МОЗАРАБСКАЯ ХРОНИКА754 г.

CHRONICA MOZARABE DE 754

Историческая справка

Сохранилось несколько латинских хроник, написанных на территории Испании, оккупированной мусульманами. Одной из них, второй по времени составления (первой считается т.н. Византийско-Арабская Хроника 741), является Мозарабская хроника 754 г. Название происходит от предположения, что Хроника была написана неизвестным христианским прелатом, жившим в исламской Испании в 8-м столетии. Число 754 соответствует последнему году, о котором имеется запись в Хронике.

Хроника 754 г. начинается с восшествия на престол византийского императора Ираклия. Далее идет освещение греческой и арабской истории до времени везиготского короля Сисебута. Именно на этом периоде прерывается ”История королей Готов” Исидора Севильского, и именно с этого момента начинается изложение испанских событий Хроникой 754 г. Таким образом, данный источник принято считать продолжением ”Истории” Исидора Севильского.

Основное отличие продолжателя заключается в эмфазисе не столько на испанских событиях, сколько на их связи со всемирной историей. Хроника является ценным источником для изучения как Испании 7-8 вв., так и Византии и Халифата.


ХРОНИКА 754

1. Эра 649 (611 г.) Ираклий стал пятьдесят седьмым императором римлян 1. Он правил тридцать лет, 5838 лет прошло со времени сотворения мира. Ираклий вместе с военачальником Никитой поднял восстание против Фоки и республики из-за любви к Флавии, девице благороднейшего происхождения 2, с коей он был помолвлен в Африке еще до получения титула императора и высланной из Ливии в Константинополь по указу принцепса Фоки. Посовещавшись, они договорились, что Ираклий отправится по морю, а Никита поведет войска по суше, и тот, кто первым доберется до Константинополя, получит там корону, чтобы достойно насладиться императорской властью. Отправившись из Африки с флотом, Ираклий добрался до столицы раньше Никиты. Фока оказал сопротивление, и византийцы предали его сверкающему мечу. Того, кто увидел перерезанное горло 3, немедленно провозгласили императором.

2. Пройдя через дикие пустыни, Никита вторгся в Египет, Сирию, Аравию, Иудею и Месопотамию, дабы яростно напасть на персов и восстановить имперскую власть над этими провинциями.

3. Однако персы, уверенные в своей силе и многочисленности, спешно выступили из своих земель и побудили соседние провинции присоединиться к ним. 4 Сын Хосрова 5, царя персов, вероломно бежал от своего отца и сдался римлянам, обещая подчинить всю Персию вышеназванному Августу.

4. Ираклий собрал войско, и c облаченными в железо воинами направился сражаться в Персию 6. Узнав о таком повороте событий, Хосров со всеми силами выступил навстречу Ираклию, чтобы оказать сопротивление. Когда Ираклий и Хосров, с боевым кличем идя друг на друга, сошлись на поле боя, они договорились, что два воина, по одному от каждой армии, сойдутся в единоборстве, дабы они могли испытать свои силы и предрешить, какая из сторон должна проиграть, и договорились, что это сражение будет под открытым небом. Ведь ясно: что ждет того, кого они выберут, по наитию или посовещавшись, и, скажем, кому поможет фортуна, когда они обнажат мечи, то ждет и товарищей, и они согласились, что подчинятся знаку, и, согнув властные шеи, на том же месте без промедления по очереди пройдут под ярмом победителя. Хосров, по-филистимлянскому обычаю, выставил на бой бастарда большого роста, так сказать, второго Голиафа. Испугавшись, все воины Ираклия отступили. Однако Ираклий, веря в помощь Господа, набросился на врага и, бросив дротик, убил его.

5. Прорвав ряды персов и рассеяв их, Ираклий дошел до города Сузы, бывшего их столицей и центром государства. Когда царство Хосрова было разгромлено и превращено в имперскую провинцию, народ славил не Бога, а Ираклия, и тот, приняв эти почести, возвратился в Рим 7. Наконец, достойно вознаградив своё войско, он с триумфом взошел на престол.

6. Говорят, что после этого Ираклия во сне стали посещать разного рода видения, мол, его владения якобы будут беспощадно опустошены крысами, прибежавшими из пустыни, и о том же говорили звезды по предсказаниям астрологов.

7. Ираклий, как мы уже говорили, подчинил мятежных персов и ради улучшения обороноспособности провел реформы на имперских землях. В уединении, вдали от лести, расточавшейся не Богу, а ему самому, в которой преувеличенным образом превозносились его победы, он был напуган предсказаниями, содержащимися в видениях.

8. Во времена Ираклия, в эру 653 (615 г.), в четвертый год его правления, славяне разграбили Грецию.

9. В эру 656 (618 г.), в седьмой год правления императора Ираклия, сарацины под предводительством Мухаммада подняли восстание и подчинили себе Сирию, Аравию и Месопотамию, скорее обманным путем, чем силой. Они опустошили соседние провинции, вторгаясь в их пределы без объявления войны, т.е. совершая внезапные набеги 8. Так, сочетая обман и доблесть, они подстрекали пограничные города империи к открытому восстанию, которое те в конце концов и подняли, желая сбросить ярмо с шеи.

10. В 656-ю эру (618 г.), в седьмой год правления императора Ираклия, их воины вторглись в королевство и насильно присвоили его себе, что повлекло множество самых разных последствий.

11. После множества битв с сарацинами Феодор, брат Августа Ираклия, коему на ум всё шли крысы из его снов, по указу последнего, стал избегать сражений, дабы пополнить и реорганизовать свои войска. Но из-за растущего с каждым днем числа перерезанных глоток римские легионы охватил страх; будучи вовлечено в битву возле города Габата, римское войско было разгромлено, а Феодор был убит и перешел в мир иной 9. Убив стольких знатных людей, сарацины уверились в своих силах, потеряли страх и установили свою власть над Дамаском, самым великолепным городом Сирии.

12. Когда подошел к концу десятый год правления Мухаммада, на трон взошел его соплеменник Абу Бакр, и его никак нельзя было назвать «непритязательным»; вместе с товарищами он продолжал нападать на римлян и персов 10. Итак, как мы узнали, в 653-ю эру (615 г.), в четвертый год правления императора Ираклия арабы вели себя как тираны, а в 656-ю эру (618 г.) они напали на Феодора, брата императора, принеся с собой почти десять лет непрерывной войны и жестоких сражений, и убили его, когда тот отчаянно сопротивлялся. Они основали царство в Дамаске при поддержке своего пророка Мухаммада, и имя римлян не внушало им страха. Когда подошел к концу десятый год правления Мухаммада, т.е. в 666-ю эру (628 г.) или в семнадцатый год правления императора Ираклия, вышеупомянутый Абу Бакр из племени Мухаммада занял место последнего, и арабы подняли мечи против оставленной римлянами Персии 11. Абу Бакр правил около трех лет, в течение которых война не прерывалась.

13. В 669-ю эру (631 г.), в двадцатый год правления Ираклия и в начале четырнадцатого года по арабскому летосчислению, после трехлетнего правления скончался Абу Бакр, завещав трон Умару 12.

14. Унаследовав трон от своего предшественника, Умар установил твердую власть над народом на десять лет. Он захватил Александрию, наиболее древний и процветающий город Египта, и обложил его данью 13. В триумфе побед, как на востоке, так и на западе, ведя войну и на суше, и на море, он пал от меча одного из своих рабов во время молитвы. Как мы уже сказали, он перешел в мир иной на десятом году правления.

15. Во времена Ираклия, в 650-ю эру (612 г.), т.е. во второй год его правления, когда сарацины еще платили дань римлянам, Сисебут, муж мудрый и ученый, стал королем Иберии и правил восемь лет 14. Он заставил римские города платить дань Испании и принудил евреев принять христианскую веру.

16. Церковь провозгласила достопочтенного Гелладия 15, известного своей святостью, епископом королевской столицы города Толедо. Так же славился Исидор, епископ Гиспалиса 16, которого называли «пресветлым учителем» Испании 17. На седьмом году правления Сисебута, Исидор созвал всеобщий собор в храме Божьего Иерусалима в Севилье против ереси ацефалиев 18. Основываясь на истинных свидетельствах учителей, он одержал победу над известным сирийским епископом, защищавшим ацефалийскую ересь. С одобрения собора Исидор осудил утверждения оного епископа и, продолжая нападки, наконец, высвободил его из пут заблуждения.

17. Реккаред наследовал трон после Сисебута, но правил только три месяца 19. Его жизнь была столь коротка, что рассказать не о чем.

18. Во времена Ираклия, в 659-ю эру (621 г.), т.е. в десятый год правления императора Ираклия и в четвертый год по арабскому летоисчислению, когда Мухаммад правил арабами, Свинтила достойно принял скипетр королевства готов и правил десять лет 20. Его война с римлянами завершилась стремительной победой, и он завладел всей Испанией.

19. Во времена Ираклия, в 669-ю эру (631 г.), т.е. в двадцатый год правления Ираклия и в четырнадцатый год по арабскому летосчислению, когда Умар держал бразды правления уже почти год, Сисенанд вступил на престол и правил пять лет, как тиран вторгшийся в королевство готов 21. В третий год своего правления он, подобно Реккареду, древнему королю готов 22, собрал в Толедо шестьдесят шесть епископов из Нарбоннской Галлии и Испании вместе с викариями, замещавшими отсутствующих, и придворными вельможами в христианской церкви святой девы и великомученицы Леокадии, причем епископ Гиспалиса Исидор, знаменитый книгами, проявляя постоянство, снова приветствовал собравшихся 23. На этом священном соборе, прославился Браулио, епископ Сарагосы, чьи речи были записаны и в дальнейшем приводили в удивление и восхищение Рим, мать и королеву городов 24.

