Комментарии

1. Осман I, по прозвищу аль-Гази («Завоеватель») (1281— ок. 1324) — родоначальник османской династии турецких султанов. По С. Лэн-Пулю (см.: «Мусульманские династии», стр. 158—159), Осман наследовал своему отцу в 880 г. хиджры (11281); 1299 г. н. э. считается годом начала владычества османов как самостоятельной династии, ибо в этом году Осман отнял у греков крепость Яр-Хисар и в это же время пала сельджукская династия. Дату, приводимую нашим автором (681 г. армянского летосчисления, следовательно, 1232 г. н. э.), трудно объяснить.

2. Орхан (ок. 1324—1360) — сын Османа I, продолжал завоевательную политику своего отца. При нем были значительно расширены границы государства османов; не последнюю роль в этом играл знаменитый корпус янычаров (ени-чери), т. е. «новое войско», созданный Орханом и ставший впредь на несколько веков ядром армии османов и грозой сопредельных с османами государств.

3. В текст Аракела вкралась неточность: по генеалогии османских султанов, составленной С. Лэн-Пулем, третьим султаном является Мурад I, а пятым — Мухаммед I, которого наш автор передвинул на третье место. В 1360 г. престол Орхана унаследовал его второй сын. Мухаммед же I (1413— 1421) стал султаном после победы в междоусобной борьбе над своими братьями, также претендовавшими на престол: Сулейманом, который еще при жизни своего отца Баязида I был провозглашен с разрешения Тимур-Ленга султаном (1403—1410), и Мусой (1410—1413). Этот Мухаммед I восстановил державу, почти уничтоженную Тимур-Ленгом, и в 1413 г. принял титул падишаха.

4. Мурад I (I860—1389), прозванный Победоносным, — третий султан османский, сын Орхана и продолжатель его политики: при нем были еще более расширены границы державы османов, столица была перенесена из Бурсы (Брусы) в Адрианополь.

5. Баязид I (1389—1403) Йылдырым («Молния») — четвертый османский султан.

6. Myрад II (1421—1451) — сын и наследник падишаха Мухаммеда I.

7. Мухаммед II Фатих («Завоеватель») (1444—1481) — турецкий султан, при котором Османская Турция вела нескончаемые победоносные войны, присоединившие к Турции новые земли, в том числе и Константинополь.

8. Баязид II («Дервиш») (1481—1512). При нем Турция вела удачные войны с Венгрией, Молдавией и Персией. В царствование Баязида в стране происходили волнения в самых различных слоях общества; в 1512 г. он был низложен в результате восстания янычаров, и на престол сел его сын Селим.

9. Селим I Явуз («Грозный») (1512—1520).

10. Сулейман II Кануни («Законодатель») (1520—1566) — один из могущественных турецких государей; своими военными победами он затмил славу своего отца — Селима I. При нем Османская Турция достигла апогея своей славы.

11. Селим II (1566—1574), по прозвищу «Мест» («Пьяница»),— сын Сулеймана и Рокселаны.

12. Имеется в виду Мурад III (1574—1595).

13. В тексте: ***. Нам не удалось выяснить, что имеет в виду Аракел под этим выражением, ибо в армянских источниках нигде не говорится о подобном событии; все крупные и иные хронисты, говоря о Тимур-Ленге и Баязиде, упоминают совершенно другое событие, о котором ниже говорит и сам Аракел. 'Возможно, по вине переписчика здесь спутаны сведения о двух различных событиях.

14. Здесь ошибка: султан Селим I воцарился в 1'512 г. и царствовал до 1520 г. Чалдыранская битва произошла 22 августа 1914 г., эта битва была кровопролитной, потери обеих сторон были велики, и выиграли ее османы.

15. В городской стене Амида имелось четверо ворот: северные — Лер-дур, западные — Ором-дур, южные — Мартин-дур и восточные — Нор-дур. Кроме того, имелись еще пятые ворота, открывавшиеся из цитадели на р. Тигре, расположенные опять-таки на восточной стороне города. Эти ворота были позднее заделаны камнем. Очевидно, о них и говорит автор хроники.

