Примечания

1. Коломна — один из крупных торгово-ремесленных городов в Русском государстве XVII в.

2. Голутвин монастырь — имеются в виду Голутвин-Богоявленский и Бобренец-Голутвин монастыри, основанные в XIV в.

3. Переславль Рязанский — ныне г. Рязань. В начале XVII в. город был одним из крупных торгово-ремеслеиных центров России.

4. Терехов монастырь — расположен в 50 км от Старой Рязани, упоминается в «Книге Большому чертежу» (под ред. К. Н. Сербиной. М.-Л., изд-во АН СССР, 1950, стр. 122).

5. Вышегород — г. Вышгород, расположен при впадении р. Рака в р. Оку.

6. Старая Резань — столица Рязанского княжества в XII-XIII вв. ныне городище на правом берегу р. Оки в 50 км от современной Рязани.

7. Касымов — г. Касимов. С середины XV в. до 1681 г. был центром Касимовского царства, т. е. удельного владения потомков ордынского царевича Касыма, не имевших никакой политической самостоятельности и целиком зависевших от московских царей. Упоминаемый Котовым царевич Уруслан — один из касимовских царей.

8. Муром — в XVII в. был значительным торгово-ремесленным центром.

9. Елатма — ныне Елатьма. В XVI-XVII вв. здесь была важная пристань на р. Оке; в «Книге Большому чертежу» (стр. 123) называется городом.

10. Павлов перевоз — ныне г. Павлово Горьковской области. В начале XVII в. был известен как центр ремесленного производства (обработка металлов): в «Книге Болыпому чертежу» (стр. 124) назывался городом,

11. Нижний Новагород — ныне город Горький В XVII в. крупный торговый центр.

12. Василь-город — ныне поселок Васильсурск в Горьковской области.

13. Козмодемьянское — Козьмодемьянск. Возникший как крепость, он в начале XVII в. уже не имел военного значения.

14. Чебоксары — в XVII в. крупный торговый центр на Волге.

15. Кокшайское — село на Волге, расположенное между устьями рек М. и Б. Кокшаги. В XVII в. оно было незначительной военной крепостью.

16. Свияжское (Ивангород) — Свияжск. В начале XVII в из военной крепости стал превращаться в торгово-ремесленный и административный центр.

17. Казань. Во времена Котова Казань была крупнейшим торгово-ремесленным центром и занимала значительную территорию — каменный кремль, верхние и нижние посады, обнесенные деревянной стеной, и слободы. В городе насчитывалось около 20 тыс. жителей.

18. Самара — ныне г. Куйбышев. В начале XVII в. крепость Самара еще служила для защиты юго-восточных границ России от набегов ногайцев и крымских татар.

19. Саратов. Во времена Котова был крепостью.

20. Камышенка — небольшой посад на Волге, ныне г Камышин.

21. Речка Камышенка — правый приток Волги, в его устье находится г. Камышин,

22. Река Илавла — Иловля, левый приток Дона.

23. Царицын — ныне Сталинград. Молодой город на Волге. Был сильно укреплен и служил важным стратегическим пунктом для защиты русских земель от набегов степных кочевников. В городе жили стрельцы и казаки, управлялся он назначаемым из Москвы воеводою.

24. Пять изб — Пятиизбянская станица второго Донского округа Войска донского на р. Дон: в XVII в там была небольшая ярмарка.

25. Азов — в начале XVII в. был турецкой военной крепостью, заграждавшей выход из Дона в Азовское и Черное моря.

26. Черное море. Котов и Черное, и Азовское моря называет «Черным». Он пишет: «Азов стоит на Дону в пяти верстах от устья Черного моря».

27. Кафа — Феодосия. В 1475 г. город завоевали турки и переименовали его в Крым-Стамбул, назвали его также Кучук-Стамбул и Кефе. В XVII в. Кафа считалась укрепленным пунктом, населения в ней было немного.

28. Стамбул — в начале XVII в. столица Османской империи.

