Комментарии

1. В научной литературе высказаны различные соображения об упомянутом в сообщении царе Георгии. Идентификацию указанного царя с Георгием Блистательным в первом издании хроники М. Броссе отверг позднее и высказал предположение о том, что — «В этот период в Грузии не видно никакого царя Георгия. Но сообщение по содержанию приближается к повествованию 1407 года в корониконах Вахушти Багратиони Надо полагать, что дело касается одного и того же события и здесь помещается по ошибке». У Вахушти читаем: «1407 — было большое сражение. Царя Георгия убили турки, полностью перебили войска, и брат его Константин сел царем».

Но мнению С. С. Какабадзе, представленном в исследовании русского перевода «Памятника эриставов», убитый в 137,3 году царь Георгий является вассальным царем Внутренней Картли. Из «Памятника эриставов» попало, видимо, сообщение в переделанное продолжение КЦ-«После этого прошло несколько лет..., выступили турки против христиан, собралось много народу и прибыли в Картли предводительствуемые Хосией, сыном Баэдара: сразились грузины и турки, убили царя Георгия, а с ним Иоанна Квенипневели, всех мтаваров и дидебулов Картли, войско перебили полностью, в месяце августе 8, в короникон 61».

Сообщение нашего памятника в точности повторяется еще в одной хронике. Ф. Д. Жорданиа замечает, что «это сообщение слишком редкое».

Специально исследуя «Памятник эриставов», Г. М. Арахамиа убедительно, с привлечением различных источников, разделил высказанное ранее мнение С. С. Какабадзе о том, что упомянутый в сообщении 1373 года Георгий провинциальный царь аластанский, сын Андроника, подтвердив точность даты (Chronique georgienne, traduite par M. Brosset, Paris, 1831, c.2. Materiaux pour servir a l`histoire de la Georgie depuis l`an 1201 jusqu`en 1755 par M. Brosset Chronique georgienne, Extrait des mem de l`AcadImp. des sc, VI ser sc, pol etc. T: V., St.-Petersbourg, 1841, 56: Вахушти Багратиони. Описание Царства Грузинского. — КЦ IV. публ. С. Г. Каухчишвили, Тбилиси, 1973, с. 276, 896 (на груз, яз), Какабадзе С. С. Хроники ксанских эриставов начала XV в. — «Письменные памятники Востока». 1968, с. 108, Памятник эриставов. Перевод, исследование и примечания С. С. Какабадзе. Тбилиси, 1979, с. 16, КЦ. Вариант царицы Мариам. Изд. под ред. Е. С. Такайшвили, 1906, с 854—855 (на груз, яз.); Жорданиа Ф. Д. Хроники и другие материалы истории и письменности Грузии, II. Тбилиси, 1897, с. 189 (на груз, яз); Арахамиа Т. М. Древнегрузинские родовые летописи. Тбилиси, 1988, с. 87—91 (на груз. яз.).

2. Тимур взял Тбилиси в 1386 году, что отмечает и Мари Броссе (подробно см. Кабатадзе К. Г. Борьба грузинского народа против иноземных поработителей на рубеже XIV—XV веков Тбилиси, 1974, с. 617 (на груз. яз ).

3. Царь Имерети Георгий I (1389—1392). Сообщение подтверждается другими хрониками (Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, с. 192; Вахушти, с. 895).

4. Имеются и другие показания. В грузинской историография принят 1393 год (Джавахишвили И. А. История грузинского народа. III Тбилиси, 1966, с. 411 (на груз, яз.); Табатадзе К. Г. Борьба грузинского народа..., с. 97, 98).

5. Хроника датирует этот факт ошибочно. Грешат также и некоторые другие хроники (Жорданиа Ф. Д., Хроники, II, с. 206). Как установлено, смерть Константина относится к концу 1412 года (Какабадзе С. Н. Дата воцарения Александра Великого. Тбилиси, 1913 (на груз, яз.); Кикнадзе Р. К. Из боевого содружества грузинского и азербайджанского народов. — Труды ТГУ, т. 108, 1964, с. 382 (на груз, яз.); Абдаладзг Л. П. Сведения о Грузии армянских памятных записей (XIV—XV вв.). Тбилиси, 1978, с. 136 (на груз. яз.).

Здесь же следует отметить неточность, допущенную Вахушти Багратиона в связи со смертью Константина. Автор дважды упоминает этот факт — в 1401 и 1414 годах и упомянутого в сообщении Константина принимает за разных царей: «1396 — сразились Тимур и царь Георгий. Победил Тимур, и умер Дадиани Вамек, сел сын его Мамиа 24. Брат царя Георгия Константин воцарился в Имерети. В 1401—царя Константина убили в Чалагане или в Чалиане. 1407 — 95 — было большое сражение, турки убили царя Георгия, полностью перебили войско, и брат его Константин стал царем. 1414 — турки убили царя Константина, и сел царем Александр, сын царя Георгия» (Вахушти, с. 896).

6. С этого года в хронике начинаются сведения переделанного продолжения КЦ. Согласно данным других источников, эти два сведения НЕ должны быть объединены под одной датой. И. А. Джавахишвили не принимает дату Вахушти Багратиони пленения Иванэ атабега Александром I — 1415 год, считая более приемлемым 1414 год хроники. X. Г. Шарашидзе оставляет 1415 год. Но нападение Кара Юсуфа Товма Мецопеци и записи армянских рукописей датируют 1416 годом, что вполне разделяется в грузинской историографии (Материалы по истории Южной Грузии (XV—XVI вв.). Публикация текстов, исследование и указатели X. Г. Шарашидзе. Тбилиси, 1951, с. 147 (на груз, яз.); Джавахишвили И. А. История грузинского народа, V, с. 28, 29; Товма Мецопеци. История Тимур-Лакга и его преемников.-Перевод с древнеармянского, предисловие и комментарии К. К. Куциа. Тбилиси, 1987, с. 15, .53, 54 (на груз, яз.); Абдаладзе А. П. Сведения о Грузии памятных записей армянских рукописей (XIV—XV вв.), с. 34, 138—139).

Атабег (турец. ata — отец, beg — господин). В Сельджукском государстве — первоначально воспитатель наследника престола. В Грузии — один из везиров. Со временем превратился в титул князей Самцхе.

7. В основе сообщения лежит грамота царя Александра I (1412—1442) 1440 года.

8. По сравнению с 1432 годом Вахушти Багратиони исследователи отдают предпочтение 1431 году (Джавахишвили И. А. История грузинского народа, IV, с. 497; Абдаладзе А. П. Сведения... о Грузии..., с. 145. 147; Вахушти, с. 836, Ломинадзе Б Р. Грузия во второй половине XV века. — ОИГ, III, Тбилиси, 1979, с. 724 (на груз. яз.).

9. Считая одним из недостатков хроники хронологические .неточности, Мари Броссе в первом издании приводил единственный пример — дату завоевания Константинополя—1444 г., вместо 1453 года. По мнению Ж. Сен-Мартена, в указанном сообщении ошибка, видимо, допущена при переводе даты, т к. эта дата обычно указывалась от сотворения мира (J. Saint-Martin ***  Tskhovreba Sakartveloisa. — Journal des Savants, Paris, 1831, с. 91, 92). Наша хроника и переделанное продолжение КЦ повторяют 9-летнюю ошибку грузинских хроник (см. Одишели Д. Э. Малые хроники Тбилиси, 1968, с. 98 (на груз, яз.): (Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, с. 255). Так же это и в «Хронике эриставского акафиста» (Такайшвили Е. С. Хроника эриставского акафиста. — СМОМПК XXIX, 1901, с. § 13, 14)

10. Тот же Джахап-шах. В источниках указываются две даты вторжения в Грузию чернобаранного туркменского правителя Джахан-шаха — 1440 г. и 1444 г. 1440 год указывают Хасан Румлу, Товма Мецопеци. В сообщении Хасана Румлу назван только Тбилиси, а согласно сочинению Товма Мецопеци, Джахан-шах взял и Самшвилде, наложив на население харадж (***) Т. Мецопский. История Тимур-с. 242 *** Ланка. Баку, 1957, с. 83; Габашвили В. Н. Туркмены — Очерки истории Ближнего Востока. Тбилиси, 1957, с. 227 (на груз, яз.); Товма Мецопеци. История Тимур-Ланга и его преемников, с. 76—77. Грузинские V некоторые армянские хроники упоминают нападение на Самцхе в 1444 году. Высказано мнение, что в 1440 и 4444 годах чернобаранные туркмены напали на Грузию дважды (Аодаладзе А. П. Сведения о Грузии..., с. 70. 165).

11. Сообщение касается царя Грузии Вахтанга IV .(1443—1446). При первой публикации Мари Броссе принял его за царя Имерети Вахтанга I. А по примечанию ко второму переводу, он является царем Картли. Вахушти датирует смерть Вахтанга 1445 годом (Вахушти, с. 896). В источниках с одинаковой частотой встречаются 1446 г. н 1447 г. По мнению Ф. Д. Жорданиа, Вахтанг должен был умереть или в конце 1446 или в начале 1447 года (Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, с. 258). С. Н. Какабадзе считает, что Георгий VIII должен был воцариться между 31 января и 11 июня 1447 года (Какабадзе С. Н. Вахтанг — неизвестный царь Абхазии и Имерети XV века и его наследник царь Георгий. Тбилиси, 1912, с. 15 (на груз. яз.). Согласно выводу И. А. Джавахишвили, оба факта должны быть датированы 1446 годом (Джавахишвили И. А. История грузинского народа, IV, с. 43—44).

