Комментарии

1. Вторжение монголо-татар в Крым относится к периоду вскоре после 1223 г. На рубеже XIII-XIV вв. Крым был превращен в один из улусов Золотой Орды (или, точнее, Джучиева улуса), имевший значительную самостоятельность. С конца XIV в., когда начался распад Джучиева улуса, Крым активно включился в междоусобную борьбу. С 30-х годов XIV в. борьбу за впасть здесь вел Хаджи Гирей б. Гияс ад-Дин б. Таш-Тимур, один из отпрысков золотоордынских ханов, которому удалось с помощью польско-литовского княжества создать здесь независимое государство (1443 г.). Как и все золотоордынские ханы. Хаджи Гирей вел свою родословную от потомков Чингисхана. Наиболее подробный очерк истории Крымского ханства см.: Смирнов В. Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты до начала XVIII в. СПб., 1887. Из последних серьезных исследований истории Крыма следует отметить также работу: Веппigsеп A, La Khanat de Crimeе dans les archives du Musee du Palais de Topkapi. P., 1978.

2. Право хутбы — упоминание в традиционной пятничной молитве имени правителя государства, в данном случае крымского хана.

3. Крымские ханы "подчинились и повиновались роду Османа" в 60-х годах XV в. При Mехмеде II Фатихе (Завоевателе) началась османская экспансия в Северное Причерноморье. Первоначально и в политике крымских ханов, и в политике османцев имелись значительные колебания. В Крыму были сторонники борьбы с османским проникновением. В середине 60-х годов XV в. крымские ханы оказывали помощь генуэзской колонии Кафа (совр. Евпатория) в ее попытках противостоять османцам. Однако к середине 70-х годов в Крыму начали преобладать стремления к сотрудничеству с Османской империей, чему в немалой степени способствовали усиление Большой Орды при хане Ахмаде (1459-1481) и угроза с ее стороны независимости Крыма. Османское правительство также не сразу сделало выбор, на какое из этих государств Восточной Европы ему положиться. Даже после добровольного подчинения Крыма (1476 г.) османское правительство санкционировало смену ханов на крымском престоле, заменив наследников Хаджи Гирея сыном Ахмеда — Дханибеком, что фактически означало восстановление единства всех золотоордынских улусов под властью Ахмада. Сохранилась грамота Мехмеда II хану Ахмаду как "верховному" господину Крыма (см.: Полное собрание российских летописей. Т. 8. СПб., 1856, с. 181). Однако усиление Большой Орды, наметившееся к концу 70-х годов, не отвечало османским интересам. В этих условиях наиболее влиятельные круги крымских феодалов — ширинекие бей обратились к Мехмеду II с просьбой превратить Крым в "собственность султана", а свергнутого им ранее с крымского престола Менгли Гирея сделать своим наместником (см.: Вельяминов-Верное В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. Т. 1. СПб., 1863, с. 99). На рубеже 1478-1479 гг. Менгли Гирей вновь взошел на престол, и с этого времени нашли свое точное определение условия вассальной зависимости Крымского ханства от Османской империи. Последняя потребовала постоянного пребывания в Стамбуле ближайших родственников хана, способных в случае нужды заменить хана на крымском престоле в любой удобный для Порты момент. Кроме того, султан изымал из-под власти хана прибрежную полосу Крыма (от Балаклавы и Манкупа до Керчи), где создавался под непосредственным центральным управлением эялет с центром в крепости Кафа и размещались значительные контингенты османских войск капыкулу. В то же в-ремя османское правительство обязывалось назначать ханов на крымский трон только из рода Гиреев, не вмешиваться во внутренние дела ханства, предоставить хану право сношения с иностранными державами. Ряд других взаимных крымско-османских обязательств уточнены в переводимом разделе.

4. Пребывание хан-заде (в данном случае в это понятие вкладывается более широкий смысл, не просто сыновья, но и другие ханские родственники) в Стамбуле связано с вассальными обязательствами Крыма перед Османской империей. Они всегда могли быть противопоставлены как претенденты на ханский трон неугодному Порте хану.

5. Очевидно, здесь имеется в виду польско-османский военный конфликт 1524г., которому предшествовали антиосманские выступления в Валашском и Молдавском княжествах.

6. Гази Гирей-хан — в Крыму правили три хана с таким именем. Очевидно, здесь имеется в.виду Гази Гирей-хан I, вступивший на крымский трон в 1523 г.

7. Янык — крепость во владениях австрийского кайзера, иногда называвшаяся также Янова. В настоящее время это г. Дьёр (Венгрия).

8. Синан-паша — великий везир Сулеймана I Кануни (Законодателя). Находился у власти с 1550 по 1554 г.

9. Уйвар — турецкие название крепости Нейхауэель. В настоящее время это Нове-Замки (Чехословакия). Под походом в Уйвар подразумевается обычно австро-турецкая война 1663-1664 гг. Однако в то время великим везиром был не Ибрагим-паша, а Кёпрюлю-заде Фаэыл Ахмед-паша. Поэтому, очевидно, в данном случае автор имел в виду великого везира Дамада Ибрахим-пашу (1523—1536), во время правления которого произошли разгром Венгрии (битва под Мохачем в 1526 г.), первая осада Вены турками (1529 г.), поход Сулеймана I на Австрию (1532 г.). В таком случае поход на Уйвар означает не конкретную цель, а направление движения (Hammer J. Geschichte des Osmanischen Reiches. Т. 3. Pest, 1828, с. 54-121; Uzunsarsili, I. H. Osmanit tarihi. T. 3. Baski. 2. Ankara, 1954, с. 185; Shaw S. History of the Ottoman Empire and Modern Turkey. T. 1. Cambridge-London-New York-Melburn, 1976, с. 89-100). Для уяснения мысли автора здесь, однако, не так важно точно определить место происходивших событий, сколько проследить за видоизменением отношения османских сановников к крымским ханам в определенные исторические периоды.

10. Кылбурн — крепость на Южной Украине, в настоящее время это Кинбурн (Очаковский район, Николаевская область, УССР).

11. Имеется в виду междоусобная борьба крымских Гиреев за власть (1624-1630), в которой Порта поддержала Джанибек Гирея.

12. Джанибек Гирей-хан -крымский хан (1610-1623 и 1627-1635).

