Комментарии

1 Абу 'Али ал-Хасан ибн Бувайх ибн Фаннахусрау — правитель Исфахана, Рея, Хамадана и всего Персидского Ирака. Брат My'изз ад-Даулы, основателя иракской ветви династии Буидов. Ум. в 366/976-77 г.

2 Абу Мансур Бахтийар 'Изз ад-Даула — буидский правитель Багдада, наследник владений своего отца My'изз ад-Даулы. Ум. в 367/978 г.

3 После смерти My'изз ад-Даулы власть над Багдадом и Вавилонией должна была перейти в руки его сына 'Изз ад-Даулы ввиду того, что Буиды придерживались патримониальной системы власти. Однако 'Адуд ад-Даула, двоюродный брат 'Изз ад-Даулы, пытался отобрать у него Багдад, что вызвало недовольство даже его собственного отца Рукн ад-Даулы (яркие характеристики основных представителей буидской династии см.: Мец. Ренессанс, с. 25—37). См. также примеч. 1 к гл. 5.

4 Это письмо приведено в Расаил Абу Исхака ас-Саби, т. 1, с. 216—223 (примеч. Аввада).

Вскоре после завоевания Багдада Буиды низложили халифа ал-Мустакфи, возведя на престол его сына ал-Мути', который в течение 30 лет номинально представлял дскую династию на халифском троне. Буидские султаны My'изз ад-Даула и его сын 'Изз ад-Даула не допускали никакого вмешательства халифа в управление государством, нередко беря под контроль также и дела мусульманской общины. Особенно острые разногласия между халифом и 'Изз ад-Даулой возникли в 363/973-74 г., когда византийские войска нанесли буидской армии поражение под Нисибином, что открывало им прямой путь на Багдад. Население Багдада, охваченное паникой, потребовало от властей организации священного похода против неверных. Халиф, слабый и немощный, лишенный каких бы то ни было средств, оказался неспособен возглавить джихад, поэтому элита Багдада обратилась за помощью к 'Изз ад-Дауле, который потребовал от халифа денег на ведение священной войны. Отношения между халифом и султаном накалились до крайности, что нашло свое отражение в резком послании ал-Мути' к 'Изз ад-Дауле. В этом письме халиф обвинял Бунда в том, что его отстранили от власти, в частности там говорилось: “... у меня по вашей милости [осталось] только мое имя, которое произносится в хутбе с ваших минбаров, окруженных вашими подданными. Если вы хотите, чтобы я и от этого отстранился, я отстранюсь и отдам вам...” 'Изз ад-Даула все-таки получил от халифа 400 тыс. дирхемов, так я не организовав джихад. Эта акция вызвала среди населения слухи, что у халифа была проведена конфискация. В том же году 'Изз ад-Даула сменил халифа, ссылаясь на преклонный возраст и болезни ал-Мути'. На престол был возведен его сын ат-Та'и', положение которого ничем не отличалось от отцовского.

5 Именно эти слова вызвали ярость 'Адуд ад-Даулы. Ибрахим ибн Хилал поплатился за эти слова своей карьерой.

6 Это Мухаммад ибн Бакийа. См. о нем примеч. 24 к гл. 7.

Глава 13

7 Шихаб ад-Даула Абу Дар' Рафи' ибн Мухаммад ибн Макан — поэт. Ум. в 406/1015-16 г. (примеч. Аввада).

8 Абу Мансур Себуктегин — хаджиб My'изз ад-Даулы, тюркский военачальник. Ум. в 364/974-75 г.

9 Алфтакин ал-Му'иззи — тюркский военачальник при Буидах.

10 Баджкам — вольноотпущенник правителя Гиляна Мардавиджа ибн Зийара. Выдающийся тюркский военачальник, игравший заметную роль при дворе в правление халифа ар-Ради. Ум. в 329/941 г. См. о нем: EI, Bd 1, с. 716—717.

11 Тузун — тюркский военачальник, современник Баджкама (см. примеч. 4 к гл. 13).

12 Мардавидж ибн Зийар — основатель зийаридской династии, правившей в Табаристане и Гургане. Погиб в 323/935 г. См. о нем: Босворт, с. 135—136.

Глава 15

13 Киртас (мн. ч. каратис) — от греч. carthV — обозначало первоначально “папирус”, впоследствии с развитием бумажного дела получило значение “бумага”. См. подробно: Grоhmanп. Т. 1, с. 70—71.

14 Кагид, заимствовано из согдийского языка. Обозначает — “бумага” вообще.

15 Вероятно, искаженное султани, или сулаймани (примеч. Аввада).