29. Ахтуба — по-татарски Ак-Тюбе — Белые холмы, левый рукав Волги длиной около 520 км.

30. Море Хвалижское — Каспийское море. На Руси называлось также Дербендским. Названия Хвалижское, Хвалынское или Хвалитьское образовались из арабизированной формы слова «Хваризм», т. е. Хорезм.

31. Золотая Орда — так Котов называет столицу золото-ордынских ханов Сарай-Берке, или Новый Сарай; окончательно разрушенный в 1480 г. союзными войсками Ивана III и Менгли-Гирея. Во времена Котова Золотая Орда как город не существовала. Сохранившиеся каменные постройки — царский дворец, мечети и другие здания — разбирались и использовались как хороший строительный материал, который отправляли в Астрахань.

32. Астрахань, Астрохань. С начала XVII в. Астрахань постепенно превращалась в укрепленный пункт Русского государства на юго-восточной его границе. Торговое значение Астрахани к этому времени было велико (см. предисловие).

33. Кутумовка — Кутум, рукав Волги, вытекающий из главного русла у самой Астрахани, длиной около 20 км.

34. Розряд (разряд) — разрядный приказ, центральное правительственное учреждение в Русском государстве в XVI-XVII вв.

35. Бухарские земли. Бухара — так на Руси называлось Бухарское ханство, находившееся с 1510 по 1597 гг. под властью узбекской династии Шейбанидов, а с 1597 г. — Аштарханидов. Торговые связи у русских купцов с Бухарой были еще до монгольского нашествия. В конце XVI — начале XVII вв. из-за междоусобной борьбы в Средней Азии и разбоев на дорогах торговля несколько ослабла, тем не менее русские купцы продолжали ходить «в Бухары» и «в узбеки».

36. Кызылбаши. Кызылбашские земли, Персидская земля. Шахская земля — названия Персии на Руси в XVI — -XVII вв. «Шахская земля» — от названия верховного правителя Персии «шаха», «кызылбаши» — по имени правивших в стране так называемых кызылбашских племен, которые составляли до начала правления шаха Аббаса I основную военную силу Сефевидов. Название «кызылбаши» (буквально «красноголовые») эти племена получили из-за красных полос на головном уборе, который они носили. В Московской Руси персов называли кызылбашами даже в официальных документах.

37. Аманаты, арабск. — заложники. Благодаря связям с восточными соседями это слово было широко известно и употреблялось на Руси.

38. Балда — Болда, небольшая протока в дельте Волги

39. Тотарове (татары) — во времена Котова название многих народов монгольского и тюркского происхождения, входивших ранее в состав Казанского, Астраханского и Крымского ханств. В данном случае Котов имеет в виду астраханских татар.

40. Нагаи — ногайцы, потомки той части населения Золотой Орды, которая находилась в XIII в. под властью темника (военачальника) Ногая. В XIV в. после распада Золотой Орды ногайцы образовали Ногайскую Орду, которая позже распалась на ряд мелких орд. В 1555-1557 гг. ногайские орды стали постепенно переходить в русское подданство. Кочевали ногайцы на Северном Кавказе от Черного до Каспийского моря,

41. Выставка — вероятно, одно из монастырских угодий (с-м. Срезиевский — Материалы для словаря древнерусского языка. т 1. стр. 453).

42. Царева протока — Царев, рукав Волги, отходит от главного русла в 3 км ниже г. Астрахани; длина около 140 км; соединяется с протокой Болдой.

43. Кобыльи озера — кобыльские соленые озера в 80 км к юго-западу от Астрахани, их семь. Соль в озерах хорошего качества.

44. Мачеговское — одно из семи соленых озер.

45. Учюг и Ванчюг. Учуг – частокол для загона рыбы

46. Ванчуг — искаженное Иван учуг

47. Урослоба, Руслуба — один из населенных пунктов недалеко от устья Волги. Жители его занимались рыболовством.