13. Титулы калга и нуреддин, по предположению В. В.Б артольда, не тюркского, а, очевидно, монгольского происхождения. Впервые титул калга был введен при Мухаммед Гирее II (1577-1584). Тогда он был дан брату хана Али Гирею, для сына же правящего хана создали новый титул — нуреддин (второй наследник). Им стал Саадет Гирей (см.: Бартольд В. В. Избранные произведения. Т. 5. М., 1968, с. 537). Мысль В.В.Бартольда о монгольском происхождении титулов поддержана и развита глубже в новейшем исследовании З. Абрахамовича (см.: Abrahamowicz Z. Qagalga qagalga-qagilga-galga etc. A. Mongol Title in Turkic Khanates. — Annali dess'lstituto Universitario Orientale. T. 46. Napoli, 1987, с. 419-431).

14. Касаба — поселок, не имеющий крепостных укреплений, жители которого занимаются ремеслом и торговлей. Статус касабы присваивался населенному пункту по специальному султанскому указу.

15. Акмесджит- крепость в Крыму, совр. Симферополь.

16. Качи, очевидно, совр. Кача — речка и населенный пункт вблизи Бахчисарая.

17. Суга, пенджик, — оба термина, крымско-татарский и османский, означают одну пятую часть захваченной на войне добычи.

18. Ярлыки — высочайшие повеления, указы, приказы ханов, которые должны быть исполнены или приняты к сведению подчиненными, подданными или нижестоящими по официальному рангу правителями (см.: Усмянов М.А. Жалованные акты Джучиева улуса XIV—XVI вв. Казань, 1979).

19. Детальное исследование удостоверительных знаков ханских ярлыков приведено в работе М.А.Усманова (там же, с. 139—182).

20. Кафа — крепость в Крыму, совр. Феодосия.

21. Сальяне — годовой доход, в данном случае часть государственных таможенных сборов, передаваемых ханам как государственное жалованье.

22. Юк — первоначально кожаный мешок для денег, затем единица денежного измерения, равная 100 тыс. акче. Акче — мелкая серебряная монета, имевшая официальное хождение с 1328 по 1687 г., но использовалась и позже. Вес и проба ее неоднократно менялись.

23. Гёзлев — крепость в Крыму, совр. Евпатория.

24.Ор — крепость в Крыму, совр. Перекоп.

25.Рабат — крепость в Крыму, к имени которой, возможно, восходит название Арабатской стрелки у Азовского побережья Крыма.

26. Яхуд — населенный пункт в Крыму, очевидно, Чухуткале, Чухут (искаженное арабско-османское "яхуди" — "иудей, еврей"). Название объясняется тем, что в том районе проживали караимы, иудаисты по вероисповеданию.

27. Нахие — область, округ, название мелкого административно-территориального подразделения, по военно-административной линии подчиненного санджаку, в судебно-административном отношении — кадилику.

28. Кадилик, казалык, каза — административно-судебный округ, находящийся в ведении мусульманского судьи — кадия, территориально не совпадающий с такими военно-административными подразделениями Османской империи, как эялей, санджак, нахие.

29. Ширин, барын, арын, седжут — названия татарских племен, являвшихся ближайшими сподвижниками и опорой династии Гиреев (см.: Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты до начала XVIII века, с. 122).

30. Яшлу-беи — татарские баи, главенствовавшие в районе Крыма в период подчинения полуострова Золотой Орде. Сохранились предания и документы, в том числе султанские ферманы, подтверждавшие их владельческие права на районы Чухут-кале (Смирное В. Д. Крымское ханство, с. 119).

31. Манкыт, или мангыт — название, применявшееся в восточных источниках к племенам, которые у русских называются ногаями (см.: Бартолъд В.В. История турецко-монгольских народов. — Сочинения. Т. 5. М., 1968, с.195-229). Однако наряду с этим более широким толкованием это название относится к одному из племен ногайского рода мансуров.

32. Кантимур — один из беев ногайского рода мансур. Отличился в осаде Хотина (1621 г.), за что получил от османского правительства титул эмир — уль-умера. Далее известен тем, что выказывал неповиновение хану, воспользовавшись борьбой Джанибек-хана с братьями. Для усмирения крымской смуты пришлось прибегнуть даже к посредничеству шейх-уль-ислама Яхьи-эфенди. Кантимур погиб в антиханской борьбе в 1637 г.

33. Эджаджитархан, Хаджитархан, Астархан — Астрахань. О различных написаниях этого названия см.: Смирнов В. Д. Предисловие. — Сборник некоторых важных известий и официальных документов касательно Турции, России и Крыма. СПб., 1881.

34. По всей вероятности, под индийской ветвью понимаются тюрко-монгольские роды, пришедшие в Дешт-и Кипчак с Тимуром.

35. Кулач — мера длины, равная 1 м 95 см.

36. Здесь и в предыдущем случае в слове "ногай" допущена ошибка.

37. "Великие ногаи, состоящие из четырех ногайских подразделений" — улу ногаи (большие ногаи), кечи ногаи (малые ногаи), шейдак и мансур, относятся к тем тюрко-монгольским племенам, которые входили в состав так называемой Ногайской орды, феодального государственного образования кочевников на территории Северного Прикаспия и Северного Приаралья, а также-междуречья Волги и Иртыша в конце XIV — первой половине XVI в. Общее название их связано с именем золотоордынского темника Ногая (первая половина XIII — 1300 г.), потомка Джучи. Во второй половине XVI в. Ногайская орда распалась.

38. Уранбет-оглу — по русским источникам, это мирзы Урмаметовы, которые поддерживали тесные контакты с Россией и даже принимали русское подданство. После 1639 г. ушли со своими соплеменниками в Крым и там остались.

39. Торе — обычное право тюркских племен, противопоставляемое новым османским законоположениям.

40. Наиболее тесную связь с Российским государством поддерживали Большие ногаи. Неоднократно они принимали русское подданство (в 1555-1563, 1564 и 1587 гг.). Уйдя под натиском наступавших с востока калмыков на правобережье Волги (1613 г.), кочевали в междуречье Волги и Дона. В 1636 г. крымский хан принудил их переселиться в Крым, где, однако, они долго не задержались. Ухе в 1639 г. многие из них вернулись в междуречье Волги и Дона, где снова установили контакты с русским правительством. В 1642 г. большая часть Ногайской орды перешла в русское подданство (об этом см.: Перетяткович Т.Н. Поволжье в XV-XVI вв. М., 1877; Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина XVI — 30-е гг. XVII в. М., 1963, и др.).