21. Во времена Ираклия, в 674-ю эру (636 г.), т.е. в двадцать пятый год его правления и в восемнадцатый год по арабскому летосчислению, когда прошло уже пять лет, как Умар стал правителем и правил уже шестой год, Хинтила был поставлен над готами и правил шесть лет 25. Он созвал Толедский собор из девятнадцати епископов, чтобы просветить тех, кто не был сведущ в важных мирских и божественных вопросах 26. В книге Канонов указано, сколь много викариев епископов и придворных вельмож, кого сочли достойными, собралось в церкви христианской святой девы и великомученицы Леокадии. На этом соборе епископ Сарагосы Браулио превосходил умом остальных выдающихся деятелей и внушал христианам благочестивое учение; даже его самые незначительные труды церковь перечитывает по сей день.

23. Во времена Ираклия, в 678-ю эру (640 г.), т.е. в двадцать девятый год правления Ираклия и в двадцать третий год по арабскому летосчислению, когда Умар уже правил арабами десять лет, Тульга, муж добрый и благородный, стал королем готов и правил два года 27.

24. В 678-ю эру (640 г.), Константин, сын Ираклия, стал пятьдесят восьмым римским императором и правил шесть лет, 5844 года прошло со времени сотворения мира 28.

25. В эти времена, в 680-ую эру (642 г.), в первый год своего правления империей, т.е. в 25-ый год по арабскому летосчислению, Усман получил сан правителя на 12 лет 29. Уже во второй год он объединил под властью сарацин Ливию, Марморику и Пентаполис, также как Газанию и Эфиопию, которые лежат в пустынной местности выше Египта, и обложил данью множество городов персов. После двенадцатилетнего правления, в конце концов, он был убит во время восстания собственных подданных.

26. Во времена Константина, в 680-ю эру (642 г.), в первый год его правления и двадцать пятый год по арабскому летосчислению, когда Усман правил уже второй год, Хиндасвинт, подняв мятеж против тирании, вторгся в Иберию и, разбив готов, с триумфом добился власти над Иберией и правил шесть лет не привлекая сына к управлению 30.

27. Хиндасвинт издал указ, приказав собрать в городе Толедо собор из тридцати епископов, сопровождаемых клириками, или викариев епископов, если последние из-за усталости или слабости здоровья не смогли там присутствовать, а вместе с ними из ряда придворных, заслуживших право быть избранными для участия в соборе, а также расторопными нотариями, чьи услуги требовались для чтения документов и ведения записей, чтобы отпраздновать пятый год его правления 31.

28. Король послал епископа Сарагосы Тайона 32, человека ученого и дружного с литературой и писаниями, чтобы тот по его просьбе привез по морю из Рима недостающие книги на темы нравственности и философии. Римский папа 33 день изо дня заставлял Тайона ждать, ссылаясь на то, что из-за обилия книг в архивах Римской церкви необходимые тома найти не так-то просто. После того, как Тайо провел ночь, взывая к милосердию Господа у алтаря благословенного Петра, первого из Апостолов, Господь через ангела указал ему на ларь, в котором находились книги. Когда папа понял, что его могут упрекнуть, он милостиво оказал Тайону помощь по переписыванию книг и отослал их с ним в Испанию, до того времени только часть комментариев на книгу Иова находилась в Испании, с честью привезенная благословенным Леандром, епископом Севильским. На вопрос папы римского, каким способом Тайон смог настолько точно угадать место хранения книг, последний после горячей мольбы о милости под присягой и с чрезмерным ликованием отвечал, что однажды ночью упросил стражу церкви благословенного Петра Апостола пустить его внутрь. Внезапно посреди ночи, когда он, молясь и стеная, лежал распростертый перед гробом благословенного апостола Петра, ударил луч небесного света, залив помещение церкви неописуемым сиянием, так что и без канделябров стало светло. Сияние высветило сонм святых, поющих псалмы с яркими лампадами в руках. Тайон замер в благоговейном страхе и изумлении. Когда святые постепенно окончили молиться, из святой курии вперед медленно выступили два старика в белых одеяниях и воспарили над той частью церкви, где молился епископ. Найдя его полумертвым от страха, они ласково привели его в чувство. Они спросили его, почему он предпринял столько усилий и зачем проделал столь долгий путь по морю с запада, а затем выслушали ответы на свои вопросы, будто их не знали. Потом со множеством красноречивых слов утешения они его наградили, т.е. открыли ему, в каком сундуке спрятаны нужные книги. На вопрос Тайона, что за святая братия принесла столь яркий свет, они ответили, что это Петр, Апостол Христа, и Павел, держащиеся за руки, вместе со всеми последователями Петра, что покоятся в этой церкви. Затем, когда Тайон спросил, как зовут святых, с коими он столь чудесным образом общался, один из них отвечал, что он Григорий, чью книгу Тайон пытался найти, и что он явился, дабы вознаградить его за великие труды и дать ему даже больше, чем то, чего он так долго желал. Когда Тайон спросил, был ли среди этого сонма святых ученый Августин – чьи книги, как и книги самого святого Григория, он всегда, с самого детства, читал с неиссякаемым энтузиазмом, светлейший и всегда отвечающий всем вопрошающим муж сказал лишь следующее: ”Августин, которого ты ищешь, занимает более высокое положение, чем мы”.

33. Потом, когда Тайон попытался склониться к их стопам, божьи люди исчезли с глаз вместе со светом. С того дня к достопочтенному Тайону, к которому раньше относились как к презренному существу, в апостольской столице пришла слава.

34. В 684-ю эру (646 г.) Констант, сын Константина, был увенчан пятьдесят девятым императором римлян, и правил двадцать семь лет, 5871 год прошел с сотворения мира 34. Он яростно сражался с арабами в морской битве. После двадцатисемилетнего правления империей он был убит в Сиракузах, знаменитом городе на острове Сицилия, в результате заговора 35. В годы его правления солнце потемнело среди бела дня и на небе появились звёзды.

35. Во время правления Константа, в 685-ю эру (647 г.), в тридцатый год царства сарацин, на седьмом году правления Усмана, Хиндасвинт предложил своему сыну Рекцесвинту, хотя и имевшему скандальную репутацию, но все-таки движимому добрыми намерениями, королевство готов, и тот правил двадцать четыре года 36.

36. Он часто собирал на соборы в преторианской базилике святых апостолов Петра и Павла, когда епископом королевского города Толедо был светлейший благочестивый Евгений 37, сорок шесть епископов с бесчисленным множеством клириков и викариев, замещавших отсутствующих, и наиболее важных придворных, и не только толковал о светских материях 38, но посвящал несведущие души присутствующих в таинства Святой Троицы.

37. На время правления Рекцесвинта в Испании пришлись солнечное затмение, когда ко всеобщему испугу звезды стали видны днём, а также нашествие басков, стоившее войску немалых потерь 39.

38. В эту пору, т.е. в 690-ю эру (652 г.) или в тридцать пятом году по арабскому летосчислению, Муавия взошел на трон, сменив своего предшественника, и правил двадцать пять лет 40. Пять из них он провел в гражданских войнах 41, но после этого, когда весь исмаилитский народ подчинился ему, еще благополучно правил двадцать лет. Собрав тысячу или более лембов 42, император Констант безуспешно с ним сражался и едва избежал гибели, спасшись вместе с немногими по морю 43. Много побед на западе одержал военачальник по имени Абд Алла, опытный в битвах 44. Он вошел в Триполи, а также напал на Сидамо и Лебиду. Опустошив всё на своём пути, захватив множество земель, подчинив разоренные провинции и обратив в свою веру многих людей, он все еще жаждал крови и пришел в Африку с боевыми фалангами. Поэтому противостояние оказалось неизбежно, во время битвы мавры обратились в бегство и вся знать Африки вместе с комитом Григорием была полностью уничтожена 45. Абд Алла, отягощенный богатой добычей, возвратился в Египет со всеми когортами, когда подошел к концу десятый год правления Муавии.

39. Муавия послал 100000 человек под командой своего сына для осады Константинополя 46. Сей город они осаждали всю весну до тех пор, пока уже более не могли переносить тягот голода и мора, и, покинув город, они захватили множество крепостей и через три года возвратились с добычей в Дамаск к царю, коим были посланы. После 20 лет правления и 5 лет жизни, прожитой в период гражданской войны, Муавия отдал долг бренной природе человека 47.

40. В 711-ю эру (683 г.) Константин, сын Константа, был увенчан шестидесятым императором римлян 48. Он правил пятнадцать лет, 5886 лет прошло со времени сотворения мира. Услышав в Сиракузах, что отец убит в результате восстания своих подданных, он отправился к императорскому дворцу с таким большим флотом, какой только удалось собрать, потребовал себе места в оном дворце и со славным триумфом взошел на престол.