16. В 1580 или 1581 г., а по Г. Айвазовскому (см.: «История Османского государства», т. I, стр. 504—605) в 1583 г., султаном Мурадом III был издан приказ, предписывавший всем немусульманам в Османской империи носить головные уборы, отличающие их от мусульман. Г. Айвазовский пишет, что греки были обязаны носить голубые, евреи — оранжевые, а армяне — цветастые повои. В «Мелких хрониках», неоднократно упоминающих этот приказ, говорится, что был издан новый приказ и чалма была заменена черной шапкой (см.: т. I, стр. 172; а также т. II, стр. 267, 394, 516, 518). Приказ этот явился поводом к еще большим притеснениям христиан и евреев, обойти его можно было, лишь уплатив 40 или 50 золотых (см.: Айвазовский, История Османского государства, т. I, стр. 506).

17. Аланские ворота — так древние источники, называли Дарьяльское ущелье или Дербентский проход.

18. В тексте: ***, что Броссе перевел так: «Par suite d'un complot...» и объяснил в примечаниях («Livre d'histoire», стр. 539): *** —«assemblee». Возможно, это искаженное bazah-mand (производное от beze «вина, преступление») — «притесненный, обвиняемый и в силу этого ущемленный».

19. Здесь в тексте то же слово: ***.

20. В этой родословной, так же как в предыдущей и последующей, Аракел допускает ту же ошибку: Мухаммед I, царствовавший в Турции с 1413 по 1421 г. и бывший пятым османским султаном, у Аракела назван третьим султаном, после Орхана.

21. Речь идет о Селиме II. Аракел вслед за другими историками называет его сыном иудея. Так, Вардан Багишеци (XVII в.) пишет: «Кое-кто говорит, что он был сыном иудея, ибо отец его был бездетным, а мать родила дочь, какая-то еврейка родила дитя мужского пола, царица при помощи денег уговорила еврейку и обменяла девочку на мальчика» ('«Мелкие хроники», т. II, стр. 304, а также т. I, стр. 167).

22. У Аракела: ***. Вардан Багишеци, хроника которого, по всей видимости, служила источником для этой части труда нашего автора, пишет: *** («Мелкие хроники», Т. I, стр. 394), т. е. «он захватил Енкишехер, что переводится как ,,новый город", возвеличил и расширил владения».

23. На протяжении почти двух с половиной столетий турецкое правительство периодически проводило набор мальчиков христианского происхождения. Отбирали из каждых десяти мальчиков одного (по другим источникам — из каждых четырех мальчиков одного). Повинность эта, тягостная для проживавших в пределах Турции христиан, была введена не сразу; первый набор в Армении был проведен в 1464 г., затем периодически наборы проводились на протяжении всего XVI— начала XVII в. Султан Мурад IV в 1637 г. отменил повинность, однако множество источников доказывает, что наборы детей продолжались вплоть до 1750 г. (см.: Лео, История Армении, т. III, стр. 23—24; об этой повинности см.: М. К. Зулалян, «Девширмэ» в Османской империи по данным турецких и армянских источников, и его же, Армения в первой половине XVI в.).

24. Вардан Багишеци, на хронику которого мы ссылались выше, говорит, что воцарился Сулейман II Кануни, который царствовал больше всех — 40 лет (по Багишеци, с 1520 по 1566 г.) — и завоевал окрестные земли в трех странах света — Азии, Африке и Европе (см.: «Мелкие хроники», т. II, стр. 303, 399).

25. Осман II был посажен на престол 12-летним мальчиком (а не 14-летним, как говорит Аракел) восставшими янычарами, свергшими султана Мустафу. Малолетний падишах заключил мир с Персией и безуспешно воевал с Австрией и Польшей; янычары, недовольные и этим султаном, умертвили его (в 1922 г.) и снова возвели на престол его дядю Мустафу I.

26. Абаза-паша — один из участников движения джалалиев. Избежал смерти благодаря Халмлу-паше, который, став великим везиром, назначил Абаза-пашу правителем Мараша. Позднее Абаза-паша предпринял поход на Польшу (в 1633 г.). Абаза-паше, мятежу, поднятому им якобы с целью отмщения за убийство султана Османа II, и дальнейшей его судьбе довольно много места в своей «Летописи 1623—1635 годов» уделяет Симеон Лехаци (см.: .Симеон Лехаци, Путевые заметки, стр. 261— 266).