12. Основоположник государства белобаранных туркмен (1453—1478). То же сообщение, кроме переделанного продолжения КД, имеется и в «Хронике эриставского акафиста» (с. 12, § 13; см. также Жорданиа Ф. Д. Хроники, Н, с. 2711). Как видно, походы Узун-Хасана на Грузию начинаются с первых же лет его правления, хотя такая ранняя дата в иноязычных источниках не встречается. В то же время, как отмечено в научной литературе, в переделанном продолжении КЦ, изложение похода 1456 года совпадает с описанием его последнего нашествия у Вахушти Багратиони и у «ученых мужей» (см. Кикнадзе Р. К. Из истории взаимоотношений Грузии и Ирана во II половине XV века. — Труды Института истории, VII. Тбилиси,-1964, с. 117, 118 (на груз, яз.); КЦ, II, изд. С. Г. Каухчишвили, Тбилиси, 1959, с. 3142, 478 (на груз яз.).

13. Часть хроник указывает 1461 год, другие,— 1463 год. Рассматриваемый источник больше приближается к хроникам, чем к переделанному продолжению КЦ, согласно которому, «Сразился царь Баграт в Имерети и одержал победу атабег Кваркваре».

Источники не согласны друг с другом в изложении этого события. По сообщению Вахушти, «сразились в Чихори царь Георгий и Баграт. Баграт одержал победу и атабег отстранился». Видимо, борьба между Георгием VIII и царем Имерети Багратом и отстранение Кваркваре II и вторжение Узун-Хасана для оказания ему помощи два самостоятельных факта По мнению И. А. Джавахишвили, «так как по свидетельству всех источников, сражение произошло в Чихори, поэтому, надо полагать, в Чихори, расположенном в Имерети. Следовательно, и само сражение должно было произойти между царем Георгием и Багратом» (Джавахишвили И. А. История грузинского народа, IV, с. 83, Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, с. 281; Абдаладзе А. П. Сведения о Грузии, с. 168—170; Одишели Дж. Э. Малые хроники, с. 27, 37, 98; Вахушти, с. 8917).

14. В тексте Гилакма. При первом переводе М. Броссе принят «Гилакма» за незнакомый глагол и не смог его перевести, а впоследствии под влиянием Вахушти перевел сообщение следующим образом: «Гилак из Тавриза и Тимур (напали) на царя Картли и разрушили — (Gilak de Tauris et Tremour (attaquent) le roi de Kartli et ravagent…)/ (Второй перевод, с. 58). В примечании указано: ..Фраза не завершена". Вахушти понял «Тавриж», «Гилак» и «Тимур» как имена главнокомандующих: «Тавриж, Гиляк и Тимур разорили Картли и царские сокровища» (Вахушти, с. 286; см/ также Вахушти Багратиони. История Царства Грузинского. Перевел, снабдит предисловием, словарем « указателями Н. Т. Накашидзе. Тбилиси, 1976. с. 229, 295).

Сообщение вашей хроники можно понять двояко: во время какого-то нашествия Тимур напал на Тавриз, Гилян и Грузию, или, наоборот, грузинский царь разорил Гилян и Тавриз. В истории взаимоотношений Грузии с Тимуром и тимуридами несколько раз создавалась ситуация, допускающая вероятность и того и другого (Табатадзе К. Г. Борьба грузинского народа против иноземных поработителей, с. 61, 83, 94, 98, 101, 102; Кикнадзе Р. К. Из истории боевого содружества грузинского и азербайджанского народов, с. 373; Ибрагимов Д. М. Феодальные государства на территории Азербайджана XV века. Баку, 1962, с. 24). Как было замечено в научной литературе, подобный поход Георгия VIII в 1463 году в условиях тяжелого внутреннего положения сомнителен (Одишели Д. Е. Малые хроники, 99, 100). Возможно, ключ к этому «труднообъяснимому анахронизму» грузинских источников в записи кастилийского посла Рюи Гонзалеса Клавихо. По сообщению автора, которое относится к периоду с февраля до 2 августа 1405 года, царь Грузии «вступил на землю Карса и Эрзерума, которые находятся в Великой Армении, дошел до Гавриза, разорил и сжег много городов и деревень, чем вызвал большой страх. Анализируя внутреннее положение в Грузни, в этот период и ситуацию, создавшуюся после смерти Тимура, Э. М. Мамиствалишвили считает вполне допустимым этот поход грузинского царя, который, по его мнению, должен был начаться против отступившегося атабега Иванэ (Мамиствалишвили Э. М. Сведения Рюй Гонзалеса Клавихо о Грузии.—Мнагоби, 1971, № 8, с. 122, 123 (на груз. яз.). В некоторой степени сообщение Клавихо поддерживается сведениями иранского автора Мирхонда (Табатадзе К. Г. Борьба грузинского народа против иноземных поработителей, с. 216—217).

15. Имеется в виду пленение царя Грузии Георгия VIII (царь Картли в 1446—1466, Кахети—в 1466—1476) атабагом Кваркваре II (1451-1498). Перевод Мари Броссе — «царь захватил Кваркваре» — был неточным. Во втором переводе ученый исправил эту неточность. В переделанном продолжении КЦ по ошибке упоминается «царь Имерети Баграт» (см. Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, 234; Джавахишвили И. А. История грузинского народа, IV, с. 87; Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Южной Грузии, с 156; Одишели Дж. Э. Малые хроники, с. 100).

16. По примечанию М. Броссе ко второму переводу, эта Гулхан не упоминается ни в одной хронике, а по его же предположению, высказанному в другом труде, эта царица — жена Дмитрия, младшего сына Александра, Гуланшар (Второй перевод, с. 58; Он же. Historie de la Georgie, I, Spb 1849, с. 684, зам. 5; КЦ II, с. 476, Жорданиа Ф. Д. Хроники II. с 282, 290; Одишели Дж. Э. Малые хроники, с. 37, 100).

17. Как установлено, третий сын Кваркваре II Баадур родился в 1453 году, умер 10 октября 1474 (Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Южной Грузии, с 134, 136; Она же Материалы по истории Грузии (XV—XVIII вв.). —МИГК, ч. 30, 1954, с. 200). Ф. Д. Жорданиа в данном случае, видимо, пользуется публикацией 3. И. Чичинадзе, где по ошибке указан 1478 год, хотя он и ссылается на французское издание М Броссе, и отмечает: «В верхних хрониках смерть Баадура отмечается в 1475 г., и какой год более достоверный — это еще нужно исследовать» (Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, с. 297—208 В переделанном продолжении КЦ шесть тысяч девятьсот восемьдесят два (1474), а короникон неверный *** (163) —1475. Переписчик парижской рукописи хроники одинаково пишет: *** (190) и *** (180), поэтому различить их обычно можно лишь путем сличения с основным источником. В списке Института рукописей АН Грузии А—1179 указывается также 6992. В публикациях М. Броссе и 3. И. Чичинадзе 6992 год, что, как выясняется, неточно.

18. Константин II, сын Дмитрия (1478—1505), сына Александра. Хотя имеются и другие даты—1461 г. и 1469 г., преимущество отдается 1478 году (Джавахишвили И. А. История грузинского народа, IV, с. 124—71).

19 Точно совпадает с сообщением «Хроники эриставского акафиста» (с. 13, § 15). Арадетское сражение специально изучил С. И. Хоситашвили. Из политической истории Самцхе-Саатабаго (XV—XVI вв.). — Вопросы истории Грузии периода феодализма. Тбилиси, 1972, с. 163—171. Сведения об арадетском сражении см. Жор да ни а Ф. Д. Хроники, II, с. 302; Джавахишвили И. А. История грузинского народа, IV, с. 136—140; Одишели Дж Э. Малые хроники, с. 37, 101.

20. Это и последующее сообщение 1486 года касается одного и того же похода. В источниках указываются различные даты первого нашествия на Самцхе правителя белобаранных — Якуб-Хана, брата Узун-Хасана. Наш памятник в данном случае опирается на хроники. В переделанном продолжении КЦ сообщение детализировано и датировано 1485, 1486 годами Вахушти Багратиони повествует о нашествии 1486 года. И. А. Джавахншвилн оставляет эту дату. По мнению Р. К. Кикнадзе, больше основания имеют более ранние даты иранских авторов — 888 (1483) год Хасана Румлу и особенно 887 (1482 г. октябрь-ноябрь) Ахмеда б. Мохаммеда ал-Кафари ал-Казвини, что поддерживается недатированным сообщением Ибн Рузбихана (Вахушти, с. 898; Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, с. 304; Одишели Дж Э. Малые хроники, с. 27, 33, 37, 45, 47, 102; Джавахишвили И. А. История грузинского народа, IV, с. 142—144; Сведения Хасана Румлу о Грузии. Персидский текст с грузинским переводом и вступлением издал В. С. Мутуридзе, примечаниями снабдил Р. К. Кикнадзе. Тбилиси, 1966, с. 50 (на груз, яз.); Кикнадзе Р. К. Из истории грузино-иранских взаимоотношений II половины XV века, с. 126—127).

21. Сообщение с определенными расхождениями имеется у Вахушти Багратиони, в переделанном продолжении КЦ и хрониках (КЦ II, с. 486; Вахушти, 1488 —с. 387; Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, с. 307). Сведения о нашествиях туркмен в этот период дает Хасан Румлу (Сведения Хасана Румлу, с. 18). Подробно сообщение анализирует И. А. Джавамшвили (История грузинского народа, IV, с. 140—142).