41. Черкесы жанэ — одно из адыгейских племен, находившихся в подчинении эялета Кафы. Проживало в районе Тамани, которая (до середины XIX в.) представляла собой не полуостров, как в настоящее время, а ряд островов, отделенных друг от друга рукавами р. Кубань. К началу XIX в. вследствие столкновения с соседями черкесы жанэ были почти полностью истреблены (о них см.: Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, менгрелов и грузин Жана де Люка, монаха доминиканского ордена, 1625 г. — Записки имп. Одесского общества истории и древностей. Т. 12, 1879, с.488-492; Главани К. Описание Черкесии 1724 г. Пер. и примеч. Е. Т. Вейденбаума. — Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 17. Тифлис, 1893, с. 149-190; Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-начале XX века. М., 1974).

42. Черкесы кабартай— адыгейское племя, проживавшее на левобережье (Большая Кабарда) и правобережье (Малая Кабарда) р. Терек. Подробно описаны Эвлия Челеби в его "Книге путешествия" /см.: Эвлия Челеби. Книга путешествия (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). Пер. и коммент. Вып. 2. М., 1979, с. 85-88; см. также библиографий к примеч. 41/.

43. Страна войны — по мусульманским представлениям мир делился на "страну ислама" (дар ал-ислам) и "страну войны" (дар ал-харб). "Страна ислама" — это территории, находящиеся под властью мусульманского правительства и управляемые на основании мусульманского права; "страна войны" — это все страны, населенные немусульманами, "неверными" или хотя бы и мусульманами, но находящимися под властью "неверных" правителей. В теории считалось, что со "страной войны" мусульмане должны были находиться в состоянии постоянной войны. Идея "священной войны", "войны за веру" (джихад, газа, газават) — одна из основных идей ислама, хотя она и не была включена в пять основных "столпов" веры. До начала военных действий нужно было предложить "неверным" обратиться в истинную веру. В случае отказа возможны были, однако, два пути: завоевание либо уплата налога за покровительство, которое окажут мусульмане принявшим это покровительство. Возникала третья категория земель — "страна мира" (дар ал-сульх) — данники мусульманского государства. Хусейн Хезарфенн рассказывает нам о взаимоотношениях на границах дар ал-ислам и дар-ал-харб, которые пока еще не оформились окончательно в дар ал-сульх.

44. В тексте употреблено выражение: "...кариелеринде сакын олан реана бейлеринин мюльклеридир". Использование термина "мюльк" применительно к райятам, проживающим в деревнях беев, говорит о такой сильной личной зависимости крестьянства, какая не была характерной для других районов Османской империи.

45. Очевидно, речь идет о сыне крымского хана Ислам-Гирея I (1644-1654), являвшемся при отце нуреддином. Самостоятельное правление Сафа Гирея относится к 1691-1692 гг., т.е. к более позднему времени, чем написано это сочинение.

46. Хюсейном Хезарфенном здесь употреблено выражение "теслим-и темлик эдюп"; в слове "темлик" явная описка.

47. Капыджы-баши — глава дворцовых привратников. Привратники (капыджи) являлись особым придворным подразделением, обеспечивали охрану султанского двора, выполняли обязанности курьеров по важным делам, сопровождали многостранных послов.

48. Хат т-и шериф — личный указ султана.

49. Золотой алтун —  золотая турецкая монета. Чеканка ее началась при Мехмеде II после взятия Стамбула (1453 г.). Ее вес (3,5 г) равен весу европейских дукатов. На лицевой стороне чеканились имя, титул, год вступления на престол султана, место чекана и формула "Да прославится твое имя". На обороте рифмованная надпись "Чеканящий блестящее, господин слова и победы на суше и на море" или "Султан двух материков, хакан двух морей, султан, сын султана".

50. Здесь в тексте имеется явный пропуск.

51. Далее в тексте на л. 74а-74б следует исторический экскурс во времена пророка Мухаммеда. Особое внимание уделяется походу, совершенному в мае-июне 632 г. под командованием Усаме бин Зейда бин Хариса. В связи с тем что 8 июня 632г. умер Мухаммед, вокруг похода развернулись большие споры за верховное командование. На этом примере автор делает вывод о необходимости во время войн беспрекословно подчиняться командирам. Суть этого вывода, изложенная в конце раздела, далее нами переводится.

52. По санджакам объединялось феодальное кавалерийское ополчение сипахи-тимариотов. Сотни оджак-заде — это воинские подразделения войск капыкулу.

53. Топчияны, топчи, топчу — пушкари, род войск капыкулу; топарабаджы, или арабаджы-и топ— род вспомогательных войск, в ведении которых находилась транспортировка пушек к месту военных действий; гулеман аджемияны, аджеми гылманы, аджеми огланы, ич огланы— название специальных учебных подразделений войск дворцовой службы, где проходили подготовку новобранцы, мальчики, взятые по специальному набору (девширме) из христианских подданных империи, обращенные в ислам и прошедшие первоначальную выучку в мусульманских семьях. Они готовились для службы в различных воинских и вспомогательных отрядах войск капыкулу. Их использовали также для выполнения различных работ во дворце и военном арсенале, янычары, еничери, еничерианы — пехотное войско капыкулу.

54. Коджа Синан-паша — великий везир при султанах Мураде III (1574-1595) и Мехмеде III (1595-1603) в 1580-1582, 1589-1591, 1593-1595 гг.

55. О крепости Янык см. примеч. 7. В данном случае речь идет о начале османо-габсбургской войны 1593—1606 гг.

56. Джанкуртаран — долина недалеко от Белграда, место сбора османских войск при походе на Австрию.

57. Алай— военная единица кавалерийского (сипахи) феодального ополчения, формируемого на основе предоставления воинам тимаров. В каждом алае полагалось быть тысяче всадников. Командир алая — алай-бей в качестве кормления получал зеамет.

58. Аян — здесь: богатый, знатный, уважаемый человек.

59. Гедик — здесь: место службы. Сам же термин имеет различные значения: 1) должность надсмотрщика за дворцовыми слугами; 2) опытное, заслуженное, а потому имеющее право на особые привилегии должностное лицо дворцовой службы; 3) должность, дающая право на получение государственного денежного либо какого-то иного (например, земельного) обеспечения, а также лицо ее занимающее; 4) вид земельного пожалования, связанного с выполнением определенной службы, например даваемый военачальникам крепостей; 5) документ, дающий право заниматься ремеслом и торговлей, ремесленное свидетельство, патент, контракт на аренду.

60. Сулейман I Кануни (Законодатель, в Европе часто именовался также Великолепным) — 1520—1566 гг.

61. Беч — так османцы в XVI-XVII вв. называли Вену. Об этом см.: Fekete Z. Einfuhrung in die Osmanisch-tuerkische Diplomatik der tuerkischen Botmaessigkeit in Ungarn. Budapest, 1929, с. 5.