27. Хосров-паша — принявший магометанство босниец, был назначен великим везиром в 1628 г.

28. Кривая пасха ***. «Пасхальный круг армян,— пишет М. Орманян,— идентичен с греческим, с той единственной разницей, что четыре раза в одном цикле пятисот тридцати двух лет случается, что обе пасхи — греко-православная и армянская — не сходятся, отделенные недельным промежутком... Это уклонение происходит от разницы в вычислениях александрийского календаря Эаса, которому следуют армяне, и византийского календаря Ириона, прияятого греками. В вышеозначенные четыре даты полнолуние, по Ириону, приходится на субботу 5 апреля, а на другой день, 6-го, празднуется пасха; тогда как по Эасу полнолуние начинается 6 апреля, в воскресенье, и праздник, следовательно, откладывается до 13-го числа того же месяца. Это то, что армяне называют Тцразатик (Кривая пасха)» (см.: «Армянская церковь», стр. 1.58—159).

Подробнее об этом см.: С. Тэр-Овaннесьянц, Армяно-григорианский календарь на 1916 и на 1917 год, стр. 89—90; Б. Е. Туманян, История армянской астрономии, гл. III. «Армянский календарь».

29. Другие источники говорят, что причиной такого быстрого падения Ереванской крепости была измена: наместником Тахмасп-Кули-хана был турок Мурад-бек, который еще при Амиргуна-хане бежал из Карса, поступил на службу к последнему, возглавил военные действия против турок и помогал последним (см.: Закарий Канакерци, Хроника. стр. 109—111).

30. Тахмасп-Кули-хан был отправлен вместе со всей своей семьей и прислугой в Константинополь, где он удостоился милостей султана Мурада IV, который в благодарность за то, что крепость Ереванская была сдана, туркам почта без боя, пожаловал бывшему беглербегу Еревана земли в Скутари.

31. В хронике Вардана Багишеци (см.: «Мелкие хроники», т. II, стр. 395) говорится: «В 1087 ('1638) году, 28 апреля, тот же султан Мурад пошел войной на Багдад и достиг Багдада в того же года ноябре, 26; бил по [крепостной] стене с большой силой 38 дней и взял город в декабре 14-го дня; и умерло бесчисленное [множество] людей». Причем, как указывает В. Акопян в примечаниях (там же, стр. 400), в другом варианте этой хроники вместо 26 ноября стоит дата 4 ноября.

32. Султан Ибрагим (1640—1648). Аракел прав в своей характеристике Ибрагима; в делах государственных он ничем не отличился, восставшие янычары (8 августа 1648 г.) свергли погрязшего в пороках падишаха и возвели на престол семилетнего мальчика — Мухаммеда IV.

33. В этой и следующей частях хроники, приводимой нашим автором, много неточностей и несоответствий в датах и цифрах, много повторений, но так как историки, для которых эти данные представляют определенный интерес, снабдили их подробными комментариями (например, М. Броссе), мы не сочли необходимым комментировать факты и даты или исправлять эти неточности, ограничившись одним лишь переводом приводимых Аракелом данных.

34. Как уже было сказано, битва эта имела место на Чалдыранской равнине, близ г. Маку, 22 августа 1514 г. (подробности о ней сообщает А. Е. Крымский в «Истории Туреччины», а также И. П. Петрушевский в статье «Азербайджан в 16—17 веках»).

36. Вардапет Магакия из Дерджана, видя бедствия и скорбь армянского населения, у которого насильно отбирали мальчиков, отправился (в 1546 г., по Орманяну) в Константинополь к султану Сулейману, бил ему челом и с помощью своего бывшего ученика, константинопольского патриарха Астващатура Ягубяна, добился отмены этой повинности в гopoдах Дерджане, Баберде и их окрестностях. Воодушевленные его примером другие провинции тоже добились для себя отмены этой повинности (см.: М. Орманян, Азгапатум, стр. 2236—2238).