48. Прорва — вероятно, так назывался один из населенных пунктов недалеко от устья Волги, в котором стоял стрелецкий караул.

49. Четыре бугра-небольшой остров близ устья Волги

50. Гилянские бусы — торговые суда гилянских купцов. Гилян — одна из прикаспийских провинций Персии;

51. Сандалы (шандалы) — небольшие одномачтовые парусные суда.

52. Казыевские татары — так назывались ногайцы из улуса мурзы Казыя, перекочевавшие в 1604 г. из района между р. Бузулук и Аральским морем к Азову. В первой четверти XVII в. они часто нападали на поселения донских казаков.

53. Терек — город Терки или Терский, центр Терской области. основан в 1567 г.

54. Тарки (Тарху, Тарку) — сейчас небольшое селение на берегу Каспийского моря в 2 км от Махач-Калы.

55. Дербень — Дербент.

56. Шаврань — Шабран в Бакинской области, находился километрах в 25 от г. Кубы. В начале XVII в. был небольшой крепостью. Сейчас сохранились лишь остатки крепости, известные у местных жителей под названием Шабран Калеси.

57. Шелоник — курганы, холмы, дюны, неровная местность по пути к Яику.

58. Акраганьское пристанище — на западном побережье Каспийского моря есть Аграханский полуостров и Аграханский залив, в который впадает Терек. Возможно, что там и была какая-нибудь пристань. Но, судя по контексту, Котов имел в виду «Караганское пристанище», находившееся в районе устья Яика на пути в Хиву и Бухару (И. Минаев. Сведения о странах по верховьям Аму-Дарьи. СПб., 1879, стр. 226).

59. Яицкое устье — устье р. Урала, называвшегося до XVIII в. Яиком.

60. Узбеки — с начала XVII в. в русских документах узбеками называли различные народности Средней Азии, входившие в состав Шейбанидского узбекского ханства: киргизов, казахов, каракалпаков и даже таджиков.

61. Ширванская земля — Ширванское ханство, находившееся на территории нынешней Бакинской области, было подчинено персидскому шаху.

62. Низовая — Ниазабад, пристань на западном берегу Каспийского моря в северной части Дагестана, примерно в 70 км к юго-востоку от Дербента.

63. Фарабат — какой населенный пункт — Фарахабад или Фахрабат, что в данном случае имеет в виду Котов, выяснить не удалось.

64. Дербенский присуд — Дербент был административным центром, там находился даруга — высший полицейский чин в округе.

65. Шамаха (Шемаха, Шамахи). В начале XVII в. Шемаха была крупным торгово-ремесленным городом и пользовалась известностью в Западной Европе и Русском государстве как центр торговли шелком, куда приезжали купцы из Генуи, Венеции и других государств.

66. Агач — мера длины; пеший агач был равен 4 верстам, конный — 7 верстам.

67. Турский царь, Турская земля — так в XVI — XVII вв. назывались турецкий султан и Османская империя в официальных документах Русского государства.

68. Чернь — Черный Рынок, селение в Терской области на р. Прорве, близ Каспийского моря; возможно, Котов имеет здесь в виду пристань того же названия на западном побережье Каспийского моря.

69. Тюменка — небольшая река на Северном Кавказе, на ней был выстроен г. Терек — Терки.

70. Слободы великие — Черкаская слобода, да Окоцкая, да новокрещеных черкас слобода — небольшие поселения на берегу Терека, недалеко от города Терка. — [См. в «Книге Большому Чертежу»: «А в тех горах по Тереку и по рекам по иным пятигорские черкасы, и кабарда, и окохи, и осоки, и кугени, и мичкизы» («Книга Большому Чертежу», под ред К. Н. Сербиной. М.-Л, АН СССР, 1950, стр. 88)].

