Комментарии

1 Древним, домусульманским, прошлым своей страны местные историки интересовались гораздо меньше, чем это имело место, например, в Египте.

2 Специального судебного помещения или здания в исламе не существовало; суд происходил, как правило, в мечети. В Кордове в описываемый у ал-Хушани период для разбора тяжебных дел использовалось одно из помещений «сборной мечети.

3 См., например: Wensinck. The Refused Dignity, где автор исследует мусульманскую концепцию судейства и ее корни.

4 Ибн 'Абд ал-Хакам. Футух Миср, с. 227.

5 Там же, с. 226; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 9.

6 Ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 10.

7 Там же, с. 11

8 Там же.

9 Коран XII, 55. См. пер., с. 51; ср.: ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 10.

10 См. пер., с. 155

11 Ал-Хушани. Табакат 'улама Ифрикийа, т. 1, c. 195

12 Это самая поздняя дата во фрагментах из труда ал-Хушани, которые цитирует Ибн ал-Фаради, см.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 229, № 818.

13 Ал-Хушани. Табакат 'улама' Ифрикийа, т. 1, с. 136, 145, 154, 213, 237.

14 Brunschwig. Litterature historico-geographique, с. 150—151.

15 Ал-Хушани. Табакат 'улама' Ифрикийа, т. 1, с. 127—241. По нашему мнению, Табакат ал-Хушани есть не что иное, как продолжение сочинения того же названия его соотечественника Абу-л-'Араба ат-Тамими (уб. в 333/945 г.), который поместил в нем биографии кайруанцев, живших до Мухаммада б. Сахнуна. См.: Абу-л-'Араб. Табакат 'улама' Ифрикийа, т. 1, с. 1—125.

16 Это самая поздняя из приводимых в Табакат дат, см.: ал-Хушани. Табакат 'улама', Ифрикийа, т. 1, с. 177.

17 См. пер:, с. 136.

18 Лицам, которые дважды занимали этот пост (а таких в книге ал-Хушани семеро), посвящено по два рассказа.

19 Dozy. Recherches, с. 34—36.

20 Pans Boigues. Historiadores y geografos, с. 78.

21 Pellat. Al-Khushani.

22 Есть, правда, более поздние авторы, которые упоминают об этих трех судьях: Ибн Хаййан (первая половина XI в., в передаче Ибн ал-Аббара) и ан-Нубахи (XIV в.). Однако они повторяют друг друга и возводят сообщение к одному источнику — ал-Хушани. Данное обстоятельство наводит на мысль, что уже Ибн Хаййан пользовался копией труда ал-Хушани, в которой рассказы о первых трех судьях к тому времени существовали как вставка. См.: Ибн. ал-Аббар. Ат-Такмила, т. 1, с. 78, № 258; с. 403—404, № 1162; с. 404, № 1163; ан же. Ат-Такмила (Аларкон и Паленсия), с. 268, № 2476; ал-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 11—12, 42—43.

23 Ибн ал-Кутийа. Та'рих ифтитах, с. 34, 43 (исп. пер., с. 26, 34); Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 2, с. 43, № 1550; Ибн Хазм. Джамхарат ансаб, с. 403—404; Ибн 'Изари. Ал-Байан ал-мугриб, т. 2, с. 48; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 21, 43; ал-Маккари. Нафх ат-тиб, т. 2, с. 31.

24 О нем см.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 113—114, № 396, Ал-Хушани не сообщает, из какой работы Халида б. Са'да он приводит выдержки. Возможно, что это несохранившаяся Китаб фи риджал ал-Андалус («Книга о передатчиках хадисов ал-Андалуса», посвященная жителям многих городов страны), которую тот составил для ал-Хакама II. См.: Бойко. Литература в Испании с. 161—162.

25 О нем см.: Ибн. ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 347—348, № 1228

26 См. там же, с. 40, № 134.

27 См. там же, с. 252, № 900.

28 О нем см.: Бойко. Литература в Испании, с. НО—1141.

29 О нем см.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 33, № 105.

30 См. там же, с. 36, № 115.

31 См. там же, с. 41—42, № 140.

32 Ribera. Prologo, с. IX.

33 Sezgin. Geschichte, с. 58—60; Халидов. Арабские рукописи, с. 98—121.

34 Nicoll. Oxford, № 127(2). Место изготовления копии не указано. Следующая за колофоном приписка удостоверяет, что рукописью владели несколько лиц и что последний раз с нее была снята копия в Португалии в 875/1470-71 г. См. пер., с. 157.

35 Dozy. Supplement.

36 Historia de los jueces de Cordoba por Aljoxani. Texto arabe у traduccion espanola por J. Ribera. Madrid, 1914.

37 Петров. Рец.: Historia de los jueces de Cordoba por Al-Joxani.

38 Крачковский Полвека испанской арабистики, с. 315.

39 Петров. Рец.: Historia de los jueces de Cordoba por Al-Joxani.

40 Микрофильм рукописи любезно прислан нам дирекцией Бодлеянской библиотеки.