22. Указанный в переделанном продолжении КЦ сентябрь, видимо, ошибка. По всем другим источникам Дедисимеди умерла в декабре. Наша хроника указывает неверный год и число: вместо *** (15) должно быть *** (18). По хронике самцхийских атабегов, первая жена Кваркваре II умерла 18 декабря 1489 года, в пятницу (Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Грузии (XV—XVIII вв.), с. 200). 18 декабря 148,9 года на самом деле приходилось на пятницу. Некоторые хроники указывают 1490 год (Одишели Дж. Э. Малые хроники, с. 85, 102).

23. Царь Имерети Баграт 111 — 1510—1565 (ТСЭ, II, Тбилиси, 1977, с. 136). В издании 3. И. Чичнадзе дата дается по ошибке, что вызвало замечание Ф. Д. Жорданиа: «Это сообщение ошибается на 10 лет. Должно быть в короникон ***-183 (Жорданиа Ф. Д., Хроники II, с. 324—325).

24. Подобно переделанному продолжению КЦ в хронике также должно было быть *** (188), а не *** (185) — 1500. Такую же неверную дату указывает Вахушти (с. 898). В 1500 году. 1 июня — понедельник. В хрониках имеются 1498 г. и 1496 г. (Одишели Дж. Э Малые хроники, с. 28, 33, 37, 39, 55, 102). Согласно исследованию X. Г. Шарашидзе, Кваркваре II умер в 1498 году, 1 июля, в воскресенье (Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Грузии, с 200). Эта дата соответствует действительности, т. к. в 1498 году 1 июля было воскресенье.

25. Точная дата смерти атабега 1500 год, 6 мая, среда (Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Грузии, с. 200; Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, с. 318). У Вахушти 1502 год (Вахушти, с. 898; см. также Одишели Дж. Э. Малые хроники, где встречаются 1499, 1500, 1502 годы— с. 39, 47, 55, 102, 103). В связи с этим сообщением интересно примечание Ф. Д. Жорданиа: «Ясно, что эта последняя хроника (подразумевается наш памятник. — Г. А.) ввела в заблуждение и Вахтанга-Вахушти». Следовательно, по мнению исследователя, хроника опережает труд Вахтанга, т. е. «ученых мужей» и сочинение Вахушти и является одним из их источников.

26. Так же датирует смерть царя Картли Константина II переделанное продолжение КЦ (КЦ II, с. 486) и «Хроника эриставского акафиста» (с. 13, § 16). Встречаются 1504 и 1505 год. В грузинской историографии преимущество отдается дате Вахушти—1505 году (Джавахишвили И. А. История грузинского народа, IV, с. 205; Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, с. 320, Одишели Дж. Э. Малые хроники, с. 37, 103; Гучуа В. Г. Политическое положение в Грузии на рубеже XV—XVI вв. — ОИГ IV, Тбилиси. 1973, с 98).

27. Сообщение встречается в переделанном продолжении КЦ (КЦ II, с. 487). Если бы здесь источником послужила гелатская хроника, то сообщение следовало ожидать и в сочинении Вахушти Багратиони, где оно отсутствует.

28. Взятие Гори царем Имерети Александром II (1484—1510) и вторжение турок отражено и в других источниках, но датировано иначе. На основании грузинского и турецкого материалов М. X. Сванидзе отдает преимущество 1510 году (Сванидзе М. X. Из истории грузино-турецких отношений в XVI—XVII вв. Тбилиси, 1971, с. 44 (на груз, яз.); Джавахишвили И. А. История грузинского народа, IV, с. 209; Жорданиа Ф. Д. Хроники II, с. 326—327; Одишели Дж. Э. Малые хроники, с. 37, 44, 56, 68, 74, 103).

29. Дата хроники неточная. Должно быть *** (198) вместо *** (195), что отмечает и М. Броссе (Второй перевод, с. 59, прим. 4).

30. Имеется в виду царь Имерети Александр. В это время цари Западной Грузии называли себя также царями царей (Джавахишвили И. А История грузинского народа, IV, с. 208).

31. Баграт III (1510—1565) — см. прим. 23.

32. Мзечабуки — атабег Самцхе (1500—1515).

33. В переделанном продолжении КЦ это сообщение изложено более подробно (КЦ И, с. 487, 489).

34.Как известно, Ав-Георгий (Георгий Злой) был схвачен Багратом, младшим братом царя Картли Давида (КЦ II, с. 351, 489; Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, с. 331—332; Гучуа В. Г. Борьба за восстановление единства страны и против агрессоров в I половине XVI века. — ОИГ, IV, с. 95—96).

35 В дате ошибка на один год Так же у Вахуштн и в некоторых хрониках. Точная дата смерти Мзечабука 1515 год, 5 июня, вторник (Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Южной Грузии, с 137; Она же. Материалы по истории Грузии, с 198, см. Одишели Дж. Э. Малые хроники, с. 194, Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, с. 334).

36. Имеется в виду персидский шах Исмаил I (1501—1624). Сведения об этом нападении сообщает Хасан Румлу (с. 54—55) Персидские источники отрицают личное участие шаха в указанном сражении Опираясь на их данные, Д. В. Кацитадзе поясняет: «В первой четверти XVI веха сам шах Исмаил не нападал на Грузию. Он подошел лишь к Нахичевану, а затем отправил Див-Султана, который взял несколько городов-крепостей (Кацитадзе Д. В. Из истории взаимоотношений Ирана и Грузии (К вопросу об участии шаха Исмаила I в походе на Грузию). — Труды ТГУ, 108, Тбилиси, 1964, с. 394 (на груз яз.) Однако в литературе высказано предположение о вторжении шаха Исмаила в Кахети в начале 1524 года (Гелашвили Н Г. Вопросы определения наиболее достоверных сведений параллельных источников —Актуальные проблемы изучения и издания письменных исторических источников. (Тезисы докладов). Тбилиси, 1988, с 47).

37. Сообщение встречается в нескольких хрониках (Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, с. 335) Имеются также сведения о рукоположении Мелкиседека Сакварелидзе епископом в Гелати в 1519 году (Одишели Дж. Э. Малые хроники, с. 68, 104; Такайшвили Е. С. Исторические материалы, II, Тбилиси, 1913, с. 45 (на груз. яз).

В данном предложении встречается термин «модзгвартмодзгвари», обозначавший в древней Грузии ректора высшего учебного заведения, например, в Гелатской академии. Позднее по некоторым документам так назывался настоятель монастыря. (ГСЭ, VII, Тбилиси, 1984, с 156).

38 Подразумевается царь Имерети Баграт III.

39. Такую же дату смерти царя Картли Давида X указывают и другие источники (Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, с 257; Одишели Дж. Э. Малые хроники, II, с. 104; Он же. Из политической истории Восточной Грузии. — В кн.: Несколько грузинских исторических документов XIV— XVIII вв. Тбилиси, 1964, с 85—86). Встречается и 1525 год (Гучуа В. Г. Борьба грузинского народа за независимость и восстановление политического единства в XVI веке. — ОИГ, IV, с. 93, Джамбуриа Г. Д. Давид X. — ГСЭ, III, 1977, с. 336— (на груз. яз).

40. По пояснению М Броссе. Вахтанг сын владетеля Мухранн Баграта.

41. Согласно примечанию М. Броссе, "фраза не завершена". Переводчик добавляет здесь в скобках слово жаловать (conferer). (Второй перевод, с. 61). Одно из тех сообщений, источником которых следует предполагать гелатскую хронику. Сообщение точно в таком же виде встречается в переделанном продолжении КЦ (КЦ, II, с. 493). В данном месте Ф. Д. Жорданиа замечает: «Сам Маноэль Чхетидзе должен быть автором этой хроники», т. е. гелатской (рук. Ин-та рукописей АН ГССР, А-1179).

42 Главный казначей Саргис с женой изображены на иконе богоматери I статского Сохастерского монастыря с надписью Он же упоминается и в надписи другой иконы здесь же (Николеишвили М. В. Из материалов Кутаисского музея. — ГИ, III, Тбилиси, 1971, с. 164—156 (на груз. яз.). По указанию Ф. Д. Жорданиа, дата его смерти 11 июля 1529 года (Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, с. 354).

43. Дата хроники более точная, чем 1532 год Вахушти Багратиони (Одишели Дж. Э. Малые хроники, с 55, 105). Как отметил Ф. Д. Жорданиа, 31 января 1533 года на самом деле была пятница. (Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, с. 379).

44. М. Броссе понял это место как имя Цандиа Инал (Thandia Inal. — Второй перевод, с. 61); У Ф. Д. Жорданиа в скобках (Инал-Ипа?).

45. Имеется в виду царь Кахети Александр II (1576—1605), сын царя Кахети Левана (1518—1574). По мнению исследователей, эта дата более точная, чем 1527 год Вахушти Багратиони (Джавахишвили И. А. История грузинского народа, IV, с. 227, 230; Вахушти, с 899). Хотя некоторые ученые оставляют 1527 год (Асатиани Н Ш. Александр II.— ГСЭ, I, 1975, с. 292).

46. Кваркваре III (1515—1535) и Баграт III, царь Имерети. Хотя хроники указывают и 1536, 1537 годы, наш памятник в данном случае более надежный источник. По мнению Ф. Д. Жорданиа, «так как 12 августа четверг на самом деле приходится на 1535 год, по этой причине нельзя верить свидетельствам других источников, якобы это событие произошло не в 1636 г., а в 1537 г. (Ж о р д а н и а Ф. Д. Хроники, II, с. 381—387; Одишели Дж. Э. Малые хроники, с. 105; Мурджахетское сражение рассматривает С. И Хоситашвили. — Из политической истории Самцхе-Саатабаго XV—XVI вв., с. 171—176). В связи со сведениями этого года обращает внимание примечание Ф. Д. Жорданиа, которое приводится к сообщению одной хроники — минеи св. Георгия: «Эта хроника, как и другие, извлеченные из этого источника, слово в слово, почти без изменения внесена в Chron. Georg., с. 3, 7. Отсюда явствует, что последняя составлена по различным хроникам, как мы это ясно доказываем» (Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, с. 381).

