Комментарии

1. Из рукописи A2.

2. Фридрих потерпел поражение 29 мая 1176 г. в битве при Леньяно, к северо-западу от Милана.

3. Победа короля Балдуина IV над Саладином у Аскалона, 25 ноября.

4. Король Вильгельм Шотландский уже в 1175 г. был вынужден принести вассальную присягу английскому королю. Это он обещал, будучи плененным еще за год до того. Также нигде не рассказывается, что Генрих II предпринял поход в Шотландию, наоборот шотландец являл себя именно как верный вассал и по приказу короля явился в Лондон. Но в том 1177 г. Генрих послал графа Честера с войском в Ирландию, чтобы тот завоевал ее для младшего его сына Иоанна, которого он объявил королем Ирландии. Вероятно это дало повод составителю нашей летописи вышеупомянутые сообщения приурочить к 1177 году.

5. Т.е. в новолуние. Составитель нашей летописи, как кажется, не принимает в расчет, что лунное затмение возможно только при полнолунии. В 1178 г. было, собственно два лунных затмения: 5 марта и 30 августа.

6. С точки зрения герцога "на той стороне" находится регион между Рейном и Везером.

7. Правильнее - в Ульме.

8. Конрадом, одним из сыновей маркграфа Вильгельма.

9. Флоренций.

10. Только в 1180 г.

11. Филипп — Филипп II Август, король Франции в 1180–1223 гг.

12. Правильнее - в Эрфурте.

13. Энгерн — средняя часть Саксонии, расположенная в верховьях р. Везер.

14. Анхальтскому.

15. При Вейсензее в Тюрингии, 14 мая.

16. Мешко.

17. Точнее: против своего брата Казимира.

18. Эммануил (Мануил I Комнин) — император Византии в 1143–1180 гг. Умер в сентябре 1180 г.

19. Правильнее - кузен.

20. Он некоторое время провел в плену в Иконии.

21. Андроник — император Византии в 1180–1185 гг. Захватив в 1180 г. верховную власть, он в 1183 г. приказал умертвить вдовствующую императрицу, а в 1184 г. и ее сына, молодого императора Алексия.

22. Анну, дочь Людовика VII.

23. Вместо последующего изложения в первой версии стоит только "Затем знатнейшие Константинополя устроили заговор против него вместе с неким Иакием, который хотел умертвить Андроника, он был свергнут с трона и лишен жизни позорной казнью.

24. Исаак — Исаак (II) Ангел, император Византии в 1185–1195 и в 1203–1204 гг. Выходец из греческой аристократии, пришел к власти в результате восстания против Андроника в сентябре 1185 г.

25. Рукав Св. Георгия — пролив Босфор.

26. Андроник был умерщвлен 12 сент. 1185 г. после жестоких истязаний.

27. См. выше под 1179 г.

28. На рейхстаге в Эрфурте в ноябре месяце.

29. Луций — Папа Римский в 1181–1185 гг.

30. Анно был в 1056-1075 гг. архиепископом кельнским.

31. Это предложение по ошибке пропущено в B1.

32. См. выше под 1163 г.

33. Уже в 1183 г.

34. По Яффе, Regesten der Paepste, папа Луций с 22 июля 1184 г. вплоть до своей смерти 25 ноября 1185 г. пребывал в Вероне.

35. Правильно - в Брешии.

36. Констанция, дочь короля Роджера II. Была помолвлена с королем Генрихом еще 29 октября 1184 г.

37. Точнее - это сделал город Кремона из-за зависти восстановлению Кремы. Ср. Scheffer-Boichorst, Kaiser Friedrich I letzter Streit mit der Kurie, стр. 70 прим. 2.

38. Точнее - 27 января в Милане, Рождество же император справлял в Павии.

39. Еще 25 ноября 1185 г.

40. Урбан III — Папа Римский в 1185–1187 гг., непримиримый противник императора Фридриха.

41. Вильгельм II.

42. Эта война произошла еще в 1185 г.

43. Согласно геннегауской хронике Гислеберта император на Троицу был в Туле.

44. Это предложение отсутствует в B1.