62. Куруш — османская серебряная монета, чеканка которой началась в 1687 г. До этого под тем же названием в Османской империи имели хождение различные серебряные монеты, чеканившиеся в славянских областях (название происходит от слова "грош"), немецкие талеры, испанские пиастры.

63. тексте встречается написание как Будун, так и Будин.

64. На полях этого раздела есть приписка; "Прибыли повозки и один из известных аг самого будунского бейлербея". Место вставки этой приписки не указано.

65. Мехмед II Фатих (Завоеватель)-1444-1446, 1451-1481 гг.

66. Махмуд-паша — великий везир султанов Мурада II (1421-1444, 1446-1451) и Мехмеда II Фатиха.

67. Хосров I Ануширван — шах Ирана (531-572) из династии Сасанидов, Для османского автора в данном случае Ануширван, или — в турецкой передаче — Эрдишир, не реальное лицо, а идеальный правитель прошлого, один из персонажей "Шах-наме" либо какой-то легенды, бытовавшей в османской среде.

68. Оман ибн ал-Хаттаб — сподвижник пророка Мухаммеда, второй халиф (634-644).

69. Муавия I — первый халиф (660—668) династии Омейядов.

70. Коджа Синан-паша — великий веэир (о нем см. примеч. 54).

71. Речь идет о военных действиях османско-габсбургской войны 1593—1606 гг. События этой войны были особенно интересны для Хезарфенна, так как в период написания им этого сочинения Османская империя готовилась к походу на Вену, состоявшемуся в 1683 г. Предстояло вести военные действия в тех же местах и использовать те же военные ресурсы, что и при великом везире Синан-паше. Этим же объясняется вкрапление в описание событий времен Сулеймана I Кануни, при котором состоялся первый поход османцев на Вену (1529 г.). В 1526-1529 гг. в походе участвовал сам султан. В 1683 г. также гото-вились к тому, что в военных действиях будет участвовать Мехмед IV (1648-1687).

72. Нюзюль эмини — чиновник, отвечающий за места постоя, пропитание и фураж османской армии, находящейся в походе. Назывался также конакчи или конакчибашы.

73. Бадж — торговая, базарная пошлина, взимаемая со всех видов товаров, идущих на продажу. Здесь, однако, речь идет о бадже с рудников, т.е. об обязательных поставках в пользу армии, назначаемых в период войн.

74. Бёлюкбашы— командир подразделения войск капыкулу.

75. Юрюки — кочевники, переселившиеся на Балканы в первые века османских завоеваний. Значительная часть этих переселенцев компактной массой расселилась в долине рек Марица и Вардар, а также по всему Причерноморью. Их численность, по подсчетам Д. Е. Еремеева, составляла в XVI в. в европейской части Османской империи около 250 тыс. человек. Традиционно османские власти привлекали юрюков и других кочевников к работам в различных рудниках (см.: Еремеев Д. Е. Происхождение юрюков и туркмен Турции и основные этапы их истории. — Этнические процессы и состав населения в странах Передней Азии. М., 1963).

76. Зарбаз — очевидно, имеются в виду полевые пушки различного назначения, называемые зарбазен, которые подразделялись на крупные — шахи (или шахане), средние — миане, малые — кючюк. Кроме того, изготовлялись специальные зарбазены для разрушения крепостей, в зависимости от величины их именовали бююк шайка, орта шайка, кючюк шайка. Имелись также пушки: сирги, хава-и топ, будулу шака, бедулушка (об османской артиллерии см.: Эвлия Челеби. Книга путешествия. Вып. 1. М., 1961, примеч., с. 287-288).

77. Кантар — мера веса, равная 44 окка.

78. Верхний наружный край рукописи имеет небольшие дефекты, текст подмочен и читается с трудом. Особенно листы 74а и 78б. Так как переводчик работал с фотокопией рукописи, то эти трудности еще более увеличились. Переводчик допускает, что его прочтение этих мест рукописи может быть не бесспорным. Работа с фотокопией объясняет и то, что вначале своего изучения этого сочинения автор цитировал источник, допуская ошибку в пагинации (см.: Орешкова С.Ф. Государственная власть и некоторые проблемы формирования социальной структуры османского общества. — Османская империя: система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы. М., 1986, с. 17-18).

79. Хане — происходит от персидского слова дом . Так обозначались единицы налогового обложения, с которых взималась определенная сумма налогов. По хане собиралась обычно подушная подать с немусульман — джизье и различные чрезвычайные поборы — авариз. При сборах разных налогов могло включаться в одно хане различное число налогоплательщиков, связанных между собой круговой порукой.

80. Башдефтердар — глава финансового ведомства государства.

81. Рузнамчы, рузнамджы — те, кто ведет приходно-расход-ные книги султанского двора (рузнаме, рузнамче), имея при себе штат кятибов. Рузнаме подразделялись на рузнамче-и эввель — книги, где регистрировались доходы на нужды двора, и рузнамче-и сани — книги, где регистрировалось жалованье слуг двора и войск капыкулу.

82. Мукабеле, или мукабеле калеми — финансовое управление султанского двора, ведающее нуждами войск капыкулу; мукабеле-и сювари — ведало нуждами кавалерии капыкулу.

83. Мухасебе— бухгалтерия, канцелярия, финансовое ведомство, ведающее определенной статьей доходов. Мухасебе-и джизье — канцелярия, отвечающая за сбор джизье.

84. Реис — глава, предводитель, начальник.

85. Тезкере-и эввель — чиновник канцелярии великого везира, отвечающий за регистрацию представлений бейлербеев о пожаловании тимаров определенным претендентам. Были и тезкереджи других рангов, отвечающие за регистрацию и составление документов других видов, например, тезкере-и кале ведал документацией крепостей.

86. Мектуби, мектубчы— секретарь дворцовой канцелярии, канцелярии шейх-уль-ислама или какого-либо местного управления. Мектубчы-эфенди — секретарь великого везира.

87. Кетхуда-и везир — заместитель великого везира.

88. Сер-и беввабин-башы — глава дворцовых привратников, то же, что капуджы-башы.

89. Употребляемый здесь термин "кетхуда" буквально означает "хозяин дома", "глава семьи". В османской табели о рангах кетхуда — это воинское и гражданское звание, означающее "управитель делами, помощник". В воинских подразделениях это второе лицо после командира.

