Комментарии

208 Черный цвет был официальным цветом Аббасидов, как знак траура по тем членам семьи Мухаммада, которые погибли от рук Омейядов.

209 Имеется в виду библейский Давид, которому иудейско-христианская традиция, воспринятая исламом, приписывала дар составления и пения псалмов. Считалось, что голос Давида имеет магическую силу и очаровывает не только людей, но и диких животных, и неодушевленную природу.

210 Здесь, как и в других местах, Ибн Джубайр. называет Масудом сына Изз ад-дина Кылыч Арслана II (1156 — 1188), султана государства Сельджукидов в Малой Азии.

211 Амид — главный город области Дийар Бакр а Джазире (Северная Месопотамия), на правом берегу Тигра. В l183 г. был отвоеван Салах ад-дином у Сельджукидов и передан им своему союзнику из Артукидов, Hyp ад-дину Мухаммаду, правителю Кайфы (1174 — 1185).

212 Здесь явная ошибка, возникшая при переписке или чтении текста. Имеется в виду Изз ад-дин Масуд I из династии Зангидов, правивший Мосулом с 1176 по 1193 г. (то же относится к с. 230 и 240 текста Ибн Джубайра).

213 Этот атабек — Кутб ад-дин Маудуд из династии Зангидов, правивший Мосулом в 1149 — 1169 г., отец Изз ад-дина Масуда I. Его брат, Hyp ад-дин Махмуд — сын основателя династии Зангидов Имад ад-дина Зайти I ибн Ак-Сойкура, образовавшего на обломках сельджукской империи независимое княжество, включавшее Джазиру и Северную Сирию. Успешно боролся с крестоносцами, овладев большей частью графства Эдесса. Hyp ад-дин правил в 1146 — 1174 г., продолжая политику своего отца. Подчинил Дамаск и другие сирийские крепости. Благодаря своей умелой политике предотвратил захват Египта крестоносцами.

214 Имеется в виду хорезмшах Ала ад-дин Тукуш (Текеш) (1172 — 1200), освободивший Хорезм от сельджуков, принявший титул султана и овладевший почти всем Ираном.

215 Бадр — селение, известное тем, что в 624 г. Мухаммад со своими приверженцами-мусульманами совершил здесь нападение на большой мекканский караван, следовавший из Сирии. Мекканцы выступили в защиту каравана, которому удалось спастись, но сами потерпели поражение.

216 Т. е. Абу Бакр ас-Сиддик и Омар ибн ал-Хаттаб.

217 Омар ибн Абд ал-Азиз (Омар II) — омейядский халиф (717 — 720); как упоминалось выше, был внуком Омара ибн ал-Хаттаба.

218 Максура — маленькая комната в мечети, сооружавшаяся первоначально как место молитвы правителя, по соседству с мяхрабом, чтобы предотвратить возможное покушение. Максура появилась в начале омейядского периода в описываемой мечети Медины, а в дальнейшем во всех мусульманских странах. Постепенно максуры стали использовать и для других целей. Ибн Джубайр упоминает три максуры в мечети Омейядов в Дамаске: древнюю, сооруженную Муавией, в западной части мечети; еще одну — в середине, где находилась кафедра, и третью — в восточной части, где ханифиты вели обучение и совершали молитву.

219 Хосрой — имя, которым в средневековой арабской литературе называли всех персидских царей (по имени сасанидского царя Хосрова Ануширвана — 531 — 579 гг.).

220 Халиф Осман был убит в Медине в своем доме в 656 г. во время восстания, связанного с борьбой за власть партий, образовавшихся вокруг сподвижников Мухаммада на почве недовольства централизаторской политикой Османа.

221 Имеется в виду сражение войска Мухаммада с мекканскими курейшитами при горе Ухуд, расположенной к северу от Медины, завершившееся поражением мединского войска (19 — 20 ноября 625 г.).

222 Аббас ибн Абд ал-Мутталиб (ум. в 654-5 г.) — дядя Мухаммада со стороны отца, богатый купец, родоначальник дома Аббасидов (впоследствии халифская династия, 750 — 1268).