71. Быстрая река — Котов неправильно говорит, что в р. Быструю в 60 верстах ниже г. Терка впадает Терек. В «Книге Большому чертежу» говорится: «А в Суншу реку пала река Белая да река Быстрая» (там же, стр. 91). Таким образом, р. Быстрая — приток р. Сунжи, которая, в свою очередь, является притоком р. Терек.

72. «Из гребенеи» — (имеются в виду гребни на берегу горной речки Акташе в ущельях .Кавказских гор. (Примечание М. П-ого)

73. Кабарды — кабардинцы. В XIII-XVI вв. кабардинцы уже занимали территорию, которая в XVII в. стала называться Кабардой и землями «пятигорских черкесов». В XVI в. в Кабарде стали складываться феодальные отношения. В начале XVII в. Кабарда распалась на множество мелких феодальных владений, во главе которых стоял старейший «князь». Особенностью общественного строя Кабарды XVI-XVII вв. было переплетение феодальных отношений с родовыми и наличие пережитков патриархального рабовладения. Со времени Ивана Грозного между Кабардой и Русским государством установились дружественные отношения (Иван Грозный в 1561 г. женился на дочери кабардинского князя Темрюка). После некоторого ослабления русских позиций на Северном Кавказе во время польско-шведской интервенции в начале XVII в. Османская империя и Крымское ханство неоднократно пытались утвердить свою власть в Кабарде.

74. Остров Чечень — расположен около Аграханского полуострова.

75. Кумачаня — кумыки. Народность, образовавшаяся в результате смешения местных дагестанских племен с пришлыми тюркскими элементами (главным образом, с половцами — кыпчаками).

76. Горские черкасы. Черкасами (черкесами) назывались разноплеменные, но родственные по языку и культуре северокавказские и иногда дагестанские (не тюркские) народности Кавказа.

77. Крымские татары — имеются в виду кумыки, подчинявшиеся «крымшаху» или Тарковскому шамхалу. Крым — местечко в Дагестане на р. Алазани, впадающей в Куру; оно указано в «Книге Большому чертежу» (стр. 89).

78. Сунша — Сунжа, вытекает из гор Чечни и впадает в Терек. Длина около 200 км.

79. Меншой Аксай и Болшой Аксай. Ныне известна одна река Аксай, которая течет в Дагестане и, не доходя до Терека, теряется в болотах.

80. Койса-река — Койсу, общее название системы четырех рек в горной части нынешней Дагестанской АССР. Аварское и Андийское Койсу, слившись, дают начало р. Сулак.

81. «Илдырхан шурин шахов того звут Крымъ шахом» — имеется в виду Тарковский шамхал, кумыкский правитель (см. прим. 77).

82. Салтан Мут — имя правителя горских черкесов — кумыков.

83. Лязгинцы — лезгины, племена, обитавшие на юге Дагестана; в XVII в. у них сохранялся первобытно-общинный строй; Котов правильно указывает на лезгинские племена, жившие между Тарками и Дербентом в горах и никому не подчинявшиеся. Их правитель назывался «усмием».

84. «Князь у них свои, а словет усминьской». К северо-западу от Дербента находилось княжество Кайтак, правители которого имели титул «уцмия» («усмия» — в руссифицированной форме, происходит от арабского слова «исм» — имя, означает «именитый»). В начале XVII в. Кайтагское уцмийство дорожило поддержкой Русского государства и экономическими связями с ним.

85. «Имали у торговых людей со вьюка по три киндяка». Киндяк — ткань, набойка. Здесь — по три куска определенной ткани с вьюка.

86. Кайдатской князь — см. прим. 84.

87. «От того города Дербеня стена была каменная через горы в Черное море в Туръскую землю». От Дербента на запад много веков назад была построена стена для зашиты от степных кочевников. У восточных авторов эта стена называется обычно «стеной Александра» (Македонского). (См. И. Н. Березин. Путешествие по Востоку, т. I, ч. 2, Казань, 1850, стр. 8),

88. Бусорманы — широко распространенное на Руси название мусульман.

89. Арменья — армяне.