45. Согласно Scheffer-Boichorst, Kaiser Friedrich I letzter Streit mit der Kurie, стр. 109 прим. 4.

46. Ричард I Львиное сердце — король Англии в 1189–1194 гг.

47. Велюве — область западнее Утрехта.

48.  Балдуин IV скончался 16 марта 1185. В последующем изложении царит трудноподдающийся упорядочению хаос, вызванный вероятно частичным смешением Балдуина IV и его отца Амальриха, умершего в 1173 г.

49. Балдуин V — король Иерусалимский в 1173–1183 гг., племянник Балдуина IV, правил в малолетнем возрасте.

50. Здесь можно предполагать только Сибиллу, старшую сестру Балдуина IV, вышедшую замуж в 1176 г., т.е. после смерти Амальриха, за маркграфа Вильгельма Лонгаспата, сына Вильгельма (а не Конрада) Монтферратского.

51. Раймонд.

52. Имеется в виду сражение при Хаттине 6–7 июля 1187 г., когда Саладин нанес сильное поряжение крестоносцам.

53. Гвидо Лузиньянский.

54. Акко, Аккон, Птолемаида.

55. Григорий VIII — Папа Римский в 1187 г., занимал престол около двух месяцев.

56. Климент III — Папа Римский в 1187–1191 гг.

57. clerico.

58. Как кажется, здесь имеется в виду Фернандо II, король Леона, скончавшийся 28 января 1188 г. но о данных обстоятельствах ничего не известно.

59. В действительности в 1189 произошла только помолвка.

60. Императора.

61. Генрих Лев, по неизвестной причине названный здесь так.

62. Предположительно - Ричард, граф Пуату, тот самый, который только что был назван королем Англии.

63. Грандимон или Граммон во французском графстве Марше.

64. Генрих VI, об этих событиях более ничего не известно.

65. Платнер верно замечает, что вместо imperatori надо читать imperator т.к. составитель нигде не называет греческого правителя императором.

66. Эгер — совр. Хеб, город на западе Чехии.

67. из Тира. Маркграф Монтферратский.

68. Это место очевидно испорчено.

69. Имеется в виду Сербия, о которой составитель имел весьма смутное представление.

70. Т.е. в Галисии - на северо-востоке Испании, тогда - часть королевства Леон.

71. Предположительно - Абульфейра в Португалии согласно Riezler, Forsch. X, 78.

72. Согласно геннегауской хронике Гислеберта воюющими сторонами были герцог Генрих, сын Готтфрида Брабантского и граф Герхард из Ло.

73. Согласно одному из вариантов прочтения - это мнение составителя данной летописи.

74. Ричарда Львиное Сердце.

75. Эта свадьба не состоялась.

76. В А2 дополнение: "Война между сыном герцога и королем римским".

77. Канут.

78. Пресбург, совр. Братислава.

79. Бела III и Маргарита, дочь французского короля Людовика VII.

80. Гран, согласно Ансберту, который, однако, называет еще один город св. Георгия при выходе из Венгрии.

81. Совр. Морава, Сава, Драва, притоки Дуная в Сербии и Хорватии. Их названия должны были идти в обратном порядке.

82. Браниз, Бранич или Браничево, античный Виминакий, на Дунае при втекании в него Моравы, сегодня находится в руинах около Костолаца.

83. Белграве — совр. Белград. Фридрих был уже там ранее, 29 июня.

84. Нисса или Ниш.

85. Здесь, вероятно, ошибка. Скорее всего это должно было означать "сервский (т.е. сербский) князь). Ансберт, равно как и изданный Канузием анонимный повествователь о крестовом походе Фридриха называют поименно трех сербских князей, трех братьев Немана (Neaman), Красимира (Crazimerus) и Мирослава.

86. Сердика, совр. София.

87. Филиппис — совр. Пловдив.

88. Скрибентион, согласно Ансберту

89. Андронополь, Адрианополь — совр. Эдирне, город в европейской части Турции.

90. Димодика — совр. Дидимотихон, город на северо-востоке Греции.

91. У Анонима Канузия они называются аланами и являются частью гвардии византийского императора.

