Библиотека сайта  XIII век

ЛАОНИК ХАЛКОКОНДИЛ

ИСТОРИЯ

«Баязид, сын Мурада, имея при себе царей эллинов 1, идущих на это (дело), отправился в поход на Филадельфию, эллинский город. Ведь когда цари Византия спорили (друг с другом), он потребовал у них Филадельфию, они же согласились отдать (город). Итак, царь Эммануил 2 послал вестника, чтобы они (т. е. филадельфийцы-Д. К.), вручив себя на будущее Баязиду, приняли турецкого гармоста и архонта. Они же отказались добровольно предать себя варвару, поэтому-то Баязид осадил Филадельфию, имея (при себе) царей эллинов. О них же рассказывают, что они были храбрейшими у него, и они-то, первые взошедши (на стену), взяли город (3). Вот так была взята Филадельфия, благоустроенный эллинский город Лидии. После этого Баязид пошел против Скендера 4, царя армян, и против Эрзинджана 5, города царства армян, и против городка, прозываемого Самаха 6. Рассказывают, что этот Скендер был наиболее доблестным из варваров Азии и никому не уступал отвагой и крепостью тела в делах войны. Когда ассирийцы шли на него (войной), он часто показывал дела, достойные упоминания, сражаясь с врагами с немногочисленным войском. Этого-то Скендера, поскольку он был ненавистен своей собственной жене, она вместе с сыном схватила его, и умертвила, и приобрела царство 7. На это Баязид, подойдя, взял город Эрзинджан. осадив (его), и сына Скендера поместил в тюрьму. После этого, подчинив чепни,-они же обитают в той (части) Колхиды 8, которая простирается возле города Амастра 9, - он (т. е. Баязид I-Д. К.) пошел против Кара-Юлука Белобаранного 10, правителя Самахи, и (его), вышедшего с собственным войском, одолел в битве, и осадил город Самаху. И, поскольку не удавалось взять город 11, он отступил, уводя войско, и отправился домой. После этого, пойдя на остальных правителей Азии,-Айдына (Aidinin), Сарухана (Sarcanhn), Ментеше (Mendesian), Теке (Tekihn), Хамида (Methnhn) 12,- он отнял у них власть и, выставив их прочь, подчинил себе страну. Они же, как были прогнаны из своих стран, отправились в царство Тимура в Скифию 13. Итак, отправившись, они явились пред очи царя, как впоследствии мне стало известно. За исключением Гермияна, по прозвищу Алишир (Alisouriou) 14 и Тургута, правителя Фригии 15,- ведь они, заключив с ним (Баязидом I-Д. К.) брачные союзы, придержи. вались мира, остальные правители, лишенные власти, отправились в Самарканд в царство Тимура. Мы утверждаем (famen), что Сарухан, управляющий приморской Ионией, Ментеше, потомок Калама занимающий Мисию, и Теке 16, являются потомками семи правителей, которые вместе с Османом сообща завоевали власть в Азии, и о них рассказывают, что они были на службе у царя Ала ад-Дина 17. Откуда же царство приобрели Хамид и Айдын, я не могу указать. Говорят только, что Айдын властвовал над областями от Колофона 18 вплоть до Карии. Ведь я четко установил 19, что народом турок являются и называются те, которые пришли под начальством Тургута, Гермияна, Ментеше и Айдына. Он же (т. е. Баязид I Д. К.), продвигаясь в Каппадокии, (стране) частью во владении Кара-Юсуфа 20, частью сыновей Омура 21, и повернув главным образом на Фригию, пошел на Эрзинджан, (город) царства армян, и на сына Скендера, который управлял областями вплоть до Евфрата и владычествовал над немалой частью Колхиды » 22.

 

Текст воспроизведен по изданию: Белоброва. О.А. Мотив "римские кесари"-правители Византии в древнерусской литературе последней трети XVII в.  / Византийские очерки.  М. 1996

© текст -Белоброва О.А. 1982
© сетевая версия - Тhietmar. 2002
© дизайн - Войтехович А. 2001