Комментарии

1 Нам известны еще два источника, которые хронологически предшествуют Бахр ал-асрар Махмуда б. Вали и “Хронике” Шах-Махмуда Чураса.

Первый — био-географическая энциклопедия Хафт иклим, составленная Амином [б.] Ахмадом Рази в 1002/1593-94 г. в Индии. В этом труде содержится географический очерк Восточного Туркестана (см.: Хафт иклим, лл. 572а—601а; Qatremere, Notice geographique et historique, стр. 474— 478; Григорьев, Восточный Туркестан, II, стр. 323—328), заканчивающийся историческим экскурсом (см.: Хафт иклим, лл. 601а—612а; Qatremere, Notice geographique et historique, стр. 478—489; также Григорьев, Восточный Туркестан, II, стр. 312—323). В сообщаемых сведениях Амин [б.] Ахмад Рази почти полностью зависит от мирзы Мухаммад-Хайдара. Те немногочисленные материалы, которые мы находим в его сочинении и которые можно назвать оригинальными, в большей своей части неконкретны, а иногда просто ошибочны. К последним мы относим сведения о дате вступления на престол 'Абд ар-Рашид-хана, продолжительности его жизни и правления, а также данные о некоторых из сыновей этого хана. Видимо, достоверность именно этих материалов

Хафт иклим вызвала сомнения еще у Махмуда б. Вали, который, широко пользуясь трудом Амина Рази в своем семитомном компендиуме, ни строки не заимствовал из его сведений по истории Восточного Туркестана. Простое сравнение данных Хафт иклим о событиях в Восточном Туркестане во второй половине XVI в. с соответствующими местами в Бахр ал-асрар показывает, что между ними нет ничего общего (ср. Бахр ал-асрар, лл. 80а—82а, Хафт иклим, лл. 611а—612а, и “Материалы”, стр. 329— 332).

Второй — сочинение по всеобщей истории Тарих-и Хайдари, начатое Хайдаром б. 'Али Рази в 1020/1611.-12 г., завершенное в 1028/1618-19 г. Как и его предшественник Амин [б.] Ахмад, Хайдар б. 'Али Рази в части истории чагатайских правителей Яркенда и Кашгара полностью опирается на материалы Тарих-и Рашиди (см. Хайдар б. 'Али. лл. 424а— 4286), а некоторые дополнительные данные, встречающиеся у него об 'Абд ар-Рашид-хане и его сыновьях, почти дословно заимствованы из Хафт иклим (ср.: Хайдар б. 'Али, лл. 4286—429а, и Хафт иклим, лл. 611а—612а). Новых сведений у него немного, однако они весьма сбивчивы и значительно расходятся с материалами, приведенными Махмудом б. Вали и Шах-Махмудом Чурасом. По всей видимости, информация, которой он располагал, не отличалась точностью и достоверностью, что и отразилось на страницах его произведения. В качестве примера укажем на его сообщение, согласно которому 'Абд ал-Латиф-султан вступил на престол Яркенда сразу же после смерти отца и погиб, уже будучи ханом, в сражении с киргизами. Преемником стал его младший брат 'Абд ал-Карим. Приводимая им хронология событий также не отличается надежностью.

Сравнение Тарих-и Хайдари с Бахр ал-асрар и “Хроникой” показывает, что, как и в случае с Хафт иклим, Махмуд б. Вали и Шах-Махмуд Чурас не прибегали к помощи этого источника.

2 Библиографию о сочинении см. выше, Предисловие, прим. 5.

3 “Материалы”, стр. 377.

4 Ср. рассказы о правлении 'Абд ар-Рашид-хана (“Хроника”, лл. 46б—486, и Бахр ал-асрар, лл. 81 а—82а), правлении 'Абд ал-Карим-хана (лл. 48б—51 а и лл. 82а—83а соответственно), правлении Мухаммад-хана (лл. 51 а—55б и лл. 83а—85а соответственно).

5 Ср., например, описание и оценку похода узбеков на Кашгар (“Хроника”, лл. 53а—54б, и Бахр ал-асрар, лл. 83а—84б).

6 Ср. рассказы о правлении и гибели Шах-Шуджа' ад-Дина Ахмад- хана (“Хроника”, лл. 56а—626, и Бахр ал-асрар, лл. 85а—90а).

