Комментарии

139 8 июля “Сказание о Гришке Отрепьеве” (Русск. ист. библ., т. XIII, ст. 736), 29 июня в субботу (по ст. стилю) — Буссов (стр. 61) и Петрей (стр. 207) 31 июля (по н. стилю) — Маржерет (стр. 87) и Паерле (стр. 34).

140 Иов был низложен перед венчанием Лжедимитрия. См. “Новый летописец”, стр. 65.

141 Маржерет: “Чрез несколько времени в присутствии выборных чинов из всех сословий князя Василия Шуйского судили и признали виновным в оскорблении величества. Царь повелел отрубить ему голову, а двух братьев его сослать в заточение. В четвертый день после приговора Шуйского вывели на площадь народную, и когда уже положили его на плаху, объявлено прощение по ходатайству царской матери, поляка Бучинского и других особ. Преступника наказали только вместе с братьями ссылкою; но он вскоре был призван ко двору. Никогда Димитрий не поступал так неблагоразумно, как в сем случае: помиловав Шуйского, он погубил самого себя” (стр. 87 — 88). В описании Борши сказано, (Что Шуйский был приговорен к казни до приезда матери Димитрия (Русск. ист. библ., т. I, ст. 398 и 399). В “Ином сказании” — 25 июня (Русск. ист библ., т. XIII, ст. 52), также в хронографе 3 ред. (Изборник А. Попова, стр.235, 240). Ср. “Новый летописец” (ст. 67); “Сказание о Гришке Отрепьеве” (Русск. ист. библ., т. XIII, ст. 734 — 735); “Сказание Авраама Палицына” (там же, ст. 493 и 990); Буссов (стр. 68) и Петрей (стр. 211 — 212).

142 В издании Линде “восьмю стами стрельцов”, стр. 131; в издании Археогр. комисс. (стр. 78, столб. 2) — восемью тысячами.

143 Об этом дворце см. Забелин, Домашний быт русских царей, т. I, изд. 2-е, М., 1872, стр. 53.

144 Буссов: “Он ездил не в карете, а верхом на коне, и притом не на смирном; садился же на него не так, как прежние цари, которые становились на скамью, подставляемую двумя боярами, и влезали на лошадь. Димитрий, взяв одною рукою повод, другою едва прикасался к седлу, уже был на коне, и ни один ездок не мог сравняться с ним в искусстве и ловкости; нередко он забавлялся конским ристанием, также охотою соколиною и псовою; однажды сам убил огромного медведя, которого спустили с цепи в селе Тайниниском, вопреки желанию князей и бояр. Для сего завел превосходных соколов, собак борзых и гончих, а для медвежьей травли английских догов” (стр. 64).

145 Маржерет говорит, что Лжедимитрий “весьма был разумен и столь смышлен, что среди членов своего совета казался учителем среди школьников” (стр. 89). Также Буссов: “Не проходило дня, когда бы царь не присутствовал в совете, где сенаторы докладывали ему дела государственные и подавали об оных свои мнения. Иногда, слушая долговременные бесплодные прения их, он смеялся и говорил: “Сколько часов вы рассуждаете и все без толку. Так я вам скажу, дело вот в чем” — и в минуту ко всеобщему удивлению решал такие дела, над которыми сановитые бояре долго ломали свои головы. Он владел убедительным даром красноречия, любил приводить примеры из бытописаний разных народов или рассказывать случаи собственной жизни; нередко, впрочем всегда ласково, упрекал господ сенаторов в невежестве, говоря, что они ничего не видали и ничему не учились; обещал дозволить им посещать чужие земли, где могли бы они хотя несколько образовать себя” (стр. 62 — 63).

146 Буссов: “Димитрий, не доверяя князьям и боярам, учредил охранительную стражу из одних немцев, а в январе 1606 года назначил ей трех капитанов; старшим из них был Яков Маржерет, родом Француз, человек весьма разумный, хорошо знавший язык немецкий. Дружина его состояла из сотни копьеносцев, вооруженных бердышами с золотым царским гербом; древки оных, обтянутые красным бархатом, прикрепленным вызолоченными и серебряными гвоздями, были увиты серебряною проволокою, украшены серебряными и золотыми кистями. Этой сотне через каждые три месяца производилось такое жалование, что воины большею частию могли носить плащи бархатные, обшитые золотым позументом, и вообще одеваться весьма богато. Ливонец Кнутсеп был капитаном второй сотни алебардщиков; они имели алебарды с царским гербом по обеим сторонам и носили кафтаны фиолетового цвета, обшитые красными бархатными снурками; рукава же оных были из красной камки. Третьим капитаном был шотландец Алберт Вандоман, прежде называвшийся паном Нотницким, потому что он долго жил и между поляками. Его отряд также состоял из сотни алебардщиков, которые оружием не отличались от воинов второй сотни, но исподнее платье и кафтаны их имели зеленую бархатную обшивку, а рукава были из зеленой камки. Все они, получая хорошие оклады, немало гордились и поднимали нос” (стр. 65 — 66). Устрялов переводит нем. Hartschierer — копьеносцы. В издании Археогр. комисс. голландское hartsiers переведено — “конные стрелки”.