Однако в целом армяне и другие христианские народы еще долгое время вынуждены были отдавать своих мальчиков для службы в воинских частях турецкой армии (см.: М. Чамчян, История Армении..., т. III, стр.513).

36. Султан Сулейман II умер от ран в 1566 г. в г. Пече (по-немецки Фюнфкирхен), расположенном недалеко от Сигеда.

ГЛАВА 52

37. Шейх Хандар (1496—1488) был сыном шейха Джунейда (1447— 1456) — сына правнука шейха Сефи (см.: И. П. Петрушевский. Государства Азербайджана в XV веке, стр. 205).

38. Шейх Хайдар был женат на Алемшах-бегум, дочери Узун-Хасана А.к-Коюнлу, отцом которого был Джихантир.

39. Сефи II (или шах Сулейман) (1666—1694).

К ТАБЛИЦЕ «НАЗВАНИЯ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ»

40. В 1873 г. в Санкт-Петербурге вышла на русском языке небольшая книжка К. П. Патканова «Драгоценные камни, их названия и свойства по понятиям армян XVII в.». По первоначальному замыслу автора книжка должна была содержать перевод трех отрывков из «Книги историй» Аракела Даврижеци, описывающих драгоценные камни и их свойства. Однако, начав работу над переводом, К. П. Патканов пришел к выводу, что один лишь перевод ничего не даст. И перевод перерос в небольшое, но солидное для своего времени исследование: были переведены и систематизированы данные Аракела Даврижеци (переводчик снабдил их подробнейшими предисловием и комментариями) и составлен глоссарий иностранных слов, которыми изобилует текст.

Наличие этой книжки во многом облегчает нашу задачу, поэтому мы представляем русскому читателю только лишь перевод текста названных глав «Книги историй» Аракела Даврижеци. Новейшие исследования драгоценных камней (см.: Н. Сыров а. Раскрывая тайну мумиё...), выявившие их целебные свойства, делают эти главы «Книги историй»» Аракела Даврижеци еще более интересными, а перевод их — оправданным.

Перевод К. Патканова и его исследование были для нас большим подспорьем в работе над переводом этого текста, ибо язык его представляет собой причудливую смесь персидских, турецких, арабских, а порой и западноевропейских слов с диалектными выражениями, подчас совершенно непонятными.

41. В таблице, посвященной драгоценным камням, мы прибавили графу с названиями драгоценных камней, принятыми в русском языке (по К. П. Патканову).

ГЛАВА 53

42. У Аракела: *** (или ***. —Л. X.) ***» Последнее слово, по-видимому, искажено так, что понять его невозможно К. Патканов в примечании к переводу высказал предположение, что *** означает «опустить голову, с опущенной головой».

43. Черным и синим кашлем в Армении называют коклюш.

44. По всей вероятности, имеется в виду широко известный в средневековье труд по минералогии арабского ученого Ахмеда Тейфаши (ум. в 1252 г.) «Цветы размышлений относительно свойств драгоценных, камней». На него часто ссылается в своем исследовании и К. Патканов.

45. В тексте: ***. К. Патканов перевел так: «Владеющий этим камнем может пить вино сколько ему угодно — разум не покинет его. Говорят, но я этому не верю, будто вино есть молоко льва (sic!). Кто пьет его с жадностью, тот лишается славы, ума и имущества». Нам кажется, что перевод этот не совсем точен.

46. В тексте: ***. Electuarium, pate medicinale; electuaire, confitures — род лекарственного экстракта (прим. К. Патканова).

47. К сожалению,. нам не удалось выяснить, какую болезнь имеет э виду автор. К. Патканов переводит *** — «ужаленный змеей»; однако оставляет свой перевод под вопросом. Только словарь Ст. Малхасянца (повторяя данные «Словаря армянских диалектов» Р. Ачаряна) дает довольно туманное объяснение этого слова, из которого мы узнаем, что *** — это ранки, которые лечат мдаью из толченой сосновой коры и кислого молока. В древнеармянских врачебниках (см.: Григорис, Анализ природы человека и его недугов и Амирдовлат Амасиаци, Польза медицины) эта болезнь не упоминается.

48. Джхацав — болезнь нервов, сухожилий (джих, джил — «нерв», «жила», цав — «боль»). В армянских врачебниках о ней не упоминается, поэтому трудно сказать, что это за болезнь.

