ПРИМЕЧАНИЯ

Аббасдядя пророка Мухаммеда.

Абисгунморская гавань Джурджана, находившаяся при впадении реки Гур-гена в Каспийское море, вероятно, у позднейшего селения Гюмюштепе.

Абуали (Вуали) Симджур — один из вельмож Саманидов, правивший некоторое время Хорасаном.

Абубакр Дулаф ибн Джахдар Шибли Хорасаниодин из «отцов» суфизма (861—946). Род его был из Уструшаны, но деятельность протекала в Багдаде. Он был близким другом первого «мученика» суфизма Хусайн ибн Мансура Халладжа.

Абубакр Мухаммад ибн Закарийя ибн Яхья Рази (28.8.865, Рей — 25.10.925, там же) — великий персидско-таджикский философ и врач. Часть жизни провел в Мавераннахре и имел связи с его научными кругами. Автор целого ряда научных трактатов, в т. ч. 60 — по медицине. Главнейшие из них — «Китоб-ул-Хови» («Всеобъемлющая книга по медицине») и «Китоб-ул-тиб-ил-Мансури» («Мансурова медицинская книга»), переведенные уже в 12 в. на латинский язык, в течение многих веков служили практическим руководством для врачей Запада. Рази был также естествоиспытателем, астрономом и математиком.

Абулкасим Абдалкарим ибн, Хавазин ал-Кушайри (986—1074) — известный суфийский шейх, в своем «Послании» пытавшийся примирить суфийские учения с основными положениями ашъаритского схоластического богословия.

Абулмуайяд Валхи (гг. рожд. и смерти неизв.), персидско-таджикский поэт и ученый 10 в., автор прозаических произведений «Чудеса стран», или «Чудеса мира» и «Шахнаме» (один из ее разделов известен также под названием «Гар-шаспнаме») и поэмы на библейско-коранический сюжет — «Юсуф и Зулейха»; (два последние сочинения не сохранились). До нас дошли его стихи в основном лирического характера.

Абулфазль Мухаммад ибн Убайдуллах Балами (ум. 940 г.) — ученый, государственный деятель, везир эмира Наср ибн Ахмада Саманида (914—943).

Абулфатх Бустине следует смешивать его с известным поэтом: поэт умер в 1011, а амиль, по указаниям Бейхаки, был еще жив в 1038/39 гг.

Абулхасан Али ибн Ахмад Вахиди Нишапури (ум. в 1075/76 гг.) — известный богослов, собиратель хадисов и комментатор Корана.

Абумуслим (727—755) — предводитель восстания против Омейядов в Хорасане (747—750), приведшего к падению Омейядов и воцарению Аббасидов.

Абупаср Ахмад ибн Абдассамад Мишканначальник придворной канцелярии Махмуда и его сына Масуда. Мастер эпистолярного стиля и знаменитый каллиграф. Известный историк Бейхаки — его ученик и помощник — сообщает о нем в. своей истории много ценных сведений. Умер в 1039/40 гг.

Абушукур Балхи (915 — г. смерти неизв.), персидско-таджикский поэт, современник Рудаки. Получил известность благодаря поэме «Офариннаме» (947). С. Нафиси, разыскивая произведения современников Рудаки, собрал из тазкира (антология), фархангов (толковый словарь) и др. литературных источников более 500 его бейтов и высказал уверенность, что, кроме «Офариннаме», написанной размером мутакариб, Абушукур Балхи является автором еще трех поэм (в размерах хазадж и хафиф). Писал стихи о жизни и любви, человеческой судьбе, науке и обучении. Многие его бейты переведены на арабский язык.

Азра и Вамикгерои из популярной любовной поэмы персидско-таджик-ской литературы. Первым ввел в обращение эту тему, заимствовав ее из греческого источника, Сахль ибн Харун (ум. 830 г.). Ее переложил в стихи в размере мутакариб известный персидско-таджикский поэт Унсури (ум. 1050 г.).

Азхар-и-Харт. е. Азхар по прозвищу Хар — осел.

Айязраб султана Махмуда Газневидского, йоторый, якобы, благодаря необычайной преданности своему господину и зрелому уму, достиг степени везира. Превратился в образ литературного героя, широко встречающийся в таджикской литературе и фольклоре.