90. «Сорок мученик» — это знаменитое кладбище «Кырхляр». По мусульманскому преданию, здесь был уничтожен мусульманский арабский отряд, посланный во времена халифа Османа для покорения этого края. По свидетельству И. Н. Березина (Путешествие по Востоку, т. I, ч. 2, стр. 30 — 31), все надписи на могильных плитах мусульманские; относятся к XIV в. и более позднему времени.

91. Карасамраи, карамсараи — так Котов называет караван-сараи, постоялые дворы на торговых путях и в городах Ближнего и Среднего Востока. Иногда он заменяет слово «караван-сарай» русским термином «гостиный двор».

92. Тезичеи — тезики, персидские купцы. Так же Котов называет и вообще персов.

93. Мечеть — мусульманский храм.

94. Ердань — резервуар, наполненный водой, бассейн.

95. Город Александров — т. е. построенный Александром Македонским; некоторые развалины древних городов жители называли «Александриями». В данном случае не известно, какие развалины недалеко от Шемахи упоминает Котов.

96. Ыспагань — Исфахан, город в центральной части Персии; был объявлен столицей Сефевидского государства при Аббасе I, т. е. незадолго до приезда Котова в Персию. В конце XVI и в начале XVII в. город быстро рос: была создана новая планировка его центра, сооружены дворцы, мечети, разбиты парки, через реку Зайенде-руд были построены многоарочные каменные мосты. Исфаган того времени был крупнейшим торгово-ремесленным и культурным центром страны. .

97. Ардевиль — г. Ардебиль в южной части Азербайджана. Ардебиль был столицей первых сефевидских шахов. Здесь находится мавзолей родоначальника сефевидской династии шейха Сефи и первого шаха — Исмаила I. В XVII в., несмотря на перенесение столицы в другой город, Ардебиль был одним из крупнейших городов в Персии.

98. «И тут рахтаны емлют с верблюда по две абасы». Рахдар — таможенная пошлина. Аббаси — персидская серебряная монета.

99. Муганы — по Котову, кочевники Муганской степи; Муганской степью называется часть Кура-Араксинской низменности к юго-востоку от места слияния Куры и Аракса.

100. Кора-река — р. Кура.

101. Салтан — султан, высший военный чин в сефевидской Персии.

102. Мечеть... шах Софея — мечеть в Ардебиле, построенная сыном шейха Сефи — шейхом Садр-эд-дином. Мечети иногда владели землей, караван-сараями, базарами и т. п., так называемым «вакфом». Это дало Котову основание сравнить мечети с русскими монастырями.

103. Диво-мурза — Диви-мирза, сын Аббаса I, похороненный в Ардебиле.

104. «Их ничем не вредить, ни казнить» — Котов говорит о старом обычае в Персии, так называемом «бесте», когда преступник мог скрыться от властей в мечети, мазарах и в других местах, считавшихся неприкосновенными.

105. Матавелеи — мутавалли, управляющий «вакфом».

106. Салаван — гора Савалан, у подножья которой расположен г. Ардебиль.

107. Тевриз — Тебриз, центральный город провинции Азербайджан, в XVII в. был крупным торгово-ремесленным центром в Персии.

108. Xалкан — г. Халхал, город в северной Персии, между Ардебилем и Зенджаном.

109. р. Кизыл — река Кызыл-Узен, так называется верховье реки Сефид-руд.

110. Зеньга, Зенга — город Зенджан, расположенный на важнейшем торговом пути в Персии, соединявшем провинцию Азербайджан, Армению с центром страны. Большого значения в XVII в. Зенджан не имел.

111. Салтанея — город Султанийе, Султания; находится недалеко от Зенджана. Город начали строить в XIII в. Хулагиды, при которых он был объявлен второй столицей Персии. Наибольшего расцвета Султания достигла в XIV в. Постепенно город стал приходить в упадок, утратил свое значение. В XVII в. в нем было около 6 тыс. жителей; во времена Котова многие постройки еще сохранились и поражали своим великолепием. В городе находится гробница султана Олджейту, более известного под своим мусульманским именем Худабенде.