47. Симон I —царь Картли (1556—1569, 1578—1599).

48. Хондкар (перс., ***) — властелин, повелитель. Титул османского султана. Имеется в виду турецкий султан Сулейман (1520—1566).

49. Об указанном нашествии турок на Самцхе Хасан Румлу (Сведения Хасана Румлу, с 23) повествует в 948 (1542/3) году. В грузинских источниках указывается 1541 г. и 1543 г. (Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, с. 38, Вахушти, с. 899; опираясь на Вахушти, X. Г. Шарашидзе также указывает 1541 год. Материалы по истории Южной Грузии, с. 150; Сванидзе М. X. Из истории грузино-турецких отношений в XVI—XVII вв. с. 58).

50. Кайхосро II —атабег Самцхе (1.545—1573).

51. Пояснения М. Броссе «двое пашей» — Имерети (Второй перевод, с. 62) непонятно.

52. Тахмасп I (1524—1576) — иранский шах из династии Сефевидов.

53. Противоречивые сведения грузинских источников прокомментированы грузинскими исследователями. По сочинению Вахушти, на стороне грузин, кроме царя Имерети Баграта и царя Картли Луарсаба, сражался атабег Кайхосро. Об участниках события довольно смутны показания нашей хроники и переделанного продолжения КЦ, куда вносят некоторый свет следующие хроники: «В короникон 233 (1545) Луарсаб и Баграт сразились в Басиани при Сохойсте с двумя пашами и атабегом Кайхосро. Груз ты потерпели поражение, Кайхосро занял Самцхе» (Жорданиа Д. Ф. Хроники, II, с. 387; Сванидзе М. X. Из истории грузино-турецких отношений, с. 58;Тивадзе Г. К. Политическое положение Самцхе-Саатабаго XVI века. — «Мнатоби», 1948, № 10, с 132 (на груз. яз.). Сражение у Карагака и Сохойсты в 1543—1545 гг. коснулся С. И. Хоситашвили (Из политической истории Самцхе-Саатабаго, с. 176—185). Согласно Хасану Румлу, это нашествие турок является продолжением предыдущего события г. 950 (1943/4)—когда весть о поражении Муса-паши «достигла султана Сулеймана, он послал Мотамарида Али-пашу на Грузию с многочисленным войском. Грузины потерпели поражение и убежали» (с. 24—25).

О сражении при Сохойсте повествует Вахушти: «Кайхосро и Отгр, обращенные в бегство, ушли вновь в Стамбул. Султан, услышав об этом, разгневался из-за уничтожения его войска и направил пашей Эрзррума и Диярбакыра с засуазским войском, а с ними Кайхосро и Отара». В сообщении вместо Суаз должно быть, видимо, Сивас, по аналогии с сообщением истории Парсадана Горгиджанидзе (см. Кацитадзе Д. В. К установлению некоторых географических имен истории Парсадана Горгиджанидзе. — Вопросы истории Ближнего Востока. — Тбилиси, 1963, с. 81—87, с 85 (на груз. яз.), Вахушти, с. 719).

В 1548 году султан Сулейман начал новый поход против Ирана; во время этой войны Грузия довольно часто становилась жертвой агрессии то Сефевидского Ирана, то Османского государства.

Весной 1549 года султан послал эрзерумского мирмирана Мехмед-пашу на разграбление Самцхе. 25 августа 1549 года повторилось нашествие турок под предводительством Ахмед-паши. Этот поход продолжатся до 1551 года, пока не вторгся в Самцхе шах Тахмасп (1524—1576) то просьбе атабега Кайхосро. Об этом событии под датой 1551 года более детально и с большей точностью повествуют Хасан Румлу и Искандер Муншп (Сведения Хасана Румлу, 28—29, 31. Сведения Искандера Мунши о Грузии. Персидский текст с грузинским переводом и предисловием издал В. С. Путуридзе. Тбилиси, 1969, с. 150 (на груз. яз.); Сванидзе М. X. Из истории грузино-турецких отношений, с. 68—70).

По персидским источникам, действующими лицами в данном случае являются Вахушти грузин и Шермазан-оглы (Сведения Хасана Румлу, с. 29), Луарсаб, Вахушти и Шермазан грузин (Сведения Искандера Мунши, с. 18). В грузинских источниках имена искажены. У Парсадана Горгиджанидзе «Шермазан и Авали», что, по мнению Р. К. Кикнадзе, то же, что Шермазан-оглы (Сведения Хаса, а Румлу, с. 60).

У Вахушти в одном месте Иджу, Шермазан и Вахушти Диасамидзе, или Иджу, Шермазан, Вахуштн и Амован (Вахушти, с. 900, 404, 716). В труде «ученых мужей» — Оман, Шермазан, Ивджуз (КЦ, II, с. 364). В переделанном продолжении КЦ — Вахушти Диасамидзе и Амаон, или Оман, Шермазан и Ивджуш (КЦ, II, с. 500, 506). По мнению Р. К. Кикнадзе, Ивджуз — Ивджуш — Иджу — это Вахушти (Сведения Хасана Румлу. с. 60). По примечанию М. Броссе, Оман КЦ то же, что и Амаон Вахушти Багратиони и нашей хроники (Histoire de la Georgie II 1346, прим. 3, St. Petersbourg, 1856).

54. Сообщение вызывает сомнение. Ничего подобного не встречается в переделанном продолжении КЦ. Известно, что Дауд-хан ушел не от отца, а от брата Симона. Хасан Румлу датирует этот факт — 969 (1561/2) годом. «В этот год, 17-го раби ос-сана (т. е. 25 декабря 1561 года), Давид-бег, сын Луарсаба, с несколькими азнаурами прибыл из Грузии в Казвин [и] стал мусульманином. Покровитель веры шах жаловал ему правление Тбилиси» (Сведения Хасан Румлу, с. 37).

55. Согласно этому сообщению, в 1554 году по просьбе Дауд-хана шах разорил Картли, хотя непонятно, почему автор считает этот факт первым походом шаха Тахмаспа на Грузию.

56. В переделанном продолжении КЦ это событие излагается подробно под ошибочной датой —1556 (КЦ, II, с. 505). Сведения о походе шаха на Грузию имеются у Хасана Румлу и Искандера Мунши — в 951 (1553/4) году (Сведения Искандера Мунши, с. 19—21. Сведения Хасана Румлу, с. 31—34; см. также Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, 399; Джавахишили И. А. История грузинского народа, IV, с. 249—251; Сванидзе М. X. Из истории .., с. 70—78).

57. Грузинские источники указывают 1556, 1557, 1558 годы. 963 (1555/6) годом датируют этот факт Хасан Румлу (Сведения Хасаяа Румлу, с. 34) и Искандер Мунши (Сведения Искандера Мунши, с. 22). В историографии отдается преимущество 1556 году (Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, с. 400; Джавахишвили И. А. История грузинского народа, IV, с. 252—256; Такайшвили Е. С. Хроника эриставского акафиста, с. 15; Гучуа В. Г. Грузия в 50—70-х гг. XVI в. — ОИГ, IV: с. 114). В переделанном продолжении КЦ сообщение передано подробно под 1558 годом (с. 508—510). Местом сражения названа Гарис-Вархуна так же, как у Парсадана Горгиджанидзе. История Грузии. Перевод Р. К. Кикнадзе и В. С. Путуридзе. Исследования и указатели Р. К. Кикнадзе. Тбилиси, 1990). По сведениям Хасана Румлу, Луарсаб грузин выступил из Гори и прибыл в окрестности Кумешской крепости ( ***) (У Искандера Мунши — ***).

58. В переделанном продолжении КЦ дата *** (248) — 1560. (КЦ. II, с. 10). Так же должно быть и в нашей хронике и хронологическая последовательность будет восстановлена (1,1560) (Гучуа В. Г. Грузия в 50— 70-х гг. XVI в., с. 117).

59. Имеется в виду нашествие правителя Карабаха Шахверди-Султана-Зияд-оглы, о котором повествуют Хасан Румлу (Сведения Хасана Румлу, с. 36) и Искандер Мунши (Сведения Искандера Мунши, с. 23). Сообщение нашей хроники в точности совпадает с «Хроникой эриставского акафиста» (с. 15, § 26). Детально излагает это событие переделанное продолжение КЦ (КЦ, II, с. 510—.512; см. также Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, 402; Джавахишвили И. А. История грузинского народа с. 257—258).

60. В переделанном продолжении КЦ это событие изложено подробно (КЦ II, с 513). Сообщение имеется и у Хасана Румлу (Сведения Хасана Нумлу, с. 38) под 975 (1567/8) годом (Жорданиа Ф. Д. Хроники, II с. 468).

61. И. А. Джавахишвили путем анализа сведений приходит к выводу, что это сражение произошло в том же 1567 году. В переделанном продолжении КЦ это событие изложено чуть подробнее (КЦ, II, с. 513).

62. В переделанном продолжении КЦ это событие изложено детально (КЦ, II, 513, 514). Сведения имеются у Хасана Румлу и Искандера Мунши под 976 (1568/9) годом (Сведения Хасана Румлу, с. 38; Сведения Искандера Мунши, с. 23).