92. Кылыч Арслан Иконийский. Ср. Ансберт где имя султана передается как "Токил".

93. Город Эгер ошибочно помещается в Швабию, поскольку он принадлежал к владениям Штауфенов был вынужден искать его в Швабии.

94. Вильгельм II Добрый — король Сицилии в 1166–1189 гг. Скончался 18 ноября 1189. После его смерти Сицилия попала под власть Генриха VI.

95. Тюрингский. Он умер 16 октября на обратном пути из Птолемаиды (Акко).

96. С2 дополняет: "ему наследовал его сын Генрих".

97. В Сицилии.

98. 8 июля в Антиохии.

99. Переправа произошла у Калиполиса (Галлиполи)

100 Ансберт пишет: "Часть Малой Азии, что теперь зовется Романией, раньше была разделена на две провинции, Фригию и Вифинию". То же и у Канизского Анонима, у которого единственно вместо Вифинии стоит Памфилия.

101 Совр. Алашер в Лидии, в 120 км к востоку от Измира. Фридрих вступил в этот город 21 апр. 1190 г.

102 На Ликосе, притоке Меандра. В настоящее время - руины вблизи Денизли.

103 В эту цифру как кажется у составителя вкралась описка. Канизский Аноним оценивает на соответствующем месте потери турок в 500 человек, Ансберт - только в 300. Последний называет также и дату сражения, 30 апреля.

104 В тексте  tria milia без какого-либо добавления наподобие pedum или что-то подобное.

105 Ансберт и Аноним Канузский называют его Мелих (Мелик) Вилькен (Geschichte der Kreuzzuеge IV, 110) дает по восточным источников зовет его Малекшахом.

106 Совр. Конья. В конце 12 в. Иконий был столицей Иконийского сельджукского султаната.

107 Правитель Киликийского армянского государства.

108 Фридрих утонул 10 июня 1190 г. в небольшой реке Каликадн или Салеф в Киликии.

109 Книга Плача 9, 13 согласно латинскому тексту.

110 Так стоит во всех рукописях. Составитель путает оба города или считает их одним и тем же.

111 В данном месте вероятна ошибка, т.к. собравшиеся перед Аккой крестоносцы двинулись под предводительством Ричарда Английского на Аскалон только после падения Акки в 1191 г. и спустя много времени после смерти герцога Фридриха.

112 20 января 1191 г.

113 Хайса или Нефа.

114 В марте 1191 г.. Это предложение находится во второй редакции, каковая начинает год с пасхи еще в 1190 г. Затем следует: "Первый год правления императора Генриха VI. В 1191 г. от Воплощения Христова, 1943 от основания Рима, Генрих шестой, сын Фридриха, 92-ым правителем после Августа, вступил на трон и правил семь лет после смерти своего отца."

115 Т.е. при следующем новолунии, в тот момент времени, при котором единственно может наступить солнечное затмение.

116 Императрица Констанция была взята в плен в Салерно и передана королю Сицилии Танкреду.

117 Граф Бергский.

118  Брат графа Ретестского..

119 Балдуин V Геннегауский. В марте 1192 г.

120 Вместо места в скобках в А2 стоит только "и с многими трудностями была наконец завоевана и заселена Акра".

121 Речь идет об осаде Акки, которая была взята крестоносцами 12 июля 1191 г.

122 Серебряный солид (шиллинг) похоже являлся в Средневековье почти исключительно счетной величиной, не чеканясь в значительных количествах.

123 Это место до "обрушилась стена" стоит только в рукописи С, в В - только краткая заметка.

124 Эта цифра кажется несколько завышенной. Высшая оценка других авторов - 5000, большинство английских источников дают наименьшее число 2600, даже восточный очевидец Бохаэддин называет только 3000 - в любом случае страшную цифру. Ср. Wilken, Gesch.der Kreuzz. IV, 390, Anm. 14.

125 Сайфеддин Али Мештуб и Бохаэддин Каракуш. Ср. Wilken IV, 357. Pl.

126 Согласно B1 - 260. Эта вставка отсутствует в A2.

127 Т.е. от ужасов магометанского богослужения.