112. Вероятно, речь идет о жилых кварталах вокруг цитадели.

113. Салтамунит — вероятно, речь идет о хулагидских правителях, правивших в конце XIV — начале XV в.

114. Шах... Софеи — Исмаил, первый шах из династии Се-февидов.

115. Авгарь — Абхар, город, лежащий на пути из Зенджана в Казвин.

116. Казбин — Казвин, один из Древних городов Персии. В XVI в. Казвин был столицей сефевидской Персии и поэтому значительно разросся; в пышности он не уступал в XVII в. ни одному городу в Персии, кроме Исфахана.

117. Богдат — город Багдад. В 1623 г. Багдад был захвачен персидским шахом Аббасом I.

118. Сава — Саве, город в Персии, находился на торговом пути между городами Казвином и Кумом (см. прим. 119).

119. Кум — один из древних городов Персии. Особенно известен как религиозный центр шиитов. Здесь находится гробница Фатимы, сестры одного из шиитских имамов. В Куме, начиная с XVII в., похоронено много шахов.

120. Мултанейское царство. Мултан — город в Западном Пакистане, один из Древнейших городов Индии, важный пункт на караванном торговом пути. Город был широко известен среди купцов Ближнего и Среднего Востока. По имени этого города Котов и называет Индию Великих Моголов «мултанеиским царством».

121. Кашин — Кашан, город в Персии, севернее Исфахана, с древних пор славился производством глиняных и фаянсовых изделий. Свое торгово-ремесленное значение Кашан сохранял и в XVII в.

122. Нетензя — Натенз, город в Персии, расположенный на пути из Кашана в Исфахан.

123. Эту же легенду передал и Адам Олеарий, посетивший Персию несколько позднее Котова.

124. Аравляне (аврамляне) — возможно, имеются в виду последователи Авраама, одна из мусульманских сект. Однако более вероятным является предположение, что Котов имеет в виду сирийцев.

125 Тынчак или Тынча — название Центральной торговой площади и торговых рядов в Исфахане.

126. Киюз — искаженное турецкое слово «кёшк» — павильон, киоск. Двухсот русских лавок на исфяганском базаре в то время быть не могло.

127. Крестцы — имеются в виду базары, расположенные на перекрестках улиц в центре города.

128. Бор — сборки, морщины.

129. Батман (или ман) — наиболее распространенная в Иране мера веса, равная в зависимости от района 3 — 6 кг.

130. «И землею и камышки розводят, играю т» — стараются так бросить камни, чтобы получились какие-либо фигуры, узор, «развод».

131. Абдалы — члены дервишского ордена, наиболее распространенного в то время в Персии. «Их клятые», т. е. мусульманские святые.

132. «Шах пришол». Котов посетил Персию во время царствования шаха Аббаса I или Великого (1587 — 1628), одного из самых выдающихся шахов сефевидской династии. Придя к власти, Аббас направил все свои усилия на централизацию государства и усиление шахской власти. Чтобы уничтожить зависимость шаха от кызылбашских племен, Аббас провел военную реформу. Он скомплектовал гвардию так называемых шах-севенов (шахских дружинников) из разных племен и тем обезопасил себя от преобладающего влияния одного какого-либо племени. Вместе с тем он создал регулярное войско (20 тыс), находившееся на содержании государственной казны, организовал производство огнестрельного оружия. С новой армией шах Аббас одержал несколько блестящих побед над узбеками и турками, значительно расширил территорию своего государства. При шахе Аббасе Сефевидское государство достигло наибольшего расцвета и могущества.