63. Преимущество должно быть отдано персидским источникам, согласно которым в 1562 году Давид был назначен правителем Тбилиси. По мнению Р. К. Кикнадзе, Давид вернулся в Тбилиси до 30 августа 1562 года (Сведения Хасана Румлу, с. 64). А после пленения Симона I в 1569— 15/8 гг. Дауд-х-ан считался уже правителем всей Картли. В тексте «батонат». В хронике и дальше цари Восточной Грузии обозначаются как батони — господин, царь.

64. Отсюда начинаются сведения хроники месхетской псалтыри. Это сообщение в основном источнике дается в другой последовательности. Хроника точно повторяет переделанное продолжение КЦ (КЦ, II, с. 514).

65. «Фебервали» основного источника в тексте хроники в форме «тебервали».

66. Слова «сына владетеля Мухрани Баграта», отсутствующие в месхетской летописи, добавляют переделанное продолжение КЦ и наша хроника.

67. Сообщение отсутствует в месхетской летописи. В переделанном продолжении КЦ оно изложено подробно (КЦ, II, с. 515). Местом сражения переделанное продолжение называет Торгу. Те же даты и сообщения имеются в «Хронике эриставского акафиста» (с. 15), местом сражения названо Чаури. Исходя из грамот Александра II, дата его вступления на престол 1574 год. Так это и в сочинении Вахушти (Джавахишвили И. А. История грузинского народа, IV, с. 262; Гучуа В. Г. Грузия в 50— 70-х гг. XVI века, с. 122; Вахушти, с. 901).

68. Устаджлу — одно из кызылбашских племен, состоящее из различных племенных подразделений (Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — нач. XIX вв. Л., 1949, с. 90—94). 96

69. Али-хан-султан — по сведениям И. Хаммера, родом грузин (Такайшвили Е. С. Три хроники. — СМОМПК, XXVIII, с. 191; прим. 3; Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Южной Грузии..., с. 42; Мамиствалишвили Э. М. Политическая борьба в Сефевидском государстве и грузины (1576—1578 гг.) — ИАНГССР, серия истории — 1972, № 4, с. 110 (на груз. яз.).

70 Хайдар мирза — пятый сын шаха Тамаза.

71. В тексте джаргазма, видимо, искаженное «черкезма», где — ма падежное окончание. Среди сторонников царевича Исмаила был Шахмал-султан, черкесский вождь (Мамиствалишвили Э. М. Политическая борьба в Сефевидском государстве и грузины, с. 110).

72. Афшары — одно из кызылбашских племен (см. Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI—нач. XIX вв., с. 90—92).

73. Кахкаха — крепость, тюрьма для преступников сефевидских времен, где хранилась также государственная казна.

74. В хронике неверно указана цифра. Вместо *** (26) должно быть *** 28.

75. Отрывка: «возвели... и попросили войско» нет в месхетской летописи. Сообщение дословно повторяется в переделанном продолжение КЦ (КЦ, II, с. 517, 518).

76. Исмаил II —шах Ирана (1576—1578).

77. См. примечание 47.

78. Кваркваре IV —атабег Самцхе (1574—1581).

79. Мгелцихе упоминается в «Реестре Гюрджистанского вилайета» (Джикиа С. С. Пространный реестр Гюрджистанского чилайета, III. Тбилиси, 1958, с. 426, в дальнейшем Джикиа С., III).

80. Так же от первого лица и в месхетской летописи.

81. X. Г. Шарашидзе убедительно обосновывает, что в этом месте должно быть Оладис кваби, а не Олтис (Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Южной Грузии, с. 119). Деревня Олода упоминается в «Реестре Гюрджанского вилайета» (см. Джикиа С., III, с. 414).

82. Кокола Варазашвили М. Броссе переводит как «Вараза, сын Коколы» (Waraza fils de Cocola).

83. Были известны Верхний и Нижний Борги (Джикиа С., III, с. 535).

84. В переводе М. Броссе «Отправился и сообщил Кандурали, сыну Угубо Доленджи (II partir et fit dire a Quandour-Ali, fils d`Ougoubo Dolengji).

Возможно, в под влиянием перевода М. Броссе в русском переводе месхетской летописи Е. С. Такайшвили понял Угубо как имя Доленджишвили (Такайшвили Е. С. Три хроники, с. 193), что, со своей стороны, вызвало замечание X. Г. Шарашидзе (Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Южной Грузии, с. 43). По мнению исследователя, «Угубо» месхетской летописи та же Гугуба «Пространного реестра Гюрджистанского вилайета». По замечанию С. С. Джикиа, «Гугуба — Гюгюба отмечена на всех больших картах. Она в 28 верстах от Аргаани. Грузинское название должно было быть Гугуба» (см. Джикиа С., III, с. 532, 533).

85. В июне *** (30) — по замечанию М. Броссе, эта дата не согласовывается с последующими датами хроники (Второй перевод, с. 66) По нашему вычислению, 30 июня 1576 года действительно была суббота (см. так же А-1179, с. 12).

86. Манучар — родился в 1550 г., умер в 1616 году, атабегом Самцхе был с 1581 года до смерти.

87. Зеда-Тмогви «от Хертвиси на расстоянии 12 верст» (Джикиа С. III, с. 361).

88. Дедисимеди — супруга Кайхосро II.

89. Ванис-Куаби, тот же Ваханис-Кваби, приблизительно в 2-а км от Тмогви и в 16 км. от Хертвиси (Джикиа С., III, с. 365—366).

90. Были известны Большой Карцахи и Малый Карцахи (Джикиа С., III, с. 412, 413).

91. В переводе М. Броссе Phosos-Sakhii (Sakhii — *** — дом).

92. «Алами» (знамя) и в переделанном продолжении КЦ (КЦ, II, с. 519), что, видимо, ошибка переписчика. В месхетской летописи в этом месте «алаии» (добыча) (Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Южной Грузии, с. 44).

93. Палакацио — озеро Чрдили (Чилдыр).

94. Тетр-цихе — та же Агджа-кала, на восточном берегу озера Чрдили, почти против Урти (Джикиа С., III, с. 392).

95. Албути и Камроани упоминаются в «Пространном реестре Гюрджистанского вилайета» (Джикиа С., III, с. 401, 385).

96. Хроника неточно указывает дату *** (26). Должно быть *** (28). Так это как в месхетской летописи, так и в переделанном продолжении КЦ (Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Южной Грузии, с. 44; КЦ, с. 519). В 1576 г. 26 июля приходилось на четверг, а 28 июля — на субботу.

97. В этом месте в месхетской летописи крепость Ота (Шарашидзе X. Г Материалы по истории Южной Грузии, с. 44). Крепость упоминается в реестре (Джикиа С., III, с 201).

98. В русском переводе Такайшвили Е. С. — «татары (турки) явились посредниками между нами» (Такайшвили Е. С. Три хроники, с. 195).

99. Как в переделанном продолжении КЦ, так и в месхетской летописи «Варнети» (КЦ, И, с. 512; Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Южной Грузии, с. 45). Переписчик хроники здесь, видимо, допускает неточность, указывая «Варнели». Существовали Варнети Большой, Малый, Верхний и Нижний (Джикиа С., III, с. 195, 245). Ошибка замечена и М. Броссе, который поясняет: «Варнета, или «Варнети» (Второй перевод, с. 68).

100. Азнауры — «дворяне», основная масса феодалов, состоявшая в вассальной зависимости от царя, тавадов или церкви. То же азнауришвили (сын азнаура). О Демотии см. Джикиа С., III, с. 148.

101. Об Ахчии см. Джикиа С., III, с. 371.

102. О Каджис-цихе см. Джикиа С., III, 402—405.

103. Е. С. Такайшвили хотя и знаком с рукописью хроники, но пользуется публикацией М. Броссе, где пропущены некоторые места текста, так, например, отрывок «в половине 2-го» Это вызвало замечание исследователя (Такайшвили Е. С. Три исторические хроники, Тифлис, 1890, с. 93). В рукописях текст представлен без пропуска.

104. О крепости Урта см. Джикиа С., III, с. 381.

105 В публикациях М. Броссе и соответственно 3. И. Чичинадзе пропущена одна строчка — «в Мгелцихе …, Маяучар».

106. В тексте кма — означает вассала, лицо, находившееся под покровительством.

107. Этот абзац отсутствует в месхетской летописи. В переделанном продолжении КЦ сообщение более подробное, хотя этот памятник мог послужить источником нашей хроники (КЦ, II, с. 520). «В короникон 266 — появилась комета, подобно которой не видел никто. Сей шах Исмаил был человеком беспощадным и кровожадным, из-за этого не пожелали кызыл-баши его власти и принял мучение из-за суннитской веры. И на шестой месяц ядом убили кызылбаши шаха Исмаила в месяце ноябре, 23-го, и сделали государем брата его шаха Худабендэ. Сей шах Худабевдэ был человеком бессильным и слепым. И не смог вершить дела свои по доброму, как следует». Мухаммед Худабендэ — шах Ирана (1578—1587).

108. После января 5 — в месхетской летописи уточняется «в воскресенье» (Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Южной Грузии, с. 46).

109. Хроника вновь вместо *** (8) указывает *** (5). В переделанном продолжении КЦ и месхетской летописи *** — 8 (КЦ, II, с. 520; Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Южной Грузии, с. 46).

