегу р. Ишуй, готовившиеся к сражению. Сюгэ переправился через реку во главе отборных всадников, напал на врага и разбил его наголову. Преследование бегущих сунцев продолжалось до г. Мочжоу. Вся дорога была усеяна трупами китайских воинов и брошенным оружием. В плен попало несколько сунских военачальников.

За одержанную победу император Цзин-цзун пожаловал Сюгэ лошадь, золотую чашу, дал звание юйюэ и сказал: «Твоя смелость превосходит твое имя [второе имя Сюгэ —Сунь-нин (см. гл. 6, коммент. 17) —букв. "скромный и спокойный"]. Если бы все были [такие], как ты, разве мне приходилось бы беспокоиться о победе!» (ЛШ, гл. 9, л. 4а, 46; гл. 83, л.1б, 2а).

Не продолжая осады заставы Вацяогуань, император вернулся с войсками обратно.

22. В тексте ошибка: вместо Даши должно быть Дамии. (см. СШ, гл. 4, л. 136), современный уездный город Дамин в пров. Хэбэй.

23. Узнав об отступлении киданей, император Тай-цзун снова хотел отобрать у них область Ючжоу. Это желание поддерживали многие из его приближенных. Против выступил сановник Чжан Ци-сянь. В представленном специальном докладе он предлагал вместо вооруженной борьбы сначала усилить мощь государства и поднять благосостояние народа, считая, что в результате такой политики кидане в итоге сами изъявят покорность. В докладе говорилось: «Ныне земли среди четырёх морей как одна семья, при дворе и в народе все спокойно. Императора беспокоит лишь то, что, поскольку район Хэдун только что замирен, там приходится держать многочисленные поиска и, поскольку области Янь и Цзи не заняты, приходится утруждать себя военными перевозками. Однако, по глупому разумению вашего слуги, об этом не стоит беспокоиться.

Сразу же после занятия района Хэдун я управлял областью Синь, и мне приходилось ловить кидапьских чиновников, ведавших сбором налога в виде зерна, которые все говорили, что перевозили зерно из-за гор для оказания помощи Хэдуну. Я, ваш слуга, считаю, что, если кидане смогли сами заготовлять провиант для войск, это означает, что они прилагали все силы к оказанию помощи району Хэдун, а то, что этот район в конце концов был занят нами, указывает на недостаточность их сил.

Вначале, после замирения района Хэдун, когда население еще не успокоилось, а в областях Лань, Сянь, Синь и Дан не было военных крепостей, при набегах киданей жители сразу же лишались нолей и пастбищ, а при беспорядках на границах у вас возникали беспокойства, связанные с обороной.

Затем, когда государство организовало оборону важнейших стратегических пунктов и увеличило число укрепленных крепостей, оно стало контролировать положение и на востоке и на западе, из-за чего граница оказалась на прочном замке, [кроме того], по милости императора пограничное население уже отвечает преданностью, народ успокоился, и можно предполагать, что у киданей хватит ума и сил только на небольшие набеги через долину Янъугу у заставы Яньмынь.

Совершенномудрый, начиная дело, действует, стремясь к общему благополучию. Сто побед в ста сражениях хуже победы без сражения. Если оценить и тщательно вдуматься в это выражение, кидане не стоят того, чтобы их поглощать, области Янь и Цзи не стоят того, чтобы их занимать.

Начиная с древности бедствия на границах возникали не только по вине враждебных нам государств, но но многих случаях вызывались пограничными чиновниками. Если для управления крепостями вдоль границы поставить соответствующих лиц, которым дать приказ отсиживаться только за высокими стенами и глубокими рвами, накапливать силы и содержать отборные войска, ждать врага в удобном для себя месте, это принесет нам спокойствие и даст превосходство над врагом. Именно такой тактики придерживался Ли Му, служивший владению Чжао (см. ШЦ, гл. 81. —В. Т.).

Как говорят, лучше выбрать военачальника, чем набрать воинов, лучше полагаться на человека, чем на силу. Если мы поступим так, на границах наступит спокойствие. Когда на границах наступит спокойствие, сократятся военные перевозки. Когда сократятся военные перевозки, население Хэбэя получит отдых. Когда население получит отдых, увеличится площадь засеваемых полей, расширится шелководство. Занятие земледелием я накопление запасов зерна удовлетворят нужды пограничных районов. К тому же разве противник, несомненно выбирающий выгодное и уклоняющийся от невыгодного, посмеет совершать набеги на земли, в которых его ждет смерть?

Я слышал, что для живущих во вселенной центром является Поднебесная (т. е. Китай. —В. Т.), поэтому разве можно вступать в борьбу из-за мелочей и мериться с другими силой! Именно поэтому совершенномудрые прежде всего обращали внимание на корень, а затем на вершину, устанавливали сначала спокойствие внутри страны, чтобы затем опекать живущих ее за пределами. Народ —это корень, территория —вершина. Среди пяти императоров и основателей трех династий [пять императоров — пять легендарных правителей древности. Источники перечисляют различных правителей, но Сыма Цянь относит к ним: Хуан-ди, Чжуан-сюя, Ди-ку, Яо и Шуня (см. ШЦ, гл. 1). Основатели трех династий: Юй —основатель династии Ся, Чэн-тан — основатель династии Шан и Вэнь-ван — основатель династия Чжоу. —В. Т.] не было ни одного, кто не обращал бы внимания прежде всего на корень. Методы управления Яо и Шуня строились не на чем ином, как на стремлении дать спокойствие народу и предоставить ему выгоды. Когда управляемый ими народ обрел спокойствие и получил выгоды, к ним с почтительными поклонами явились далеко живущие народы».

Далее Чжан Ци-сянь перечислял необходимые, по его мнению, меры для повышения благосостояния населения и закончил доклад словами:

«Если ваше величество будет, придерживаясь добродетели, привлекать к себе далеко живущих и, придерживаясь милости, наказывать свой народ, в недалекою будущем можно ожидать прихода далеко живущих с изъявлением покорности» (СШ, гл. 265, л. 176 —19а).

24. Выражение «Наступление утра возвещала курица» заимствовано из Шан-шу (см. ШШЧИ, гл. 11, с. 378) и означает переход власти в руки женщины. Считалось, что это ведет к распаду семьи и к гибели государства.

25. В древнем Китае стены в покоях императрицы обмазывали глиной, смешанной с перцем. Считалось, что высокая урожайность перца будет способствовать многодетности императрицы (XXIII, гл. 41, л. 8а, коммент.).

Поскольку императрица жила в таких покоях, Е Лун-ли и употребил выражение «рука, вымазанная перцем».