Библиотека сайта  XIII век

МУНИС И АГЕХИ

РАЙСКИЙ САД СЧАСТЬЯ

ФИРДАУС УЛЬ-ИКБАЛЬ

О событиях третьего года царствования (Мухаммед Рахима), |285б| в частности о выступлении его против враждебных чоудоров, о победе над ними и обратном его возвращении

Склонившись на сторону аральского правителя Торе Мурада Суфи, 1 чоудоры с его помощью производили мятежи и проявляли неповиновение.

Когда (хану) стало известно о неподобающих делах (чоудоров), великий и могущественный султан, Мухаммед Рахим-хан для наказания этого |286а| мятежного племени, приказал собрать войско со всех концов Хорезма. Всех верных воинов хан щедро одарил деньгами и подарками, особенно были осыпаны ханскими милостями приближенные, выделявшиеся своими заслугами перед престолом. Вскоре все необходимое для похода было приготовлено и приведено в порядок. В воскресенье, одиннадцатого раби II 1223 г. х. (6 июня 1808 г.) хан с помощью божьей выступил в поход. [Стихи, в которых, между прочим, упоминается, что хан вскоре прибыл в Ак-кум.] Здесь хан отдыхал в течение трех дней, чтобы дать возможность подойти и собраться всем отрядам, назначенным в поход.

В скором времени сюда собралась вся многочисленная победоносная |287а| армия, от мощи которой сотрясалась земля и колыхался небесный свод (стихи).

Выступив из Ак-кума, хан в пятницу остановился со своим войском в Кыпчаке. Выйдя на другой день из Кыпчака, он следующую остановку сделал к Кечуйе (***).

В воскресенье выступив оттуда, (войска) расположили свои палатки у головы канала Салли (***) в округе Ходжа-эли, 2 где хан провел три дня, занимаясь охотой. Выйдя оттуда в четверг, следующую остановку сделали |287б| в Ходжа-эли. Обласкав и облагодетельствовав население (фукара вэ райа), хан в пятницу вышел и прибыл затем в Кара-коль. Отправившись отсюда в субботу и позавтракав в Турангулы-баше, хан остановился затем в Кум-чонгюле. Пробыв здесь один день, в понедельник остановились на озере, которое находится в низовьях Майли-узяка.

В тот же день хан произвел подготовку к выступлению против чоудоров. Для этого он выстроил ряды своих победоносных войск, расставил по соответствующим местам начальников и воинов и поставил позади войск [374] искусных стрелков, после чего (войска) приблизились к неприятельской крепости и бросились на штурм (стихи).

|288а| Низкие враги, в силу полного своего невежества, всем скопом вышли из крепости наружу и, выступив против победоносного воинства, вступили с ним в сражение. Храбрые (хивинские) воины с такой силой работали своими мечами, что враги обратились в бегство. Многие из них были перебиты во время преследования, пока не укрылись в крепости.

После того, как хан щедро одарил и вознаградил храбрых молодцов, приступили к уничтожению посевов в окрестностях. В течение четырех дней войска вытаптывали поля, забирали зерно и травили посевы и таким образом все уничтожили.

На пятый день, в субботу первого числа месяца джумади I (25 июня 1808 г.), враги увидели, что все их посевы и пашни вытоптаны животными или стали достоянием войск.

Так как все надежды (чоудоров) на сбор урожая рушились, то они в порыве отчаяния выступили из крепости и храбро бросились в атаку на победоносные войска. В свою очередь неустрашимое (хивинское) воинство выступило против неприятеля, вследствие чего завязался настолько жестокий бой, что поле битвы сделалось влажным от крови врагов; крики и стоны избиваемых врагов доносились до небесных высот (стихи).

|289а| После короткой кровопролитной битвы, в которой погибло много людей, победоносным войскам удалось, благодаря своей храбрости, сломить ряды противника. Разбив врага, войска заставили его отступить в крепость и после этого окружили ее. В этом бою из числа (хивинских) воинов погибли от ружейных пуль: один из нукеров Якуб-ходжи, один человек от отряда Шигал-мехрема и два человека из отряда йомутов, один джигит из дурманов и Худай Назар Как, и двое из йомутов получили ранения.

|289б| По просьбе вельмож и государственных сановников, хан отправился отсюда в обратный путь и в понедельник расположился лагерем на берегу озера, которое находится к востоку от крепости (кала) Кух-и-тен (***). Пробыв здесь два дня и уничтожив находившиеся у подошвы холма посевы врагов, направились дальше и в четверг прибыли в Турапгулы-баш. В пятницу выступили отсюда, после чего расположились лагерем у Ходжа-эли. В воскресенье выступили из Ходжа-эли и после совершения многих переходов, поздно вечером, во вторник, благополучно достигли столичного города Хивы.

|291б| Второй поход хана против мятежных чоудоров. Бегство их в крепость Кунград после того, как стало известно о выступлении ханского войска. Поход на каракалпаков и их завоевание. Наказание кунградских мятежников. Мухаммед Рахим-хан в этом (1224 г. х. — 1809 г.) году также совершил поход на Арал.

|292а| Причины, вызвавшие этот поход, следующие: во-первых, часть аральских кара-калпаков обратилась к хану с просьбой прислать на их территорию войска, чтобы освободить их от притеснении Торе Мурада Суфи и, во-вторых, — нападение, совершенное чоудорами на караван, шедший из Янги-кала [375] (“Новой крепости”). 3 Это укрепление является торговым двором; оно построено русскими на берегу Волги (Атиль), откуда они насильственным образом вытеснили казахов. 4 Часть каравана принадлежала хивинцам, которые в конце месяца шавваля (ноябрь 1809 г.) вышли из этого укрепления в сопровождении торговцев из казахского рода табын. Когда они подходили к Старому Везиру, 5 на них напали чоудоры. Соорудив укрепление (курган) из тюков товара, караван защищался в течение восьми дней. Рассказывают, что когда (у защитников) кончился свинец, они делали пули из меди и серебра. На помощь чоудорам прибыл |292б| Эш Мухэммед-бек со многими людьми. Построив серкуб, они (осаждавшие) все же не были в состоянии справиться и в конце концов пустились на хитрость, заговорив о мире и требуя пошлину (бадж). Люди каравана, из-за отсутствия воды, находились почти на краю смерти, а потому согласились на мир. Под этим предлогом разбойники вошли внутрь (укрепления) и разграбили караван.

Когда эта неприятная весть дошла до хана, он приказал приготовить все необходимое для похода. По возвращении Керим-берды-аталыка и Мухаммед Риза-кушбеги из похода, против возмутившихся мервских теке и сарыков, для сбора войска были разосланы гонцы (таваджи) во все концы государства. Все славные военачальники и храбрые воины были щедро одарены царскими подарками и удостоены ханских милостей.

Приготовление походного снаряжения было поручено Юсуфу-мехтеру и Яр Мухаммеду-диванбеги. Кутлуг Мурадинак был поставлен наместником |293а| (хана) в столице, а в помощь ему хан назначил Ходжа Мурад-бия, Мухаммед Эмин-ака и Мухаммеда-арбаба. Для охраны хорасанских дорог были назначены нукеры названного выше эмира, под начальством Искандер-ходжи Бек-абадского (стихи).

В понедельник двадцать третьего числа месяца зуль-ка'да (30 декабря 1809 г.), когда солнце находилось в созвездии Водолея, около времени завтрака, хан со своим войском торжественно выступил из столицы |293б| (стихи). [376]

К вечеру хан прибыл в Анбар-кала, собственное владение, отличающееся изяществом своих построек и благоустройством.

Кутлуг Мухаммед-бек, сын Хасан Мурад-аталыка и Клыч Нияз, сын Мир Али-диванбеги, которые прибыли во владение хана (т. е. в Анбар-кала), были удостоены за свою похвальную службу высокой ханской милости. Выступив отсюда с восходом солнца, хан остановился затем в приготовленной для него заранее роскошной палатке к западу от крепости Кыпчак,

|294а| Правитель Кыпчака, Яхшилик-бий, сын Алла-берды-бия, вместе с его близкими, а также Уразак-бий, из рода канглы, вместе с его людьми, за свою хорошую службу были удостоены ханской милости. Выступив отсюда в пятницу, хан избрал следующей своей стоянкой местность у западной подошвы Илан-кыра. Сюда поспешно собрались многочисленные войска со всех концов государства (для участия в походе) (стихи).

|294б| В тот же день чоудоры, услышав о выступлении против них ханского войска, бросили свое укрепление (курган) и поспешно бежали, чтобы с помощью Торе Мурада Суфи скрыться в Кунградской крепости. Приближенным хана стало известно, что оставшийся в Янги-кала караван благополучно подходит. Навстречу каравану были посланы Ураз Али-инак, Алаш-бек и Мухаммед-джан-бек с подчиненными им войсками и йомутскими воинами. Проводив караваны через опасные переходы, они (в местности) Кара Шафик-каир явились к хану.