110. Здесь скорее ошибка переписчика. В месхетской летописи ***- дзуил — кость (Шарашидзе X. Г., с. 46). В переделанном продолжении КЦ *** — дзлив — едва (КЦ, II с. 521). Правильнее «В два месяца едва зажило».

111 В переводе М. Броссе «захира» (провиант) пропущено, а в примечаниях поясняется, что слово не грузинское и незнакомое (Второй перевод, с. 70).

112. С. С. Джикиа замечает в связи с Згудери «Ясно, что деревня Згудер реестра, показанная в Ахалцихском и Ацкурском санджаках, это деревня Згудер хроники месхетской псалтыри, упоминаемая в окрестностях Ахалцихе (и Ацкури)» (Джикиа С., III, с. 135).

113. В тексте «отманиани», те же оттоманы.

114. Заришат, Зернишат, Зарнишат — по пояснению С. С. Джикиа, расположен к юго-востоку от Чилдырского озера, по карсской дороге» (Джикиа С, III, с 414).

115 В месхетской летописи здесь: «патрон Эрекле поехал..» (Такайшвили Е. С. Три хроники, с. 200).

116. Имя «Нестан-Дареджан» добавлено в переделанном продолжении КЦ и в нашей хронике и отсутствует в месхетской летописи. Перевод Е. С. Такайшвили «царица пребывала в бедности» с. 200) X. Г. Шарашидзе уточняет таким образом «Царица была одинока» (Материалы по истории Южной Грузии, с. 47). Некоторое влияние на Е. С. Такайшвили оказал, возможно, перевод М. Броссе — Nestan-Daredjan, reine de Kartli, quietant, dans l'indigence"...

117. Этого абзаца нет в месхетской летописи. Точно совпадает с переделанным продолжением КЦ (КЦ, II, с 521).

118. В хронике по ошибке *** (5). Должно быть, видимо, *** (8). Так эго в переделанном продолжении КЦ и в чесхетской летописи. Следует отметить, что М. Броссе тоже исправляет в переводе *** на *** (Второй перевод, с. 71)

119. Имеется в виду чилдырская битва 9 августа 1578 года, где иранцы били разбиты турками. Дзурдзна и Цинцали — деревни, упоминаемые в "Пространном реестре Гюрджистанского вилайета" (Джикиа С. III, с. 381).

120. После «в тот же миг вывели» в месхетской летописи следуют слова «отняли крепости» (Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Южной Грузии, с 49). Санджак (турецк. знамя, флаг) — административная единица в Османском государстве.

121. «Дауд-хан отправился к хондкару... в Гори санджак» — отсутствует в месхетской летописи. Точно совпадает с переделанным продолжением КЦ. Аналогичные сведения имеются у Вахушти — «Предстал перед Лала-пашой и отдал все крепости Картли, а сам отправился к хондкару в Стамбул. (Спустя некоторое время умер Дауд-хан там)» (Вахушти, с. 41).

Данное сообщение грузинских источников не совсем точно. Турецкие источники указывают точную дату этого факта — 992 год, месяц шавваль — 1584 г. 6. Х.— 3.ХI. Дауд-хан предстал не перед Лала-пашой, а перед османским главнокомандующим Ферхад-пашой (Путуридзе Г. В. Мустафа Селяники а Грузии. — Труды ТГУ, № 92. Тбилиси, 1960, с. 208 (на груз. яз.); Аласаниа Г. Г. Сведения Абдул Азиза Кара-Челеби-заде о Грузии. — ИС VI. Тбилиси, 1976, с. 114 (на груз. яз.). Так же рассматривает этот вопрос М. X. Сванидзе (Сванидзе М. X. Из, истории грузино-турецких отношений, с. 160—161).

Пашалык — административный округ в Османском государстве, находившийся в управлении паши.

122. Хосров мирза — будущий царь Картли Ростом (1633—1668).

123 Здесь в месхетской летописи пропущено слово «джачвс» — «кольчугу» Об этом говорится и в примечании X. Г. Шарашидзе: «В этом месте, бесспорно, пропущено слово кольчуга, ниже в тексте читаем — «не смог пробить ни кольчугу, ни шлем», хотя выше упомянут только шлем» (Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Южной Грузии, с. 49).

124. В данном случае более верны показания месхетской летописи и переделанного продолжения КЦ — 4-го сентября (КЦ, II, с. 523; Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Южной Грузии, с. 50), т. к, как выясняется в результате вычисления, 4 сентября 1578 года действительно был четверг.

125. Александр, сын Левана — царь Кахети (1574—1606).

126. Корчи — конная гвардия стрелков в Сефевидском государстве. Во главе этой гвардии стоял корчибаши.

127. В месхетской летописи в соответствующем месте 26 августа (Шарашидзе X. Г., с 50). В переделанном продолжении КЦ также *** (26) (КЦ, II, с. 523). Переписчик нашей хроники указывает более верную дату, т к. в 1578 году 25 августа был понедельник.

128. После слов «укрепил Гори» переделанное продолжение КЦ подключает сообщение какого-то другого источника — «И услышал об этом шах Худабендэ. Тогда мать шаха Худабендэ, дочь Отара Шалнкашвили, привела царя Свимона и поступила согласно обычаям грузинских женщин: послала личак. И дали ему бесчисленные дары, и так отправился царь Свимон» (КЦ, II, с. 523-524). В месхетской летописи нет слов «сына владетеля Мухрани господина Баграта», добавляемых переделанным продолжением КЦ и нашей хроникой (КЦ, II, 521).

129. В этом месте в месхетской летописи публикации X. Г. Шврашидзе «в октябре» (Шарашидзе X. Г., с. 50). Так же и в переделанном продолжении КЦ. В месхетской летописи публикации Е. С. Такайшвили (с. 103) «июнь». Исследователь замечает: «Середина июня переделанного продолжения КЦ это 15 октября «Парижской хроники». Тогда как в чашей хронике в этом месте 15 июня, что, видимо, более точно, так как последующие события происходят 1 октября.

130. 1 октября 1578 года была среда. Ф. Д. Жорданиа, прочитав предложение таким образом — «1-го октября, в пятницу, снялось и стало прибывать войско», отметил, что 1 октября 1578 года не приходилось на пятницу (Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Южной Грузии. А-11/9, с. 20). С. С. Джикиа идентифицирует Леки с деревней Лекна, Лекнар, упоминаемой в реестре Гюрджистанского вилайета и нанесенной на крупномасштабные карты на левом берегу р. Куры (Джикиа, III, с. 147).

131. После слова «царь» сообщение отсутствует в месхетской летописи. Дословно повторяются сведения переделанного продолжения КЦ, что замечено С. Г. Каухчишвили (КЦ, II, с. 524).

132. Здесь завершается указанное сообщение. Моурави — управляющий. В древней Грузии чиновник местного правления, выполнявший хозяйственные, административные и судебные функции.

133 В месхетской летописи «брат патронессы Дедисимеди патрон Вахтанг» (Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Южной Грузии, с. 51).

134. В связи с этим пунктом С. С. Джикиа замечает: «Не исключено, что упоминаемая в этой хронике крепость — это крепость Кехи? реестрам (Джикиа С., III, с. 377).

135. В тексте Осмал-паша. В месхетской летописи и в переделанном продолжении КЦ «Осман-паша» (Шарашидзе X. Г., с. 51; КЦ, II, с. 595).

136. В тексте «схватили... саблей». Вместо "***" (хлмит—саблей) в месхетской летописи "***"' (рукой) (Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Южной Грузии, с. 51).

137. Этого абзаца нет в месхетской летописи. Точно такое же сообщение имеется в переделанном продолжении КЦ (КЦ, II, 525).

138. Первая дата должна быть 25 августа (см. выше прим. 126) 1 октября 1579 года был четверг, что заметил и Ф. Д. Жорданиа (А-1179). По его мнению, здесь должно быть [10] октября, а не [1].

139. 31 мая 1579 года было воскресенье. Следовательно, три источника — месхетская летопись, переделанное продолжение КЦ и наша хроника допускают ошибку. Должно быть 30 мая.

140. 26 августа 1579 года была среда.

141. Переписчик хроники, видимо, ошибается. В переделанном продолжении КЦ и в месхетской летописи не *** (за неделю), а *** [в шатре] (Шарашидзе X. Г. Материалы по истории Южной Грузин, с. 52; КЦ, II, с. 525).

142. По изданию Е. С. Такайшвили, в месхетской летописи «преставился господин Басили, 15 лет и 22 дней, и выступила на паланкине Дедисиме-Ди ночью, в два часа, прибыла в Згудер (Такайшвиля Е. С. Три хроники, с. 108). По замечанию X. Г. Шарашидзе, слова в скобках следуют после указания возраста Басили, над строкой (Шарашидзе X. Г., с. 52). Наша хроника совпадает здесь с переделанным продолжением КЦ (КЦ, И, с 525—526).

143. Дату эту переписчик нашей хроники переносит неточно. Должно быть *** —268 (1580), в январе *** — 8, как это в месхетской летописи и в переделанном продолжении КЦ (Шарашядзе X. Г., с 53; КЦ, II, с 526).

144. Здесь в тексте лакуна. X. Г. Шарашидзе предположительно восстанавливает текст-«Хондкар жаловал ему его владение» (Шарашидзе К. Г., с. 153). Палаван (перс . *** — герой, витязь. «Отпущен грузином» подразумевает «отпущен христианином».

145. В хронике вновь ошибочная дата. Дожно быть *** — 268 (1580). Так это в месхетской летописи и в переделанном продолжении КЦ (Шарашидзе X. Г., с. 53; КЦ, II, с. 526). В пользу этой даты говорит и хронологическая последовательность хроники.