16 Название по размеру листа (нисф —“половина”). Употреблялись размеры; 2/3,1/2, 1/3,1/4, 1/6 листа (примеч. Аввада).

17 Об этом. см., например: Адаб ал-куттаб, с. 139—143.

Глава 16

18 Хамза ибн 'Абд ал-Мутталиб — кузен и молочный брат пророка. Известен своей храбростью, за что получил от самого пророка прозвание Лев Аллаха. См.: El, Bd 2, с. 270.

19 'Амр ибн 'Абд 'Амр ибн Надла — сподвижник Мухаммада. Погиб в битве при Бадре. См.: ал-Кунан ва-л-алкаб, т. 2, с. 238.

20 Хузайма ибн Сабит ал-Ансари — участник битв при Бадре и при Сиффине. Считают, что это послужило поводом для такого лакаба. Погиб в сражении при Сиффине в 37/657 г. См.: ал-Кунан ва-л-алкаб, т. 2, с. 232—233.

21 Джa'фар ибн Абу Талиб — двоюродный брат Мухаммада, одним из первых принявший ислам. См.: EI, Bd 1, с. 1035.

22 Лабид ибн Раби'а Абу 'Акил — один из самых знаменитых доисламских поэтов (ум. ок. 40/660-61 г.), автор му'аллаки. См. его подробную биографию: EI, Bd 3, с. 1—2.

23 'ади ибн Хатим — сподвижник Мухаммада, предводитель таййитов. Принял ислам в 9/630-31 г. Ум. в Куфе в 68/687-88 г.

24 'Амр ибн ал-'Ac — сподвижник Мухаммада из корейшитов, выдающийся военачальник. Принял ислам в 8/629-30 г. См. о нем: EI, Bd 1, с. 351.

25 Абу Муса ал-Аш'ари — наместник Басры и К.уфы в правление 'Умара. Член третейского суда в споре 'Али и My'авии за власть. Ум. в 42/662-63 или в 53/672 г. См. о нем: EI, Bd 1, с. 499—500.

26 Ибрахим ибн Мухаммад ибн 'Али ибн 'Абдаллах ибн ал-'Аббас — брат двух первых дских халифов ас-Саффаха и ал-Мансуоа. Отец Ибрахима, родоначальник дской пропаганды, передал ему право на имамат. См.: EI, Bd 2, с. 464.

27 Абу Салама Хафс ибн Гийас ибн Сулайман ал-Халлал — эмиссар первых Аббасидов. Уб. в 132/750 г. См.: EI, Bd 1, с. 112.

28 Салм ал-Хасир — поэт. Ум. в правление Харуна ар-Рашида в 186/802 г.

29 Титул этот означал, что ал-Фадл ибн Сахл сосредоточил в своих руках политическую и военную власть. См.: ал-Кунан ва-л-алкаб, т. 2, с. 231.

30 Вероятно, этим титулом он был пожалован за покровительство поэзии и наукам.

31 Ал-Му'тамид 'ала-ллах (а не би-ллах, как в рукописи).

32 Абу 'Али Мухаммад ибн 'Али ибн ал-Хасан ибн Мукла — вазир Аббасидов. Впервые занял этот пост при халифе ал-Муктаднре в 316/928 г. Ум. в 328/940 г. См. о нем: EI, Bd 2, с. 430—431. Красочную характеристику ему дал А. Мец, см. Meц. Ренессанс, с. 90—91.

33 Абу 'Али ал-Хусайн ибн ал-Касим ибн 'Убайдаллах — один из вазиров халифа ал-Муктадира. Отстранен от должности в 319/931 г.

34 Абу Муслим 'Абдаррахман ибн Мухаммад — руководитель продского движения в Хорасане. Уб. в ша'бане 137/20 января 755 г. См. его биографию: В. В. Бартольд. Сочинения. Т. 7. M., 1971, с. 479—480.

35 Тахир ибн ал-Хусайн — основатель династии Тахиридов. По преданию, он одинаково хорошо владел правой и левой рукой. Однажды в битве на глазах у ал-Ма'муна он зарубил человека левой рукой, и якобы после этого ал-Ма'мун прозвал его Дважды Праворуким.

36 Хайдар ибн Кавус — военачальник халифа ал-Му'тасима, прославившийся разгромом Бабека и победами над византийцами. См.: EI, Bd 1, с. 188.

37 Усрушана — область в Средней Азии, по верхнему течению р. Зеравшан.

38 Исхак ибн Кандаджик (Кандадж) — тюркский военачальник в правление халифа ал-Му'тамида, наместник Мосула и Дийар Раби'и. Ум. в 278/891-92 г.