41. Во времена Константина, в 716-ю эру (678 г.), т.е. в пятый год его правления и шестьдесят первый год по арабскому летосчислению, Йазид, сын Муавии, занял царский престол 49. Годы его правления были в высшей степени приятны для племен и всех наций, находящихся у его царства в подчинении. Он никогда не искал себе царских почестей по причине своей славы, как это бывает у людей, а жил как частное лицо вместе со всеми остальными.

42. После трех лет правления трон перешел к его сыну и наследнику Муавии, чьё поведение походило на отцовское 50. Достигнув царского положения, он простил подданным третью часть налогов. Пробыв у власти полгода, Муавия оставил этот мир.

43. В 716-ю эру (678 г.) в начале шестого года правления Константина и в шестьдесят второй год по арабскому летосчислению, Муавия Младший умер и войско арабов разделилось между двумя правителями почти на четыре года 51. Между ними разгорелся конфликт, породивший великое множество жертв, павших под ударами мечей с обеих сторон. Один из правителей по имени Марван заплатил императору тысячу солидов чистого золота и выверенного веса, а также каждый день в течение девяти лет отправлял ему мула с шелками для постели и одеждой, чтобы получать военную помощь или, по меньшей мере, чтобы не подвергаться нападению. В дополнение к перечисленному, он подарил ему прекрасную девушку и освободил всех узников, остававшихся с прежних времен, каким бы способом они ни попали в плен.

45. В 720-ю эру (682 г.) в десятый год правления Константина и шестьдесят шестой год по арабскому летосчислению, Абд аль-Малик достиг вершин царской власти и правил двадцать лет 52. Преследуя соперника своего отца до Мекки, где, как он сам сказал, был дом Авраама, расположенный между Уром Халдейским и Кархой Месопотамской, он его убил руками посланного военачальника и, мудро распорядившись силой, завершил гражданскую войну.

46. В 712-ю эру (674 г.), в первый год правления Константина и пятьдесят седьмой год по арабскому летосчислению, и двадцать третий год правления Муавии, Вамба был поставлен над Готами и правил восемь лет 53. На третий год после принятия королевского скипетра, Вамба обновил город Толедо великолепными и искусными сооружениями. Причем обновленные здания и скульптуры должны были быть подписаны стихами; так на воротах железным стилом на ярком и сверкающем мраморе были высечены стихотворные строки:

«Царь Вамба знаменит и город сей воздвиг

Он с Божьей помощью на славу для народа»

А в память о неких великомучениках, чьи имена он присвоил надвратным башням, он сделал аналогичную надпись: ”О, святые, чье присутствие озаряет сие место, защищайте город и народ с непрестанной благосклонностью.”

47. В четвертый год правления Вамбы, в 713-ю эру (675 г.), после восемнадцати лет мятежей и разного рода несчастий – подобно сгорбленной женщине в евангелие 54 – он созвал церковный собор в городе Толедо, в переднем зале храма Божьей матери, Девы Марии, собрав всех епископов Испании и Нарбоннской Галлии, и горько оплакал вместе с ними время, прошедшее без таких соборов 55.

48. На этом соборе он, как и многие другие мужи, нашел утешение в том, что блиставший в те времена святейший Ильдефонс 56 елейно изливавший красноречие во многих книгах, своими златыми устами искусно говорил о девственности нашей Госпожи, вечной Девы Марии, о порядке являющемся синонимом процветания, и вере прочно укрепившейся во всех церквях. Написанные им книжицы широко ходили по Иберии, поэтому верующие, кто некогда читал их, освежили изложенное в памяти, в то время как простые люди нашли великое утешение, припав к источнику учения.

49. Во времена Константина, в 718-ю эру (680 г.), т.е. в седьмой год его правления и в шестьдесят второй год по арабскому летосчислению, когда двое (Абд Алла и Марван) вступили в борьбу за царский трон, Эрвиг стал королем готов 57 и правил семь лет. В это время Испанию опустошил страшный голод.

50. В первый год своего правления, в 719-ю эру (681 г.) Эрвиг созвал двенадцатый Толедский собор, где присутствовали тридцати пять епископов, бесчисленное множество клириков и прочих христиан 58. В то время епископ Юлиан, происходивший из еврейского рода, подобно цветку розы взросшему меж шипов, сиял над миром своими познаниями в христианском учении 59. Сын родителей-христиан 60, он получил в Толедо, где позже занял место епископа, прекрасное образование во всех областях знаний.

51. В 726-ю эру (688 г.) Юстиниан был увенчан шестьдесят первым римским императором 61. Он правил десять лет до своего свержения, 5896 лет прошло со времени сотворения мира.

52. Во времена Юстиниана, в 726-ю эру (688 г.), т.е. в первый год его правления и семидесятый год по арабскому летосчислению, Абд аль-Малик достиг вершин власти, чтобы удерживать ее четыре года.

53. В 726-ю эру (688 г.), в первый год правления Юстиниана и семидесятый год по арабскому летосчислению, когда уже шел пятый год правления Абд Аль-Малика, Эгика стал главным защитником и попечителем королевства готов и вскоре добился власти правителя 62. Он правил пятнадцать лет. В то время готов преследовала смерть, нагромождавшая всё больше трупов: по стране безжалостно расползалась бубонная чума. В первый год своего правления, в 726-ю эру (688 г.) Эгика созвал на совет в городе Толедо в преторианской церкви божьих Апостолов Петра и Павла всех понтификов Испании и Галлии. Благословенной памяти светлейший учитель Юлиан был среди собравшихся там шестидесяти епископов и огромного числа прочих клириков христиан, а также простого люда, горящего религиозным пламенем 63. По некоторым причинам во время собора Эгика попросил синод освободить его от могущей принести вред клятвы, данной им вышеупомянутому королю Эрвигу 64.

55. В ту же эру, только ранее, Юлиан, благочестивейший епископ столицы, отослал в Рим свою книгу о трех ипостасях; но слишком поверхностно её изучив, римский папа 65, не желая дать книге хода, возразил, мол, ”желание порождает желание”, поскольку читал об этом двумя годами раньше. Епископ Юлиан, доказав собору цитатами из авторитетных трудов Отцов, что посланная в Рим книга была правильной, составил сочинение в свою защиту и отослал его вместе с панегириком в честь императора, подобным отправленному раньше, в Рим с церковным посольством: священником, диаконом и субдиаконом, наиболее эрудированными слугами церкви во всем, что касается Господа и знания священных писаний. Рим доброжелательно и благочинно принял сие сочинение, приказав всем прочитать его, и передал императору панегирик, восклицая : ”Хвала тебе, Господи, до концов земли” 66. С теми же послами папа отправил господину Юлиану рескрипт с благодарностью и подтверждением того, что написанное им истинно и благочестиво.

56. В 736-ю эру (698 г.) Леонтий мятежным образом стал шестьдесят вторым императором римлян и правил три года во время смуты, 5899 лет прошло со времени сотворения мира 67. После свержения Юстиниана этот смутьян возвысился до императорской власти.

57. Во времена Леонтия, в 736-ю, 737-ю и 738-ю эры (698г., 699г., 700 г.), т.е. в первый, второй и третий годы его правления или в семьдесят девятый, восьмидесятый и восемьдесят первый годы по арабскому летосчислению, шел, соответственно, тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый годы правления Абд Аль-Малика.

58. Во времена правления Леонтия, в 736-ю эру (698 г.), т.е. в первый год его правления, и в восьмидесятый год по арабскому летосчислению, в шестнадцатый год правления Абд Аль-Малика, Эгика объявил своего сына Витицу наследником, и они стали управлять готским королевством совместно 68. Унаследовав отцовский престол он проявил себя как человек вздорно-надменный, но милостивый в высшей степени и правил пятнадцать лет. Он принимал не только тех, кого его отец лишил доверия, но ради милости и тех даже, кто пребывал в ссылке, и восстановил положение мелких вассалов. Витица вначале дал повод для радости тем, что сократил размер обременительной дани, наложенной его отцом, и благочестиво, в качестве дара, возвратил земли тем, кто был с них изгнан. Наконец, он созвал всех в одно место и прилюдно сжег все обязательства, кои его отец исторг у поданных нечестным путем. Он не только освободил невинных из прочных оков, но даже вернул им их вещи, а то, что было конфисковано казной, компенсировал из царских средств.

60. В то время Феликс, епископ столичного города Толедо, был влиятельнейшим человеком скорее из-за своего высокомерия, чем из-за суровости и мудрости, и созывал соборы под патронажем обоих благочестивых правителей 69.

61. В 738-ю эру (700 г.) Апсимар стал шестьдесят третьим императором римлян и правил семь лет, 5905 лет прошло со времени сотворения мира 70.

62. Во времена Апсимара, в 738-ю эру (700 г.) в первый год его правления и в восемьдесят второй год по арабскому летосчислению – в самом начале восемьдесят третьего года, в семнадцатый год правления Абд Аль-Малика, Витица правил совместно с дряхлеющим отцом. В 739-ю эру (701 г.) не в силах вынести разорения Испании, вызванного упомянутым бедствием 71, они покинули дворец. Отец Витицы Эгика умер своей смертью, ранее он удерживал трон в цветущей стране, но ныне в Испании, чрезмерно предавшейся радости, веяло смертью. В это время Гундерих, епископ столичного города Толедо, наделенный даром святости, прославился благодаря совершению многих чудес 72.