В тот же день Ураз-бехадыр и Адам-бехадыр, сыновья Абдуллы-сердара, и Алла Назар Бычкы, происходящий из того же племени (эль), что и автор настоящего сочинения, 6 получив в столице разрешение хана, отправились с отрядом храбрецов-джигитов в набег на Кунград. Напав на дом |295а| младшего брата Ораз Али, кыята, они разграбили его, а сына его и людей перебили. С головами (убитых) и с богатой добычей они возвратились к хану.

[Дальнейшие упоминания о туркменах встречаются при описании осады ханом крепости Кунграда, где сообщается, что на стороне хивинцев участвовали йомутские войска, во главе которых стояли: Куваныч Суфи, Ата Мухаммед-онбеги, Берды-бек, Мухаммедче Нияз Корче-сердар, Кока-сердар |303б| и Мухаммед-сердар, а также Гельды-хан и Надир-сердар, из племени имрели, со своими войсками.

|304а| На стороне кунградцев находились чоудоры. Во время вторичной осады Кунграда (1224 г. х.) часть чоудоров перешла со своими семьями на сторону |315б| хана. При описании событий во время той же осады, между прочим, упоминается о награждении ханом Туган Нияз-бехадыра из вождей мангышлакских туркмен рода абдаль, который успешно сопровождал купеческий караван, направлявшийся из Астрахани в Хиву через Старый Ургенч.]

Поход Клыч-инака на Ай-бугир. Хану донесли, что некоторые из |316а| кунградских и чоудорских злодеев собирают жатву в местности по эту сторону [377] “Лошадиной дороги” (Ат-йолы), 7 а также в окрестностях чоудорской крепости (Чоудор - каласы) и крепости Кух-и-тен до самого мазара (гомбез) Ата Юсуфа. Снимая пшеницу и прочие посевы, они отправляют все это в крепость Кунград. Вследствие этого, хан приказал Клыч-инаку |317а| отправиться в эту местность с четырьмя тысячами войска и истребить врагов, в случае, если они там покажутся. Если их там нет, то он должен был истребить их пашни и посевы и после этого возвратиться.

В среду 23-го числа Клыч-инак выступил, но из врагов никого в той местности не нашел. Оставаясь там в течение трех дней, он часть посевов пшеницы и ячменя потравил скотом, а остальное сжег. В воскресенье он возвратился и был удостоен ханских милостей. По возвращении из второго похода один из йомутских вождей, Махдум-сердар, с пятнадцатью своими соплеменниками, совершил, по приказанию хана, набег на Кунград. |318б|

[В свою очередь кунградские чоудоры участвуют в набегах на северные районы хивинских владений.]

Пятый год царствования Мухаммед Рахима

[Из событий, связанных с наступлением пятого года царствования Мухаммед Рахима (1225 г. х. — 1810 г.) в рукописи отмечаются два набега, совершенные с участием йомутских войск на кара-калпаков, а также встречаются |321б| дальнейшие упоминания о чоудорах, продолжающих служить кунградцам и совершающих, по приказанию Торе Мурада Суфи, набеги на хивинские караваны. Последний из указанных случаев описывается следующим образом:]

Происшествие с войсками чоудоров. По распоряжению Торе Мурада Суфи, чоудорские войска выступили против каравана и, быстро передвигаясь, настигли этот караван на перевале у подошвы (горы) Беш-тушук (***) и хотели насильственным путем овладеть его имуществом. Не желая наносить ущерба достоинству хана, люди каравана сделали себе укрепление (хисар) из тюков товара и земли и стали обороняться. В течение трех дней чоудоры не в состоянии были одолеть их, несмотря на всевозможные усилия, какие они употребляли. Из грабителей было убито |377а| четыре-пять человек, из состава же каравана никто не был (даже) ранен, (наоборот) — осилив (противника), осажденные овладели его водой (стихи).

На четвертый день, разбойники, обнажив сабли и спешившись, со всех сторон яростно бросились на караван.

Осажденные без всякой растерянности и испуга, положившись на волю божью, стали защищаться. Некоторые из них, обессиленные, были не в состоянии сражаться и молились. Их молитва была услышана, и они [378] достигли желанной победы. Многие разбойники были ранены ружейными выстрелами, а тридцать человек (из них) было убито.

Чоудоры живут набегами, однако, они понесли все же полное поражение в борьбе с небольшой группой людей из числа подданных высокого хана, уже ослабевшими и обессилевшими (стихи). На пятый день чоудоры собрались вместе и, посовещавшись, заговорили о мире, (прося) что-нибудь дать им на покупку саванов для умерших.

В это время пришло известие о том, что Эш Мухаммед-бек потерпел поражение и что аральские войска в Гурлене истреблены, вследствие чего чоудоры смутились и бежали, а караван спокойно направился своей дорогой, выйдя благополучно из угрожавшей ему опасности.

|348б| Уход чоудоров из Арала и разногласия их вождей. Когда чоудоры потерпели поражение от людей, сопровождавших караван, и с позором возвратились в свои становища, их первым желанием было уйти отсюда, чтобы спастись от бедствий голода и дороговизны. Этот ужасный случай (т. е. понесенное поражение) еще больше их подкрепил (в этом намерении). Видя, что власть и могущество Торе Мурада Суфи падают, они не находили другого выхода.

|349а| Наконец, они решились не служить больше Торе Мураду Суфи и уйти из Арала. Приготовив вьючных животных и продовольствие, они в середине рамазана (1225 г. х. — 14 октября 1810 г.) направились по “Лошадиной дороге” (Ат-йолы) и, переправившись (через реку) на плотах (сал) и судах (киме), прибыли в Ай-бугир. Здесь между ними возникли разногласия; Балту Нияз-кази, главарь мятежников, с той частью чоудоров, которая совершила много преступлений и боялась ханского гнева, направились на Мангышлак, являющийся первоначальной их родиной, а племя хасан-эли, под предводительством Ярлыкаб-бека, отправило посла к хану с изъявлением своей покорности и преданности и остановилось здесь в ожидании его возвращения. В это время крепость (хисар) Ходжа-эли охранял Кутлуг Мухаммед-инак. Услышав о прибытии чоудоров на Ай-бугир, он со своими нукерами и войсками Ходжа-эли из предосторожности направился в сторону Ай-бугира. Несколько воинов по дороге встретили посла Ярлыкаб-бека, но по опрометчивости своей убили его.

Мухаммед-джан 8 после прибытия своего на Ай-бугир, направил это племя (чоудоров) в сторону Хивы, а сам возвратился в Ходжа-эли. Ярлыкаб-бек, вместе с другими предводителями племени хасан-эли, направился ко двору, чтобы просить милости хана. В результате хан снизошел к их положению и пожаловал каждому из них, соответственно их состоянию, стоянки и пашни.

О совершении ночного набега мятежниками теке на Хазарасп и преследовании и истреблении их Каляндаром-парваначи. Дело происходило следующим образом. Мухаммед Нияз-тархап, являвшийся главой мятежных [379] мервских теке, совместно с сыном и наследником иранского государя Фетх Али, прозванным Баба-ханом, переселил в 1222 г. х. (1807 г.) все население Мерва в Мешхед, вместе с Дин Насир-торе, а затем подчинил себе Мерв, объединил вокруг себя племя бахши и других и отказался от повиновения великому (хивинскому) хану. 9

В середине указанного выше месяца (рамазана) он (Мухаммед Нияз) послал в сторону Хивы шайку негодяев из племени кара-ахмед с тем, чтобы они произвели нападение.

В ночь на понедельник 17-го рамазана эти негодяи подошли из песков к окраине Курука (***), одного из селений Хазараспа. Напав на рабат 10одного из курукских ходжей, они разграбили его имущество, захватили в плен его жен и детей и пошли обратно. |350а|

Не будучи в состоянии найти дорогу, они долгое время блуждали по озерам и (только) к утру выбрались в пески и ушли.