90. Мехтеран-и алем — отряд музыкантов янычарского корпуса; мехтеран-и хейме — подразделение султанских шатровщиков; гуреба и улуфеджияны — воины четырех подразделений (бёлюк) кавалерии капыкулу. Они, в свою очередь, делились на подразделения правого (йемин) и левого (йесар) флангов.

91. Сулейман I Кануни.

92. Козалык, — точнее, это не сама печать, а колпачок, часто золотой или серебряный, которым прикладывают печать к письму.

93. Телхис — документ, представляющий собой краткое письменное изложение какой-либо проблемы, требующей разрешения высшего органа государственной власти. Телхисы могли составляться великими везирами для получения резолюции от султана, а также дефтердарами к великим везирам.

94. Бейлик — владение бея или титул бея. Здесь имеется в виду государственное, казенное владение, т.е. верблюды, принадлежавшие казне.

95. Мюлязим— кандидат, стажер. Здесь имеются в виду кандидаты на получение сипахилика, т.е. вакантного тимара или зеамета. Мюлязимами могли быть взрослые дети здравствующего сипахи, годные для несения военной службы, а также бывшие сипахи, утратившие свои тимары по каким-либо причинам, но заслужившие вновь право на его получение.

96. Эгри — турецкое название венгерского города Эгер, за который шла упорная борьба во время османо-австрийской войны 1593—1606 гг. Эгри был взят османской армией в 1596 г.

97. Сике-и хасене — золотые монеты.

98. В тексте — кантар, но, очевидно, это описка. "Весь текст о ремесленниках, работавших в военном лагере, написан очень небрежно, слова находят одно на другое, конечное "джи" — суффикс, обозначающий лицо, владеющее какой-либо профессией, сливается с начальной буквой слова "чадыр" ("шатер", "палатка"). На полях около того места, где говорится о палатках мануфактурщиков и прядильщиков, написана цифра 2, но неясно, к чему она относится. Общий итог подсчетов всех палаток ремесленников неверен. Написано 84, а надо 86, т.е. разница составляет как раз ту цифру, которая указана на полях.

100. В тексте "безар", но, очевидно, вернее "безаз" — "торговец мануфактурой".

101. В тексте "газаз". Предполагаем, что это ошибка: нужно "гезал" — "продавец хлопковой пряжи", "прядильщик" (перс.).

102. Очевидно, описка: не "бабджы", а "кебабджы" — "торговец жареным мясом".

103. Чакшырджы; "чакшир" может означать "штаны, пришитые к сапогам" либо "панталоны из тонкой материи" (см.: Будагов Л.3. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. Т. 1. СПб., 1869, с. 460).

104. Арабаджы; чаще всего это слово переводится как "извозчик", но здесь, очевидно, "тот, кто ремонтирует или делает телеги".

105. Башджы — букв. "головщики". Значение уточнено по: Цветков П. Русско-турецкий словарь. СПб., 1902, с. 171.

106. Хафафджы; очевидно, делали более легкую обувь, чем сапоги-чизме.

107. Семер — вьючное седло; семерджи — особая специальность, отличная от шорников — серраджы, — изготовлявших обычные седла, более легкую упряжь и вышивавших по коже.

108. Далее в тексте идет описание пути следования османских войск под командованием великого везира Коджа Синан-паши в 1593-1594 гг., а также в 1598 и 1660 гг. в Эгри и Канижу (г. Надьканижа в Венгрии). При этом указывается также, что этими же традиционными дорогами ходили в годы Мехмед-хана, т.е. имеется в виду поход в Эгри во время османо-габсбургской войны 1663 г. Указаны три возможных пути для движения армий в Трансильванию. Рассказ о путях следования османских армий невелик по объему (менее листа арабописьменного текста), но он требует специального комментирования, что не позволяет сделать объем настоящей статьи. Описание путей сообщения, различные дневники и путевые заметки — это особый тип источников (itineraria), в разработке которых османистическая литература достигла значительных успехов. Из последних исследований можно отметить публикацию двух описаний похода в Уйвар в 1663 г., в котором в свое время участвовал знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби, современник Хюсейна Хезарфенна (см.: Kopcan V. Zwei itinerarien des osmanischen Feldzuges gegen Neuhausel (Nove Zamky) im Jahre 1663. — Asian and African Studies. Bratislava, 1978, №14, с. 59-88) .

109. Недим — так назывались придворные, в чьи обязанности входило развлечение султана. К ним относились придворные шуты, ближайшие советники, собеседники, развлекавшие султана беседами, чтецы и т.п.; мусахиб — любимцы султана, дворцовые шуты, состоявшие при султане евнухи, которые были объединены в особое подразделение, имевшее своего начальника — мусахиб-пашу и его заместителя — мусахиб-пашу кетхудасы. Это подразделение дворцовых слуг играло большую роль в дворцовом церемониале. В данном контексте, очевидно, имеются в виду не только эти категории придворных слуг, но вообще все советники султана.  

110. Мехмед II Фатих (1444-1446, 1451-1481).

111. Селим I Явуз (1512-1520).

112. Сулейман I Кануни (1520-1566).

113. Султан Селим I Явуз, завоевавший Египет (1517 г.) и разгромивший персов в чалдыранской битве в 1514 г.

114. Два слова предложения переводчиком не поняты. Р.Аннегер, опубликовавший по-турецки этот отрывок, прочитал их как "Шехбан-и заман", т.е. стихи "времен Шехбана", и дал пояснение, что якобы здесь имеется в виду арабский риторик Шехбан бин Ваиль, однако написание нашей рукописи не дает основания для подобного прочтения (Anhegger R. Hezarfen Huseyin Efendi'nin Osmanll Devlet teskilatina dair mulahazalart. — Turkiyat mecmuas. 1951, t. 10, c.371),

115. Прозвище поэта Моллы Мехмеда Ширази, написавшего по-персидски поэму "Селим-наме" (о нем см.: Babinger F. Geschichtsschreiber der Osmanen und ihre Werke, 1937, с. 98).

116. Сам-и Нариман, Рюстем, Исфендияр — герои "Шах-наме" Фирдоуси.

117. Горы Каф — по восточным легендам, это горы, которые опоясывают вселенную, т.е. здесь имеется в виду "край света".

118. В тексте "Джемшид-и айин" — букв. "обычаи короля-солнца"; Джамшид — имя персидского царя, ставшее эпитетом для многих великих государей, почитавшихся на Востоке. Например, оно употребляется в отношении Александра Македонского, Соломона и т.п.

119. Пири Мехмед-паша — великий везир султанов Селима I и Сулеймана I в 1518-1523 гг.