133. Жулфы — искаженное Джульфа. Джульфа — небольший город при впадении Алинджи-чая в Аракс, в XV — XVI вв. занимал видное место в транзитной торговле через Закавказье. В 1603 г., т. е. незадолго до посещения Котовым Персии, Джульфа была разрушена Аббасом I, а около 50 тыс. ее жителей были переселены в Персию, в предместье Исфахана, которое стало называться Новой Джульфой. Жители Новой Джульфы были размещены по слободам — армянским (преимущественно), еврейским, азербайджанским и др., поэтому Котов и воспринял слово «Джульфа» как обозначение слободы, предместья вообще, а не как имя собственное.

134. Байрам-науруз — праздник нового года в Персии (байрам — праздник; науруз, правильно ноуруз, — первый день нового года) отмечается 21 марта.

135. Колоколов в мусульманских храмах нет. К молитве три раза в день призывают муэдзины.

136. Июль месяц постятся весь — Котов был в Персии всего несколько месяцев и не мог наблюдать перемещения праздников с одного месяца на другой. Судя по всему, он не знал мусульманского лунного календаря и решил, что месячный пост рамазан постоянно бывает в июле.

137. Байрам-рамазан — праздник по окончании тридцатидневного поста в месяце рамазан, отмечается в первые дни следующего месяца — шавваля. Один из главных мусульманских праздников.

138. Байрам-курбан — праздник жертвоприношения, отмечается в месяце зу-ль-хидже. Каждый мусульманин должен в этот день принести жертву и совершить молитву.

139. Фата — «фатха». Этой главой начинается Коран, основная священная книга мусульман.

140 Байрам-ошур — праздник ошура, «шахсей-вахсей» (см. прим, 141). Этот шиитский праздник посвящен памяти шиитского имама Хусейна, сына имама Али и Фатимы, дочери пророка Мухаммеда. Хусейн был убит в 680 г. около Кербелы по приказу омейяд-ского халифа.

141. Ксен ксен таусен ксень — искаженное выражение «Хусейн! Хусейн! — Шах Хусейн! Вай, Хусейн!». С этими возгласами шииты идут во время траурного шествия по улицам. Отсюда произошло и название праздника «шахсей-вахсей».

142. Сагадак — лук со стрелами.

143. Мамсень — имам Хусейн (см. прим. 140).

144. Бахме — имеется в виду Мухаммед (род. ок. 570 г. — ум. 632 г.), который считается основателем мусульманской религии — ислама.

145 «Озямные, киндячные и дорогилные, кумачныя, и кутняные» кафтаны — здесь перечисляются различные ткани, из которых шили верхнюю одежду в Персии. Большинство названий — персидского происхождения, но они прочно вошли в русский язык того времени. Озямный — производное от озям (верхняя мужская одежда с узкими рукавами); здесь скорее имеется в ввиду определенный вид материала. Киндяк — широко распространенная в то время ткань-набойка. Дорога — полосатая и клетчатая ткань. Кумач — бумажная ткань красного, реже синего цвета. Кутня — специальная ткань для верхнего платья [см. Е. К. Бахмутова. Иранские элементы в деловом языке московского государства. («Ученые записки Казанского государственного педагогического института. Факультет языка и литературы», вып. 3, Казань, 1940), стр. 47].

146. Аврамляне (см. прим. 124).

147. Мултанеи — довольно часто встречающееся в XVII в. наименование индийцев, происходящее от названия города Мултан. (см. прим. 120).

148. Жигуты, чагаты — искаженное перс. «джахудийя», т. е. евреи.

149. Ряш — Ареш или Араш, один из центров производства шелка-сырца.

150. Генжа — Ганджа, древний город в северной части Азербайджана, бывшая столица ганджинского ханства, ныне Кировабад.

151. Раван — Ереван. В течение нескольких столетий шла борьба за этот армянский город между турками и персами. В 1604г. Аббас I взял Ереван, причинив городу огромные разрушения. Однако, вскоре он приказал отстроить Ереван, окружить его новой крепостной стеной. В XVII в. Ереван был центром на торговом пути, идущем через Закавказье.