64. В 745-ю эру (707 г.) Юстиниан, шестьдесят первый римский император, с помощью хазарских войск и личной доблести вернул себе власть и как шестьдесят четвертый император правил десять лет, 5915 лет прошло со времени сотворения мира 73.

65. Во времена Юстиниана, в названный год, т.е. в первый год его правления и восемьдесят девятый год по арабскому летосчислению, Валид правил арабским царством 74. В Испании шел пятнадцатый год правления Витицы.

66. В 747-ю эру (709 г.), в четвертый год правления Юстиниана и девяносто первый год по арабскому летосчислению, исполняя волю отца, Валид принял скипетр сарацинского царства и сражался с различными народами в течение четырех лет. Он отпраздновал со многими почестями триумф и правил девять лет. Сей муж проявлял большую осмотрительность при управлении войсками и, несмотря на отсутствие божьей милости, разорил почти все соседние народы. Он ослабил Византию постоянными набегами, довел острова 75 почти до полного опустошения и полностью покорил Индию, опустошив ее, 76, что привело к обеднению общин, осаждал замки и, пройдя по извилистым дорогам Ливии, покорил всю Мавританию 77. В западных областях своих владений Валид посредством военачальника Мусы 78 напал на королевство готов, с древней основательностью созданное за 350 лет до этого, т.е. в 400-ю эру (362 г.) 79 в Испании и со времен Леовигильда жившее в мире до 750-й эры (712 г.) в течение 140 лет – и покорив его, обложил его данью.

68. В 749-ю эру (711 г.) в четвертый год правления Юстиниана и девяносто второй год по арабскому летосчислению, когда Валид правил королевством уже пятый год, Родерик поднял мятеж и вторгся в королевство готов по наущению сената 80. Он правил только один год. Собрав свои силы, он направил войска против арабов и мавров, присланных Мусой, то есть против Тарика ибн Зийада 81 и прочих, кто уже давно опустошал провинцию и разрушил многие города. В пятый год правления Юстиниана, т.е. девяносто третий год по арабскому летосчислению и шестой год правления Валида, в 750-ю эру (712 г.), Родерик пришел к Трансдуктинским отрогам 82, дабы сражаться с ними, и в той битве всё войско готов, раздираемое ревностью, интригами и амбициями, нацеленными на королевский престол, обратилось в бегство, и он был убит. Так жалким образом, вместе с истреблением соперников Родерик потерял не только власть, но и родину, и подошел к концу шестой год правления Валида 83.

69. В то время Синдеред, благочестивой памяти епископ столичного города, был известен рвением к святости 84. Однако более ведомый этим рвением, чем действительными причинами, он вызывающе вёл себя с заслуженными и уважаемыми людьми, оказавшимися в церкви, порученной ему, и по наущению принца Витицы, не прекращал досаждать им пока был епископом. Вскоре после вторжения арабов сей епископ потерял дух и, как наемник, а не пастырь 85 и вопреки постановлению старших по сану бросил стадо Христово и отправился на свою римскую родину.

70. В 749-ю эру (711 г.), в четвертый год правления Юстиниана, т.е. девяносто второй год по арабскому летосчислению и пятый год правления Валида, пока Испания опустошалась названными войсками и страдала не только из-за нашествия врагов, но и от гражданской войны, Муса лично оправился в эту несчастную землю через Кадисский пролив и Геркулесовы столбы – которые предваряют вход в гавань, подобно оглавлению предваряющему книгу – чтобы, попав в разграбленную и покинутую Богом Испанию, уничтожить её, он проник в город Толедо 86, королевскую столицу, не переставая думать о вторжении и неся с собой разорение. Он заключил с окрестными областями лукавый мир. Некоторым сеньорам и знатным мужам, схваченным во время бегства из Толедо с помощью Оппы, сына короля Эгики, одели шейные колодки и перерезали гортани, а затем им всем отрубили головы мечом.

71. Он опустошил не только наиболее отдаленную часть Испании, но и ближайшую ее часть вплоть до древнего и некогда процветающего города Сарагосы, ранее судом Господа преданного мечу, голоду и плену; он сжег великолепные города, распиная на языческих крестах сеньоров и влиятельных лиц; закалывая кинжалами подростков и грудных детей. Пока он таким образом наводил на всех ужас, некоторым городам, продолжительное время умолявшим о мире, после уговоров и многочисленных даров, Сарацины даровали, то что они просили. Когда горожане в последствии отказались исполнить то, что с испугу были вынуждены обещать, они попытались бежать в горы, рискуя погибнуть от голода и других смертельных опасностей, коими была полна многострадальная Испания. Сарацины разместили центр своего царства в Кордове, где некогда жили патриции и которая всегда выделялась на фоне соседних городов роскошью, а в царствование визиготов обрела примитивную пышность. Кто может рассказать об этих невзгодах?

72. Кто может перечислить эти ужасающие несчастья? Даже если бы каждый член тела превратился в язык, людям не под силу было бы описать, в какую груду развалин превратилась Испания и сколько зла она претерпела. Однако для читателя я попытаюсь описать их на одной странице. Собрав воедино все неисчислимые беды, кои этот жестокий, грязный мир принес во многие страны и города со времен Адама – подобные бедам, обрушившимся на захваченную Трою или на Иерусалим, как это было предсказано пророками; или на Вавилон, как это изображено в писаниях; или бедам, выпавшим на долю Рима, чья слава украшена великомученичеством апостолов – все это и более того Испания, некогда столь восхитительная, а ныне столь многострадальная, выдержала как к своей чести, так и к своему бесчестию.

73. В 750-ю эру (712 г.), в шестой год правления императора Юстиниана и девяносто четвертый год по арабскому летосчислению, по прошествию пятнадцати месяцев Муса был призван правителями и, оставив вместо себя сына Абд аль-Азиза, возвратился на родину, где предстал перед царем Валидом в последний год его правления. Муса привез с собою из Испании нескольких мужей благородного происхождения, избежавших меча; испытанное казначеями золото и серебро; а также редкостные украшения, драгоценные каменья и жемчуг вместе с отдельными крупными жемчужинами, воспламеняющими души женщин; и множество других вещей высшего качества со всей Испании, описывать которые слишком долго. Однако по Божьей воле, он натолкнулся на гнев Валида, вместо благодарности выгнавшего его, и его провели по улицам с петлей на шее в позорном виде.

НАЧАЛО ВСТАВКИ

74. В то время, в 782-ю эру (744 г.), умер воинственный человек по имени Теудимер, который во многих частях Испании приносил арабам смерть и, давно уже относился к сильным мира сего, способным заключить с ними мир Во время царствования готских царей Эгики и Витицы он увенчанный пальмовой ветвью праздновал триумф над греками, кои приплывали на его родину по морю. Великие честь и слава были пожалованы ему, и когда он был допрошен восточными Христианами, в нем была найдена такая твердость веры, что все возблагодарили Бога. Он был истинным любителем писаний и рукописей, обладал даром красноречия, был опытен в сражениях и как самый благоразумный, был признан более полезным дому Амира Альмуминима, чем остальные, и принят с почетом. Договор, который Теудимер ранее заключил с Абд аль-Азизом, был перезаключен. Таким образом до сих пор ситуация остается неизменной, и никоим образом у такого человека не разорвутся установившиеся связи с арабами-наследниками, и потому в Испанию вернулась радость

75. После смерти Теодемира, Атанагильд наслаждался великой честью и могуществом. Он был щедрым господином для всех и тратил свои деньги, не зная меры. Однако через некоторое время прибывший в Испанию скромный наместник аль-Хусам, коего охватила ярость, не знаю по какой причине, нанес Атанагильду немалую обиду, заставив последнего выплатить трижды по девять тысяч солидов. Опасаясь войска, приведенного под руководства Балджа, Атанагильд собрал требуемую сумму за три дня и ему была возвращена милость аль-Хусама – носившего прозвище Абу аль-Хаттар, для чего пришлось повысить размер разных податей.

КОНЕЦ ВСТАВКИ

76. Как сказано выше, имя Амир Альмуминин в переводе с их языка означает: ”руководящий всем с успехом” 87. Его обладатель, в предвкушении богатств всех народов, и, несмотря на подарки, привезенные из Испании, и красоту её девушек, которую он высоко оценил, придал им мало значения, и осудил Мусу на пытки и казнь. Однако за Мусу вступились вельможи и покровители, коим Муса преподнес множество даров из своего огромного состояния, так что Валид предложил Мусе уплатить штраф в размере 2000000 солидов. Вскоре после этого Валид перешел в мир иной.

77. Муса по совету Урбана (наиболее знатного в Африке человека, воспитанного в католической вере и прошедшего вместе с ним всю свою родимую Испанию) 88 согласился на уплату штрафа, полагая, что наложенное взыскание ничтожно в сравнении со столь великим богатством доставшимся ему в Испании. Поэтому, он решил, что достаточно лишь незначительно потратить богатства, чтобы поручители гарантировали выплату им долгов, и через своих вольноотпущенников собрал необходимую сумму, так что удивительно быстро смог избавиться от наложенного на него бремени, уплатив казне вышеуказанную сумму уже при преемнике Валида.