120. Имеются в виду обвинение в измене и казнь в 1553 г. сына султана Сулеймана I — наследника престола Мустафы. Обвинения против него были сфабрикованы дамадом Рустем-пашой, великим везиром (1555-1561) султана, по наущению любимой жены Сулеймана, Хюррем-султан (Роксоланы), желавшей расчистить путь к трону своему сыну, младшему сводному брату Мустафы — Селиму, в будущем султану (1566-1574).

121. Страна Рум — название "Рум" на мусульманском Востоке использовалось для наименования не только Византийской (Восточной Римской) империи, как было первоначально, но и других стран, располагавшихся в Малой Азии. Здесь Румом названы малоазиатские владения Османской империи.

122. Селим II (1566-1574).

123. Далее, на л. 82а-86б, Хюсейн Хе.зарфенн приводит список великих везиров, правивших в Османской империи, затем на л. 86б-89а — шейх-уль-исламов и, наконец, накаб-уль-эшрафов (л. 89а-89б). Последними событиями, упомянутыми в этих списках, являются разгром великого везира Кара Мустафа-паши под Веной 12 сентября 1683 г. (20 рамазане 1094 г.х.) и назначение на пост великого везира Кара Ибрахим-паши (28 сентября 1683 г.).

124. После названия этой главы, написанного по-турецки, то же название повторено по-арабски.

125. Улема, улемы — мусульманское духовенство, в его ведении находились суд, право, образование. В Османской империи оно имело внутреннюю централизованную структуру соподчинения, возглавляемую шейх-уль-исламом.

126. Берат — грамота султана, дающая право на условное или полное владение земельным пожалованием или занятие какой-либо должности.

127. Эркян-и эрбаа — букв. "четыре столпа". По мусульманским представлениям, четырьмя столпами государства, или, как это выражение иногда переводят на европейские языки, четырьмя сословиями, являются: 1) военные, 2) улемы, 3) ремесленники, 4) земледельцы. В османском государстве было воспринято это классическое мусульманское деление, но с некоторыми модификациями: в более приниженном положении, чем в других мусульманских государствах, здесь находились ремесленники; улемы же по своему социальному статусу приравнивались к аскери (военным), а потому османское законодательство, не отрицая четырехстолпного деления общества, по сути дела, учитывало лишь две социальные категории — аскетов и райятов, т.е. налогоплательщиков, куда включались основная масса земледельцев, торговцев и все ремесленники. Теоретически же в османских социально-политических трактатах неоднократно повторялись рассуждения о четырех столпах общества и государства. В XVII в. это отмечали такие авторитетные писатели, как Хасан Кяфи аль-Босневи и Кятиб Челеби.

128. "Необходимые /для жизни/ элементы" — по представлениям ближневосточной медицины в организме человека находились четыре основные жидкие субстанции, или материи (хилт): кровь, лимфа, сафра и савда, соотношение и пропорции которых определяли жизнедеятельность и темперамент человеческого организма. Эти медицинские представления выводились из общемусульманского философского положения о четырех элементах, или стихиях, природы — воздухе, воде, огне, земле. Роль этих стихий в природе считалась такой же, как и перечисленных выше жидкостей в человеческом теле. Подобную же структуру исламские философы стремились усмотреть и в человеческом обществе, с чем связано учение о четырех столпах государства — эркян-и эрбаа (см. примеч. 197).

129. Шариат — свод мусульманских религиозно-этнических и правовых представлений, опирающийся на Коран, сунну и фикх. Хакикат— общая система философии и знаний вообще, опирающаяся на мусульманскую теологию.

130. "Юсуф Садык (Иосиф Праведный) — так в мусульманских странах называют библейского патриарха Иосифа, сына Иакова. Слова Юсуфа Садыка написаны по-арабски.

131. Муфтий (муфти) — высший духовный чин, мусульманский правовед-богослов, наделенный правом выносить решения (фетвы) по особо трудным и спорным религиозным вопросам, в решении которых компетенции кадия было недостаточно.

132. Кадий, кади —мусульманский судья, обладавший очень широкими полномочиями, фактически глава административного судейского аппарата определенного района — каза. В его ведении помимо судебных дел находились нотариат, контроль за рыночными ценами (нарх), надзор за исполнением законов.

133. Мюдеррис — преподаватель медресе. В зависимости от уровня богословских знаний, даваемых в тех или иных медресе, устанавливались ранги и жалованье мюдеррисов, которые назывались отузлу кырклы и т.п., т.е. мюдеррисы с жалованьем в 30, 40 и более акче. Средней степенью считались получавшие 50 акче мюдеррисы медресе дахиль и харидж (в нашем переводе — внутренние и внешние медресе). Одними из самых высших рангов были так называемые сахн мюдеррисы, т.е. преподаватели восьми высших медресе, находившихся в Стамбуле при мечети Мехмеда II (сахн медреселери, или сахн-и семен).

134. Мюлязимат — в данном случае право лица, имеющего необходимую подготовку, занять определенную должность улема или кадия, но пока еще не получившего соответствующего назначения.

135. Шейх-уль-ислам — в Османской империи глава мусульманского духовенства, главный муфтий.

136. Как "наука" здесь переведено слово "фан", означающее не теоретические знания, передаваемые обычно термином "илим", а практическую науку, умения.

137. Ходжа — духовный наставник; такие должности были в различных подразделениях османского государственного аппарата и армии.

138. Софта — учащийся медресе.

139. Накшбенди— последователь дервишского ордена накшбендие.

140. Хальват — уединение, затворничество. Здесь: дервиш, в целях покаяния живущий в уединении.

141. Суфий — исламский мистик, дервиш.

142. Мюрид — ученик, последователь, послушник дервишской обители.

143. Имам— служитель мечети, предстоятель на молитве.

143. Хатиб — проповедник, читающий хутбу — пятничную молитву.

145. Муэззин — служитель мечети, призывающий с минарета к молитве.

146. Векил-и мутлак — букв. "полномочный представитель" /султана/, титул великого везира Османской империи.

147. В ленинградской рукописи пропущена строка, что делает текст бессмысленным. Конец этой фразы и вся следующая восстановлена по публикации отрывка у Р.Аннегера (см.: Anhegger Л. Hezarfen Hueseyin efendi-nin Osmanli/ Devlet teskilatina dair muelahazalart. — Tuerkiyat mecmuasi. T. 10, 1951, с.382).

148. Сулейман I Кануни (1520-1566).

149. Макбуль Ибрахим-паша — великий везир Сулеймана I в 1523— 1535 гг., зять султана.