Айяртак называли находчивых, бывалых, хитроумных людей. Из них же формировали добровольческие отряды.

Аквадконь, верблюд и т. д., у которого слишком длинная шея.

Аличетвертый халиф (656—661), двоюродный брат и зять Мухаммеда.

Алидт. е. шиит, поклоняющийся Али.

Ал-Каим Ви-Амри Ллахи26-й дский халиф, правил в 1031—75 гг.

Ал-Мутасим8-й халиф из династии Аббасидов, правил в 833—842 гг.

Амид Абубакр Али ибн Хасан Кухистаниизвестный писатель и надим султана Махмуда.

Амилъ арабский термин, обозначающий сборщика податей и управителя.

Амр ибн Лейс (гг. рождения и смерти неизв.), правитель государства Саффаридов. В 870—900 гг. правил Хорасаном.

ан Йукатталу, т. е. если будут убивать и распинать... — Коран, V, 37.

Асджади Абуназар Абдулазиз ибн Мансур Мервези (г. рожд. неизв. — 1041), персидско-таджякский поэт. Подобно Унсури и Фаррухи, в основном писал панегирические касыды, отличавшиеся высокими художественными достоинствами. Касыда «Сомнат», воспевающая поход султана Махмуда в Индию, вызвала подражания поэтов последующих веков.

АфлотунПлатон.

Ахмади Фаригунэмир из династии Феригунидов, правивший областью Гуз-ганан с городами Шапуркан и Фарьяб (между Балхом и Мерверрудом).

...Бери то, что я дал тебе, и будь из числа благодарныхКоран, VII, 141.

Боа, чарг, шохинхищные птицы из семейства соколиных, которых использовали для охоты как ловчих птиц.

Вузурджмихрарабизованная форма древнего Буаургмихр. Легендарный везир Сасанида Ануширвана, на которого были перенесены черты всех сказаний об идеальных царских советниках.

Буроксказочное животное, на котором, по легенде, Мухаммед совершил свой мирадж, т. е. ночной полет на небо.

Бу-с-Сувар (или Абу-л-Асовар) Шавур (или Шапур) ибн Фазл — 8-й везир из династии Шеддадидов, правивших в Арране и Армении (ок. 951—1199).

Гуштаспимя одного из мифических героев иранских народов. В «Шах-наме» Фирдоуси — сын Лухраспа. Весь этот рассказ тесно связан с преданием о поездке царя Гуштаспа в молодости в Византию, которое подробно изложено в «Шахнаме».

Дабиргосударственная должность, секретарь, писарь, редактор в диване.

Данг — единица веса, которая в разное время в различных местах имела разный вес и цену; 1/6 дирхема.

Дахма — специальное здание, где трупы, которые, по зороастрийским верованиям, нельзя ни погребать, ни сжигать, выставлялись под действием воздуха и на расхищение коршунам до тех пор, пока не превращались в кости; иногда употребляется в значении гробницы, мавзолея.

...Дед твой... — Кай-Кавус был женат на дочери султана Махмуда.

Джавонмардибукв.: «благородство, рыцарство», арабский эквивалент этого термина футувва. Джавонмардами называли себя члены тайных ремесленных обществ, боровшиеся за свои права против феодальной эксплуатации. Общества эти имели в известной степени религиозную окраску и поддерживали связь с некоторыми течениями суфизма.

Диванканцелярия, присутственное место.

Динар — золотая монета стран мусульманского Востока. Ее начали чеканить с 7 в.: вес — около 2,4 г золота.

Дирхемдревнейшая серебряная монета арабов весом 2,97 г чистого серебра. Ее начали чеканить с 695 г. для торговли с другими государствами.

...Доброе же то, что ты добудешь себе умением...Здесь автор играет на двойном значении слова, прямом — «имя» и переносном — «добрая слава, репутация, именитость».

Дубейтодин из древнейглих жанров таджикского стиха, встречавшийся еще до ислама. Состоит из четырех строк разнообразных по содержанию (дидактика, философия, любовь, суфизм и т. п.). От рубай отличается по своему стихотворному размеру (хазаджи мусаддаси махзуф, т. е. ушестеренный усеченный ха-задш), рифмовка: ааба, аааа, аабб и абвб.