78. В 752-ю эру (714 г.), в восьмой год правления Юстиниана и девяносто шестой год по арабскому летосчислению, после смерти Валида, Сулейман, его кровный брат, с почестями наследовал престол 89. Он правил три года. Бич Византии, он послал своего брата по имени Маслама – сына другой матери, столь же знатной как и его - со 100 000 воинов опустошать её 90. Мечом и огнём он стер границы Малой Азии. Оттуда он направился на Константинополь 91. Однако, увидев, что ему угрожают трудности со снабжением, Маслама возвратился по приказу правителя, не испытав особого счастья .

79. Приблизительно в то же время, в 753-ю эру (715 г.), в девятый год правления императора Юстиниана и девяносто седьмой год по арабскому летосчислению, Абд аль-Азиз, обложив Испанию подушной податью, умиротворил её на три года 92. Себе он взял все богатства и блага Гиспалиса вместе с королевой Испании, с коей сочетался браком, и дочерьми королей и правителей, коих превратил в наложниц, а потом неосторожно отверг. Он был убит на молитве по наущению Аюба во время мятежа собственных людей 93, когда вернулся в Испанию После того как Аюб месяц владел Испанией, по указу правителя, которому следующим образом доложили о смерти Абд аль-Азиза: по совету королевы Эгилоны, жены бывшего короля Родерика, он попытался сбросить с шеи Арабское ярмо и подчинить завоеванное королевство Иберию лично себе, трон Испании получил аль-Хурр 94

80. К. В 754-ю эру (716 г.), Филиппик стал шестьдесят четвертым императором римлян и правил год с четвертью в разгар гражданской войны, 5916 лет прошло со времени сотворения мира 95. В названную эру, в первый год правления Филиппика и девяносто восьмой год по арабскому летосчислению, Сулейман взошел на трон сарацинского царства и правил три года. Арабы жестоко опустошили Византию и сожгли Пергам, наиболее древний и великолепный город Малой Азии. Во времена Филиппика, аль-Хурр распространил власть судей на всю Испанию 96. Сражениями и мирными соглашениями он установил контроль над Нарбоннской Галлией примерно за три года. Немного спустя, после введения в Дальней Испании системы налогообложения, он возвратился в центральную Иберию и правил вышеуказанное число лет.

81. В 756-ю эру (718г. ) Анастасий стал шестьдесят пятым римским императором и правил год и девять месяцев в разгар гражданской войны, 5918 лет прошло со времени сотворения мира 97. В то время Сулейман, правивший арабским царством, утвердил в качестве своих наследников Умара, сына его дяди по отцовской линии, и своего брата Йазида.

В Испании аль-Хурр сохранял власть над Кордобой, содержа гарнизон из Сарацин. Он возвращал христианам небольшие земельные угодья, доходы с которых ранее были взяты общественной казной в качестве платы за мир. Он наказывал мавров, ранее прошедших по Испании, за сокрытие захваченных сокровищ. Он сажал их в мешки с пеплом, а также осыпал червями и вшами, заключал их в темницы, оковывал тяжелыми цепями, и бичевал их во время допросов, или наказывал за иные провинности.

82. В то время, в начале 758-й эры (720г. ) в сотом году по арабскому летосчислению в Испании наблюдалось солнечное затмение, продолжавшееся с седьмого по девятый час дня. Кое-кто из очевидцев даже видел звёзды. Многие утверждают, что затмение случилось при наследнике аль-Хурра ас-Саме.

83. Эра 757 (719 г.). Артемий, также известный как Феодосий, стал шестьдесят шестым римским императором и правил два года, 5920 лет прошло со времени сотворения мира 98.

84. Во времена Артемия, Умар, в качестве опекуна своего брата 99 Йазида, стал управлять царством в строгом соответствии с законом 100. Положив конец войнам, Умар был столь милостив и терпелив в своем правлении, что даже и поныне в его адрес раздаются славословия и похвалы, причем не только в среде его собственного народа, но и со стороны чужеземных правителей и владык, дающих оценку событиям прошлого. Его уважают за самое благочестивое управление арабским царством.

85. Когда его брат Умар умер, и Йазид наследовал всю полноту власти над царством сарацин 101, войско, защищавшее страну от персов, подняло мятеж и затеяло гражданскую войну. Йазид немедленно послал упомянутого ранее брата Масламу с огромной армией в долину Вавилона к реке Тигр. Как только началось сражение, порядки мятежников нарушились и они обратились в бегство. Йазид помиловал и сохранил жизнь схваченному вдохновителю злодеяний, коего тоже звали Йазид.

86. В западных областях арабы одержали много побед благодаря своему предводителю аль-Саму 102. Управляя Испанией чуть менее трех лет, он по собственной инициативе провел перепись населения дальней и центральной Иберии. Он собственноручно описал, что должно облагаться налогом. Добычу, оружие и всё награбленное, что осталось нераспределенным, он твердо удерживал у себя. В арабской Испании народ отдал в казну ту часть движимого и недвижимого имущества, которую полагалось разделить между союзниками. После этого он сделал Нарбоннскую Галлию своей и стал беспокоить народ франков частыми войнами. Он разместил свою резиденцию в вышеуказанной Нарбоннской крепости, чтобы усилить защиту города. Собрав силы, вышеуказанный вождь с боями подошел к Тулузе, окружил город войсками и пустил в дело осадные машины. Узнав о том, что происходит, франки собрались под командованием герцога Одона 103. И там, близ Тулузы, во время жестокого сражения между обеими армиями франки убили аль-Сама, предводителя сарацинских войск, вместе с частью его воинов, а прочих обратили в бегство. Абд ар-Рахман принял командование сарацинами на один месяц 104, пока не прибыл назначенный правителем наместник Анбаса 105.

87. В то время епископ Фредоарий из Гадикса, Урбан, пожилой регент кафедрального собора в Толедо, и архидиакон Эвантий, оттуда же, блистали своей ученостью, мудростью и святостью, укрепляя церковь Божью надеждой, верой и милосердием, согласно писанию 106.

88. В 758-ю эру (720 г.) Лев стал семьдесят седьмым римским императором 107. Он правил двадцать четыре года, 5944 лет прошло со времени сотворения мира. Лев великолепно владел военным искусством.

Сарацины ничего не захватили за время непродолжительного правления Умара, сузившего территорию царства, оставленного ему братом, однако они участвовали во многих битвах под властью Йазида. Позднее, когда они начали наступление на царственный город под предводительством своего царя Хишама 108, Лев принял скипетр империи и республики с одобрения сената, как мы сказали раньше.

89. Во времена Льва, в названную эру, Йазид, сарацинский царь, принял кормило власти над царством 109. У арабов принято, что все узнают имена наследников правителя от него самого, чтобы после его смерти наследник мог получить бразды правления без затруднений.

90. В то время, в 759-ю эру (721 г.), во второй год правления императора Льва и в сто третий год по арабскому летосчислению, уже прошло четыре с половиной года, как Анбаса успешно управлял Испанией. Он замышлял кампании против франков и претворял их в жизнь с помощью сатрапов, однако сражался без особого успеха. Тем не менее, действуя скрытно, он беспокоил своими отрядами немало городов и замков, ослабляя их. Он удвоил размер налогов, выплачиваемых христианами, и торжествовал , пользуясь почетом в Испании.

НАЧАЛО ВСТАВКИ

В то время евреи были искушены – так же как при Феодосии Младшем 110 – и совращены с пути одним евреем, по иронии судьбы носившим имя Серен, ввергшим их в ужасное заблуждение. Объявив себя Мессией, он заявил, что все должны поспешить в землю обетованную, и велел им избавиться от всякого имущества. Как только это было сделано, они остались с пустыми руками. Когда новость достигла Анбасы, он собрал в казну все, что те оставили, и позвал Серена к себе, чтобы сказать, мол, Мессия он или нет - неважно, но он поистине проделал работу Бога 111.

КОНЕЦ ВСТАВКИ

91. После этого Анбаса пожелал снарядить еще одну экспедицию против франков под своим командованием и таким образом немедленно напасть на них со всем войском. Но лишь он яростно и поспешно выступил, как умер естественной смертью. На смертном одре он назначил Удру консулом всех вверенных ему земель и главнокомандующим отступающей и почти развалившейся армии 112, и перешел в мир иной.

92. В 763-ю эру (725 г.), почти в шестой год правления императора Льва и сто седьмой год по арабскому летосчислению, по указу правителей ко власти в Испании пришел сарацин по имени Яхья. Он был грубым и ужасным деспотом и изливал свою ярость почти три года 113. Он возбудил большой переполох среди сарацин и мавров Испании, обманным образом конфисковав собственность, которую те держали как плату за мир, и вернул многое христианам.

93. Во времена Льва, Йазид покинул этот мир, когда подошел к концу четвертый год правления, оставив царство своему брату Хишаму и назначив Валида, своего сына, наследником дяди 114. В начале своего правления, в 761-ю эру (723 г.), почти в пятый год правления императора Льва и сто шестой год по арабскому летосчислению, Хишам продемонстрировал достаточную скромность и одержал несколько побед над Византией посредством своих полководцев, послав войска по морю и наземным путем.

94. В западных областях он не совершил ничего примечательного. Однако его охватила алчность, и он собрал силами своих военачальников как на востоке, так и на западе огромную сумму денег, какая не попадала в распоряжение ни одного царя до него. Когда многие осознали, что правителя охватила недостойная алчность, мнения разделились. Последовала гражданская война, длившая три и даже почти четыре года, в которой пало немало людей, после чего Хишам с трудом провел реформы в провинциях, которые стремились выйти из-под его власти.