В то время, когда они выходили из песков, их случайно заметил один из земледельцев, живущих в низовьях Курука, и дал знать об этом в крепость Абдулла-инаку. Захватив с собою имевшееся наготове войско, числом свыше ста пятидесяти всадников, инак поехал на Курук. Взяв у здешних жителей (фукара) и ходжей баранов, рис и котлы для приготовления завтрака, войска выехали на границу пустыни. Увидев здесь свежие следы недавно проходивших теке, (войска) остановились для завтрака, с тем чтобы после этого двинуться дальше. Пока они приготовили пищу и позавтракали, уже взошло солнце (стихи). Совершивши намаз, они долгое время советовались и совещались (стихи), оставаясь здесь до тех пор, пока солнце не достигло зенита.

Наконец, ссылаясь на жару и усталость коней, они возвратились домой (стихи).

В эти дни его светлость, высокий инак Кутлуг Мурад (стихи), занимался |350б| охотой около Ак-рабата в округе Дарган(ата). Во время охоты к нему пришли сведения об этом (нападении). С целью преследования врагов, он отправил эмира Бий Назара, а также неотлучно находившегося при нем (инаке) Каляндар-парваначи, Искандер-ходжу Бек-абадского и Эль Аман-бе0хадыра, из конгратов, с семьюдесятью человеками своих нукеров. В соответствии с полученным приказом, (отряд) вышел из Ак-рабата в пустыню (стихи).

Двигаясь в спешном порядке, посланные достигли колодца Шор-куи. |351a| В окрестностях этого колодца они обнаружили следы проходивших врагов. Оставив отряд у колодца и взяв с собой девять избранных [380] молодцов, парваначи Искандер-ходжа и Эль Аман-бехадыр пустились вслед за теке.

Настигнув врагов около колодца Оджарлы, который расположен не доходя двух переходов до Мервской области, (воины) одним ударом их уничтожили.

Имущество и пленные в сопровождении нескольких человек были (ранее) направлены теке вперед. Отряд снова поспешил в погоню и, нагнав (обоз), перебил сопровождавших его теке, завладел имуществом и пленными и, отрезав головы (убитых) врагов, направился обратно.

Захватив у колодца Шор-куи оставшуюся часть войск, отряд на девятый день прибыл в окрестности Питняка, где и был награжден за свои услуги инаком. В последний день того же месяца (рамазана) они прибыли во дворец хана, который осыпал их царскими милостями.

|376а| События шестого года царствования Мухаммед Рахим-хана

(1226 г. х. — 1811 г.)

Поскольку священная война является одним из предписаний Корана, мусульмане должны ежегодно обнажать свой меч против неверных. В соответствии с этим постановлением и для выполнения указанной религиозной обязанности (фарз), хан в пятницу шестого числа месяца сафара данного (1226 г. х.) года, соответствующего году змеи (2 марта 1811 г.), назначил одного из йомутских предводителей Кока-сердара, из племени ошак, с сотней лучших йомутских воинов для набега на хорасанских кызылбашей.

В четверг 12-го числа того же месяца хан назначил для этого набега Хызыр-сердара с пятьюдесятью бойцами. Оба назначенные (отряда) соединились на р. Гюргене, после чего совершили нападения на некоторые крепости Астрабадской области и возвратились с обильной добычей.

[При описании четвертого похода хана на Арал (Кунград), между прочим, сообщается следующее:]

|395б| Хан услышал, что на помощь к Суфи (Торе Мураду) пришли йомуты с Гюргена. Дойдя до Лошадиной дороги (Ат-йолы или Ат-гузары) и узнав о происходящих военных действиях, (йомуты) повернули обратно. Для наказания их был назначен Кандум-сердар. Подробности этого таковы: уже сообщалось, что в числе хорасанских туркмен на Гюргене имеются йомуты, |396а| которые носят название чопи-шереф и кара-чока. Несколько человек из этих племен прибыли в Арал по торговым делам. (Торе Мурад) Суфи, в качестве платы за (приведенных йомутами) одиннадцать лошадей, продал им дочь Курбан-бек-бия, вместе с сорока другими девушками. Провожая (йомутов) на Гюрген, (Суфи) поручил им сказать, что каждому, кто придет ему на помощь в качестве нукера, он будет давать по две девушки.

Когда эти (йомуты) приехали со своими девушками в Хорасан и передали туркменам об обещании, данном Торе Мурадом Суфи, некоторые [381] из гюргенских йомутов, число которых оказалось свыше двухсот человек, погрузили иа верблюдов пшеницу и рис и двинулись к Суфи в Арал, в надежде на удачную торговлю, как это было им обещано.

Выйдя из степи на Лошадиную дорогу (Ат-йолы), они остановились на одном из перекрестков к юго-западу от нее.

Случайно здесь находились некоторые сокольничьи шахзаде Мухаммед Назар-бека и Мухаммед Юсуф-бека, приехавшие (сюда) из города. Они стали добычей йомутов. Узнав от сокольничьих, что хан осаждает крепость, (Кунград) йомуты потеряли всякую надежду и, не щадя своего достояния, высыпали привезенную ими пшеницу и рис на Эренг-кыре и пустились в бегство. (В это время) двое джигитов из ханского войска ехали в район кара-калпаков.

Дорогой они (джигиты) получили сообщение, что это якобы караван из Мангышлака, направляющийся в Хиву. С этими неверными сведениями они и возвратились. Утром, в пятницу третьего числа сведения (относительно туркмен) подтвердились. Для преследования был выслан Кандум-сердар с отрядом избранных храбрецов.

После того, как назначенный (отряд) пересек Лошадиную дорогу, он начал с необычайной быстротой преследовать неприятеля и настиг его у колодца Ельтидже.

После того, как обе стороны построились в боевой порядок, Кандум-сер-дар, (согласно поговорке): “обдумывай по-стариковски, решай по-молодецки”, оставил некоторых храбрых и испытанных воинов для охраны знамен, а сам с (остальными) храбрецами, обратившись к помощи божьей, храбро бросился на врага (стихи). После жаркой перестрелки и |397а| рукопашной схватки воинам удалось взять верх над туркменами. Убив и ранив некоторых из них, (хивинцы) завладели их верблюдами и другими вьючными животными. Мятежники снова собрались около колодца, устроив здесь себе укрепление (хисар) из земли и травы (чоб). Вследствие того, что колодец оказался в распоряжении туркмен, победоносные (хивинские) воины, оказавшись среди знойной пустыни, стали испытывать недостаток в воде и корме для своих лошадей. По этой причине они должны были прекратить военные действия и направиться в обратный путь.

Однажды в дни праздника, двое из высокопоставленных вельмож Бек |417б| Балта-мираб, из нукузов, и Нияз Мухаммед-диванбеги, один из приближенных покойного царевича Хасан Мурад-бека, занимались соколиной охотой в окрестностях колодца Сагаджа. Вдруг на них напали теке и взяли обоих в плен Произошло это так:

Мятежники из племени теке избрали местом своего жительства Мерв, где и обитали. Некоторые из них направлялись, по наущению Курбан Нияза Пиллячи, для набега в Хорезм. Увидев у (колодца) Сагаджа двух охотников, они схватили их и пустились обратно. Дорогой они нигде не останавливались, пока не достигли Мервской области. Сведения об этом [382] случае были получены только через три дня после праздника. (Таким образом) прошло пять дней, как произошел этот случай, и так как посылать кого-либо в погоню было уже бесполезно, то никто и не был послан. Вследствие того, что плен Нияз Мухаммеда-диванбеги доставил беспокойство его близким, некоторые поэты-остряки составили по случаю его пленения |418а| хронограмму. 11

Для поздравления бухарского эмира Хайдера с семейным торжеством (той) и для сообщения радостной вести о победе (над Аралом) были отправлены в Бухару Хасан Мурад-аталык и Кандум-сердар, в сопровождении послов, прибывших из Бухары.

По окончании праздников Абдаль-ходжа Бек-абадский был отправлен в качестве посла с извещением о победе к теке Ахала, Ашхабада и Кызыл-арвата, которые были верными подданными (хивинского хана). К туркменам Теджена, Мургаба и Серахса, состоявшим из теке, сарыков и салыров, хотя и находившихся в подчинении хану, но вместе с тем начинавших проявлять и признаки непокорности, что особенно относится к мервским теке, с известием о победе, распоряжениями и предупреждением о том, что-де они впредь повиновались бы, а иначе-де их ждет неминуемое наказание, был отправлен сейид Джованмерд-ходжа из потомков святого Сейид-ата (стихи).

|426б| События седьмого года царствования Мухаммед Рахим-хана

(1227 г. х. — 1812 г.)