49. У Аракела: *** — букв. «человек, попусту отнимающий время». Слово «временитель», упомянутое в словаре В. Даля, точно передает смысл.

ГЛАВА 54

50. Зулумат — страна мрака. Автор подразумевает, очевидно, Индию.

51. Аджемы — так называют персов арабы.

52. Отмани — денежная единица в Османской Турции.

53. В тексте: ***, т. е. «красный, морского цвета». Здесь слово «морской» имеет, по всей вероятности, смысл греческого «&я).ааэотсор^иро?, 8сЛяааа?01; , purpureus» (прим. К. Патканова).

54. К. Патканов переводит «красно-сиреневый». В тексте: ***.

55. Аракел говорит о пяти оттенках синего яхонта, а перечисляет лишь два. К. П. Патканов продолжает его мысль, которую мы приводим в тексте.

56. «...На Востоке, особенно в Индии, жители полагают, что цветные камни зреют в земле; что они сначала бывают бесцветны и незрелы, позже получают постепенно цвета желтый, зеленый, синий и, наконец, красный — высшую степень зрелости» (прим. К. Патканова).

57. В тексте: ***. У К. Патианова в глоссарии: *** — «рудник».

58. «...павлинным мы назвали тот цвет, который в тексте назван тауси (вероятно, от араб. тавус — «павлин») и который в древних русских рукописях называется таусиным» (прим. К. Патканова).

59. В тексте: ***. Слово *** непонятно. Может быть, это какая-нибудь болезнь (?).

60. В таблице, предпосланной этим главам, забарджатом называется яспис.

61. Ратль — мера ювелирного веса.

62. В тексте: ** (быть может, *** — самцы оленей?— Л. X.) *** — «на той горе бывают самцы быков» (!); ниже, в подобном же контексте, упоминаются *** «баран» и *** — «дикий козел». К. Патканов во всех случаях пишет о диких козлах, хотя в примечаниях своих подчеркивает, что безоар образуется в желчном пузыре и почках коз, коров, баранов и даже обезьян.

63. В тексте: ***, Мумия (из араб.)—название вещества минерально-органического происхождения, которое имеет целебные свойства. В восточной медицине применялось для приготовления мазей, употреблявшихся при переломах, ушибах и т. д. Интересные сведения о мумии сообщает Н. М. Сырова в книге «Раскрывая тайну мумиё».

64. Данк — здесь мелкая монета, равная 1/4 дирхема. ъ

65. Так называется сорт тыквы, обладающий необыкновенно сильным и приятным запахом.

ГЛАВА 55

66. Глава 55 — совершенно самостоятельное историческое сочинение, принадлежащее другому автору — Иованнесу Тцареци,— написанное, по словам последнего, в 1600 г. (см. стр. 472 наст. изд.).

67. Атрпатакан — см. прим. 19 к гл. 3.

68. Шах Тахмасп I был посажен на престол десятилетним мальчиком после смерти отца своего, шаха Исмаила I (в 1024 г.), процарствовал до 1576 г. Иованнес явно преувеличивает его заслуги. Он ни в чем себя не проявил ни во внутренней, ни во внешней политике.

69. Шах Исмаил II (1576—1577) был заключен в 1554 (по другим источникам, в 1557) году в крепость Кахках (историческая крепость Анхуш), где содержался 20 лет. Его освободили, посадили на престол, но спустя менее чем два года, в 1578 г., Исмаил II был умерщвлен (см. об этом: «Мелкие хроники», т. I, стр. 195, 1'99; т. II, стр. 251; М. С. Иванов, Очерк истории Ирана, стр. 63).

70. Речь идет о турецком военачальнике Мустафе Лала-паше.

71. Симон-хава Картлийского, заключенного шахом Тахмаспом I в Аламутскую крепость, шах Исмаил II освободил и направил в Картлию для борьбы с турками.

72. Аланами армянские источники называли осетин.