95. Во времена Льва, в 766-ю эру (728 г.), в десятый год его правления, и сто одиннадцатый год по арабскому летосчислению, и шестой год правления Хишама, Худжафа, легкомысленный человек, принял власть от наместника Африки, чьей привилегией было жаловать власть над Испанией с позволения правителя – и правил шесть месяцев в свое удовольствие 115. Однако за столь короткий срок он не успел совершить ни чего-либо достойного, ни вредного.

96. В то время, в 767-ю эру (729 г.), в одиннадцатый год правления императора Льва, сто двенадцатый год по арабскому летосчислению и седьмой год правления Хишама, Уcман тайно прибыл из Африки, чтобы править Испанией 116. Он правил четыре месяца, с почетом отправив Худжафа в отставку. После этого прибыл Хайтам и открыто продемонстрировал знак государя и рескрипт, присланные из вышеназванной области, означающие, что он должен принять управление Испанией 117. После десятимесячного правления неспокойной страной Хайтам обнаружил (я не знаю, каким образом), что некоторые арабы хотят лишить его власти. Он схватил их и бичевал, чтобы допытаться сведений о разных поводах к восстанию. После пыток он отрубил им головы по секретному приказу своих заморских сторонников.

97. Среди обезглавленных был Саид, сарацин благородного происхождения из состоятельного рода, блиставший красноречием и в других областях и обладавший большим влиянием. Он подвергся пытке и даже бесчестью, когда его били кнутом, а затем розгами и мечом. Немного спустя, по призыву тех людей, чью кровь пролил Хайтам, из Ливии по указу правителя прибыл сарацин по имени Мухаммад с тайным приказом незамедлительно возвести Абд ар-Рахмана 118 на место Хайтама.

98. Однако, когда Мухаммад явился в Кордовский дворец, Абд ар-Рахмана найти не удалось, поэтому Мухаммад в замешательстве лично пленил Хайтама. Он не мог позволить Хайтаму оставаться в тюрьме безнаказанным и незамедлительно велел его жестоко выпороть и опозорить. Его провезли верхом на осле по улицам, сидящим задом наперед, с обритой головой и руками, скованными за спиной железными цепями.

99. Как говорят, несколько дней спустя наместник Африки отдал приказ, чтобы Хайтама тайком под конвоем послали к нему. Они ждали королевского распоряжения о том, что должно быть совершено с Хайтамом, однако из-за многочисленных задержек и недоразумений, насчет него долгое время ничего не было решено. Через месяц после того, как Хайтам прибыл в Африку, Мухаммад аль-Ашай занял его место 119.

100. В 769-ю эру (731 г.), в двенадцатый с половиной год правления императора Льва, сто тринадцатый год по арабскому летосчислению и девятый год правления Хишама, Абд-ар-Рахман, воинственный человек, пришел ко власти и возвысился над другими на три года 120. Хотя Абд-ар-Рахман был чрезмерно одарен смелостью и славой, один мавр по имени Муннуса 121, услышав, что его люди угнетены из-за беззастенчивости судей в Ливии, поспешил заключить мир с франками и поднял мятеж против сарацин в Испании. А поскольку Муннуса был хорошо подготовлен к сражениям, сие известие вызвало замешательство во дворце.

101. Несколько дней спустя вышеуказанный Абд-ар-Рахман снарядил военную экспедицию и начал безжалостно преследовать мятежника. Когда противника обнаружили в городе-крепости Сердания, тот был осажден. После недолгого пребывания за стенами, Муннуса внезапно обратился в бегство и по суду Господа был лишен власти. Он опьянел от крови христиан – невинной крови, что он пролил в том самом месте – и предал сожжению знаменитого епископа Анамбада 122 в самом цвете лет. Проклятый, он был истощен и утомлен жаждой, пока прятался за стенами города, где ранее вода была в изобилии, и не знал, куда бежать. Обреченному на смерть, преследуемому войском, идущим за ним по пятам разными путями, ему удавалось ускользать от преследования.

102. Однажды полководец франков по имени Одон ради скрепления союза против арабов пошел навстречу желанию Муннусы и выдал свою дочь за него замуж; однако Муннуса ничего не сделал, чтобы защитить её от отрядов преследователей. Так Муннуса обрек свою душу на гибель. Преследуемый правительственными войсками, чтобы не быть схваченным живым, он бросился, уже раненый, с высокого обрыва на острые скалы, и там душа покинула его тело. Преследователи его нашли и тут же отсекли голову, которую вместе с дочерью полководца Одона передали царю. Абд ар-Рахман принял её с почетом, решив отослать её за море к верховному правителю.

103. Затем Абд ар-Рахман, видя многочисленность своих войск, заполонивших всю землю, двинул их через горы басков по извилистым тропам, чтобы, перейдя равнины и орудуя мечом, вторгнуться в земли франков. Он прорвался далеко на территорию франков и, перейдя реку Гаронну или Дордону, вступил в битву с поджидавшим его там Одоном, и войско последнего было разбито. Только Богу известно, сколько народу погибло или спасалось бегством.

104. Преследуя спасавшегося бегством Одона, Абд ар-Рахман решил разорить Тур, разрушив его дворцы и спалив церкви. Здесь он столкнулся с консулом Австразии, внутренней Франции, Карлом 123, мужем, воинственно настроенным с юного возраста и искусным в военном деле, пришедшим по зову Одона. После того, как каждая из сторон в течение почти семи дней изнуряла противника cтычками, они наконец выстроили боевые порядки и завязалось жестокое сражение. Северяне встали недвижимой стеной, так что их плотные ряды, казалось, обледенели, и в мгновение ока они разметали арабов мечами 124.

105. Воины Австразии, многочисленные и облаченные в железо, найдя царя Абд ар-Рахмана, убили его ударом в грудь. Ночью они вложили мечи в ножны, отложив схватку на следующий день, а на заре увидели лагерь бесчисленной арабской армии и стали готовиться к битве. Вынув мечи из ножен, европейцы видели ровные ряды палаток и навесов арабов такими же, как днем ранее. Не ведая, что палатки пусты, и думая, что там находятся готовые к бою фаланги сарацин, они послали разведчиков и только тут обнаружили, что все отряды Исмаилитов ушли: они тесными рядами тихо бежали посреди ночи в свою страну.

106. Опасаясь, что сарацины могут попытаться устроить засаду, европейцы действовали медленно и тщательно обыскивали всё вокруг, но ничего не нашли. Решив не преследовать сарацин, они честно поделили трофеи между собой и, похоронив своих убитых, отправились на родину.

107. В 772-ю эру (734 г.), в четырнадцатый год правления императора Льва, сто шестнадцатый год по арабскому летосчислению и двенадцатый год правления Хишама, Абд аль-Малик, отпрыск благородного рода, по указу правителя был послан в Испанию 125. Он нашел её, несмотря на всё, что ей пришлось перенести, изобилующей всякими благами и даже цветущей после всех страданий, так что можно было сказать, что она была как гранат в августовскую пору. Однако он почти четыре года вел себя столь своевольно, что положение этой страны было подорвано мало-помалу. Его судьи, охваченные алчностью, так замарали Испанию ложью, что с тех пор она катилась к упадку и гибели, лишенная всего лучшего, потеряв всякую надежду на возрождение. Когда правитель сделал Абд аль-Малику выговор за отсутствие военных побед в землях франков, тот сразу покинул Кордову со всей армией и попытался обложить данью обитателей Пиренейских гор. Однако, проведя войска через узкие ущелья, он не одержал ни одной победы. После ряда набегов на удаленные места, потеряв множество воинов, он уступил силе Господа, к милости которого взывал маленький отряд христиан, державший вершины, отступил на равнины и возвратился домой по незнакомым путям.

109. Немного спустя, в 775-ю эру (737 г.), в семнадцатый год правления императора Льва, сто девятнадцатый год по арабскому летосчислению и пятнадцатый год правления Хишама, прибыл преемник Абд аль-Малика по имени Укба 126. После того как он взошел на вершину власти, вся Испания затрепетала по причине его родословной 127 и приверженности законам, ибо он заковал предшественника в цепи и строго наказал назначенных им судей. После проведения требуемых по закону церемоний, он приказал провести перепись населения и энергично взялся за взыскание податей. Он посадил развратителей Испании и тех, кто был замешан в греховных делах, на барки и отправил их за море. Разными способами он очень быстро наполнил казну, скромно живя на личные доходы. Он никого не осудил иначе, чем по закону. Кроме того, он с огромной армией выступил против франков.

110. Затем, получив подкрепление, он двинулся в направлении города Сарагосы вместе с бесчисленным войском. Однако из писем, присланных из Африки, он узнал о мятеже части мавров 128 и незамедлительно вернулся в Кордову и быстро, как только мог, переправился через Трансдуктинские горы. После того как Арабы брошенные на укрепления Мавров не достигли успеха, он пересек море лично, когда прибыли корабли, которых он ждал. Где бы он ни встречал врагов, предателей или злодеев, а также тех еретиков, которых он называл ”Арурами” 129, он перерезал им горло мечом. Так, уладив дела, лучшим образом как мог, и взявши под охрану Тринакрийский порт 130, он благополучно вернулся в место своего обитания. Спустя недолгое время, точнее сказать, через пять лет Укба заболел и возвратил бразды правления Абд аль-Малику. Вскоре слабость распространилась на жизненно важные органы, и Укба перешел в мир иной.