Во времся своего похода в Дашт-и-кыпчак против казахов, хан в понедельник 12-го числа месяца мухаррема (27 января 1812 г.) остановился на отдых в местности Майли-джингиль. На следующее утро, когда хан проезжал около канала Аталык-арнасы, каракалпакские воины доставили ему голову одного убитого ими туркмена из числа тех, которые пришли сюда в набег с берегов Гюргена. Воины были награждены ханом.

Подробности этого случая таковы. Когда аламанщики из числа гюргенских туркмен встретились у колодца Ельтидже с Кандум-сердаром и испытали на себе его натиск, они лишились своих вьючных животных и продовольствия. Будучи на краю гибели, они еле живые добрались до места |427а| своего жительства. Некоторые из (людей) этого племени, в своем безумном ослеплении, оказались настолько наглыми, что направились в Хорезм, чтобы произвести нападение. Приблизившись с этой целью к окрестностям Ходжа-эли, они произвели набег на проживающих здесь каракалпаков. [383] Погнавшись за ними следом, каракалпакские удальцы настигли йомутов и наказали их подобающим образом. В качестве победного трофея они доставили голову (убитого йомута) в ханский дворец.

Когда хан находился в походе, в его столицу прибыли послы из разных |437б| стран. Некоторые из них явились для выражения своей преданности и покорности, а другие для того, чтобы засвидетельствовать свою солидарность и единодушие. К числу таковых относились: посол от сына иранского шаха Баба-хана-шахзаде правителя, 12 который в качестве наместника являлся государем всего Хорасана.

В знак своего доброго отношения (к хану), этот правитель прислал своего красноречивого посла с дружественным письмом. (Прибыл посол также от) правителя Дерегеза, Беглер-хана, 13 сына Лютф Али-хана, чаушлю, являвшегося полновластным правителем этой области. Так как молва о возрастающих с каждым днем блестящих успехах великого государя (хана) дошла как до знатных, так и простых людей Иранского государства, то он (т. е. Беглер-хан) втайне испытывал страстное желание служить его величеству. Тедженские теке, которые испытывали страх перед могуществом (хана), искали его покровительства и хотели иметь заступничество перед ним за совершенные ими проступки, присоединили одного из уважаемых своих людей к послам от тедженского населения и прислали его к хану. Также и мервские сарыки, для выражения своей преданности и покорности прислали своих знатных людей Мурад-бека и Hyp Ходжу-бека, с его сыновьями Махмуд-беком и Ай-догды-беком. От теке Арала с выражением преданности и покорности ташке пришли Берды-аталык, Аман-девлет и Халь Нефес, являющиеся знатными людьми своего народа.

Назначив этим послам прием в пятницу 21-го числа месяца сафара (6 марта 1812 г.), хан после обычных приветствий щедро их одарил и послал вместе с ними своих послов и сборщиков закята, для того, чтобы они собрали закят (с племен, изъявивших свою покорность хану). В Мешхед в качестве посла к наместнику-шахзаде был послан Надир-сердар, из племени имрели; к Беглер-хану (в Дерегез) также был отправлен (посол). Для сбора закята с жителей Теджена был отправлен Пехлеван Нияз-бек, из рода кыят.

К сарыкам (сарык-эли) был назначен Иг Ходжаш-наиб, из рода |438б| кыят-конграт.

Сборщиками закята к ахальским теке были назначены Абдаль-ходжа Бек-абадский и Мухаммед Нияз-бек. В Дашт-и-кыпчак, к казахам Средней орды послом был отправлен Алла-берды-ходжа. 14 [384]

События восьмого года царствования Мухаммед Рахим-хана

(1228 г. х. — 1813 г.)

|456а| Поход великого государя Мухаммед Рахим-бехадыр-хана в Хорасан. Страх иранцев при приближении ханского войска, Приведение к покорности и подчинению большей части этого (т. е. хорасанского) народа и счастливое возвращение хана. Руководствуясь обязательным для мусульман предписанием выступать каждый год на войну с неверными, хан роздал много денег из своей казны войску и приказал приготовить все необходимое для похода. После этого он роздал богатые награды своим приближенным, соответственно занимаемому каждым из них положению.

|456б| Когда все приготовления были закончены, хан назначил своим наместником в столице Кутлуг Мурада и выступил в воскресенье 16-го числа месяца зуль-хиджа 1228 г. х. (10 декабря 1813 г.) (стихи).

|457а| Остановка была сделана в низовьях озера Кара-кёля. Пробыв здесь в ожидании сбора войск два дня, 15 (хан) в среду выступил отсюда дальше, сделав следующий привал в Кесекли. Препроводив вперед тяжести и снаряжение, следующую остановку сделали у колодца Сагаджа (Сагаджа-кудук).

Пробыв здесь три дня, в понедельник 27-го числа того же месяца двинулись дальше и остановились затем у колодца, выкопанного самим ханом и известного под названием “Хан-кудукы” — “Ханского колодца”. Пробыв здесь один день, утром в среду выступили дальше. Когда достигли Еке-сузана, сюда прибыл с подарками и дарами младший брат Мехди-бека. Выступив в четверг, достигли через одну остановку колодца Чирле. После того, как пробыли здесь два дня, (хан) послал Пехлеван Нияз-бека в Ахал, а Худай Назар Кап'а — в Теджен, для сбора нукеров среди теке.

|457б| Керим-берды-аталык и Мухаммед Риза кушбеги были посланы вперед еще ранее с тем, чтобы они направились в низовье Теджена и выкопали там колодцы.

Когда наступил новый 1229 г. х., что пришлось на понедельник 5 числа мухаррема (28 декабря 1813 г.), хан выступил дальше и остановился, пройдя одну остановку. Двинувшись затем еще до восхода солнца, в среду прибыли в Янтаклы. Выйдя оттуда в четверг, после ночного перехода прибыли в пятницу еще к одному колодцу. Здесь поймали одного конного туркмена теке из рода кара-ахмед, по имени Са'ат с двумя кызылбашами, которые ехали послами от Беглер-хана в Бухару. Хотя те сначала и отрицали (это), но потом признались. Их отдали на поруки Кандум-сердару. Перейдя в субботу через пески Баверда, прибыли затем в Чонгюль. Здесь было устроено угощение для всех начальствующих и высокопоставленных лиц (стихи). [385]

В понедельник, когда пир был закончен, хан направился дальше. Во |458а| вторник утром названного выше Са'ата, вместе с Имр-шейхом, хан отправил, в качестве послов, к Беглер-хану в Дестгерд. Пройдя около полудня крепость Курен и поровнявшись затем с крепостью Лютф-абад, остановились здесь на отдых. Находившиеся в авангарде войск Мухаммед Риза-кушбеги п Керим-берды-аталык выехали раньше и остановились внизу у селения (касабе) Чилькан (***). Правитель этого селения |458б| Алла-берды-хан просил пощады у кушбеги и был удостоен ханской милости.

Остановившись на берегу Козган-су между селением Чилькан и крепостью Лютф-абад, хан устроил у подножия горы лагерь. В этот день произошла небольшая стычка, при которой три человека из ханского войска были убиты, а из кызылбашей многие были взяты в плен. Их (хан) подарил Алла-берды-хану. В этот же вечер из Лютф-абада прибыл правитель его по имени Рустем-бек и выразил свою рабскую преданность. В среду Алла-(берды)-хан привел в подарок (хану) хорошего коня. В тот же день он был отправлен послом к Беглер-хану, вместе с Эвезом-юзбаши и Эмир-ханом. Тенгри-берды-бек, который был послан ханом к теке караханлы для доставки от них нукеров, собрал в течение среды двести конных теке и в четверг доставил их к хану с правителем Козгана Муса-ханом.

Будучи облагодетельствован ханскими милостями и вниманием, Муса-хан сделался мусульманином (суннитом). Захватив с собой муллу Хак Нияза для того, чтобы он дал разъяснения в делах веры и правилах шариата, (Муса-хан) обратил всех своих нукеров на истинный путь (стихи).

В этот день прибыл посол от Беглер-хана, а затем ушел обратно после того, как хан проявил к нему свое внимание и милость.

В субботу 17-го числа того же месяца хан выезжал для осмотра окрестностей вокруг Хисара, Чилькана и крепости Хосроу (***), после чего снова возвратился (в лагерь). В это время прибыли, в сопровождении Гельды-хана, два посла: один от правителя Келата, Фетх Али-хана, а другой — от правителя Кучаида, Риза-кули-хана, которые выразили свою рабскую покорность. Отпустив в воскресенье послов и отъехав на запад от Сенгира, хан выстроил свои войска перед Мир-кала. Ходжи этой крепости пришли, чтобы выразить свою покорность.