223 Подразумевается тот факт, что Осман был последовательно женат на двух дочерях Мухаммеда — Рукайе и Умм Кулсум.

224 «Люди суффы» — группа сподвижников Мухаммада, являвшихся, по преданию, идеалом бедности и благочестия. «Суффа» — навес из пальмовых листьев в мединской мечети, служивший их единственным приютом. Аммар (Ибн Йасир) — сподвижник Мухаммада, позже — сторонник Али. Один из ранних мусульман, Аммар эмигрировал в Эфиопию; после хиджры вернулся в Медину и участвовал во всех кампаниях Мухаммада; умер в 657 г. Известен своим благочестием и преданностью исламу, а также как знаток преданий о Мухаммаде. Салман (ал-Фариси) — один из «людей суффы», легендарный сподвижник Мухаммада, персидский раб-христианин, принявший ислам, организатор обороны Медины в 626 г. Салман считается также одним из основателей суфизма. Умер приблизительно в 655 — 657 гг.

225 В период становления мусульманского культа, после переселения Мухаммада из Мекки в Медину (622 г.) мечеть Кубы пользовалась большим почетом и даже могла заменять Каабу. На ее холме совершались церемония, подобные вукуфу в Арафате. Это положение сохранялось до конца VII в.

226 Имеются в виду выступившие против Мухаммада в битве за Медину в 626 г. мекканские курейшиты с их союзниками (ахзаб), к которым принадлежали иудейские пламена надир и «ураиза, бедуинские племена гатафан, су-лайм и некоторые другие. По совету Салмана Мухаммад приказал вырыть ров (хандак), который помешал союзникам овладеть Мединой.

227 Хад — первая треть ночи, когда наступает тишина.

228 Узра — племя бедуинов, кочевавшее к северу от Медины в долине Вади-л-Курра. Джамиль — имя раннеарабского поэта из узритов, известное по преданию. Бусайна — его возлюбленная.

229 Али ибн Аби Талиб был убит хариджитом Ибн Мулджамом, ударившим его отравленным мечом перед дверью мечети в Куфе (661 г.). Спорная традиция уверяет, что Ибн Мулджам был лишь одним из группы фанатиков, составивших заговор, чтобы избавиться от трех лиц, считавшихся ответственными за гражданскую войну (Али, Муавия, Амр).

230 Нух (Ной) — по мусульманской традиции, сформировавшейся под иудео-христианским влиянием, один из главных пророков, предшественников Мухаммада; он получил божественное откровение в виде ослепительного света, о чем пишет и Ибн Джубайр. Однако народ, к которому был послан Ной, не воспринял его учения, и Аллах наказал его потопом (Коран 11, 40 — 48; 23, 23 — 27). Ной с немногими уверовавшими и своим сыном Сетом спасся в ковчеге, который, по одной из версий, известной и Ибн Джубайру (с, 238), остановился у горы ал-Джуди, вблизи Мосула.

231 Идрис — один из мусульманских пророков, упоминающихся в Коране (19, 56; 21, 86); сунниты помещают его между Адамом н Ноем.

232 Ал-Хилла — город на Евфрате, на середине пути между Куфой и Багдадом.

233 Хан (перс.) — синоним фундука, обозначение гостиницы, принятое в то время в мусульманском мире, исключая его североафриканские области.

234 Ал-Мадаин — арабское название столицы сасанидского Ирана — Ктесифона, занятого арабскими войсками после победоносного сражения с войсками Сасанидов у Кадисии в 637 г.

226 Аббасиды считались одновременно имамами мусульманской общины и халифами — заместителями Мухаммада. Упоминавшийся выше дядя Мухаммада Аббас ибн Абд ал-Мутталиб, к которому они возводили свое происхождение, принадлежал к роду хашимитов племени курейшитов.

236 Намек на некоторые стихи Корана (см., например, суру 57, 11: «Кто даст Аллаху хороший заем, чтобы Он удвоил ему и была бы ему благородная награда?»).