39 См. примеч. 7 к гл. 7

40 Мухаммад ибн Тугдж — основатель династии Ихшидидов, тюркский военачальник, находился на службе у дских халифов. В 323/935 г. в правление ар-Ради был назначен наместником Египта, тогда же был пожалован титулом ал-Ихшид. См. также: EI, Bd 3, с. 728—729.

41 Ал-Хасан ибн Хамдан — правитель из династии Хамданидов (мосульская ветвь) (317—358/929—969).

42 Али ибн Хамдан — правитель из династии Хамданидов (алеппская ветвь) (333—356/945—967).

43 Абу-л-Хасан 'Али — основатель династии Буидов. Его титул 'Имад ад-Даула и почетная кунья по приказу халифа чеканились на монетах. Ум. в Ширазе в 338/950 г.

44 См. примеч. 1 к гл. 5 и примеч. 3 и 4 к гл. 12.

45 Он имел пять титулов: Сайф ад-Даула, Йамин ад-Даула, Амин ад-Даула, Низам ад-Дин Насир ал-Хакк.

Г л а в а 17

46 Хутба — обычно переводится “проповедь”. Хутба занимает важное место в мусульманском культе. Она произносится при пятничном богослужении, в праздники и при особых обстоятельствах. В пятничном богослужении хутба предшествует молитве, во всех остальных случаях сначала идет молитва, потом произносится хутба. См. об этом подробно: EI, Bd 2, с. 1054—1057.

47 Минбар — кафедра, место, с которого произносится хутба.

48 Джаласа — здесь переводится как “молитвенное собрание”.

49 Абу Бакр Мухаммад ибн Йакут — глава полиции Багдада в правление халифа ал-Муктадира (назначен на пост в 318/930 г.). См. о нем: EI, Bd 3, с. 729—730.

50 Т.е. в Багдаде.

51 Т. е. круглый город. См. примеч. 58 к гл. 1.

52 Сперва она называлась Дворцовая соборная мечеть, затем Халифская соборная мечеть. Это одна из трех самых больших мечетей Багдада (две другие — Соборная мечеть ал-Мансура и Соборная мечеть в ар-Русафе), в которой происходили пятничные богослужения. Впоследствии она была разрушена до основания. Сохранился только минарет в восточной части, вокруг которого вырос рынок торговцев пряжей (сук ал-газл). При Сулеймане Великолепном на месте прежней мечети была выстроена новая, получившая название Джами' сук ал-газл. Старый минарет реставрирован. См.: Далил харитат Багдад, с. 126.

53 Первой постройкой в квартале ар-Русафа явилась Соборная мечеть (143/870 г.), которая была больше и красивей мечети ал-Мансура. См.: Далил харитат Багдад, с. 107.

54 В рукописи стоит Харун ибн ал-Мутталиб. Вероятно, следует читать Харун ибн 'Иса ибн ал-Мутталиб (ум. в 373/983-84 г.). Биографию его см. Та'рих Багдад, т. 14, с. 34—35.

55 Т.е. заботу об 'Адуд ад-Дауле.

56 Буидский султан 'Адуд ад-Даула лишь номинально признавал авторитет халифа ат-Та'и', полностью лишив его светской власти.

Глава 18

57 Табл — большой барабан.

58 Дунбула — искаженное дунбука (перс.) — маленький односторонний барабан с длинной шейкой. Его обычно держат под мышкой, другой рукой ударяя по натянутой коже (примеч. Аввада).

59 Дворец Му'ниса, амир ал-умара' при халифе ал-Муктадире, расположенный на севере восточной части Багдада, у ворот аш-Шаммасийа. Му'изз ад-Даула перестроил этот дворец под свою резиденцию.

60 'Адуд ад-Даула занял Багдад в 367/978 г.

Глава 19

61 Кади 'Али ибн ал-Мухассин ат-Танухи, ум. в 384/994 г. В тексте имя дано неверно.

62 См.: ас-Саби. Русум, с. 138, примеч. 3.

63 Некоторые историки: Ибн ал-Джаузи (Мунтазам, т. 7, с. 101) и Ибн Тагриберди (ан-Нуджум аз-захира, т. 4, с. 135) — дают цифру 200 тысяч.

64 Ее имя Шахназ, или Шахбаз, или Шахзанан. Бракосочетание произошло в 364/974-75 г. См. Мунтазам, т. 7, с. 76. В Такмила тa'pиx ат-Табари (с. 228) дается дата 365/975-76 г.