Оставив здесь Керим-берды-аталыка, Мухаммед Риза-кушбеги, Берды-бия, Рустем-бия, Ильяс-шигаула, Хубби-кули-ходжу, Мухаммед-ходжу Нияз Мухаммед-бия, Туган Нияз-бехадыра, абдаля, Вайли-бехадыра, Ха-санбай-бия и всех каракалпакских начальников с тремя тысячами войска, хан подошел к крепости Кахлан.

Старшины (кедхуда) этой крепости совместно с младшим братом |459б| Алла-берды-хана вышли к хану и изъявили ему полную свою покорность, за что удостоились его милостей. Затем хан подошел к Бавердджику, который был тогда пустым. Распорядившись взять здесь зерно для отряда (аламан), хан прошел мимо Лютф-абада и остановился в Сенгире. Этой ночью прибыли [386] Эвез-юзбаши и послы теке и доложили хану неприятные известия относительно теке (рода) вели.

Рано утром в понедельник хан отправил (этих людей) обратно. В этот день к хану прибыло много войска также от теке Ахала. 16

К хану прибыл также Канбар Али-бек, являвшийся правителем крепостей Сефер-кала и Мир-кала, и был удостоен высоких милостей, после чего он возвратился. Выло устроено царское угощение для старшин теке. В этот день снова явился Канбар Али-бек с нукерами, чтобы служить его величеству.

После намаза “пешин” (т. е. после полудня) к хану прибыли: Фетх Али-хан, дядя Беглер-хана, Рустем-хан, младший брат Риза-кули-хана, вместе с везиром своим Мухаммед мирзою, чемшкезек 17 Каляндер-бек и Назар Мухаммед-бек, в качестве послов от Неджеф Али-хана.

Во вторник (хан) всем им устроил роскошное угощение, (после чего) отпустил. В среду, прибыли к хану правитель Бами Са'адет-кули-хан, а также Мирза Мухаммед Риза и упомянутый выше Каляндер-бек с пятьюдесятью человеками. Они поднесли (хану) четырех лошадей и четырех мулов.

|460a| В четверг хан устроил им богатое угощение и одарил их драгоценными одеждами из своего гардероба (хайят-ханэ).

В этот же день явился Рустем-бек, с сотней конных нукеров. В пятницу его величество отпустил Са'адет-кули-хана.

Догадавшись, что Рустем-бек и возглавляемые им спутники его затеяли недоброе и явились к нему с недостойными намерениями, хан в субботу 26-го числа приказал их всех схватить и обезоружить. После этого он передал их (под надзор) достойных людей и позаботился об их охране.

В воскресенье хан лично выступил и окружил (крепость) Мир-кала. Он направил (на крепость) всех своих военачальников. В тот же момент воины окружили крепость, своими громкими воинственными криками привели в смятение ее обитателей.

|460б| Двое из начальников, Мухаммед Нияз-бек и Алаш-бек, отличавшиеся своей исключительной отвагой, с восемью другими (воинами) доставили к воротам крепости две лестницы и приставили их к стене. Когда Шир Али, из нукузов, стал взбираться по лестнице, его убили из ружья сверху.

Трое других воинов также были убиты выстрелами. Получив ранения, Мухаммед Нияз и Алаш-бек возвратились обратно. Кроме них был ранен Шигал-мехрем и много других людей было также убито. Главными из них являются Эш Нияз-шамхалчи 18 и Назар-джарчи. 19 После этого [387] вернулись к месту стоянки в Сенгир. Здесь же провели и понедельник. Во вторник произошло небольшое столкновение под Лютф-абадом. В этой стычке Джованмерд-ходжа, проявляя чудеса храбрости и отваги, убил своим копьем одного негодного кызылбаша, а Елыч-бек взял в плен одного из кызылбашских мергенов (стрелков), но сам оказался раненым, вследствие чего он в среду умер.

Выступив в четверг из Сенгира, войска расположились затем на берегу |461а| Четли-су в окрестностях Баверда. В воскресенье 2 сафара войска перешли отсюда в Коша-чонгюль. Отсюда хан отправил Гельды-хана послом в Дерегез. Здесь же были выданы богатые одежды старшинам теке, во главе с Мухаммед Салих-ходжей. Отправившись отсюда, (войска) остановились у Заман-кудука. Здесь ханом был принят и удостоен всяческих наград Салих-шейх, прибывший от Кутлуг Мурад-инака (из Хивы). Во вторник были уже в Янтаклы. Выходя отсюда, хан отправил обратно в столицу Салих-шейха в сопровождении Кандум-сердара.

В пятницу 7-го числа прибыли к колодцу Чирле. В этот день были розданы богатые награды старшинам теке во главе с Халь Нефесом, сопровождавшим хана с начала похода. Выйдя отсюда в субботу, остановились затем в местности к юго-западу от возвышенности Баба Зердаде-кыра.

В воскресенье по дороге были задержаны Худай-берды-бек с его |461б| спутниками. В понедельник рано утром вышли на дорогу Аджаль-шаха.

В тот же день, около времени завтрака, были доставлены сведения о вражде, возникшей между Кандум-сердаром и Абдулла-инаком. Хан по этому случаю отправил сейида Юсуф-ходжу-накыба с примирительной грамотой к Абдулла-инаку. Во вторник ночью остановились у Еке-сузана, затем у Сагаджа-кудука и Кесекли, а 12-го утром в среду прибыли в Хиву. 20

События девятого года царствования Мухаммед Рахима

(1229г. х. — 1813|1814r.)

В среду прибыли из Хорасана Имр-шейх и Эмир-хан и доложили хану |463б| о положении дел. Они сообщили также о том, что кызылбашами был |464а| совершен набег на теке Ахала.

В пятницу 8-го числа месяца джумади II (суббота 28 мая 1814 г.) хан |464б| отпустил с наградами прибывших к нему кызылбашских послов, присоединив к ним с своей стороны Саттар-кули-ака.

В пятницу (8 рамазана — 24 августа 1814 г.) Саттар-кули-ака возвратился |466а| из Дерегеза. С ним явились послы от кызылбашей (от Беглер-хана и других) и привезли подарки хану. Они были отпущены с наградами. [388]

Десятый год царствования Мухаммед Рахима

(1230 г. х. — 1814|1815 г.)

|468а| В то время как хан находился на охоте, во владении его собрались послы из окружающих областей; так из Мешхеда, в качестве посла от шахзаде Мухаммед Вели-мирзы, прибыл Гюн-догды-кази с Исмаилом-кази, своим родственником.

В пятницу хан ознакомился с привезенными ими грамотами, в которых выражались искренняя дружба и готовность поддерживать братский союз.

|469б| Письма с таким содержанием получены были (также) от эмирзаде Дин Насира, 21 от аймака Клыч-хана, тимури, беглербеги Мешхеда, и от Иса-хана, карай, правителя Турбета. Для выражения искренней дружбы от имени (эмира) Бухары прибыл Абдул-Гафур. От Ялангтуш-хана джемшидского из Меручака прибыл послом младший брат его Махмуд-бек с выражением своей рабской покорности. Одарив послов, хан в начале месяца раби I (1230 г. х. — 11 февраля 1815 г.) отпустил их.

Вместе с (Абдул)-Гафур-ходжой в Бухару был отправлен Берды-инак, а в Мешхед и к имрели был послан Надир-сердар. После этого пришли Халь Нефес и старшины ахальских теке и изъявили свою готовность вносить закят, платить все, что положено и дать заложников (ак уйлю). [На л. 470б содержится сообщение о том, что для сбора закята с теке был назначен Пехлеван Нияз-бек, который отправился на место с указанными старшинами.

Здесь же указывается о бегстве из хивинского плена кызылбашских беков, захваченных Мухаммед Рахимом во время его хорасанского похода.]

События одиннадцатого года царствования Мухаммед Рахима

(1231 г. х. — 1816 г.)

О втором походе на Хорасан, наказании мятежных теке, о проникновении его (хана) в горы и наведении ужаса на властителей, а также о стоянке хана на берегах Гюргена, о выражении покорности здешними жителями и о возвращении |472а| хана в свою столицу. Теке — это народ, который иногда уклоняется от покорности и подчинения и по своему неведению становится на путь возмущения и своеволия.

Иногда некоторые из них совершают набеги на (Хивинское) |472б| государство, похищая здесь сборщиков топлива и угольщиков. 22 Признав необходимым наказать и укротить это племя, великий государь Мухаммед [389] Рахим-хан послал во все стороны государства гонцов 23 с приказанием собрать войска. Когда войска собрались, было уже приготовлено все необходимое для похода.