150. Бирги Атауллах-эфенди в период правления Сулеймана I Кануни был учителем сыновей султана, в частности будущего наследника Селима (султана Селима II). Учителем же самого Сулеймана был-в свое время Долайлы Хайреддин-эфенди.

151. Кемаль-паша-заде Шамсетдин Ахмед Челеби занимал должность шейх-уль-ислама с 1526 по 1534 г. Известен как автор ряда фетв, вводивших в рамки мусульманской законности сложившиеся к тому времени в Османской империи аграрные отношения. Хюсейн Хезарфенн приводит тексты этих фетв в своем сочинении (см. рук. ЛО ИВ АН, л. 42а-436).

152. Xоджа-эфенди — титул учителя султана.

153. Молла Фахреддин Аджеми — один из тех многочисленных иранских, среднеазиатских, арабских (особенно египетских) улемов, которые переселялись в османские владения как в страну джихада в первые века османских завоеваний (XIV-XV вв.). Он был выходцем из Ирана, чем объясняется и его прозвище — Аджеми. При султанах Мехмеде I (1413-1421) и Мураде II (1421-1444, 1446-1451) считался одним из авторитетнейших муфтиев Эдирне.

154. Акче, дирхем— серебряные монеты.

155. Далее следует фраза на арабском языке, смысл которой передается в следующей за ней фразой на турецком языке.

156. Мехмед II Фатих — в европейской литературе прозвище султана чаще передается как Завоеватель.

157. Молла Туcи (ум. 1482) — Алаеддин Туей, один из иранских по происхождению улемов, пришедших в османские владения в период Му-рада II. Пользовался большим авторитетом как ученый-теолог, издавал свои фетвы, активно участвовал в создании в османском государстве широкой сети медресе.

158. Здесь перечисляются улемы, действовавшие в трех крупнейших религиозных центрах, бывших в свое время столицами османского государства — Бурсе, Эдирне и Стамбуле, в разные годы XV в. Указанная в тексте дата — 1522 г. — труднообъяснима. Известно, что Кемаль-паша-заде (см. примеч. 151), имевший не только личный авторитет, но и во многом способствовавший поднятию авторитета высшей религиозной должности в стране, стал шейх-уль-исламом в 1526 г., т.е. позже указанной в тексте даты. Возможно, что в 1522—1526 гг. не выделялись среди улемов достаточно авторитетные деятели, а потому Хеэарфенн и привел эту дату как грань, до которой улемы имели авторитет не по должности, а благодаря своим знаниям и личной популярности.

159. Имеется в виду Баязид II (1481-1512).

160. Али Челеби — очевидно, имеется в виду Али ал-Фенари, представитель известной семьи улемов Бурсы. Существует предание, что его дед Мехмед ал-Фенари (1350-1431) был первым османским шейх-уль-исламом. Правда, по другой версии, этот пост был введен лишь при султане Мехмеде II. Бесспорно, однако, что религиозный авторитет моллы Мехмеда ал-Фенари был велик и он почитался не только в одной Бурсе. Внук же, Али ал-Фенари (ум. 1497), занимал должность мюдерриса и кадиаскера.

161. Шейх-уль-ислам Кемаль-паша-заде — см. примеч. 151.

162. Абуссууд-эфенди — известный шейх-уль-ислам, получивший свою должность при Сулеймане I Кануни. Занимал ее почти 30 лет (1545-1572). Знаменит своим толкованием османского аграрного законодательства. Фетвы Абуссууда по этому поводу были очень популярны. Текст их приводит и Хезарфенн (см. рук. ЛО ИВ АН, л. 41а-42а).

163. Сулейман I Кануни (1520-1566).

164. Бостан-заде Мухиддин Мехмед-эфенди был назначен на должность шейх-уль-ислама в 1589 г., затем в апреле 1593 г. он был отставлен, стал пенсионером, шейх-уль-исламом назначен Закерия-эфенди. Однако после смерти Закерия-эфенди в июле 1593 г. Бостан-заде снова занял тот же пост и находился на нем до своей смерти в марте 1598 г. (об этом см. у Хезарфенна: рук. ЛО ИВ АН, л. 87а) .

165. Арпалык (букв. "ячменное" или "на ячмень") — феодальное земельное пожалование, предоставляемое придворным агам, начальникам придворных мастерских и канцелярии, некоторым пограничным беям, видным улемам. Владение арпалыками связано с исполнением определенных служебных обязанностей и занятием определенной должности, а потому по наследству не передавалось.

166. Мехмед II Фатих (1444-1446, 1451-1481).

167. Кадиаскер — второе лицо империи по иерархии улемов, верховный судья, которому подчинены все кадии. В Османской империи было два кадиаскера — румелийский и анатолийский.

168. Вакф — движимое и недвижимое имущество, доходы с которого предназначались на благотворительные и религиозные цели. Вакфы со здавались за счет пожертвований государства или отдельных лиц различным религиозным учреждениям и корпорациям, по закону находились вне юрисдикции султана.

169. О нем см. примеч. 164.

170. То есть Бустан-заде-эфенди.

171. Ходжа-заде Месуд-эфенди, сын учителя султана Ахмеда! (1603-1617) Айдынлы Мустафа-эфенди, будучи анатолийским кадиаскером, участвовал в борьбе придворных группировок, активно развернувшейся после возведения на престол в 1648 г. малолетнего (родился в 1642 г.) султана Мехмеда IV (1648-1687). В 1656 г., во время янычарского мятежа, по требованию восставших несколько дней был шейх-уль-исламом (см.: Uzuncarsili I.H. Osmanli devletinin ilmiye teskilati. Ankara, 1984, с. 224-225). В списке шейх-уль-исламов, приведенном в рукописи сочинения Хезарфенна, он пропущен (см. рук. ЛО ИВ АН, л. 88а-88б) .

172. Хасс — феодальное пожалование с доходом свыше 100 тыс. акче в год, составленным из сумм, поступающих от разных объектов налогообложения, и прежде всего земли и крестьянства. Владение хассом было связано с пребыванием на определенной должности в государственном аппарате Османской империи, а потому хасс не передавался по наследству.

173. Мюбаиз — секретарь-делопроизводитель канцелярии шейх-уль-ислама.

174. Эмин — заведующий, начальник. Титул управляющих отдельными ведомствами государственного управления или дворцового хозяйства.

175. Мукабеледжи — чиновник канцелярии шейх-уль-ислама.

176. О нем см. примеч. 162.

177. О нем см. примеч. 149.