147 “Иное сказани”: “И сотвори себе в маловремянней сей жизни потеху, а в будущий век знамение превечного своего домовита, его же в Российском государстве, ни во иных, кроме подземного, никто его на земли виде: ад превелик зело, имеющ у себе три главы. И содела обоюду челюстей его от меди бряцало велие: егда же разверзет челюсти своя, и иэвну его яко пламя престоящим ту является, и велие бряцание исходит из гортани его: зубы же ему имеюшу осклаблено, и ногты яко готовы на ухапление, и изоутию его яко же пламень распалявшуся. И постави его проклятый он прямо себе на Москве-реце себе во обличение, дабы ему ис превысочаиших обиталищ своих зрети нань всегда и готову быти в нескончаемые веки въонь на вселение и с прочим единомысленики своими”. (Русск. ист. библ., т. XIII, ст. 53—56).

148 “Новый летописец”: “Той же Рострига по обету своему посла в Литву свататца за себя у Сандомирского воеводы Офонасья Власьева” (стр. 67).

149 Перечень подарков см. ниже на стр. 206 и в прим. 179.

150 Петрей: “Приняв венец по единодушному совету всех, он показал свое первое мужество и доблесть на дочери бывшего великого князя, Бориса Годунова, Аксинье: велел ее привести к себе, блудничал с нею несколько дней и, вдоволь натешившись ею, приказал остричь у ней волосы и прогнать ее в монастырь, где она и должна была оставаться до смерти” (стр. 208). “Царевну же Ксению, дщерь царя борисову, девицу сущу, срамотне счиниша над нею и девство ее блудом оскверниша, а потом пострищи ее повеле, и отослаша ее в далнюю пустыню, в горы, на Белоозеро, близ пречестные обители Кирилова монастыря” (Повесть князя Катырева-Ростовского, первая редакция, Русск. ист. библ., т. ХIII, ст. 577 — 579).

151 Гонсевский, посол, отправленный польским королем к Лжедимитрию с поздравлением, прибыл в Москву в августе 1605 г.

152 Этим послом был секретарь краковского нунция Алонзий Пратиссоли, прибывший в Москву с поздравлениями и подарками в октябре 1605 г. (П. Пирлинг, из Смутного времени, стр. 159 — 160).

153 Петрей: “Когда же правление принял Гришка Отрепьев... принца отправили в город Ярославль, где содержали его не лучше пленника, за то только, что он больше расположен был к шведскому королю Карлу IX, нежели к польскому Сигизмунду III” (стр. 180).

154 “Новый летописец”: “Нача же мысль быти в служивых людях в стрельцах, яко бы им х кому было пристать. Из них же бысть един стрелец, возвести Петру Басманову, Петр же Басманов возвести тому окаянному, он же повеле их, переимав, привести на дворец. Приведоша же их на дворец, той же Петр Басманов нача их росспрашивать. Они же не ужаснушася ничево, не похотеху суетного житня мира сего, начаша говорити встрешно. Голова же стрелецкой Григорей Микулки, не убояся суда праведного божия, дерзнул на смертное убойство, сам своими рукама и побита их на дворце и секоша их аки части”, стр. 68; Ср. Буссов: “Стрельцов Димитрии отдал на произвол их товарищей, объявив, что только тот будет признан не участвующим в заговоре, кто наложит руку на виновных. Все верные стрельцы бросились на изменников и, подобно псам, растерзали их зубами, в доказательство своей невинности” (стр. 68); Петрей (стр. 212).

155 Масса повторяет приведенный им выше рассказ об Иване Грозном.

156 Немтесский (Немоевский), Челари и Натан упоминаются также у Маржерета (стр. 160).

157 Обручение происходило 12 ноября. Собр. госуд. грам. и догов., т. II, стр. 241; “Сказ. совр. о Димитрии Самозванце”, т. IV, стр. 8; “Дневник Марины” — 22 ноября (по н. стилю).

158 “В сих палатках... 9 мая ночевала царица, выехав из Вязьмы” (“Дневник Марины”, 27).

159 Маржерет: “ее колесницу везли 10 ногайских лошадей, все белые с черными пятнами, как тигры и леопарды, столь сходные одна с другою, что нельзя было различить их” (стр. 92). Описание въезда Марины в Москву сравни Буссов: (71 — 72), Петрей (214 — 216).

160 При Турнгуте 22 января 1597 г. Мориц одержал победу над испанцами.

161 Польские послы были на аудиенции 3 мая 1606 г. (“Сказ совр. о Димитрии Самозванце”, т. IV, стр. 127—140).

162 В дневнике польских послов: “Пан воевода Сандомирский и князь Масальский вели царя под руки”; “Сказ. совр. о Димитрии Самозванце”, т. IV стр. 146. В отрывке брачного обряда: “а вести государя под правую руку воеводе Сандомирскому...” Собр. госуд. грам. и догов., т. II, стр. 291. Четыре человека — рынды, — носившие обычно белое платье на горностаях, белые шапки и сапоги.