Дулъдуль — имя коня, по преданию, принадлежавшего имаму Али — зятю Мухаммада.

Если возблагодарите, умножу я вам Коран, XIV, 7.

Зинданподземная тюрьма, клоповник.

Зулкарнайнпрозвание Александра Македонского (букв.: «Обладатель двух рогов»).

Ибн Мукла Абуали Мухаммад ибн Али ибн Хусейн ибн Мукла Ширази (853, Багдад—940, там же), каллиграф, языковед и ученый. Был везиром у Аббасида Муктадира (908—932), затем у Кахира (932—934) и Рази (934—940). При нем в 936 г. попал в тюрьму, где ему сначала отрубили правую руку, а в 938 г. вырвали язык. Умер в заключении.

И не ввергайте себя своими руками в опасности... — Коран, II, 191.

И не говори им тьфу и не отталкивай их... — Коран, XVII, 24.

И не расточайте, ибо не любит он расточителейКоран, VI, 142 и VII, 29.

Ирок, ушшок, зерафканда, бусалик, сипахан, наво, бастаназвания различных напевов, входящих в состав классической музыки.

ИскандарАлександр Македонский.

Кабаларасписка, удостоверение в чем-либо, часто также купчая крепость.

Каламдон — пенал.

Камари Тургани Абулкасим Зияд ибн Мухаммад — один из поэтов второй половины 10 в., современник Кабуса Вушмгира. Из его наследия сохранилось всего 20 бейтов.

Карунбиблейский Корей, богач, о котором повествует Коран, XXVIII, 76, XXIX, 38, ХЬ, 25. Его богатства были столь велики, что ключи от них не могли перенести с места на место несколько сильных человек. За неверие и вражду к пророку Мусе (Моисею) был поглощен землей.

Каса чаша для жидких блюд, известная еще со времени каменного века. В Средней Азии найдены расписные касы из керамики, относящиеся ко 2 тыс. до н. э.

...кто учит добру, как бы сам его делает...Известный хадис.

Лабиби (гг. рожд. и смерти непзв.) — персидско-таджикский поэт 11 в. Из его стихов дошло очень мало. Лабиби также писал поэмы, от которых сохранились только отдельные бейты.

Мавдуд Шихабаддавла (1041—48) — 10-й султан из династии Газневидов, сын Масуда и внук Махмуда.

Мамун7-й халиф из династии Аббасидов, правивший в 813—833 гг., сын Харун-ар-Рашида.

Мансурипо-видимому, был особенно крупный формат писчей бумаги.

Маншурраспоряжение, приказ.

«Марзбаннаме»дидактическое произведение; написано в 10 в. на мазан-деранском диалекте не Марзбан ибн Рустам ибн Шарвином, а Марзбан ибн Рустам ибн Шахрияр ибн Шарвином. Мазандеранский оригинал «Марзбаннаме» до нас не дошел, но сохранились две новоперсидские редакции этой книги, одна под названием «Равзат-ал-укул» («Сад разумов»), принадлежащая Мухаммад-гази Малтави, почти вдвое увеличившего ее объем. Автор второго перевода, более сложного по стилю — Саадуддин Варовини.

Масуд — сын султана Махмуда Газневидского, правил в 1030—41 гг.

Минбаррод кафедры в мечетях, с которой говорят проповедники.

Муавийяпервый халиф из династии Омейядов, правил в 661—680 гг.

Мугелонвид колючего растения.

Муджтахидбогослов или законовед, принимающий решения по вопросам религии и мусульманского права самостоятельно, а не повторяющий решения до аналогичному делу, уже вынесенному кем-либо другим.

Музавваракалорийный и питательный суп, приготовляемый для больных, но в то же время значит и «подложный». Сахиб, мастер игры словами, показал, что знает тайну Раби.

Муридлицо, поступившее под начало к «старцу» (пиру, шейху, муршиду), отказавшееся от собственной воли, обязавшееся выполнять только приказы «старца». По утверждению самих суфиев, мурид перед шейхом подобен «трупу в руках обмывателя трупов».

Мутаваккилъ10-й дский халиф, правивший в 847—861 гг.

Мутрибмузыкант и певец.

Муфти (араб.) — «дающий фетву» — заключение на запросы судьи или частного лица, основанное на законах шариата.