128 Отсутствует в А.

129 в Эльзасе.

130 Согласно Фикеру, Engelbert S. 223 сл. - Вестфалия и рейнская Лотарингия.

131 Генриха.

132 Хохштадского.

133 Конрад.

134 Альберт.

135 Балдуин.

136 Герман.

137 Вильгельм.

138 Акра — северный квартал Иерусалима. Это название часто путается с Аккой, которую в этом походе крестоносцам удалось взять.

139 Она была освобождена из плена королем Танкредом.

140 Альтенский, племянник Бруно.

141 Альтенберг.

142 "рядом со своим братом, Фридрихом вторым" Дополнение рукописи A3. Он умен в 1158 в качестве архиепископа Кельнского..

143 Это предложение отсутствует в первой редакции.

144 Дитмар.

145 Из Куха (Cuch) или Кука (Kuik). Ср. хронику Гислеберта, S. 256 и сл.

146 Балдуин.

147 Конрад.

148 Герман Тюрингский. Ср. Рейнхардсбрюннские анналы изданные Wegele, S. 66.

149 Ирена.

150 Внук Роджера II, король Сицилии в 1190–94, боролся с императором Генрихом VI в союзе с Византией, был обручен с Ириной, дочерью византийского императора Исаака II Ангела. Скорее - его старший сын Роджер.

151 Вероятно должно означать: король Марокко и Африки.

153 Совр. Трани, город в итальянской провинции Апулия.

154 Исаак II Ангел (Тирсах) в 1195 был свергнут с престола и ослеплен своим братом Алексеем IV. В 1203 г. Исаак ненадолго снова занял престол. В A2 стоит: "Кристах, король Греции, был взят в плен своим братом и, оскопленный, скончался в страшных муках (неверно см. 1199). Также и его сын умер, будучи ослепленным.

155 Кастилия и Галисия..

156 Речь идет о битве при Аларкосе 19 июля 1195 г., в которой король Кастилии Альфонс VIII потерпел поражение от марроканского султана Якуба аль-Мансура, вторгнувшегося в Испанию.

157 Альфонс Благородный Кастильский.

158 Анвейлерский.

159 В Галисии, где в г. Сантьяго-де-Компостела находится могила св. Иакова.

160 Из монастыря Св. Патналеона в Кельне. Это предложение отсутствует в А

161 Это предложение также отсутствует в А.

162 Согласно Mone, Zeitschrift fuеr die Gesch. d. Oberrheins IX, 80 эта сумма = 10 рейнским талерам 15 серебряным грошам.

163 В A стоит: "Оно именует себя Теодерихом Бернским и причины его прибытия скоро должны быть известны во всей империи. И рассказывая им еще многие вещи, оно двинулось на коне, на котором сидело, через Мозель, и пригласило посредством тех людей, некоторых из знатных, живущих там в определенное место, говоря, что оно там вознесется на небо и объявит им о будущих вещах".

164 Скорее в Палермо.

165 Генрих Брабантский.

166 Герман Тюрингский.

167 Генрих, сын Генриха Льва.

168 Совр. Бейрут.

169 Малек ал-Адель Сайфеддин Абубекр Мохаммед, брат Саладина.

170 Совр. Габала.

171 Ладодикея у моря, южнее Антиохии, совр. Ладикия или Латакия ср. хронику Арнольда Любекского, Кн. 5.3.

172 8 января 1198 г..

173 Лотарь Сигнийский в качестве папы Иннокентия III.

174 Теодерих Арский (Are). Брат его, Герхард Арский, дважды упоминается в документах как сын графа Ульриха Нюрнбергского (или Нурнбургского). См. Beyer, Mittelrheinisches Urkundenbuch II, S. 133. 149. 208. 209; ср. также Lacomblet, Niederrheinisches Urkundenbuch I, S. 376. Pl.

174а. Четвертое воскресение перед Пасхой. Названо по по первому слову ст. 15, Псалма 24: "Очи мои всегда к Господу…"

175 В А стоит по-другому: "Поскольку никто из князей не пожелал явиться на это имперское собрание, написали упомянутым архиепископам и их приверженцам князья Австрии и остальных верхних (т.е. нижненемецких земель), чтобы те прибыли с ними на рейхстаг в Эрфурте" и т.д.