В пятницу, в конце месяца раби I 1231 г. х., соответствующего году мыши, когда солнце находилось в созвездии Овна (28 февраля 1816 г.), хан лично выступил с войсками в поход. Сделавши остановку в окрестностях Бедркента и выйдя отсюда в воскресенье, он расположил свой лагерь в низовьях канала. Простояв здесь три дня, войска совершили затем четыре |473а| ночных перехода и остановились в окрестности Орта-кудука.

В этот день Имр-шейх был отправлен в качестве посла на Гюрген к йомутам с предложением прибыть с соответствующими подарками и подношениями, со всем войском (йыгын) в Кызыл-арват для того, чтобы присоединиться к хану. Саттар-кули-ака был послан к Султан-хану, гоклену, а Кандум-сердар — к теке.

Во вторник кушбеги был выслан вперед с тем, чтобы распорядиться выкопать колодцы в Балаи-шеме. Двинувшись в среду с этой стоянки, через два дня достигли Кюртиш-ата, откуда выступили в субботу и через пять дней, в четверг (следующей недели), прибыли в Кызыл-арват. В этот день (к хану) прибыл Менгли Али Кафир с некоторыми йомутами, а в пятницу явился Султан-хан. Хан чрезвычайно милостиво принял Султан-хана, осыпав его своими благодениями.

Затем хан прибыл в Коч-ата, а в воскресенье он был в Бами. Позавтракав |473б| в понедельник в Беурме, (хан) достиг затем Арчмана. Пообедав во вторник в крепости Санче, хан прибыл в Дурун. В этот день войска (аламан) привезли много добычи и пленных из крепости Мурче. Отпустив пленных, хан послал туда Эвеза-юзбаши сказать, чтобы население ее не беспокоилось. В среду хан был в Мехине, а в четверг — уже в Хирманту. Ахальские теке, узнавши о движении грозного ханского войска, скрылись в ущелье Хирманту, боясь возмездия за совершенные ими набеги. Хан отправил к ним Мухаммед Салих-ходжу-ишана, Джованмерд-ходжу, Эрсари-ходжу, Кандум-сердара и Девлет Назар-бая, гарантируя им (бежавшим) безопасность. В этот же день к хану прибыло войско с Гюргена с Имр-шейхом.

В пятницу возвратились Мухаммед Салих-ишан и Джованмерд-ходжа вместе с двумя послами — мулла Менгли-девлетом от (племени) тохтамыш, |474а| и другим посланным от (племени) отамыш, причем (оба они) сообщили, что дают двести человек войска. Заявили они (также), что при возвращении хана (из похода) они дадут двести человек заложников (ак-уйлю). Хотя хан и знал, что этому мятежному племени доверять нельзя, однако, благодаря усилиям и настояниям некоторых сановников, во главе с Шах Нияз-аталыком и Курбан Клыч-ханом, он изъявил свое согласие с тем, чтобы их мятежные замыслы стали ясны для некоторых легковерных. Ханом был издан строгий, неуклонный приказ о том, чтобы они (туркмены) завтра же [390] утром, не позже времени завтрака, привели своих нукеров и, что, в случае, если этого не будет сделано, они будут сурово наказаны. Затем хан присоединил к послам Джованмерд-ходжу и Девлет Назар-бая и отправил их.

Вследствие того, что к назначенному сроку, в пятницу, послы не явились, хан лично выступил против мятежников.

По дороге к нему явились Джованмерд ходжа, Мухаммед Салих-ишан |474б| и Девлет Назар-бай и доложили, что завтра будут присланы все нукеры, во главе с сыном Мурад-сердара. Его величество возвратил послов с тем, чтобы скорее привели (войска).

В течение этого же дня со стороны мятежников выехало многочисленное войско для того, чтобы произвести набег на район расположения победоносного (ханского) войска и захватить несколько человек сборщиков топлива и фуража (“отунчи” и “отчи”).

В это время из числа победоносного войска выехало несколько конных, которые и выступили против нападающих. Завязалась жаркая битва. 24 Не выдержав натиска богатырей, эти (враги) понесли жестокое поражение и пустились в бегство. Преследуя бегущих врагов, храбрые воины многих из них перебили своими саблями и копьями. Оставшиеся (в живых) |475а| с большим трудом добрались до ущелья. Нагромоздив перед собою камни (***) и выставив на скалы (таш) по обе стороны ущелья стрелков (мерген), они стали отстреливаться. Хан подошел к устью ущелья и здесь остановился. Находившиеся на левом крыле армии Керим-берды- аталык, Кутлуг Мухаммед-инак и Султан-хан взобрались на горы с восточной стороны ущелья и заняли здесь соответствующую позицию. Отважные Алаш-бий и Союн-бий выехали вперед, направив на вершину горы с обеих сторон Эвез-берды-юзбаши, Атэш Мухаммед-юзбаши и Бек Нияз-юзбаши с нукерами и открыли стрельбу из фальконетов (шамхал). Стрельба из фальконетов была в это время настолько сильной, что от поднявшегося дыма не видно было солнца, а от грома стрельбы уши стали, |475б| глухими.

Был уже близок тот момент, когда (хивинские) пули, стрелы, копья и мечи должны были уничтожить врагов, в это время Шах Нияз-аталык обратился к хану с просьбой простить (туркменам) их вину и пощадить их сегодня с тем, чтобы они явились завтра. В случае, если они не явятся, вина останется на них; следует дать им возможность исправиться. Его величество согласился удовлетворить эту просьбу, вследствие чего названный аталык пошел и заставил войско возвратиться. Еще до прибытия аталыка был убит стрелой Эш Мухаммед-юзбаши, а Ораз Перихан-юзбаши получил рану в области рта.

|476а| По возвращении хан расположился в Сенгире. В этот вечер приехали Джованмерд-ходжа и Девлет Назар-бай. Прибывшие с ними послы от правителей Курдистана, Неджеф Али-хана, шадилю, и Риза-кули-хана, [391] зафаранлю, выразив свою рабскую покорность его величеству, доложили при этом, что их племя (джамаа) прибыло в Куш-ханэ и там расположилось, и что они согласны подчиниться всякому приказанию хана.

В воскресенье они (курды) ушли с того места и, продвинувшись ближе к ущелью, здесь остановились. В понедельник хан вместе с курдскими послами отправил Девлет Каракоза и Клыч Нияз-бая со словами о том, что, если они (курды) действительно являются подданными (эль) хана, то чтобы они не забывали грабить теке. Затем хан наградил своими милостями Джан Мухаммеда-кази, Девлет Назар-бая и Ходжа Назар-бека, являвшихся преданными ему предводителями теке 25 и пожаловал их двумя ярлыками. В одном из них говорилось, что каждый из теке, кто направится вместе с ними (т. е. владельцами ярлыка) в Хорезм, будет прощен, а каждого из тех, кто не присоединится к ним, ждет царское наказание. Было сказано также, чтобы никто из ханского войска при встрече с ними не беспокоил бы их. Второй ярлык заключался в том, что низовья канала Наймана хан жаловал названным предводителям вместе с их подданными (***), причем передача должна состояться немедленно же по |476б| предъявлении ярлыка.

В этот же день, после намаза “пешин”, хан приказал Султан-хану, Алаш-бию, Союн-бию, Досум-бию, Эсенбай-бию и йомутским предводителям с четырьмя тысячами войска отправиться в набег на Теджен.

Вечером хан отправил Халь Нияза-юзбаши, Джехангир-бека и Искандер-бека бухарского (Бухари) с двадцатью пешими в Дербенд для того, чтобы они там “достали языка”. У Дербенда посланные встретили шестерых всадников, но те издали, узнав (их), скрылись. После этого они встретили (еще) двух конных. Одного из них они поймали и убили, а другой бросил лошадь и спасся от них в горах. Посланные доставили двух лошадей и одну голову, за что были награждены ханом. Три дня прошло без перемен. В четверг теке убили Котур Шигала с семью другими людьми и скрылись.