Мы сотворили небеса и землю...Коран, XI., IV, 38—39.

Навруздревний и традиционный праздник иранских народов (позднее получил распространение и среди неиранских народов), который приходится на чень начала солнечного летоисчисления, первое число месяца фарвардин (халал), или 21 марта нынешнего летоисчисления. Появился примерно 3 тыс. лет гому назад благодаря развитию сельского хозяйства и считается праздником 5есны и весеннего сева. При Ахеменидах стал традиционным официальным праздником иранцев.

Надим  — собеседник, сотрапезник царей и эмиров.

Наука проницательностинаука физиогномики, или учение о том, как по чертам лица человека можно узнать его характер и даже его сокровенные мысли.

...Научил он человека тому, чего тот не знал... Коран, ХСУ1, 5.

Нушинраванискажение прозвания Хосрова I (531—579) Аношакравдна (обычно в ново-перс. Ануширван — имеющий бессмертную душу). Подавив восстание Маздака, оказал иранской аристократии великую услугу, за что прославлен официальными хрониками как образец справедливости.

Память и мышление вне места... По схоластической физиологии, память я мышление не могут быть локализованы в организме, поэтому они «вне ме-;та», прочие же чувства локализованы: зрение — в глазу, слух — в ухе и т. п.

...Передачи, передаваемой по непрерывной цепи, не избегай.Речь идет о хадисах и риваятах, передаваемых обычно с так наз. иснадом, т. е. цепочкой имен передатчиков: сказал такой-то со слов такого-то и т. д.

...Писать ее не учи.Это предписание интересно, ибо, по свидетельству Бейхаки, у его современников — газневидских эмиров — женщины, в противоположность этому, отличались хорошей грамотностью. По-видимому, в этом пункте новая тюркская аристократия отступала от старых иранских традиций.

Повинуйтесь аллаху и повинуйтесь посланнику и повелителю вашему.Коран, IV, 62.

Пять разделовхотя речь идет о пяти разделах (гуна), но пояснено только штыре.

Пять скрытых, как-то...Как известно, мусульманская наука, помимо пяти внешних чувств, признавала внутренними чувствами перечисленные автором пять способностей.

Рави («передатчик» преданий, декламатор), лицо, исполнявшее стихи поэтов. Рави должен был обладать гибким приятным голосом и хорошей дикцией.

Разве ты не видишь, что сделал господь твой с обладателями слона?Коран, СУ, 1. .

Раият — подданный, лицо податного сословия.

Ратлъмера веса, равная 144 дирхемам, или 450 г.

Рахшбоевой конь богатыря Рустама, воспетого Фирдоуси в «Шахнаме».

Рум Византия.

Сайида — вдова Бунда Фахраддавла (967—997).

Саларначальник.

Салман Фарисимифическое лицо.

Сархангкомандир.

Сахибдиванначальник дивана, т. е. приказа. Сахибдиван в каком-либо городе ведал всеми поступлениями, всей отчетностью и имел очень большой вес.

Сахиб Исмаил ибн Аббадзнаменитый везир Буидов.

Сипахсаларвоеначальник.

...Слышать рассказ не то, что видеть своими глазами...Известный хадис: «весть не то, что видение воочию».

Султан Махмуд сын Насираддинат. е. Махмуда Газневида.

Суфий (суфи) — последователь мистического течения в исламе — тасаввуфа, зародившегося в 8 в. на территории современного Ирака и Сирии. В те века название аскетов и проповедников, носивших власяницу (суф).

Сухрабвитязь, сын Рустама, знаменитого героя «Шахнаме» Фирдоуси, трагически погибший в бою с отцом, которого он не знал в лицо, так же как не знал его и отец.

Табтаб, или табтаба — нечто вроде ракетки для игры в мяч.

Тарикат (араб, путь, направление, религия) — обозначение мистического направления, имеющего целью духовное самоусовершенствование, чаще под руководством «старца» (шейха, пира).

Таранапесня и мелодия в народной музыке.

Тасудж1/24 часть дирхема.

Тафсиртолкование на Коран.

Тимиан — ароматное растение, распространенное в Европе, Азии и Сев. Африке.