176 Эрпсфорт.

177 В А: "Когда же те епископы собрались в путь на рейхстаг (имперское собрание), они узнали, что эти князья уже сошлись во мнениях в пользу герцога Филиппа Швабского, брата императора и выбрали его королем. Потому они в гневе повернули назад и уговорили .." и т.д..

177а Филипп Швабский — германский король в 1198–1208 гг. Его поддерживали большинство епископов и князей Средней и Южной Германии и Франция.

177б Избрание Филиппа произошло 8 марта 1198 г.

178 Если представить марку серебра того времени равной фунту  (Mone, Zeitschr. fur d. Gesch. des Oberrh. II, 399) und den Werth eines Pfundes = 24 флорина 32 кроны = 14 рейнских талера, 4/7 серебряного гроша. (там же: Zeitschr. IX, 80), то ценность обозначенной в тексте суммы получается 154,210 рейнских талера. Кроме всего прочего, Марбургские анналы, другой главный источник тогдашних событий не сообщают ничего о подобной компенсации. Они повествуют только, что король Филипп обещал герцогу Бертольду, или сровнять с землей замок Брейзах или быть должным ему 3000 марок. (M. G. Scriptores, XVII, 169.)

179 Что под этим понимать, было вероятно неясно даже самому автору.

180 Так далее в А. В B и C стоит "герцог Филипп"..

181 Эпитет отсутствует в А. Отто (Оттон IV) — избран германским королем в апреле 1198 г. в противовес Филиппу. Его поддерживали Англия, Дания, а также Папа Римский.

182 Его дядя, английский король Ричард, при дворе которого он находился, дал ему в 1196 г. у лен графство Пуату.

183 Конрад.

184 Альберт, граф Дагсбургский.

185 Страсбург. Ср. Рейнхардсбрюннские и Марсбахские анналы, помечающие вышеупомянутые события под 1199 г.

186 Вормс.

187 Лежащий перед воротами Аахена.

188 Оттокар I.

189 По другим источникам - в Майнце.

189а. Совр. Ремаген, город на Рейне в 20 км выше Бонна.

190 В C2 стоит также: "В том же году была земля Гельре пожжена графом Арнольдом Хемесбергским и епископом Адольфом Кельнским".

191 В B1 "Брабанта".

192 Это заключительное предложение отсутствует в А2 и вместо всего абзаца стоит лишь "Скончался король Англии и ему наследовал его брат, Иоанн".

193 Точнее: замок в лиможском виконтстве Гвидомар (Guidomar), называвшийся Шалю (Chaluz).

194 Легендарный пророк и волшебник при дворе короля Артура. К предсказаниям Мерлина, приписываемым ему Готфридом Монмутским, часто обращались в Средние века.

195 Ранение короля Ричарда произошло 26 марта, смерть - 6 апреля 1199 г. Ричард был ранен стрелой при осаде города Шалю, находящегося около Лиможа.

195а Иоанн Безземельный — английский король в 1199–1216 гг.

196 Вильгельм. В данном случае возможна путаница, т.к. архиепископ Вильгельм Реймский скончался только в 1202 г.

197 Лиутпольдом.

198 Граф Эмихо Лейнингенский.

199 Эта неверная заметка стоит только в A2.

200 В B здесь и ниже "Brabant". Совр. Лёвен, город в Бельгии к востоку от Брюсселя.

201 В C1 на полях добавлено: "В этом году скончался Альберт Хугский (Chuk), епископ Люттихский". (Am 1. Februar 1200).

202 Бела III — король Венгрии в 1174–1196 гг.

203 В 1196 г.

204 Эммерад (Эммерих) — король Венгрии в 1196–1204 гг.

205 В А2 стоит только "Эта между обоими была долгой и упорной пока архиепископ Майнцский, вернувшийся из Святой земли, не выступил посредником и не примирил их. Затем король опоясал свои чресла для паломничества (крестового похода), передав заботы о государстве своему брату".

206 Этого предложения нет в В..