111. В то время ученые мужи Урбан и Эвантий, зело стремящиеся к святости, упокоились и с миром отошли в царство божье.

112. В 780-ю эру (742 г.), в двадцать второй год правления императора Льва, сто двадцать четвертый год по арабскому летосчислению и двадцатый год правления Хишама, Абд аль-Малик со всеобщего согласия был снова избран предводителем арабов 131. По этой причине Хишам, которого опередили, в дикой ярости спустил с узды своё безудержное корыстолюбие, и все народы, находившиеся под его властью, вступили в гражданскую войну. Вся безбрежная пустыня, из которой явились Арабы, наполнилась беспокойством и интригами, не в силах долее терпеть несправедливость судей. В западной области, которая тянется до самых южных стран и населена более маврами, чем другими народами, народ открыто и единодушно сбросило арабское ярмо 132.

113. Когда Хишам осознал масштабы восстания, он немедленно выслал собранное подкрепление из 100 000 воинов наместнику Африки. После того, как командование над армиями востока и запада было поручено Култуму 133, войска отправились в африканские земли, разделившись на отряды и фаланги. По собственному почину они отправились за море, дабы затем пересечь территорию мавров и с мечами напасть на Танжер.

114. Однако, узнав об этом, армия мавров, раздетая, защищенная лишь набедренными повязками на срамных местах, быстро спустилась с гор. Когда они сошлись в битве при реке Нава, египетские кони в ужасе обратились в бегство, как только появились омерзительного цвета мавританские всадники на великолепных конях и стали клацать своими белыми зубами. Арабская конница предприняла еще одну отчаянную атаку, но арабские кони, не привыкшие к цвету мавританской кожи, снова отступили и в испуге бежали прочь, что привело их вместе с наездниками к гибели. Отступая по окольным путям и изломанным маршрутам, не обновляя упряжи и не набираясь сил, многие погибли в безбрежной пустыне. Таким образом, все силы востока и запада были обращены в бегство и рассеяны. Их полководцу по имени Култум свои же истощенные союзники перерезали горло. Войско не без чужой помощи разделилось на три части: одна часть попала под удары мечей (или осталась в качестве пленников у отрядов победителей); другая обратилась в бегство и попыталась добраться до дома, как бродяги. Третья часть, не знаю, в силу какого сумасбродства, выбрала себе предводителем Балджа, мужа знатного происхождения и опытного военачальника, и отправилась – на беду! в Испанию 134.

116. В то время, как мы сказали ранее, в 780-ю эру (742 г.), в двадцать второй год правления императора Льва и двадцатый год правления Хишама, Испанией правил Абд-аль-Малик. Обнаружив, что треть войска под командой Балджа прибыла в порт 135, он воспрепятствовал переправе, удерживая корабли. Когда мавры Испании узнали об этом, они собрались на сражение, желая свергнуть Абд аль-Малика, переправились на кораблях через море и предложили его царство своим заморским союзникам.

117. Разделившись на три армии, мавры послали одну из них к Толедо на штурм городских стен; другой было поручено перерезать горло Абд аль-Малику в его резиденции в Кордове; третьей они велели прибыть в порт Сеуты, чтобы наблюдать за прибытием войска Балджа, бежавшего после битвы с маврами.

118. Абд аль-Малик послал воинские отряды против каждой из этих армий мавров. Первую он разгромил в двенадцати милях от города Толедо, бывшего в осаде двадцать семь дней, с помощью войск под командой своего сына Умайа. Вторую он одолел силами под командой Араба аль-Мусара, оттеснив врагов в другую область, хотя и потерял аль-Мусара и его войско. Третью армию, подошедшую к городу Альхесир, чтобы захватить тех, кто отвечал за морскую оборону, он разгромил с помощью кораблей под командой Балджа, которому ранее запретил переправу в Испанию.

119. Тут Абд аль-Малик в страхе перед остальными отправился домой и письмом указал Балджу, что тот должен возвращаться в родную землю. Однако возмущенный и вероломный Балдж помнил, какую великую несправедливость и голод он претерпел из-за Абд аль-Малика. Как только Абд ар-Рахман напал на него, Балдж проник в Кордову, долго оказывавшую сопротивление. Обнаружив Абд аль-Малика, покинутого как сыновьями, так и войском, Балдж долго пытал его палками, дубинами, следуя общему обычаю людей с грубым воспитанием, и затем зарубил мечом.

120. Столь велики были битвы между восточным войском под предводительством Балджа и западным войском под предводительством сына Абд аль-Малика Умайи 136 в уже названный год правления императора Льва и Хишама Амира Альмуминина, что человеческий язык едва ли может описать их 137. Поскольку оные события в Испании коснулись всех и каждого, сия хроника только подводит итог тем трагическим войнам. В отдельной работе, уже написанной нашим стилом, все события изложены открыто и достаточно подробно 138.

121. В то время, в 781-ю эру (743 г.), в двадцать третий год правления императора Льва и сто двадцать пятый год по арабскому летосчислению, Валид Красивый был единодушно возведен на престол как Амир Альмуминим 139. Он правил царством год и девять месяцев, пока его место без промедления не занял Йазид 140.

122. В 782-ю эру (744 г.), в двадцать четвертый год правления императора Льва, когда уже подошел к концу первый год правления Валида, присланный по указу правителя Абу аль-Хаттар устранил вышеуказанные беспорядки в Испании 141. Абу аль-Хаттар, называемый аль-Хусамом, принял на себя эту заботу и взялся за управление доверенной ему землей. Дабы подчинить себе гордых испанцев, он без задержки послал войско за море под предлогом войны.

123. Когда пришли вести с Востока, все услышали, что Валид убит в неслыханных сражениях и в 782-ю эру (744 г.), т.е. когда подошел к концу двадцать четвертый год правления императора Льва вместе со сто двадцать пятым годом по арабскому летосчислению и только начался сто двадцать шестой год, и Йазид Валид 142 находился у власти почти год, и начались беспорядки, и все стали размышлять над тем, что надо бы лишить Абу аль-Хаттара власти. Они вступили в сговор с Сумайлем 143, мужем облеченным властью над своими людьми, чтобы посредством мятежа удалить Абу аль-Хаттара из Кордовы, бывшей в то время правительственной резиденцией.

124. Договорившись обо всем, они окончательно решились действовать. В соответствии с планом, Сумайль притворно обратился в бегство. Абу аль-Хаттар с дворцовой стражей бросился в погоню. Некоторые из тех, кто преследовал мятежника, были в договоре с врагами и по коварному плану они поспешили вместе с королем. Когда противники скрестили свои мстительные мечи в сражении, эти люди не стали сражаться и силы Сумайля сразу одолели Абу аль-Хаттара, оставленного в одиночестве. После убийства людей Абу аль-Хаттара, войско Суимайля бросилось в погоню за беглецом, вместе с которым убежали трое близких ему людей.

НАЧАЛО ВСТАВКИ

В то время Киксила 144, святейший человек, который с самой колыбели служил Богу, занял кафедру в Толедо… 145 и с вторжения арабов в названную церковь… он был посвящен в сан главы церкви. Эрудированный в религиозных вопросах, он восстанавливал церкви и, согласно писаниям, проявлял твердость в надежде, вере и милосердии… он всем был известен благодаря множеству достоинств. Однажды человек, совращенный Сабелианской ересью, … хотел приблизиться, то Киксила его спросил: если он признал таковой грех и он отвергает этот грех… Сразу же им овладел демон, так что все собравшиеся в церкви замерли в оцепенении. Но святой муж стал молиться и вернул святой церкви здоровый дух и невредимость. После исполнения апостольских обязанностей в течение девяти лет в том же милосердном духе как и в начале, его жизнь подошла к концу 146.

КОНЕЦ ВСТАВКИ

Затем они возвели на трон Талаба, оказавшего существенную поддержку Сумайлю 147.

125. Абу аль-Хаттар оставался на свободе, укрываемый своими людьми в надежде возобновить борьбу. Потратив некоторое время на стычки ради своего достояния и достояния своих людей, впоследствии он безуспешно участвовал в различных сражениях и принял ужасную смерть, а его люди были истреблены, т.е. он уничтожил себя и множество своих сторонников. Кто пожелает изучить эти события, найдет их изложенными в хронологическом порядке в работе, написанной нами ранее. Он также найдет там описания всех битв, в которых мавры сражались против Култума, и сможет прочесть о войнах и угрозах, нависавших над Испанией в ту пору.

126. Когда закончилась 782-я эра (744 г.) и началась 783-я (745 г.), Константин, сын Льва, стал шестьдесят восьмым римским императором после своего отца и правил так много лет, что 5954 года прошло со времени сотворения мира до того, как пошел десятый год правления Константин 148. Константин был провозглашен императором вскоре после того, как подошел к концу последний день жизни его отца, и он обнаружил, что Ардабаст, который до этого вошел в семью Константина, желает захватить власть 149. Ардабаст, будучи одним из военачальников Константина, тайно мало-помалу собирал воинов во дворце под предлогом использования их против других людей. Затем он позаботился о том, чтобы Константин остался в одиночестве и был покинут сенатом, и со своими сообщниками, находившимися при нем, через все двери поспешил во дворец и напугал Константина, думающего, что ему собираются перерезать горло.