Тугралбек Рукнаддин Абуталиб (993—1063)—основатель государства Сельджуков. В 1038 г. захватил часть Хорасана и в Нишапуре был провозглашен султаном.

Тутияпрепарат, применявшийся в качестве лекарства от глазных болезней.

Умар-и-Хаттабтак наз. второй правоверный халиф. Правил в 634—644 гг.

У сулиригористическая группа мусульманских богословов.

Фазлун-и-Мамлонодин из правителей Азербайджана, о династии которых сведений крайне мало. 

Факихзаконовед, знаток законов шариата и исламской религии.

Фалак-ал-Маали — сын Манучехр ибн Кабуса.

Фараонпо Корану, царь амалекитов, согласно суре XXVIII, 38, приказавший поклоняться себе как богу.

Фаррашбукв.: «расстилатель ковра», слуга.

Фатимадочь Мухаммеда, жена Али.

Фетвашариатское заключение и постановление, которое выносится главой мусульманской общины муфтием по различным религиозно-правовым и социально-политическим вопросам.

Фирузанправитель Дейлема, убит в бою с войсками Саманида Исмаила в 901 г. у Фаласа.

Фукаприятный напиток, приготовляемый из ячменя или риса.

Хаббзбукв.: («зерно»), мелкая мера веса.

Хаджибпридворный чин, лицо, ведавшее допуском к носителю власти, церемониймейстер.

Ханскатерть, расстилаемая на полу, на которую ставится угощение.

Ханакадервишеский монастырь, обитель, странноприимный дом, где жили и молились шейхи и дервиши.

Харун-ар-Рашид (763 или 766, Багдад — 809, Тус) — 5-й халиф (786—809) из династии Аббасидов. Во времена его правления развивались сельское хозяйство, ремесло, торговля и культура (в основном литература), но наблюдались и признаки упадка (восстания в Византии, Сирии и др. областях). Принимал непосредственное участие в подавлении антихалифатских восстаний. Хотя в «Тысяче и одной ночи» изображен справедливым и прославленным халифом, на самом деле он был невежественным и жестоким.

Хафизпочетное прозвание человека, заучившего Коран наизусть.

Хирка (хырка) — власяница, которую носили дервиши. При радениях, когда дервиши впадали в исступленное состояние, было принято рвать хирку в клочья, причем верующие миряне старались заполучить такой клочок как нечто, якобы, несущее благодать.

Ходжа Абдурраззак ибн Ахмад ибн Хасан Маймандисын школьного товарища султана Махмуда, Ахмеда Майманди, которого Махмуд заключил в одном из замков в Индии. Абдурраззак делил заключение с отцом, а после его освобождения и нового возвышения стал везиром Мавдуда.

Худжра — келья, маленькая комната, чулан.

Чавганшироко распространенная на Востоке игра, до известной степени соответствующая европейскому поло. Две команды, состоящие из нескольких всадников с клюшками, загоняют деревянный шар в ворота друг друга.

...Что посеешь, то и пожнешьперевод буквальный и к русской поговорке не подгонялся.

Чтобы вы возвращали доверенное вам владельцам егоКоран, IV, 61.

Шабдизконь царевны Ширин, героини сказания о Хосрове и Ширин, подаренный ею Хосрову Парвизу.

Шамс-ал-Маалит. е. Кабуса.

Шариатсовокупность всех религиозно-правовых и обрядовых норм ислама.

Шахнаарабский термин, обозначающий лицо, следящее за порядками в городе, градоначальник.

Шахрбанудочь последнего Сасанида Йездигерда, убитого во время завоевания арабами Ирана в 637 г. н. э.

Шейх Абусаид Фазлуллах Абулхайр Махнаи (967—1049, Хорасан), поэт, мыслитель, один из столпов суфизма. В своих четверостишиях он, наряду с философско-суфийскими мыслями и взглядами, выступал поборником таких прекрасных человеческих качеств, как доброта, преданность и искренность, правдивость, честность и т. п. Вел постоянную переписку с Ибн Сино. Взгляды Абусаида Махнаи оказали большое влияние на произведения Абулмаджда Санои, Фаридаддина Ат-тара, Джалолиддина Руми.

Шейх Ахи Фаррух Занганиизвестный шейх, с именем которого связывают имя великого азербайджанского поэта Низами, хотя хронологически это и невозможно.