7 Ср.: “Хроника”, лл. 576—66а, и Бахр ал-асрар, лл. 846—936. Любо пытно, что уже Мухаммад-Садик Кашгари, автор Тазкире-йи хваджаган, ничего не знал об этом соперничестве.

8 К их числу, видимо, принадлежал и 'Абд ал-Карим-султан б. Абу Са'ид-султан, “который ныне проживает в Балхе” (Бахр ал-асрар, л. 85а).

9 Бартольд, Отчет, стр. 173—190.

10 Мугинов, Описание, стр. 45: “...автор использовал также Тарих-и Шах-Махмуд б. мирза Фазил на персидском языке, так как отдельные места текста являются пересказом этого сочинения, а в ряде случаев совпадает также порядок расположения заглавий”.

11 ЗВОРАО, т. XXII, стр. 318 (не приведено никаких доводов в пользу своего заключения).

12 “Материалы”, стр. 369—378, 398—411.

13 Там же, стр. 402.

14 Там же, стр. 403.

15 Там же, стр. 404.

16 Ср.: “Хроника”, лл. 46б—85а, и “История Кашгарии”, лл. 62а—99а.

17 За исключением двух случаев, все приведенные в обоих источниках даты совпадают. О случаях расхождения см. прим. 204, 210 и 236 к нашему переводу “Хроники”. Причем в этих случаях Шах-Махмуд, не приводя точных дат, называет сроки правления Шуджа' ад-Дина Ахмад-хана и. его сына 'Абд ал-Латиф-хана.

18 Ср. также “Материалы”, стр. 382—384, 413—418, где помещены переводы из “Хроники” и Тарих-и Кашгар.

19 Ср.: “Хроника”, лл. 48а, 50а, 61б, и “История Кашгарии”, лл. 64б, 68а, 74б соответственно.

20 “История Кашгарии”, лл. 99б—105а.

21 См. прим. 293, 295 к нашему переводу “Хроники”.

22 См. прим. 257, 262, 321, 344 к нашему переводу “Хроники”.

23 “Хроника”, л. 53а-б.

24 О “житиях” ходжи Мухаммад-Исхака Вали, которые не были известны нашему автору, см. прим. 94 к нашему переводу “Хроники”.

25 “История Кашгарии”, лл. 99б—105а.

26 В частности, вопрос о зикре, т. е. об упоминании “устами или сердцем” (во всеуслышание или про себя) имени божьего во время радений или молитвы. Конечно, этому вопросу при желании можно было легко придать теоретическую окраску или вид проблемы.

27 Ср.: Бернштам, Проблемы истории, стр. 77, где говорится о разносторонних связях Восточного Туркестана с народами Средней Азии.

28 Об этом союзе подробнее см. прим. 58 к нашему переводу “Хроники”, а также Могольско-узбекский союз, стр. 37—40, и К вопросу, стр. 233—242.

29 О походе подробнее см. прим. 137, 143, 146 к нашему переводу “Хроники”, а также Кашгарский поход, стр. 5—9, и К вопросу, стр. 243— 244.

30 В качестве примера укажем на помощь, оказанную Имам-Кули-ханом бежавшему в Бухару в 1047/1637-38 г. Султан-Ахмад-хану. Подробнее см.: прим. 257, 258 к нашему переводу “Хроники” и “Хроника”, лл. 68б—69а.

31 Подробнее см.: “Хроника”, л. 77б, и прим. 321 к нашему переводу “Хроники”.

32 Оценку этого факта см. “Материалы”, стр. 377.

33 Подробнее о взаимоотношениях казахов и моголов см. нашу статью “К вопросу”, стр. 245—248. Ср. также “Материалы”, стр. 326.

34 Правда, к этому времени они эпизодическими набегами весьма далеко продвигались на запад. Хафиз-и Таныш сообщает, что в 995/1586-87 г. киргизы пришли из Каратегина в Хисар и напали на Дихнау (Шараф-наме-йи шахи, л. 484а-б, также: Иванов, Очерки, стр. 67; Салахетдинова, Сведения о киргизах, стр. 173—181).

35 Ср.: Петров, Очерки, стр. 51, где высказана противоположная точка зрения, которая не подтверждается сведениями известных нам в настоящее время источников.