127. Когда Константин обнаружил, что Ардабаст приближается с разгоряченным отрядом воинов, построенных клином, он покинул резиденцию со своими людьми, чтобы искать помощи у соседей. Далее он позаботился о том, чтобы скопилось множество людей, желая вернуться обратно в свою резиденцию и велел Ардабасту покинуть дворец. Однако вскоре Ардабаст велел своим людям не открывать ворот города перед приближающейся толпой.

128. Обнаружив город укрепленным против него, Константин окружил его своими самыми надежными людьми и осадил, готовясь к жестокой войне. После почти трех лет осады, горожане устали от голода. Константин через посредников заключил с ними мир и Ардабаст был выдан в оковах, на цепи и пригнутым под тяжестью навешенного железа. Он был отправлен в ссылку после долгих пыток и выкалывания глаз, но его ни разу не спросили, что толкнуло его на подобное бесчинство.

129. В то время, в начале 783-ей эры (745 г.), в первый год правления Константина, в конце сто двадцать седьмого года по арабскому летосчислению, все быстро узнали, что Йазид Валид умер своей смертью, а его брат Ибрахим остался заместителем вместо него 150. Арабы, пока Ибрахим был занят делами в провинции, обступив дворец, выкрикнули имя Марвана 151, мятежным образом разжигая жестокую войну. В 784-ю эру (746 г.), т.е. второй год правления императора Константина и сто двадцать восьмой год по арабскому летосчислению, вышеупомянутый Марван вместе со своими сторонниками застал Ибрагима с немногими людьми и, желая овладеть дворцом, немедленно поразил Ибрагима мечом 152. Вызванное этим поступком негодование повлекло за собой пятилетние мятежи и беспорядки в стране, так что Марвану пришлось сражаться во многих битвах. В конце концов, он был изгнан из Дамаска на Вавилонские равнины Зали, дядей Абд Аллы по отцовской линии, коего значительное число исмаилитов избрало себе правителем. После перехода через Нил, Марван был обезглавлен.

131. В то время, в названную 784-ю эру (746 г.), во второй год правления императора Константина, сто двадцать восьмой год по арабскому летосчислению, и второй год правления Марвана, Талаба, воинственный человек знатного происхождения, встал во главе управления Испанией ко всеобщему одобрению. Царством, отнятым у Абу аль-Хаттара с помощью Сумайля, он правил один год. Затем Талаба умер своей смертью в 785-ю эру (747 г.) – третий год правления императора Константина, конец сто двадцать девятого и начало сто тридцатого года по арабскому летосчислению и третий год правления Марвана – и Юсуф, знатный и умудренный жизнью, был чудесным образом провозглашен сенатом государем этой земли 153. Через несколько дней, арабы подняли восстание против него по всей Испании, однако не достигли успеха и их души отправились в ад. Юсуф приказал провести перепись оставшегося населения, и заботливо приказал вычеркнуть из книг имена тех христианских налогоплательщиков, кому во время бойни мечом перерезали горло, хотя это и привело в снижению поступлений в казну 154.

132. В шестой год правления Константина, в 788-ю эру (750 г.), в воскресенье, в апрельские ноны, во время первого, второго и частично третьего часов, на глазах у всех жителей Кордовы были видны три солнца, сверкавшие чудесным образом и поблекнувшие в полумесяце изумрудного огня. После их появления ангелы по приказу Господа поразили нестерпимым голодом обитателей, и все края Испании были опустошены.

133. В то же время диакон Петр с кафедры Толедо был известен повсюду в Испании, как великолепный певчий и начитанный в писаниях человек. Он написал прекрасную маленькую книжицу, состоявшую из работ отцов церкви, предназначив её для жителей Гиспалиса, по причине их заблуждений в праздновании Пасхи 155.

134. Во времена Константина, в 788-ю эру (750 г.), в шестой год его правления, сто тридцать третий год по арабскому летосчислению и первый год Абд Аллы Алесеми, как мы уже говорили, Марван был преследуем войском и устрашен восстанием своего народа 156. Он бежал из дворца со всеми общественными сокровищами, собираясь добраться до Ливии и приготовиться к новой схватке. Абд Алла, теперь ничего не страшась, по наущению самых влиятельных особ пожелал захватить царский дворец. Он послал Зали, своего дядю по отцовской линии, вслед за Марваном с огромной армией воинов или персов, всё еще поклонявшихся солнцу и темным демонам 157. Они настойчиво преследовали Марвана, который бежал из города в город, но не мог найти убежища по причине того зла, что сотворил, и разных смертей, которыми поразил сарацинское общество. Он подошел к реке Нилу в Египте, чтобы пересечь её.

135. Но там, в месте, называемом на местном наречии «Асуниммин», оба войска напали друг на друга столь яростно, что в течение двух дней продолжали беспощадно истреблять друг друга, неся огромные потери. В начале третьего дня Марван был побежден и убит, а войска вложили мечи в ножны и ушли на свои стоянки.

136. Затем воины доставили Абд Алле головы предводителей, Зали наградил воинов захваченной добычей и надежно замирил страну в прежних границах. Однако разве на самом деле остальные деяния (как обе стороны сошлись в битве и как шли войны в Испании при правителях Балдже, Таламе и Умайе и были завершены при Абу аль-Хаттаре, и в каком порядке при правителе Юсуфе были убиты их соперники) не записаны в «книге века словами дней” 158?

137. 5954 года прошло со времени сотворения мира до начавшейся ныне 792-й эры (754 г.), десятого года правления императора Константина, четвертого года правления Абд Аллы Амира Альмуминима, седьмого года наместничества Юсуфа в Испанской земле и сто тридцать шестого года по арабскому летосчислению. Если желаете, то можете вычесть четыре года из этой даты, следуя за известными историками, кои усердно утверждают, что это следует сделать, считая пятьдесят шестой год правления Октавиана законченным в 5210-м году от сотворения мира и заявляя, что Христос родился в сорок второй год правления вышеупомянутого Октавиана. Так написано в шестой главе первой книги Церковной истории епископа Евсевия Кессарийского, так же как в Хронике господина Исидора и во всех писаниях, которые указывают на тот же год: вычитая четырнадцать лет из Октавиановых пятидесяти шести, получаем сорок два года ко времени рождения Христа. Когда закончился пятый год правления Юлия Цезаря, прошло 5154 лет от сотворения мира. Добавляя сорок два года правления Октавиана, получим 5196 лет от Адама до рождества Христова, что, как мы уже говорили, на четыре года меньше чем 5200. Если 754 года с воплощения Господа – что считается как 792-я эра – добавить к названным 5196-и годам, вы получите 5950 лет от сотворения мира, с четырьмя вычтенными годами. Однако, поскольку годы от сотворения мира не были тщательно сосчитаны нашими предшественниками, стараясь соблюдать ту же систему нумерации, которой придерживались другие историки – хотя и существует такое расхождение в датировках, мнения не значительно отличаются одно от другого – мы добавили эти четыре года, чтобы соответствовать тем, кто считает, что Христос родился в 5200 году, и не оказаться вне пути, которым следовало множество выдающихся людей. Через столь значительный промежуток времени добавка или вычитание четырех лет несущественны, особенно учитывая то, что в других книгах и хрониках даже больше лет добавлено или вычтено из приведенного нами значения. Поскольку часть года часто считается как целый год или целый год как часть, или начало или конец года правления какого-либо императора считаются одним полным годом, вы не можете легко сделать выбор, как мы сказали, между теми, кто убежден, что рождение Христа произошло в сорок второй год правления Октавиана и теми, кто показывает, что он был рожден в сорок первом году правления Октавиана. Святейший Юлиан, епископ Толедо, в книге о шести эпохах мира, направленной против евреев, говорит: ”Октавиан Цезарь правил пятьдесят шесть лет. В сорок первый год его правления, как свидетельствуют Тертуллиан и Иероним, Христос, сын божий, был рожден от непорочной девы Марии.” В любом случае, разве что-то меняется от того, что некоторые считают это событие произошедшим в сорок первый или сорок второй год правления? Разумеется, нет. Однако годом рождения нашего Спасителя наши предки в каждом из двух изданий, слишком длинных, чтобы их описывать, посчитали 5200 год, чтобы было ясно продемонстрировано, что при вычитании толща веков яснее распределяется по поколениям и временам царствования 159, и из-за совершенной красоты полного числа, приходящегося на день, который всем нужно запомнить одновременно с открывшейся серией лет 5200, этим проникаются даже те, кто придает этому мало значения. Таким образом, правильно делается, что рождество господне провозглашается общеизвестным, и его дата не разбрасывается по интервалу вокруг какой-то даты плюс минус несколько лет. Юлиан, святейший и ученейший в этом вопросе, говорил в книге, упомянутой нами выше: ”Если мы хотим определить число лет от сотворения мира до рождества Христова, то по книгам семидесяти переводчиков 160 и по известным историям наций, мы обнаружим, что от Адама до Христа прошло 5200 лет; согласно мнению историков, писавших о хронологии мира, какое-либо другое доказательство излишне”.

Текст переведен по изданию: "Conquerors and Chroniclers of Early Medieval Spain" Liverpool Univ. Press, 1999, стр. 110-160.

© сетевая версия - Тhietmar. 2003-2009
© перевод -Железнов С. 2003-2009
© редакция -Железнов С. 2003-2009
© дизайн - Войтехович А. 2001