146. Вместо «разгневался бог» месхетской летописи здесь везде «умер».

147. Вновь добавлены слова, которых нет в месхетской летописи — «сын владетеля Мухрани Баграта». «.Господин» вместо «патрона» основного источника. Так это и в переделанном продолжении КЦ (КЦ, II, с. 526).

148. В месхетской летописи повествование ведется от первого лица — «мы, сестра и братья, сошлись вместе» (Такайшвили Е. С. Три хроники, с. 210).

149. Видимо, переписчик хроники допускает ошибку. По месхетской летописи и переделанному продолжению КЦ, здесь должно быть в октябре (Шарашидзе X. Г., с. 54; КЦ, II, с. 526), что замечает и Е. С. Такайшвили (Три хроники, с. 210).

150 В хронике, видимо, неточная дата. В месхетской летописи и в переделанном продолжении КЦ *** — 25, а не *** (26). (Шарашидзе X. Г., с. 54, КЦ, II, с. 526).

151. КЦ и хроника добавляют слова «сын владетеля Мухрани Баграта».

152. Сардар (перс. ***) — военачальник. Отрывок «В тот же короникон царь Свимон... прибыл в город» отсутствует в месхетской летописи. В переделанном продолжении КЦ те же сведения изложены подробно, хотя, возможно, наша хроника опирается на него же (КЦ, II, с. 526—528). Согласно более точным источникам, Хадим Мехмед-паша вторгся в Грузию в конце августа 1582 года (см. Сванидзе М. X. Из истории грузино-турецких отношений, с. 150). Под городом обычно имеется в виду Тбилиси.

153. В публикации Е. С. Такайшвили месхетской летописи дата *** (?). Также под вопросом в этом издании и следующие даты *** (?), *** (?), *** (?), *** (?) и т. д. (Такайшвили Е. С. Три исторические хроники, с. III — 115). В переделанном продолжении КЦ *** (270) (КЦ, II, с. 528).

154. Поход османского командующего Ферхад-паши начался в июле 1584 года.

155. Сообщение 1585 года отсутствует в месхетской летописи. В переделанном продолжении КЦ то же самое изложено несколько подробнее (КЦ, II, с 529). Хотя оно и могло послужить источником нашей хроники (см также примечание С. Г. Каухчишвили).

156. Согласно сведениям месхетской летописи, от сотворения мира в году 7194 (7194—5604—1590) (Шарашидзе X. Г., с. 55. В публикации, видимо, допущена неточность — «пятьдесят четвертого». Так это и в переделанном продолжении КЦ (КЦ, II, с. 531). Все три памятника ошибаются. Как. отмечает X. Г. Шарашидзе, 1587 год от сотворения дает 7191 год (с. 55).

157 В рукописи хроники в этом месте «крепость» Мемолы, что, видимо, является ошибкой переписчика. В переделанном продолжении КЦ Деомити, Демоти, в месхетской летописи Демотиа (Шарашидзе X. Г., с 55).

158. В публикации X. Г. Шарашидзе эти слова относятся к этому сообщению. По публикации Е. С. Такайшвили, в месхетской летописи «В середине марта, весной, сын шаха Худубендэ», т. е. «в середине марта» относится к следующему предложению. Так это и в публикации С. Г. Каухчишвили переделанного продолжения КЦ — «В середине марта, весною, сын шаха Худабендэ Аббас мирза» (КД, II, с. 531).

159. Аббас I — шах Ирана (1587—1629).

160. На середине слова «верну» обрывается текст месхетской летописи в настоящее время. По предположению Е. С. Такайшвили и X. Г. Шарашидзе, конец его сохранили переделанное продолжение КЦ и наша хроника Е С Такайшвили высказывает следующее предположение: «Нельзя утверждать категорически, завершаются здесь сведения месхетской летописи или нет. Но обращает внимание тот факт, что после этого места «Парижская хроника» и переделанное продолжение КЦ слишком различаются друг « от друга и ни в одном из них не рассказывается о Саатабаго.. Это обстоятельство наводит на мысль, что летопись месхетской псалтыри здесь также должна завершаться и утерянным следует считать только то, чего недостает в начале» (Такайшвили Е. С. Три исторические хроники, с. 115).

161. Такая же дата указывается и в переделанном продолжении КЦ (КЦ, II, с. 532). Вахушти датирует сражение у Гопанто 1688 годом. Эта дата принята в грузинской историографии (Вахушти, с. 903; см., также Жор да ни а Ф. Д. Хроники, II, с. 426; Гучуа В. Г. Борьба Симона I за присоединение Имерети. — IV, с. 141), хотя имеется « другая — 1591 г. (Такайшвили Е. С. Хроника эриставского акафиста, с. 19).

162.. Царь Имерети Леван (1583—1591).

163. Правитель Мегрельского княжества Мамиа Дадиани (1582—1595). (Берадзе Т. Н. Хронологический список владетелей Одиши.— Печатается на груз. яз.).

164. В тексте лакуна. Пропущено название месяца. Не назвал месяц завоевания крепостей Сканды, Квары и Свери и в других источниках. В тексте хроники по ошибке Квараванда.

165. Ростом, сын Константина, царь Имерети (1591—1605). В источниках указываются различные даты сражения Симона I у Опшквити (р-н совр. Цхалтубо) — 1589 (Жорданиа Ф. Д., Хроники, II, с. 426; Вахушти, с. 903), 1500 (Жорданиа Ф. Д., Хроники, II, с. 426), 1591, 1592, 1593 (Жорданиа Ф. Д., Хроники, II, с. 426, 427; Одишелн Дж. Э. Малые хроники, с. 46, 61, 71).

Сообщение Вахушти о том, что в Опшквити Симон I сразился с Ману-чаром Дадиани (1595—1611), не согласуется с единодушным показанием других источников об участии в сражении Мамии Дадиани (Вахушти, с. 77322, 822,6; КЦ, II, с. 533; Одишели Дж. Э. Малые хроники, с. 46, 16; Гучуа В. Г. Борьба Симона I за присоединение Имерети. — О ИГ, IV, с. 142).

Различается также в источниках дата взятия Симоном Кутаиси — 1591—1592. Наша хроника приближается в данном случае к хронике Чхеидзе (Жор дани а Ф. Д., Хроники, II, с. 427).

166. Имеются сведения, что весной 1606 года при воцарении Луарсабу было 14 лет (Джамбуриа Г. Д. Новая ирано-османская война и царства Картли-Кахети. — ОИГ) IV, с. 253; Одишели Дж. Э. Из политической истории Восточной Грузии, с. 96; Сведения Искандера Мунши.с. 65).

167. В тексте Суаз вместо Сивас. Джафар-паша — В 988 (1580/81) и 991 (1583) гг. бейлербей Куфы и Ширвана, затем тебризский бейлербей и везир. С 1009 (1600/1) года вновь тебризский вали *** *** *** *** *** *** ***).

168. Грузинские источники датой пленения царя Свимона указывают 1599 и 1600 годы (Одишели Дж. Э. Малые хроники, с. 112). Турецкий, автор XVII века Кятиб Челеби датирует этот факт 1600 годом *** (с. 142 Сведения Кятиба Челеби о Грузии   *** и Кавказе. Перевод с турецкого, предисловие, комментарии и указатели Г. Г. Аласаниа. Тбилиси, 1978, с. 175 (на груз, яз.); Мустафа Найма помещает этот факт в событиях 1008 (1599/1600 года) (Джикиа С. С. Эпизод из истории Грузии XVI века. — МИГК, ч. 31, Тбилиси, 1964, с. 53—58 (на груз, яз.); Мустафа Найма. Сведения о Грузии и Кавказе. Турецкий текст с грузинским переводом, подгот. к изданию, исследован, и примеч. снабдил Н. Н. Шенгелиа. Тбилиси. 1979 (на груз. яз.).

Как выясняется, царь Симон попал в плен осенью 1599 года (Сванидзе М. X. К уточнению некоторых дат взаимоотношений Симона I с Османским государством. — Вопросы истории Грузии времен феодализма. I. Тбилиси, 1970, с. 113 (на груз. яз.).

169. Сообщение 1599 года изложено по Парсадану Горгиджанидае с маленькой разницей. Парсадан дважды упоминает «Ахта Джахар-пашу». *** — евнух.

170. Георгий X — царь Картли (1600—1605).

171. Йеди-куле — семибашенная тюрьма в Стамбуле, место заточения послов, везиров, должностных лиц. Такое название она получила во времена Мехмеда II, когда были построены последние две башни.

172. Сообщение 1605 года изложено по сочинению Парсадана Горгиджанидзе до слов «сделали Константина правителем», после чего повествование продолжается по «Житию и мученичеству царицы Кетеван» Григола Додоркели. Составитель хроники упрощает и сокращает текст основного источника.

173. В этом месте в сочинении Додоркели отсутствует «Торга».

174. Текст восстановлен по «Житию и мученичеству царицы Кетеван». — «Покорил Константин владения своего отца и выступил он, нечестивый». Царица Кетеван — супруга царя Кахети Давида I (1601 —1602).

175. Тавади (тави — голова, глава)—лицо высшего слоя класса феодалов.

176. Начиная отсюда до слов «с большим войском» изложено по Парсадану Горгиджанидзе, после чего продолжаются сведения Григола Додоркели.

177. До конца абзаца сведения Парсадана Горгиджанидзе.

