Комментарии

1. Десница святого Григора Лусаворича — эмблема католикосской власти, самая чтимая реликвия армянской церкви, хранящаяся и поныне-в музее при Эчмиадэинском соборе. Это изготовленная из серебра правая рука с перстами, сложенными для благословения. По преданию, в нее заключена часть мощей Григора Лусаворича. С десницей, без которой католикос будто бы и не был полновластным верховным патриархом всех армян, связано много историй, которые Аракел собрал воедино в своей книге.

2. Кафедральная церковь в Ереване («Катухике») — во имя богородицы; церковь эта в XVII в. имела подворье, в котором жили представители Эчмиадзина, наезжавшие в Ереван. Здесь останавливались и католикосы, иные из которых, как говорит Аракел, подолгу находились здесь. Интересно отметить, что здесь был переписан один из пяти экземпляров «Книги историй» Аракела Даврижеци, скопированных с автографа иереем Аветисом.

3. Тахмасп-Кули-бек — один из приближенных шаха Аббаса I, хранитель его печати; стал беглербегом Еревана (1625—1635) после смерти своего отца Амиргуна-хана. О нем подробно рассказывает армянский историк Закарий Канакерци (см.: «Хроника», стр. 90—91, 142143), а также Григор Даранахци (см.: «Хроника», стр. 518—519).

4. Пост, предшествующий празднику успения, преставления богоматери, который обычно отмечается в середине августа.

5. Мироносицкие свечи — большие, разукрашенные свечи, которые зажигаются по воскресеньям во время обедни, когда читается евангелие, упоминающее жен-мироносиц.

ГЛАВА 18

6. Саак Гарнеци был избран коадъютором в 1624 г.

7. Страной Саада, или Чухур-Саадом, было принято называть Ереванское ханство вообще; в данном же случае Даврижеци имеет в виду Сурмалинское поле, там, где Арпа-чай впадает в Аракс. Это и было, собственно, ханством Саада, откуда позднее название перешло и на всю Ереванскую область (подробнее об этом см.: А. Д. Папазян, Персидские документы Матенадарана, вып. I, стр. 157, прим. 1).

ГЛАВА 19

8. У Аракела: ***. Автор, очевидно, имеет в виду элиагачли — букв. «имеющий палку в руках». Так называлась придворная стража из юношей знатного происхождения, исполнявшая поручения шаха, а также экзекуции по повелению государя в его же присутствии.

ГЛАВА 20

9. Шах Аббас I умер в январе 1629 г. в Казвине.

10. Сисское патриаршество, или католикосат. У армян кроме Эчмиадзинского существовали и другие патриаршества. Чтобы сохранить независимость национальной церкви и оградить ее от влияния римской или греческой церкви, в 1441 г. престол армянского католикоса был перенесен из Сиса в Эчмиадзин. Однако уже в этот период у армян было четыре патриаршества: Эчмиадзинокое, Киликийское (или Сисское), Ахтамарское и Гандзасарское (Агванское).

11. Мурад IV — турецкий султан (1623—1640). При нем слава Османской империи достигла своего апогея: турецкая армия в 1638 г. вернула Ереван, Тавриз и Багдад, был заключен выгодный для турок мир с венецианцами.

12. Монастырь св. Карапета в Муше расположен в гористой местности, в шести часах пути от г. Муша. Согласно преданию, часовня св. Карапета была сооружена в IV в. Григором Лусаворичем, остальные строения — более позднего времени.

13. Фалаха (правильнее фалака) — орудие пытки в Турции и Иране. Обнаженные ноги осужденного привязывали к деревянной колоде и били его по голым пяткам.

ГЛАВА 21

14. Сагмосаванк — монастырь во имя псалмов. Согласно легенде (см.: Симеон Ереванци, Джамбр, стр. 365), пустынь эта была построена в 390 г. Григором Просветителем между горами Арагац и Ара, на западном склоне ущелья р. Касаас. Там жили отшельники, которые постоянно пели псалмы (отсюда название пустыни). Г. Алишан (см.: «Айрарат», стр. 161—164) подчеркивает, что Сагмосаванк среди древних монастырей ранее XIII в. не упоминается.

15. Стате (***), или Евстате (***),—апостол Евстахий, ученик апостола Фаддея (см.: Г. Алишан, Сисакан, стр. 224).

16. Лим — небольшой остров в восточной части оз. Ван (к северу от города Вана), на котором находился монастырь Лим во имя св. Георгия— один из древнейших и популярных армянских монастырей.

17. Ктуц — остров на том же озере Ван, к юго-западу от о-ва Лим, на котором находилась пустынь (во имя св. Карапета Предтечи); ее создание предание связывает с именем Григора Лусаворича.

18. Обычно церковная служба первого часа совершается вместе со службой, называемой утреней.

19. В тексте: ***. Армянская церковь делит 150 псалмов на 8 канонов, каждый из которых в свою очередь делится иа 7 гобх; в каждой гобхе последний псалом — главный по своему содержанию — называется канонглухом — головной частью канонов.

20. Тагаворы — так называются начинающиеся словом «царь» церковные песнопения, обращенные к царю небесному.

21. Так называется псалом из хваления трех отроков, начинающийся словами: «Благословен ты, Господи, боже отцев наших». См.: Даниил, 3, 52.