АДАМ БРЕМЕНСКИЙ

ДЕЯНИЯ АРХИЕПИСКОПОВ ГАМБУРГСКОЙ ЦЕРКВИ

GESTA HAMMABURGENSIS ECCLESIAE PONTIFICUM

КНИГА I

I, 8. Склавы (Sclavi) 1 и свеоны (Sueones) 2 до сих пор сохраняют те же языческие обычаи, которые раньше существовали у саксов (Saxones) 3.

I, 16. Франкские историки (istorici Francorum) называют данов (Dani) 4 и все остальные народы, которые обитают за Данией (Dania) 5, нордманнами (Nordmanni) 6.

I, 17. Анскарий 7 и Аутберт проповедовали в Дании, а когда возвратились, император 8 повелел им обратить в христианство [67] свеонов. Когда Ансгарий, взяв с собой Гислемара и Витмара, отправился сначала в Данию, где оставил Гислемара при короле (rex) Харальде 9, а затем в Свеонию (Sueonia) 10. Там Ансгария и Витмара принял король Беорн, и им было разрешено проповедовать христианство. Ансгарий и Витмар привлекли к Христу множество народу, в том числе префекта (praefectus) 11 города Бирки (Birka)12 Херигария, который прославился чудесами и добродетелями.

I, 18. В 832 13 году император, посоветовавшись с клиром, основал в Гамбурге архиепископство для данов, свеонов, склавов и других живущих поблизости племен. Первым архиепископом там был поставлен Ансгарий.

I, 19. Ансгарий и Эбон Реймсский посвятили в сан епископа племянника Эбона Гаудберта, дав ему имя Симон. Гаудберт-Симон был послан в Свеонию.

I, 23. Местное население изгнало епископа Гаудберта из Свеонии, а его капеллан (capellanus) 14 Нитард и другие клирики приняли венец мученичества. В течение следующих семи лет епископа в Свеонии не было. В это время к власти там пришел Анунд, который преследовал христиан. Префект Бирки Херигарий остался в тех краях единственным человеком, поддерживавшим христианство. Силой чудес и проповеди он спас многие тысячи язычников (pagani).

I, 25. Ансгарий отправляет в Свеонию отшельника Хартгария.

I, 28. Ансгарий решил снова позаботиться об обращении свеонов, для чего посоветовался с епископом Гаудбертом о том, кто из них двоих возьмется за это похвальное, но опасное дело. Но он, Гаудберт, желая уклониться от опасности, попросил, чтобы туда лучше отправился Ансгарий. Бесстрашный слуга Божий немедленно попросил у короля Хорика 15 грамоту и печать и, отплыв от берегов Дании, прибыл в Свеонию. В это самое время король Олеф проводил в Бирке общее собрани своего народа (generate placitum populi). Он повел coбрание [68] так, что с взаимного согласия короля и народа, по жребию (iactu sortis) и при благоприятном ответе идолов (ydoli) было решено основать там церковь и позволить всем желающий креститься. Назначив в свеонскую церковь пресвитера Эримберта, Ансгарий отправился обратно. Господь сказал: "И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов" 16. Некоторые же рассказывают подобное 17 о готах (Gothi), захвативший Рим 18. Мы полагаем, что эти самые готы 19 обитают в Свеонии, так как вся тамошняя страна (regio) состоит из островов.

I, 29. Из привилегии (privilegia), хранящихся в Бременской церкви, известно, что папа Николай 20 назначил Ансгария и его преемников легатами папского престола в областях свеонов, данов и склавов.

I,35. В письме всем ему епископам Ансгарий говорит: "Милостью Божией основана уже церковь Христова в странах данов и свеонов" 21.

I, 42. Святой Римберт 22, говорят, подобно древним святым творил некоторые чудеса, больше же всего тогда, когда он отправился в Свеонию и молитвой усмирил бурю на море, а также исцелил слепого посредством конфирмации, которую совершил над ним по епископскому обряду.