В пятницу пришли вести от начальников, посланных в набег на Теджен. 26 В субботу они возвратились и сами. 27 Да будет известно, что они после своего выступления (из ханской ставки) стали быстро двигаться на север. 28 В среду они напали врасплох на один аул (оба), где перебили всех мужчин, а женщин и детей вместе с имуществом забрали себе в качестве добычи. В тот же четверг они встретили аул (оба) части племени сычмаз, находившийся к югу от колодца Эшек-сийян, недалеко от Кары-Чирле. Борьба продолжалась с раннего утра до времени намаза “пешин”. В это время со стороны бунтовщиков (отделились) Аман Девлет-бай, Байрам Али-бай и еще один человек, которые изъявили покорность и со всеми своими близкими и имуществом обратились к защите Султан-хана. [392]

Начальники три раза посылали Аман Девлет-бая к жителям этого аула, передавая им, что в случае, если они выйдут, то их жизнь и имущество будут в сохранности, если же не придут и будут продолжать враждебные действия, то вина за кровь ляжет на них. Однако, эти безумные и непокорные люди не послушались и еще сильнее прежнего продолжали свои враждебные действия. В конце концов, разгневанные (ханские) воины, спешившись и обнажив мечи, бросились на врагов и начали их избивать (стихи).

|477б| Свыше двухсот человек было перебито. Кроме того, под ногами лошадей |478а| погибло много женщин и детей. Взяв в плен более 270 женщин и детей и забрав богатую добычу, (войска) в субботу возвратились к хану и были удостоены его высоких милостей. В воскресенье хан разделил военную добычу поровну между всеми войсками.

В понедельник хан выступил с этого места и сделал затем остановку на берегу р. Гярм-аб. 29 Во вторник он был уже в Мейхене, а в среду прибыл в Мурче, в тот же вечер хан оставил в засаде (***) в Мейхене Алаш-бия, Союн-бия, а также старшин йомутов, имрели, чоудоров, вместе с каракалпакскими биями и тремя стами человек.

В четверг, когда хан не выступил еще из Мурче, пришло известие о том, что (хивинские) разъезды встретились с неприятелем. Хан послал (людей) с приказанием, чтобы в бой не вступали, а постепенно завлекали неприятеля к себе и когда враг будет уже близко, тогда разбили бы его. Когда этот приказ поступил к биям, находившимся в Дуруне, они, не вступая в сражение, стали завлекать (врага) к себе. Находясь в Сендча, хан отправил Кандум-сердара и Мухаммед Клыч-бия со 150 человеками, с тем, чтобы они оказали поддержку, в случае, если произойдет столкновение. Вследствие своей неосведомленности (посланные) приняли неприятелей за своих и подошли к ним вплотную. Враги, обратившись в бегство, как только натолкнулись на большое войско (хивинцев), стоявшее в засаде, побежали обратно. Здесь произошла небольшая стычка. Во время этого происшествия погибли Пехлеван Нияз-бек, Искандер-бек бухарский (Бухари) н Мульк Аман из Кята с несколькими людьми. Джехангир-бек сражался удачно и привел с собой отобранную у неприятеля лошадь. Со стороны теке был зарублен Мухаммед Заман-сердар, голова которого была доставлена (хану).

Его величество, как только услышал об этом происшествии, немедленно выступил в погоню и, проводив (неприятеля) от Дуруна, направился обратно, остановившись затем в Арчмане. Двинувшись оттуда в пятницу, хан остановился затем на хуторах Беурма и Ленгер. Здесь хан приказал казнить пленных мужчин.

Выехав отсюда в субботу 1 числа месяца раби I, хан на следующий день прибыл в Бами и Коч-ата. Послав отсюда в столицу (шехер), Баба-араба, [393] хан вошел в ущелье Кара-кабак и расположился на берегу источника Кири. Вода этого источника впадает в р. Кызыл-арвата.

Выступив из Кара-кабака во вторник, хан остановился затем в |479а| Ходжа-кала. Находясь на этой стоянке, хан 5-го числа того же месяца назначил Султан-хана и Кутлуг Мухаммед-инака с небольшим количеством войска для того, чтобы переселить племя (халк) карадашлы, 30 находившееся на восточной оконечности (тумшук) Хисар-тага. Выступив в четверг, следующую остановку сделали на берегу (реки) Терс-акар, а в пятницу достигли берегов Сумбара. После этого прибыли в Мир-сарай, где находится источник. Вследствие большого дождя, здесь стало грязно и войска переносили большие трудности. Пробыв здесь воскресенье, пока не подтянулись отставшие части, в понедельник достигли берегов Чандыра, где и остановились.

Названные выше начальники (т. е. Султан-хан и Кутлуг Мурад), согласно ханскому приказу, направились к карадашлы, жившим в числе свыше 150 домов на берегах рек Козсыз (***) 31 и Юван-су (***). Их переселили в Шайтан-кала, находящуюся около Карры-кала. Кутлуг Мурад-инак вечером в воскресенье прибыл с войском к хану в Мир-сарай, а Султан-хан остался для приготовления даров и подношений и явился к хану на Чандыре. Пробыв вторник на берегах Чандыра, хан в среду 12-го числа остановился у входа в ущелье Капланлы.

На следующий день остановка была сделана на берегу Атрека, в местности, носящей название Уйлук. Здесь Султан-хан преподнес хану богатую юрту (ак-yй), двух молодых рабов (тогмэ), одну рабыню (кениз), двух коней и двести баранов и устроил ему роскошное угощение. Место пира было устлано прекрасными материями, было разбросано много золотых и серебряных монет и прочих драгоценностей (стихи).

В течение этого же дня, хан отправил Менгли Али Кафира и Сейид |480а| Назар-бека, имрели, к Неджсф Али-хану с тем, чтобы тот сказал — является ли он врагом (хана) или его подданным. Оглан-ишан был отправлен к гокленам, чтобы предложить придти и гарантировать им в этом случае безопасность.

Выступив в пятницу дальше, (войска) сделали в пути одну остановку, а в воскресенье прибыли в Чинаран, где и устроили укрепление (сенгир). На следующий день к хану прибыли войска игдыров во главе с Мулла Арабом.

В этот день умер Эвез Мухаммед-бай. В четверг вошли в ущелье Кызылче, а в пятницу остановились в Кара-тепе на берегу р. Гюргена. Здесь явились к хану от имени проживающих в Кара-тепе гокленов (родов) баяндыр, кара-талканлю и иргачлю предводители их Аваджа-онбеги, от баяндыров, Алла-берды (от) кара-талканлю, Мухаммед-едли (от) иргачлю и другие и выразили свою полную покорность и повиновение. Хан щедро их одарил, после чего они уехали, обещая перекочевать. [394]

В субботу хан двинулся дальше и остановился затем против Дерегеза, на берегу Гюргена.

|480б| Предводители кызылбашей — Мехди-кули-хан, каджар, Мустафа-хан, беглербеги, Фераджулла-хан, а также правитель Семнана, младший брат Исмаила Тилаи — Зуль-Фекар-хан, Мухаммед Хусейн-хан и Адина Хусейн-хан, баяндыр, а всего их было 10 000 человек, услышав о том, что хан направился на завоевание их страны, приготовились к войне и засели в Песереке. Хан выслал из Кара-тепе войско йомутов для совершения набега на Песерек. 32 Посланные выступили вечером, затем устроили засаду, а утром совершили набег на кызылбашей. Забрав большую добычу и пленных, они прибыли затем к хану в Дерегез, привезя с собой одну голову.

В воскресенье был отправлен Султан-хан с войсками йомутов и |481а| гокленов. Встретившись с разъездами неприятеля, они имели небольшую стычку, (в результате которой) со стороны Мухаммед Хусейна было двое убитых, а двое из йомутов попали в плен.

В этот день вернулись Менгли Али Кафир и Сейид Назар-бек вместе с послами от Неджеф Али-хана и Риза-кули-хана.

В понедельник были пойманы два вора из гокленов и йомутского племени (халк) ата. Их привязали к пушке и расстреляли. Во вторник прибыл человек от гокленов и повел с собою Султан-хана и Кутлуг Мухаммед-инака, обещая прикочевать (со своим народом). Они (гоклены) испугались кызылбашей и бежали, а затем, не зная куда им двигаться, остановились в ущелье.

В среду для нападения на кызылбашей были назначены: Кутлуг Мухам-мед-инак, Султан-хан, предводители йомутов и чоудоров, а также Хубби-кули-ходжа и Мухаммед Керим Койчи с двумя тысячами войска. После легкой стычки они возвратились.