237 Шуайб — пророк, упомянутый в Коране (Сура 11, 84) как один из предшественников Мухаммада, «брат» жителей Мадиана — города, расположенного на берегу Красного моря, на пути между Айлой и Меккой. Его проповедь не имела успеха: Шуайб был побит камнями. Но его соотечественники были наказаны Аллахом: их поразило небесное пламя.

238 Зикр — многократное упоминание имени Аллаха.

239 Усул (мн. ч. от асль — корень) — т.е. источники мусульманского вероучения и права — Коран и хадясы.

240 Ибн ал-Джаузи (ум. в l200 г.) — известный историк н знаменитый проповедник.

241 Амр и Зайд — неизменные персонажи лингвистических примеров в традиционных арабских грамматиках. Смысл данной фразы: человек, о котором идет речь, незауряден, он — средоточие всех достоинств.

242 Ар-Ради — дский филолог и поэт (910 — 1016); Михиар — ученик ар-Ради (умер в 1037 г.).

243 «Но рассказывая, не отклоняйся...» — поговорка.

244 Намек на стих малоизвестного арабского поэта Рабиа ар-Ракки.

245 Ибн Джубайр имеет в виду упоминавшегося выше Малика ибн Анаса (ум. в 795 г.), имама Медины, основателя толка маликитов.

246 Ал-Мансур — халиф династии Аббасидов (654 — 675), основатель Багдада (762 г.).

247 Абу Бакр аш-Шибли (ум. в 946 г.) — известный мистик, ученик персидского суфия Джунайда.

248 Абу-л-Мугис ал-Хусайн ибн Майсур ал-Халладж (араб. чесальщик хлопка, что указывает на его первоначальную профессию), родом из Фарса, ученик известного умеренного персидского мистика Джунайда (ум. в 910 г.). Он был обвинен в ереси, дважды арестован Аббасидами и в 922 г. подвергнут жестокой казни в Багдаде.

249 Первоначально резиденцией Аббасидов в Багдаде был так называемый Круглый город на правом берегу Тигра. Примерно через полвека, при Харуне ар-Рашиде она была перенесена к востоку, ближе к реке (дворец Хулд). Халиф Мутасим (833 — 842) из стратегических соображений создал новую столицу вблизи Багдада — Самарру (араб. «Сурра май раа»), о которой Ибн Джубайр пишет далее. Халифы пребывали в ней с 836 по 892 г. При Мутамиде (870 — 892) резиденцией стал дворец Хасани на левом берегу, юго-восточнее Круглого города; позже там были построены новые дворцы (в квартале Басалийа и др.), образовывавшие резиденцию халифа и во времена Ибн Джубайр а.

250 Устадар — придворная должность. Занимающее ее лицо ведало дворцовыми службами и слугами.

251 Муктадир — дский халиф (90'8 — 932).

252 Калансува — остроконечная шапка, которую носили дские халифы, везиры и кадии; фанак — так средневековые арабские авторы называли пушных зверей, преимущественно лисиц.

253 По-видимому, речь идет о нефтяных месторождениях близ Басры.

254 Низам ал-Мульк Абу Али ал-Хасан ибн Али ибн Исхак ат-Туси (1018 — 1092), везир сельджукских султанов Алп Арслана (1063 — 1072) и Малик Шаха I (1072 — 1092). Как говорилось выше, Низам ал-Мульк основал медресе Низамийа в Багдаде.

255 Строки из стихотворения арабского поэта Абу Таммама Хабиба (ок. 805 — 846).

256 Речь идет о бедуинах Бану Хафаджа, и ранее известных своими нападениями на паломников.

257 Аббасидские халифы: Мутасим (833 — 842), Васик (842 — 847), Мутаваккиль (847 — 861).

258 Масуди (ум. в 956 г.) — знаменитый арабский географ и путешественник, автор книги «Мурудж аз-захаб» («Промывальнн золота»).

259 Такрит — город на правом берегу Тигра, к северу от Самарры, находившийся с 1149 по 1190 г. под властью тюркской династия Бегтегинидов; место рождения Салах ад-дина.