163 “Той же окоянной Рострига женися на той Сердомирсково дочери и венчась в соборной апостольской церкви пречистые богородицы и церковь божию осквернил, введе в церковь некрещенных Латынь, ни кем же возбраняем, а женися майя в 8 день” (“Новый летописец”, стр. 68). Ср. “Сказание Авраамия Палицына” (Русск. ист. библ., т. XIII, ст. 993 и 493).

164 Буссов: “Но обратил даже внимания на донесения своих капитанов, которые 13, 14 и 15 мая (четверг) уведомляли его о таившейся измене” (стр. 78). То же в “Дневнике Марины” (стр. 49 — 50); ср. “Записки Жолкевского” (стр. 170 — 171).

165 Буссов: “Поляки при сем случае напились до пьяна и, возвращаясь домой, дозволяли себе весьма наглые поступки: рубили саблями встречавшихся московитян и извлекали из карет знатных боярынь для удовлетворения гнусному сладострастию. Народ же все это брал на замечание” (стр. 70 — 77).

166 В хронографе 3 редакции убиение Тимофея Осипова также отнесено ко дню убиения Самозванца (Изборник А. Попова, стр. 274 — 275). Ср. хронограф Погодина (там же, стр. 417); “Сказание Авраамия Палицьша” (Русск. ист. библ., т. XIII, ст. 994); Сказание о Самозванце (там же, ст. 1423); Маржерет (стр. 89 — 99). Рассказ Массы отличается целым рядом подробностей от рассказа других иностранцев и русских источников. См.: Буссов (стр. 79 — 84); Петрей (стр. 224 — 228); Паерле (стр. 60 — 62); Маржерет (стр. 93 — 94). Ср. “Иное сказание” (Русск. ист. библ., т. XIII, ст. 58). Изборник А. Попова (стр. 193,238 — 239,294, 329, 417); “Новый летописец” (стр. 68 — 89). См. известие о смерти Лжедимитрия I в письмах и донесениях иностранцев: “Материалы по Смутному времени на Руси XVII в., собранные В. Н. Александренко “Старина и новизна”, кн. XIV, М. 1911, стр. 253 — 261.

167 Петрей: “Русские раздели донага своего убитого Димитрия вместе с верным его камергером Петром Басмановым, привязали шнурком ногу Басманова к детородным частям Димитрия, вытащили их из ворот Кремля на площадь, принесли туда стол и скамейку, поперек к столу, так что ноги Димитрия лежали на груди Басманова, чтобы все видели и знали, что шатун монах, обманщик страны и осквернитель девиц в самом деле спроважен от жизни к смерти. Когда Гришка лежал в таком виде на столе, приехал из Кремля верхом один дворянин, привез с собой волынку и маскарадное платье, бросил к нему на живот, в рот ему сунул дудку, а волынку положил на грудь и сказал: “Ты блядской сын и обманщик страны, вдоволь прежде поиграл на дудке, поиграй теперь для нас” (ст. 229 — 230). Ср. в Повести князя Семена Шаховского (Русск. ист. библ., т. XIII, ст. 67). “Иное сказание”: “Лежа на торжище даже до трею дней, всякому на злоскверный его труп зряще, никем же бе ни от кого покрываем, наг, яко же от чрева матери своея; и их же бо возлюби идолы да положены быша ему на персех” (Русск. пет. библ., т. XIII, ст. 59).

168 Паерле: “Воеводу же Сандомирского они не тронули потому, что с ним было много людей вооруженных” (стр. 63).

169 Ср. портрет Лжедимитрия I в “Повести князя Катырева-Ростовского” (первая редакция): “Рострига же возрастом мал, груди имея широки, мышцы толсты; лице же свое имея не царсково достояния, препростое обличие имея, и все тело его волми помрачено. Остроумен же, паче и в научении книжном доволен, дерзостен и многоречив зело, конское рыстание любяще, на враги своя ополчитель смел, храбрость и силу имея, воинство же велми любляще”, (Русск. ист. библ., т. XIII, ст. 621—622).

170 Слух о том, что Лжедимитрий замышлял истребить всех вельмож, был распущен боярами. “Иное сказание”: “Да после смерти же того вора Гришки объявил поляк, который жил у него блиско, что было тому вору ростриге вести снаряд пушечной большой из города и ис казны весь для стрельбы, и ехати было ему за посад; а боляром и дворяцом и всяким людям быти было с ним же на стрелбы, а литовским людем всем, конным и пешим быти было с ним же всем вооруженным, с копии и с пищалми, будтося для потехи; и приехав было из снаряду всех боляр и думных людей и болших дворян побити; и росписав было имена у него всем, кому кого побити указано; а побив и приехав в город, роздавати ему было тестю своему, воеводе Сендомирскому, и его родству многие городы и наша царская казна, что осталася за его воровским расточением; и всех было православных христиан приводити в люторскую и в латынскую веру” (Русск. ист. библ., т. XIII, ст. 67, ср. также “Сказание Палицына”, ст. 996); Буссов (стр. 73 — 74).