178. Ялын-заде — по предположению Р.Анхегерра, это прозвище носил муфтий Сунулла, дважды занимавший должность шейх-уль-ислама: в 1609 г. при Мехмеде III и в 1604—1606 гг. при Ахмеде I (см.: Anheggеr В. Hezarfen Huseyin efendinin Osmanli Devlet teskilatuna dair milahazalari, c. 391).

179. Насух-паша — великий везир султана Ахмеда I в 1611-1614 гг.

180. Ахмед I (1603-1617).

181. О нем см. примеч. 162.

182. Мехмед-эфенди — шейх-уль-ислам, дважды занимавший эту должность (1601-1603 и 1606-1615) при султанах Мехмеде III (1595-1603) и Ахмеде I (1603-1617).

183. Топхане — район Стамбула, в котором находился пушечный арсенал.

184. Саадетдин-эфенди — учитель султанов Мурада II (1574—1595) и Мехмеда III (1595-1603).

185. Чандарлы Кара-Халиль Хайретдин-эфенди — кадий Бурсы, назначенный около 1363 г. султаном Мурадом I (1360-1389) первым кадиаскером, позднее был также первым великим веэиром османского государства. Умер в 1366 г.

186. Муслихуддин Касталани — кадиаскер Мехмеда II Фатиха; с 1480 г. — румелийский кадиаскер.

187. Карамани Мехмед-паша — последний великий везир Мехмеда II Фатиха.

188. Балыкесирли Хаджи Хасан-заде Мехмед бин Мустафа — стамбульский кадий, назначенный в 1480 г. первым анатолийским кадиаскером.

189. В тексте явная описка: написано не касталани, а Кестель.

190. Кади-заде Ахмед бин Махмуд-эфенди — шейх-уль-ислам в 1570-1580 гг.

191. Эмир-уль-умера — эмир эмиров, так называли бейлербеев и руководителей крупных военных подразделений.

192. Речь идет о конфликте, происшедшем при султане Ахмеде I (1603-1617).

193. Гeдик рузнаме — книги, регистрирующие придворные должности и жалованье, следующее тому или иному придворному должностному лицу.

194. Бунчук — отличительный знак командиров высокого ранга (пашей), представляющий собой древко с пучком конских волос. Число таких пучков показывало ранг пашей.

195. Каза — округ, на который распространяется юрисдикция кадия.

196. Ода — янычарская казарма.

197. Наиб — судья шариатского суда; помощник кадия.

198. Тескереджи — чиновник, составляющий и контролирующий представления местных властей султанскому правительству о предоставлении тимаров либо каких-то должностей.

199. Рузнаме — дворцовые книги расходов.

200. Махзарбашы — придворный чин, ведающий оглашением в диване различных жалоб и петиций, а также их составлением, имеющий в своем распоряжении штат сотрудников.

201. Кятиб — писарь, письмоводитель, секретарь; официальная должность в различных ведомствах государственного аппарата.

202. В тексте — Константинис.

203. Мектубчу — чиновник канцелярии кадиаскера, составляющий различные письма о должностных назначениях и передающий их на подпись кадиаскерам.

204. Дефтер — общий термин, употребляемый для названия различных реестров, переписей, журналов регистрации и списков писцовых книг.

205. Фенари-заде Мухиддин Челеби — румелийский кадиаскер первой половины XVI в., занимавший эту должность при султанах Баязиде II (1481-1512), Селиме I Явузе (1512-1520) и Сулеймане I Кануне (1520-1566). О семье Фенари см. примеч. 160.

206. Так переведено выражение "эхли урф".

207. Далее следует небольшой раздел об обучении улемов, пропущенный нами при переводе.

208. Селим II (1566-1574).

209. Шейх — мусульманский богослов, глава дервишского ордена или общины.

210. Мутевелли — управитель вакфным имуществом, распорядитель доходами мечетей, медресе, различных богоугодных учреждений. Часто на эту должность назначались наследники того завещателя, который передавал имущество в вакф. В пользу мутевелли шла определенная доля вакфных доходов. Управление вакфом осуществлялось в соответствии с нормами шариата и условиями завещания имущества в вакф. Надзор за исполнением этих условий осуществлял кадий. Наибольшим почетом среди мутевелли пользовались управители султанских вакфов — салатин мутевеллиси и управитель вакфного имущества священных городов Мекки и Медины — харамейн эвкаф мутевеллиси. Помощником мутевелли был назыр.

211. Ясак-наме — сборник правительственных постановлений, отличающийся от канун-наме более узкой проблематикой.

212. Дефтер-кетхудасы — чиновник канцелярии султанского дивана, надзирающий за зеаметами, т.е. тимарами большой доходности.

213. Мюльк-наме —дарственная грамота на владение землей или каким-либо иным имуществом, не влекущее за собой каких-либо служебных обязательств и передающееся по наследству.

214. Харадж — здесь: общее название налогов с немусульман.

215. Далее, на л. 95а-98б, следует текст давно известного историкам "Священного приказа" ("Эмр-и шериф") Мурада I (1359-1389) Хаджи Эвренос-бею, одному из известных османских завоевателей XIV в. Он был помещен А.Феридун-беем в известном сборнике XVI в. "Мюншаат-и селатин" (Стамбул, 1274, с. 87—89; араб. шрифт). Имеется его немецкий перевод (см.: Diеz Е, V. Dеnkwuеrdigkeite Asiens. В., 1828). Однако И.Хаммер, а за ним и все историки второй половины XIX — первой половины XX в. подвергали сомнению подлинность документов, включенных в сборник Феридун-беем (см.: Hammer J. Geschichte des Osmanischen Reiches. T. 1. Pest, 1827, с. 603), и потому тщательное изучение этих документов не велось. В последних турецких исследованиях, однако, снова появляется интерес, к этому и ряду других документов, собранных Феридун-беем. Высказывается мнение, что даже если эти документы и не являются буквальной передачей оригинала, то они все же сообщают истинные факты истории. Эта мысль была высказана, в частности, М.Актепе в неопубликованной диссертации, хранящейся в библиотеке Стамбульского университета. Об интересующем нас выводе диссертации см.: Anhegger R. Hezarfen Hueseyin efendinin Osmanli- Devlet teskilatbna dair, c. 377). Присутствие документа в сочинении Х.Хезарфенна заставляет нас отнестись к нему с большим вниманием и еще раз усомниться в убедительности предположения Й.Хаммера. Однако относительно широкая известность этого документа заставила нас отказаться от его включения в настоящий перевод.