178. Амплахвари Папуна, сын Иотама (ум. в 1625 г.)—горийский моурав, командующий Верхнекартлийским воеводством. По приказу Георгия X он помог царице Кетеван в борьбе против царя Кахети Константина I (Тухашвили Л. В. Амилахвари Папуна. — ГСЭ, I, Тбилиси, 1975). Амилахвари — от слова амилахори (араб, амир ахур — амир конюшни).

179. В рукописи хроники предложение не совсем складное. Восстанавливаем по Парсадану Горгиджанидзе: «Царица собрала всех кахетинцев с семьями на войну. И они поклялись»... (Парсадан Горгиджанидзе. История Грузии, с. 68).

180. В Житии царицы Кетеван — «Господи, не дай народ свой безбожникам..., к этому времени безбожники также были наготове.».

181. Отсюда продолжаются сведения П Горгиджанидзе

182 У Парсадака «У царицы нет детей», к чему автор хроники добавляет — «Есть у нее один сын».

183. Вновь подключается отрывок из жития царицы Кетеван При перечислении лиц в основном источнике даются только имена Составитель хроники добавляет фамилии.

184. У Парсадана «Он очень огорчился, но не показал виду» (Парсадан Горгиджанидзе, с 69).

185. Сообщение нашей хроники подтверждается и другими источниками (Жорданиа Ф. Д. Хроники, П, с 434) Существует и другая версия смерти Георгия X якобы шах велел его отравить (Аракел Даврижеци Книга истории Пер с армянского, предисловие и комментарии Л. А. Ханларян М, 1973, с. 104, Джамбуриа Г. Д. Новая ирано-османская воина и царства Картли-Кахети, с. 253).

186. Следует отметить, что имя матери царя Картли Луарсаба по некоторым, не совсем точным источникам Мариам (Прод КЦ, Вахушти, Антон Багратиони и др.) (см. Памятники древнегрузинской агиографической литературы IV Тбилиси, 1969, с. 305 (на груз яз ).

187. Заимствуется сообщение Парсадана Горгиджанидзе. В основном источнике отсутствует— «взять с собой царевича Теймураза» (Парсадан Горгиджанидзе, с. 69).

188. По более достоверным источникам, Луарсаб II взошел на престол Картли в 1606 году (см. примеч. 166). Под 1605 годом наша хроника объединяет события нескольких лет.

189. Ракам (***) — царский указ, рескрипт, диплом, документ.

190. Включены данные жития царицы Кетеван Начиная со став «со всех царских припасов» вновь по П Горгиджанидзе с подключением сведений Григола Додоркели Теймураз I — царь Кахети (1606—1648), царь Картли-Кахети (1625—1632) Наряду с 1605 годом (Жорданиа Ф. Д. Хроники П, с. 434, Одишели Дж Э Малые хроники, с. 61) в источниках указывается и 1606 год (Жорданиа Ф. Д. Хроники, И, с. 439 — 440), что более достоверно (Джавахишвили И А История грузинского народа, IV, с 345—346, Джамбуриа Г. Д Новая ирано-османская воина и царства Картли-Кахети, с. 252—253).

191. Мехмандар (***) —чиновник, назначенный состоять при знатных путешественниках или послах во время их пребывания в стране.

192. Подобное сообщение не встречается ни у Парсадана, ни у Григола Додоркели. По более достоверным источникам, Теймураз женился на Анне в 1607 году (Одишели Дж. Э. Малые хроники, с. 50), а в 1612 году она умерла (Жорданиа Ф. Д. Хроники, II, с 437, 439—440, Джавахишвили И. А. История грузинского народа, IV, с. 346).

193. Повествование о втором браке Теймураза заимствовано в основном у Парсадана Горгиджанидзе (Парсадан Горгиджанидзе, с. 70).

194. Начинается повествование по поэме Иосифа Тбилели «Дидмоуравиани», где местами рассказ ведется от первого лица. Повествователь — Георгий Саакадзе (Иосиф Тбилели. Дидмоуравиани. Перев. с грузинского Г. Цагарели Тбилиси, 1944, с. 9).

195. Имеется в виду вторжение турок в Картли, в котором принимали участие крымские татары. В грузинских источниках они упоминаются под именем "войска татар-хана".

196. В тексте хроники "***" — соединение Р. В. Пирцхалайшвили, специально рассматривая сообщение, более приемлемым считает вариант П. Иоселиани — "***" — перекрытие (Пирцхалайшвили Р. В. Иосиф Тбилети и его «Дидмоуравиани», с. 88, 91). Но так как в большинстве рукописей имеется «соединение», показание нашей хроники нельзя считать ошибкой переписчика.

197. Священник Тевдоре, сведения о подвиге которого сохранились в поэме <Дидмоуравиани», а оттуда и в нашей хронике, открывает собой в XVII веке список мучеников в истории Грузии после некоторого интервала (Кокиашвили Г. Образ Тевдоре — Газ. «Литературули Сакартвело», № 52 (3676), 30.XII.1988 г. (на груз. яз.).

198. Имеется в виду Великий Моурави Георгий Саакадзе, известный политический и военный деятель (ум. в 1629 году в Османском государстве).

199. Сабаратиано — в этот период одно из княжеств Картли.

200. Мохаммед Султан Шамседдинлу — начальник тбилисской крепости, назначенный шахом Аббасом.

201. Дарбаисели (перс *** — дверь, ворота) — член царского совета в XI—XVIII вв. в Грузии Дарбази — царский совет, отсюда дарбазис эри, дарбаисели.

202. Эристави (эри — народ, армия, тави — голова), царские чиновники, правители государственных административных единиц.

203. Тертера — армянский священник. Следующее предложение до слов «в ту ночь не спал никто» отсутствует в тексте «Дидмоуравиани», но, думается, восходит к первоначальному тексту этой поэмы.

204. Сацициано — княжество в Картли.

205. В этом месте подключается сообщение Парсадана Горгиджанидзе (Парсадан Горгиджанидзе, с. 71).

206. Завершается повествование Парсадана и продолжается «Дидмоуравиани» (Иосиф Тбилели, с. 18).

207. В отличие от некоторых рукописей «Дидмоуравиани» («на третий год устроил»), в нашей хронике указывается точная дата этого факта. Здесь не имеется в виду период после сражения 1609 года, а лишь факт пребывания царя Луарсаба в Ноете (Пирцхалайшвили Р. В. Иосиф Тбилели и его «Дидмоуравиани», с. 81—84). Царь Картли Луарсаб II женился на сестре Г. Саакадзе в 1611 году (Джамбуриа Г. Д. Ташискарское сражение Георгий Саакадзе — ОИГ IV, с. 261).

208. Суфраджи — стольник, чиновник в позднефеодальной Грузии, в обязанность которого входило смотреть за царским столом. Заговор против Георгия Саакадзе имел место в 1612 году (Джамбуриа Г. Д. Ташискарское сражение, с. 261). 

209. Парештухуцеси — начальник дворцовой прислуги.

210. Ахалухи — верхняя мужская одежда, которая одевалась под чохой.

211. Каламаны— кожаная, плетенная обувь, которую носили в Грузии крестьяне.

212. Мохиси отсутствует в «Дидмоуравиани» публикации П. Иоселиани.

213. Последнего предложения нет в публикации П. Иоселиани.

214. Библ. Числа 33, 50—51.

215. Нугзар Эристави — арагвийский эристави в I четверти XVII века (ум. приблизительно в 1618 г.). Дочь его Русудан была замужем за Г. Саакадзе. В 1612 г. он вместе с Г. Саакадзе отправился в Иран, но затем с разрешения шаха вернулся на родину (ГСЭ, 7, 1984, с. 484).

216. Агджа-кала или Акча-кала. Под таким названием были известны, видимо, различные крепости (см. примеч. 94). В некоторых случаях так осмысливалось название Ахалкалаки, в переводе на русский язык Новый город (Джикиа С., III, с. 303—305). Д. Л. Мусхелишвили идентифицирует Агджа-кала с крепостью Гаги, в ущелье, на правом берегу р. Дебеда, в 2-2,5 км от нее (Мусхелишвили Д. Л. Агджакала — крепость Гаги.— Сборник по исторической географии Грузии, I, Тбилиси, 1960, с. 113—140 (на груз, яз.); см. также Ашурбейли С. Б. О локализации некоторых топонимов, упомянутых в книге моего деда Коркута. — Актуальные проблемы изучения и издания письменных исторических источников. Тбилиси, 1988, с. 18—20. По мнению ученого, крепость, не сохранившаяся до наших времен, была расположена в р-не Нахичевана).

217. Отсюда местами появляются сведения Парсадака Горгиджанидзе. Арза *** —доклад, прошение, жалоба.

218. В сочинении Парсадана — «Шах прибыл в Карабах. Узнав об этом, царь Теймураз послал ему навстречу свою мать царицу Кетеван и сестру свою Елену с двумя сыновьями — Леваном и Александрам, со многими дарами и просительными письмами. Шаху это понравилось и он захотел вернуться» (Парсадан Горгиджанидзе, с. 71—72. Изд. С. Н. Какабадзе, с. 223).

219. Сведения изложены по житию царицы Кетеван.

220. В сочинении Григола Додоркели в этом месте речь идет об одном сыне — Александре. Согласно источнику, Теймураз послал сначала Александра. Но шах сказал, чтобы пришел сам Теймураз — «Пусть явится и предстанет пред нами и будет под нашим подчинением и пусть отправит еще второго своего сына Левана» (Рухадзе Т. В. Недавно обнаруженное «Житие и мученичество царицы Кетеван», с. 259). Изложенные события происходили в 1613 году (Сведения Искандера Мунши, с. 82—83).