В четверг 26-го числа того же месяца (джумади II) хан лично во главе своей многочисленной храброй армии, уповая на помощь божью, выступил против врагов. Подойдя к подножью горы, он привел свои войска в боевой порядок.

|481б| Иранские войска поднялись выше на горы и выстроились. Хан приказал, чтобы артиллерия открыла огонь. От смертельного огня неприятель терпел большие потери. Тем временем храбрые (хивинские) воины бросились стремительно на неприятеля. Многочисленные силы иранцев в свою очередь также выступили, вследствие чего завязался такой сокрушительный бой, каких не бывало со времен Афрасиаба и Рустема. (Хивинские) храбрецы пролили столько крови врагов, что поверхность степи и гор стала красной, как поле, покрытое тюльпанами. 33 [395]

Когда войска неверных были приведены в беспорядок и замешательство, хан отправился в свою ставку.

В этом бою некоторое число мусульманских воинов |482а| (лешкер-и-ислам — хивинцы) было ранено, убитых оказалось шесть человек. В числе последних были: Берды-инак, Худай Назар Как, огуз Мухаммед Нияз-сердар и другие. Были ранены: Искандер-ходжа, Джованмерд-ходжа и семь человек других. Из войска неверных было убито множество людей.

В пятницу 27-го числа указанного выше месяца (джумади II) прибыл Авадже-онбеги и просил дать ему человека для переселения его племени. Хан отправил с ним Сейид Нияза-мутевелли.

Субботу хан провел в покое и отдыхе. Выступив в воскресенье, приходившееся на последний день названного месяца, хан остановился в местности, которая носит название Казукли и находится против Кучук-кала. Для переселения племени Авадже-онбеги, хан в этот день назначил Султан-хана, Эвеза-юзбаши и Джерена-юзбаши с войском из гокленов.

В течение понедельника, приходившегося на первое число месяца раджаба, соответствующее тридцатому числу джауза (марта), хан простоял здесь (т. е. в Казукли). Во вторник хан снова был в Дерегезе, а в среду он |482б| остановился в Кара-тепе. В этот вечер к хану прибыли Эвез-юзбаши и Джерен-юзбаши, которые отделились от Султан-хана в местности под названием Кенг-джай. 34 Продолжая здесь оставаться в течение четверга, приходившегося на четвертое число данного месяца (раджаба), хан в этот же день присоединил к курдским послам Сейид Назар-бека, из имрели, и отправил его к Неджеф Али-хану и Риза-кули-хану. Эвеза-юзбаши, вместе с человеком Султан-хана, он послал к последнему с тем, чтобы тот явился вместе со старшинами гокленов.

Выйдя в субботу из Кара-тепе, хан остановился затем в ущелье Кокче. В воскресенье он прибыл в место, которое носит название Чат и расположено при впадении в Атрек Чандыра и Сумбара. 35 В понедельник восьмого числа переправились через Атрек. Во время стоянки на этом месте, поступило известие о том, что Эвез-юзбаши и Мир Девлет-сердар, следующие от Султан-хана, уже достигли берегов Чандыра.

Его величество послал к ним гонца (с приказанием), чтобы они приходили скорее, так как рано утром (войска) отсюда уйдут. На следующей |483а| стоянке вечером к хану явились Султан-хан с предводителями (акабир) гокленов.

Выступив отсюда в четверг, хан остановился у “как”'а (стоячая дождевая вода) 36 Гарриче на юг от Кюрен-дага.

В этот день хан принял Султан-хана и (затем) отпустил его, облагодетельствовав царскими милостями. [396]

Выступив во время намаза “хуфтан” и пройдя ночь, хан остановился затем в Аджи-как, а в пятницу, ко времени намаза “пешин”, прибыл в Гебр-как, находящийся между Кюрен-дагом и Балканскими горами. Следующая остановка после ночного перехода была сделана в окрестностях Дана-ата. Пройдя в субботу через пески, в воскресенье хан достиг песков, носящих название Чин Мухаммед-какы. Следующая остановка была в Яска. Выступив в среду, хан, после ночного перехода, к полудню следующего дня остановился у Кара-тегелека и на берегу Асхаб-суи. Сделав после этого еще одну остановку восемнадцатого числа, двинулись дальше. В полдень (этого же дня) хан обедал у “как”'а, на границе Джамаль-айы, а затем остановился на “как”'е, в пределах Джамаль-айы. 37

Выступив вечером в пятницу, хан сделал еще две остановки, а затем в течение субботы он прошел через пески Уч-таган, после чего снова остановился на обед, а вечером остановился в Ак-яйлаке. Наполнив здесь водою все мехи и фляги и выступив отсюда в воскресенье около полудня, (войска) через сутки были уже в окрестностях Орта-кудука, а в четверг прибыли в Хатиб-как. Вследствие изнурительного зноя и отсутствия воды, здесь погибло много лошадей и верблюдов, многие должны были идти пешком. Следующая остановка была сделана в Айры-таме. По милости божьей, в это время выпал дождь настолько сильный, что “как” наполнился водой, и вся армия могла утолить свою жажду.

|484а| Пройдя затем через Чагыллы-кериш, войска в пятницу 28-го числа остановились в Бедркенте, а около полудня были в Хиве.

О некоторых происшествиях, имевших место после прибытия хана в свою столицу. В начале месяца ша'бана этого же, т. е. 1231 г. х. (27 июня 1816 г.) несколько аламанщиков из числа мервскпх теке собрали шайку, которая, в целях грабежа, направилась в Хиву. Пробравшись по берегу реки, они явились в Садвар, где убили двух пастухов, захватили некоторое количество скота (мал) и скрылись. Об этом услышал в Хазарасне великий эмир Кутлуг Мурад, который в погоню за теке послал Девлет Мурад-бека с сотней людей.

Двигаясь с необычайной быстротой и поспешностью, эти люди прошли Дарган и затем, подойдя уже к Кугерчину, напали на следы. Увидев, что |484б| со стороны преследующих им грозит неминуемая беда, (теке) бросили захваченный ими скот и спаслись сами тем, что бросились в реку и густые заросли леса. Преследующие забрали все имущество и с торжеством и победой возвратились.

[Здесь же сообщается об отправке ханом Кандум-сердара послом к эмиру Бухарскому.]

Набег Кока-сердара и Менгли Али-сердара на мервских теке. В понедельник 12-го числа названного выше месяца (ша'бана) хан приказал Кока-сердару, Менгли Али-сердару, Ата Нияз-мергену, Сунбар-сердару, а также [397] Халлы-аталыку, из узбеков, с двумястами человек храброго войска, совершить набег на мервских теке.

Подвигаясь с необычайной быстротой и стремительностью, указанный отряд достиг Денгиз-кудука и отсюда направился на восток. В среду 21-го числа того же месяца (отряд) достиг низовьев Мервской реки, на расстоянии |485а| полдневного перехода от Мерва. Здесь, в местности Кок-тепе, (отряд) напал на аул (оба) Мухаммед Нияза-кази, из племени (джамаа) арык, состоявший из 17 домов.

Перебив тридцать человек, забрав в плен около сорока женщин и детей и захватив в качестве добычи имущество и скот, (отряд) в среду 28-го числа того же месяца возвратился к хану, удостоившись его щедрой награды.

Набег Мурад-сердара на теке Ахала. Один из йомутских предводителей (сер-амед), по имени Мурад-сердар, испросивши разрешение его величества, отправился в начале месяца шавваля с небольшой группой храбрецов в набег на теке. (Через) семь дней он около одного колодца к западу от Ахала убил восемь человек теке, взял двоих в плен, и, захвативши четыреста голов верблюдов, возвратился.

В субботу 22-го числа того же месяца все они (воины) были милостиво приняты ханом.

Набег Баги-бек-бехадыра на окрестности Бами (и) Беурма. Йомут |485б| Ваги-бек-бехадыр, ставши во главе аламана, с разрешения хана, в воскресенье 23 шавваля отправился по Орта-кудукской дороге. Около одного колодца, в окрестностях Бами (и) Беурма, они произвели нападение. Убивши семь-восемь человек, они захватили бесчисленное количество верблюдов и возвратились. Одиннадцатого числа месяца зуль-ка'да (3 октября 1816 г.) они прибыли в столицу.

В четверг 12-го числа того же месяца ханом были приняты, в качестве послов от кызыл-арватских теке, один из предводителей Халь Нефес-сердар и с ним семь представителей от (теке) родов, по одному от каждого рода. Двадцать седьмого числа хан отпустил этих людей, присоединивши к ним Хубби-кули-ходжу. Во вторник, приходившийся на первый день месяца зуль-хиджа (23 октября 1816 г.), Хубби-кули-ходжа вместе с теке отправился по своему назначению.

В третий день праздника курбана, приходившийся на субботу 12-го числа |486а| месяца зуль-хиджа (1231 г. х. — 3 нояб