I, 50. Я также слышал из уст правдивейшего короля данов Свейна 23, когда он по нашей просьбе перечислял своих предков, что "после поражения норманнов [у данов] правил Xeйлигон, муж, любимый народом за свои справедливость и святость. Вслед за ним правил Олаф, который, явившись из Свеонии, захватил датское королевство силой оружия и у которого было много сыновей; из них Кноб и Гурд владели королеством после смерти отца".

I, 54. Король данов говорил, что после смерти короля (princeps) Свеонии Олафа, который вместе со своими сыновьями правил [69] также и в Дании, на его престол вступил Сигерих. Однако в cкором времени Сигериха лишил власти пришедший из Нортманнии (Nortmannia) 24 Хардегон, сын Свейна.

I, 62. Потом, следуя по стопам великого проповедника Ансгария, Унни 25 переплыл Балтийское море (mare Balticum) и не без трудностей добрался до Бирки. К тому времени уже в течение 70 лет после кончины святого Ансгария никто из учителей, кроме, как пишут, одного Римберта, не решался туда ездить: нашим проповедникам мешало преследование христианства. Бирка — это город готов (oppidum Gothorum), расположеный в центре Свеонии, недалеко от того святилища (ternplum), называемого Убсолой (Ubsola) 26, что у свеонов — при их cпoco6e почитания богов — является самым частопосещаемым. В этом месте некий залив 27 того моря, которое именуется Балтийским, или Варварским, вдаваясь в северном направлении, образует гавань для варварских племен (barbari), которые обитают там и сям по этому морю, гавань (portus) удобную, но весьма опасную для людей неосторожных и не знающих такого рода мест. Дело в том, что жители Бирки часто подвергаются нападениям пиратов, которых там великое множество. И поскольку они неспособны противостоять пиратам силой оружия, они обманывают врагов хитрым приемом. Они перегородили залив неспокойного моря на протяжении ста и шее стадиев 28 громадами подводных камней (molibus saxorum) и сделали прохождение этого пути опасным как для своих, так и для разбойников. В это место (static), так как оно является самым надежным в приморских областях Свеонии, Имеют обыкновение регулярно съезжаться по разнообразным торговым надобностям (pro diversis commerciorum necessitatibus) все суда данов, или нортманнов 29, равно как и склавов и сембов (Sembi) 30, там также бывают другие народы Скифии (Skithia) 31. [70]

I, 63 Прибыв в Бирку, Унни стал проповедовать в непривычных условиях. Однако свеоны и готы, или, если хотите, нортманны, после нападения варваров, когда у них за несколько лет сменилось много жестоких королей, совершенно позабыли христианскую веру, и их было трудно снова обратить. Koроль данов Свейн рассказывал, что тогда в Свеонии правил некто Ринг с сыновьями Херихом [Эриком] и Эдмундом. Перед Рингом у власти были Анунд, Берн и Олаф, о которых) упоминается в "Деяниях святого Ансхария" 32, а также другие, имена которых неизвестны. Хотя вышеупомянутые короли и не веровали в Господа, Унни сумел получить у них разрешение проповедовать слово Божие в Свеонии. Итак, свеоны и готы, первоначально обращенные святым Ансгарием, затем вернулись к язычеству, но были вторично обращены святым Унни.

I, 64 Завершив свою миссию в Бирке, Унни собирался уже возвращаться назад, но заболел и в середине сентября 936 года умер. Ученики, сопровождавшие его в поездке, позаботились о похоронах. Они погребли тело Унии в городе Бирке, а его голову перевезли в Бремен, где с почестями поместили ее возле алтаря в соборе святого Петра.

(пер. В. В Рыбакова)
Текст приводится по изданиям: Из ранней истории шведского государства: первые описания и законы. М. РГГУ. 1999

© текст - Рыбаков В. В. 1999
© сетевая версия - Тhietmar. 2001
© дизайн - Войтехович А. 2001
© РГГУ. 1999