36 Бахр ал-асрар, л. 82б.

37 “Хроника”, лл. 526, 53а-б; Бахр ал-асрар, л. 856. Этот эпизод под робно пересказан В. В. Бартольдом (Киргизы, стр. 518).

38 “Хроника”, л. 58б.

39 Там же, лл. 59а, 61 а.

40 Петров, Очерки, стр. 54.

41 Там же, стр. 55, также прим. 1.

42 “Хроника”, лл. 66а-б. Этот эпизод также отмечен В. В. Бартольдом (Киргизы, стр. 518).

43 "Хроника". л. 74а. Мы не можем согласиться с утверждением К. И. Петрова, что “с начала XVII в. киргизские бии действительно стали верховодить делами во всем Туркестане, сначала поддерживая угодных и свергая неугодных ханов... а затем заменяя их ходжами” (Очерки, стр. 154-155). Отмеченное им положение сложилось в Могольском государстве лишь к концу XVII — началу XVIII в., т. е. на столетие позже. К началу же ХVII в. процесс миграции киргизов только намечался.

44 Султан-Махмуд-хан взошел на престол в 1042/1632-33 г (“История Кашгарии”, л. 83а) в результате успешного второго похода, повторенного им год спустя после первого, который, следовательно, имел место в указанном году (см. также прим. 239 к нашему переводу “Хроники”)

45 “Хроника”, л. 67а.

46 “История Кашгарии”, л. 82а.

47 Это произошло в 1042/1632-33 г. (см.: “Хроника”, л 67б и “История Кашгарии”, л. 83а). Следует отметить, что два известных нам источника, донесших до нас сведения об указанных событиях, расходятся в их определении. Если Шах-Махмуд говорит о двух походах, из которых первый окончился неудачей, хотя в нем принимали участие киргизы а второй — полным успехом (участие киргизов в нем не отмечено), то анонимный автор определенно рассказывает об одном походе, в котором принимали участие киргизы рода кушчи (ср.: Петров, Очерки стр, 61, 155, где отмечается, что Султан-Махмуд “...своей победой и престолом был обязан Сокур-бию”).

48 “Хроника”, л. 73а.

49 Там же, лл. 706—716, 726, 73а; также: Бартольд, Киргизы, стр. 518—519.

50 Такие киргизские бии, как Койсары, Кара-Кучук, Иол-Булды, Чон-кан, активно боровшиеся с ханом, впоследствии состояли у него на службе (см.: “История Кашгарии”, л. 92а).

51 “Хроника”, лл. 73б, 76б.

51 Там же, лл. 74а, 77а.

53 Там же, лл. 79б, 80б—81а. В последнем случае наш автор заметил: “К этому времени при хане состояли в основном киргизы”.

54 Там же, л. 74а-б; “История Кашгарии”, лл. 93б—94а; Бартольд, Киргизы, стр. 519. Ср. также: прим. 292 к нашему переводу “Хроники” и Петров, Очерки, стр. 155.

55 “Хроника”, лл. 786—79а. Наш автор называет их карайанчук, в смысле — немоголы.

56 Там же, л. 80а-б.

57 “Хроника”, л. 826.

58 Там же, л. 81 а.

59 См.: Анис ат-талибин, лл. 1036—1086; “История Кашгарии”, лл. 996—105а; Тазкире-йи хеаджаган, стр. 29 и сл.; пер. Шоу, 36 и сл.

60 Златкин, История, стр. 251—252.

61 “Хроника”, л. 51а-б.

62 Златкин, История, стр. 68—69.

63 “Хроника”, лл. 55а, 566, где приведены эпизоды борьбы Худабанде-султана и Мухаммад-Хашим-султана с 'Абд ар-Рахим-ханом и рассказывается о действиях призванных на помощь калмаков.

64 “Хроника”, л. 69б,

65 Там же, л. 75а-б.

66 Там же, л. 75б.

67 Там же, л. 78а-б.

68 Там же, лл. 75а-б, 76а—77а, 77б—78б.

69 Там же, лл. 75б, 76а—77а.

70 Там же, лл. 80б, 82б.

71 Там же, л. 82б.

72 Там же, л. 81а-б.

73 Там же, л. 82а-б.

74 Там же, л. 83а.

75 Там же, л. 84б.