Библиотека сайта  XIII век

АБУ АЛ-АЛА ИБН ХАССУЛ

КНИГА О ПРЕВОСХОДСТВЕ ТЮРКОВ НАД ДРУГИМИ ВОИНАМИ И О ДОСТОИНСТВАХ ВЫСОКОГО СУЛТАНСКОГО ПРИСУТСТВИЯ, ДА ХРАНИТ АЛЛАХ ЕГО ВЫСОЧАЙШЕЕ И ПОЖИЗНЕННОЕ ЦАРСКОЕ ВЕЛИЧИЕ И ДА ХРАНИТ ЕГО ГОСУДАРСТВО

О трактате Ибн Хассула было известно только по упоминанию в «Кашф аз-зунун» Хаджи Халифы, где просто указывалось на него без какого-либо описания или характеристики содержания. Не так давно иракский адвокат и ученый Аббас ал-Аззави обнаружил в частной библиотеке известного багдадского книголюба ал-Кармали единственную пока рукопись этого сочинения и публиковал ее в 1940 г. на страницах «Бюллетеня» Турк Тарих Куруму (Турецкого исторического общества). Издание включало также перевод на турецкий язык, выполненный профессором Стамбульского университета Ш. Йалткайа.157 Арабский текст трактата ал-Аззави предваряет предисловием, из которого мы имеем возможность извлечь и привести ниже дошедшие до нас сведения об авторе.

Наиболее полные сведения об Ибн Хассуле оставил автор био-библиографического произведения «Татиммат ал-Йатима» ac-Са'алиби. Полное имя Ибн Хассула — 'Абу ал-Ала Мухаммед б. Али б. ал-Хассул (ac-Са'алиби пишет ошибочно б. ал-Хасан). Его отец Абу ал-Касим был известен своим красноречием и грамотностью. Родом Ибн Хассул был из Хамадана, Но семья, видимо, еще с раннего его детства обосновалась в Рее. Здесь Ибн Хассул получил образование и сделал карьеру государственного чиновника, заняв незадолго до завоевания Рея султаном Махмудом Газневидом должность заведующего диваном переписки. Когда султан Махмуд захватил Рей, он обратил внимание на способного и грамотного чиновника, приблизил его к себе и взял с собой в Газну. При султане Масуде Ибн Хассул продолжал пользоваться султанской милостью, но предпочел [38] вернуться в Peй на прежнюю должность заведующего перепиской. На этом сведения ac-Са'алиби обрываются, поскольку он скончался в 429/1038 г., а Ибн Хассул пережил его на двадцать с лишним лет (ум. 450/1058 г.). Он был еще свидетелем сельджукского завоевания и, как можно предположить из его сочинения, привлекался Тогрул-беком и его вазиром ал-Кундури к государственным делам. В результате Ибн Хассул написал для Тогрул-бека сочинение, которое и предлагается вниманию читателей.

По мнению открывателя трактата ал-Аззави и турецкого переводчика Ш. Йалткайа, произведение Ибн Хассула теснейшим образом связано со знаменитым «Посланием Фатху б. Хакану» ал-Джахиза и может быть поставлено вровень с ним. Не подлежит сомнению, что Ибн Хассул был знаком с трактатом ал-Джахиза и испытал при написании своего труда его влияние, но его работа, на наш взгляд, значительно уступает сочинению ал-Джахиза как по богатству и разнообразию сведений, глубине и обоснованности рассуждений, так и по красоте и образности языка.

Два основных вопроса составляют содержание работы Ибн Хассула: критика книги Ибрахима ас-Саби по истории Бундов под названием «ат-Таджи» и характеристика тюрков и династии Сельджукидов. Две цели ставит перед собой автор: как можно более принизить достоинства Бундов и как можно более возвеличить Сельджукидов. Однако справедливость требует сказать, что подобная позиция автора сказалась исключительно только на стиле сочинения: строго логичного при критике Бундов и слащаво-красноречивого при восхвалении Сельджукидов, — но не заставила Ибн Хассула исказить действительные события или приводить вымышленные. Единственное, что он себе позволил, это в рассказе о происхождении Сельджукидов умолчать об их предках-простолюдинах и начать их род с Сарчыка, который, как известно и по другим источникам, сумел подняться до довольно высокого положения в огузском обществе.

Бросается в глаза еще одно принципиальное отличие между сочинениями ал-Джахиза и Ибн Хассула. Если ал-Джахиз пытается обосновать близость хорасанцев и тюрков и даже объединить их генеалогии, то Ибн Хассул, напротив, старается подчеркнуть разницу между [39] ними. Оно и понятно: ал-Джахиз имел намерение своим трудом способствовать сплочению различных контингентов халифского войска, устранить раздоры между ними, а Ибн Хассул хотел подчеркнуть превосходство тюркской династии над иранской, обосновать преимущественное право на власть Сельджукидов перед Бундами (см. прим. к тексту 66).

Внимание историков-иранистов привлекут известия Ибн Хассула о местных династиях Южного Прикаспия и Дейлема, дополняющие сведения других арабских источников о них и позволяющие разграничивать области их политического влияния вплоть до завоевания Сельджукидов (см.: текст, с. 31—32, прим. к тексту 9).

Нам остается только сказать, что рукопись Ибн Хассула дошла до нас в списке, выполненном в 649/1252 г. языковедом и хадисоведом Хасаном б. Мухаммадом ас-Сагани (ум. 650/1252 г.). 158

В заключение необходимо отметить также, что в примечаниях по соображениям технического характера мы старались передавать арабские слова и выражения в русской транскрипции.

Текст воспроизведен по изданию: Арабские источники о тюрках в раннее средневековье. Баку. 1993

© текст -Асадов Ф. М. 1993
© сетевая версия - Тhietmar. 2002
© дизайн - Войтехович А. 2001