73. Этот Осман-паша был осажден в Шамахе ширванским беглербегом Арас-ханом Румлу; а когда престолонаследник Хамза-Мирза разбил турецкие войска, Осман-паша был вынужден очистить Ширван и бежать в Дербент. Были разбиты также и крымские татары (1580 г.). Однако уже в 1584 г. османы перешли в наступление: вместе с крымскими татарами они разграбили Карабах и угнали в плен множество людей. Были захвачены Шамаха и Баку. Уход крымских татар временно улучшил положение кызылбашей, но вскоре Осман-паша разбил их, а весной следующего, 1586 г. он занял и укрепил Тавриз.

74. Церковь Ерку-ереси (букв. «Двуликая») — об этой церкви рассказывает Григор Даранахци («Хроника», стр. 56); см. также: Е. Шахазиз, Старый Ереван, стр. 200—204 и [Chardin], Voyages...

75. См. прим. 3 к гл. 1.

76. Речь идет об Иованнесе Тцареци — тезке автора хроники и дяде его отца, у которого последний обучался. Автор хроники — тоже Иованнес Тцареци, однако он больше известен как Иованнисик Тцареци. Подробно об этом говорит В. Акопян в предисловии к хронике этого автора (см.: «Мелкие хроники», т. II, стр. 235—ВЭ9).

77. Осман-паша занял и укрепил г. Тавриз весной 1585 г. Однако грабежи и притеснения османских воинов вызвали восстание горожан, жестоко подавленное османами.

78. Имеются в виду специальные войсковые соединения в османской армии, состоявшие из так называемые гулов, или гулямов, т. е. рабов.

79. Речь идет о Карабахе.

80. Речь идет о старшем сыне шаха Мухаммеда Худабенде, талантливом Хамза-Мирзе, который был заколот во время зимовки в Кара-Агаче одним из придворных по наущению кызылбашских эмиров, ненавидевших престолонаследника за его централистскую политику.

81. Гери — одно из названий г. Герата. В 1584 г. среднеазиатский правитель Абдулла-хан Бухарский, усилившись, завоевал Бадашхан, затем овладел городами Мервом, Гератом, Мешхедом, а в 1593—1594 гг. покорил Хорезм. Но вскоре началось падение Бухары, и шах Аббас I отнял у узбеков земли, принадлежавшие ранее Ирану.

82. Фахрад-паша (правильнее Ферхад-паша) — турецкий полководец, которому вместе с Синан-пашой и Осман-пашой султан Мурад был обязан многими блестящими победами в войне с Персией и Австрией.

83. Мир между Османской Турцией и Персией был заключен в 1590 г. в Константинополе. Условия этого мира были исключительно тяжелыми для Персии: она вынуждена была уступить Турции все Закавказье и Азербайджан, за исключением областей Ардебиля и Талыша.

84. Имеется в виду начавшаяся в 1592 г. австро-турецкая война. окончившаяся двадцатилетним перемирием, заключенным в Ситвароке в 1606 г.

85. Симон-хан, взятый в плен кызылбашами в 1569 г., после поражения последних в возобновившихся военных действиях был освобожден из крепости шахом Худабенде и послан в Картлию для борьбы против турок (см. прим. 22 к гл. 3).

86. В 1599 г. грузины восстали и отбили у турок Горийскую крепость. Успех восставших ставил под угрозу владычество османов в Грузии, поэтому султан послал в Картлию большое войско, и после тяжелого сражения с превосходящими силами турок грузины вынуждены были отступить. Симон-хан в этой битве попал в плен к османам, которые в 1601 г. отправили его в Константинополь, где он и умер (см. прим. 22 к гл. 3).

87. Агаряне —по имени Агари (библ.), наложницы Авраама, родившей ему сына Исмаила, который считается родоначальником арабских племен.

88. Османские и исмаильские полки, т. е. турецкие полки.

89. Автор намекает на то, что после пленения кьгзылбашами Симона христианская религия стала преследоваться, так как правителем на его место был назначен брат Симона, Дауд-хан, принявший мусульманство.

90. У автора хроники: *** т. е. «чиновник особых поручений, секретарь, писарь, писец». Автор имеет в виду Кара-Языджи, т. е. «Черного писаря (см. прим. 3 к гл. 7 наст. изд.). Об этом см. работу А. С. Тверитиновой «Восстание Кара-Языджи...».