152. Учьклюс — (Эчмиадзин) знаменитый армяно-григорианский монастырь в 19 км от Еревана. В монастыре имеются три церкви — собор Шогакат, церкви св. Рипсиме и св. Гаяне, поэтому он и получил турецкое название «учь келисе» — «три церкви»,

153. По преданию, после всемирного потопа Ноев ковчег приплыл к горе Арарат, которая раньше всех выступила из воды.

154. Зечен или Зегги — определить место нахождения упоминаемого Котовым посада не удалось.

155. Малазгирт — в XVII в. пограничный пункт между Персией и Турцией; расположен на р. Мурад, севернее оз. Ван.

156. Карс — приток р. Ахурян, которая, в свою очередь, является притоком р. Аракс

157. Изрюм — Эрзурум, древнеармянский город Карин. Греки называли его Карано, арабы — Каликала. После разрушения в 1047 г. близлежащего Ардзна жители его укрылись в Карине, после чего он стал называться Ардзн-Рум — Эрзурум.

158. Изырьян — Эрзинджан, город в 140 км от Эрзурума. стоит на р. Карасу.

159. Карасара — Шебин-Карахисар, небольшой город, находящийся к северо-западу от Урзинджана.

160. Вологор или Войлагор — так называет Котов промежуточный пункт между Шебин-Карахисаром и Токатом. Вероятно, это небольшое селение, где останавливались на ночлег при переходе. На картах ато название не встречается.

161. Токат — город западнее Шебин-Карахисара, расположен на р. Ешиль-Ирмак.

162. Туркал — Турхал, небольшой город северо-западнее Токата на р. Ешиль-Ирмак.

163. Амас — Амасья, важный в то время пункт на торговом пути, расположенный на р. Ешиль-Ирмак. Хотя от Амасьи до Стамбула путь и далек. Котов другие промежуточные пункты не называет.

164. Бясир — Басра — крупный город на р. Шатт-эль-Араб в 90 км от Персидского залива. Основан город в VII в. В 1538 г. Басра была завоевана турками. Длительное время за Басру шла борьба между Персией и Турцией.

165. Карчегахан — Карчкан-хан, один из приближенных шаха Аббаса I, занимавший многие видные посты в государстве.

166. Ваиромея — Верамин, небольшой город недалеко от Тегерана.

167. Таиран — Тегеран, ныне столица Ирана. В начале XVII в. незначительный город.

168. Фарабат — Фахрабад, небольшой городок, ныне деревня недалеко от Дамгана.

169. Мешеть — Мешхед, один из крупнейших городов Персии, торговый центр Хорасана, место поклонения шиитов. Город играл видную роль в истории Персии.

170. Кандагар — один из крупнейших городов Афганистана, центр транзичной торговли. Долгое время за Кандагар шла борьба между Сефевидами и Великими Моголами. При Аббасе I Кандагар входил в состав Ирана.

171. Белое море. Судя по контексту, Котов называет так Аравийское море.

172. Урмуз (Хормоз, Хурмуз, Гурмыз). Старый Урмуз находился на материке, близ выхода Персидского залива в Аравийское море через Оманский залив. Уже в Х в. Урмуз служил портом для области Керман и всей юго-восточной части Персии. В XIII в. Якут отмечал большую роль Урмуза в торговле с Индией. Город пострадал во время монгольского нашествия. В ХIII в. Урмуз стал главной биржей и перегрузочным пунктом в торговле Передней и Средней Азии, Индии и Китая. В начале XIV в. правитель Урмуза перенес город с материка на остров. Купцы и путешественники всех стран находили в Урмузе покровительство и защиту, поэтому город называли также «Дар-ал-аман» («Обитель безопасности»).

173. Котов знал, что персы, турки и арабы пишут одним шрифтом, но говорят на разных языках. Вероятно, к «Хожению» он приложил на отдельных листах (или одном листе) своеобразный словарик с азбукой, где параллельно были даны русские слова, затем персидские и турецкие слова арабскими буквами.