Комментарии

1 Под Систаном в данном тексте имеется в виду как область в низовьях р. Хильманд, так и ее центральный город Зарандж, развалины ко торого находятся между Над 'Али и сел. Захидан; о возможной локализации развалин Заранджа см.: Бартольд, Обзор, стр. 47; Мухаммад Систани, Джуграфийа-йи та'рихи-йи Зарандж,— «Аrуаnа», vol. XXV, № 3, стр. 6—19; № 4, стр. 11—26; EI, IV (V. F. Buchner); Le Strange, стр. 335—340; Tate, III, стр. 199 и сл.; U. Scerrato, Excavations at Dahan-i Ghulaman (Seistan—Iran). First preliminary report, — «East and West», n. s. vol. XVI, № 1—2, Roma, 1966, стр. 9—30; Yate. Khurasan and Sistan, стр. 113.

2 По-видимому, речь идет о сочинении известного ученого и поэта саманидского времени Абу-л-Му'аййада Балхи; о нем см. наше Введение.

3 Личность идентифицировать не удалось. Уки — нисба по названию селения. Относительно местоположения этого селения есть две точки зрения. Проф. Скарча вслед за Бахаром отождествляет Ук с упомянутым у Истахри (250) рибат-и Укил, находившимся на дороге из Буста в Газну, см.: ТС, стр. 2, прим. I; G. Sсаrсia, Sulla religione di Zabul, — «Annali dell'Istituto Universitario Orientale de Napoli», n. s., XV, 1965, cp. 132, 133.

Проф. Босворс (Sistan, стр. 85, прим. 2) на основании того, что Ук во всех случаях встречается в тексте параллельно Баскару и Джувайну, высказывает мнение, что селение это находилось в собственно Систане, на небольшом расстоянии от Заранджа.

4 Шахм /Шам, сын Турака; см. сводку по источникам Justi, стр. 332.

5 Турак/Куранг, или Гавранг, сын Асрита и брат Гаршаспа; см. сводку по источникам Justi, стр. 113

6 Бидасп /Будасп /Шидасп («Шах-наме», изд Моля, I, стр. 44), сын Тура, см Justi, стр 71, 294.

7 Фравак/ Фравак/ Фарвак/ Фарвал (Ибн ал-Балхи), сын Сийамака; см. сводку по источникам Justi, стр. 105.

8 Ошибочно вместо Миши, см. родословное древо Гаршаспа, Justi стр. 161, 162, ТС, стр 2, прим. 6

9 Кайумарс — арабизованная форма др.-ир. имени Гайб Мартан («Земной смертный»). У ряда ранних мусульманских авторов (Табари, Кудамы и др.) Кайумарс, с которого начинается согласно иранской традиции история человечества, отождествляется с Адамом; о нем см. сводку по арабским и персидским источникам: Christensen, Le premies homme; S. Hartmann, Gayomart, Uppsala, 1953; G. Lazard, Un texte persan sur la legende de Gayomart, — JA, t. CXLIX, 1956, fasc. 2, стр. 201— 216.

10 Ушханг (< Хушанг < Хайошйанха), мифический первый царь Иран» (так же, как Гайбмарт,— первый человек); о нем см.: Табари, 1, стр. 170—175; Бал'ами, стр. 128; «Фарс-наме», стр. 27, 28; Justir стр. 126; Christensen, Le premier homme, стр. 109—123.

11 Ср. «Ихйа ал-мулук», стр. 23.

12 Текст явно искажен. Проф. Скарча считает возможным чтение: sahpuragan-i bani Garsasb-sah. В этом случае перевод будет следующим: «этот город станет снова благоустроенным благодаря шахпурам из рода Гаршасп-шаха». Причем слово шахпур проф. Скарча рассматривает как лакаб. В «Ихйа ал-мулук» (стр. 23): «стараниями потомков шахов из династии Кайанидов»; см.: ТС, стр. 4, прим. 5; Sсаrсia, Sabur e Hurabad,. стр. 170, прим. 6.

13 Текст в данном месте вызывает сомнение. Кайаниды, согласна принятой традиции,— вторая (до Сасанидов!) полумифическая династия персидских царей и никакого отношения к 444 году после выступления Мухаммада иметь не может. М. Бахар отмечает, что вместо слова заман первоначально в рукописи было какое-то другое, кайан добавлено позднее; восстановить, однако, подлинный текст не удалось (см: ТС, стр. 1, прим. 7). О Кайанидах см.: «Фарс-наме», стр. 14—16, 39—59; Hertel, Achaemeniden und Kayaniden, Leipzig, 1924; Hertzfeld, Archaeologischen Mitteilungen aus Iran, t. 1—2, Berlin, 1929—1930; Christensen, Les. Kayanides. Kebenhavn, 1932; Сафа, Хамасесараи, стр. 484—548.

14 Бахар полагал, что Бахрам искажение инд. Махараджа, см.: ТС, стр. 5, прим. 2. В «Ихйа ал-мулук»:«[3аххак] отправил [Гаршаспа] на войну с Бйху-индийцем» (стр. 23).

15 В «Ихйа ал-мулук», стр. 24: «Оттуда он ушел в Сарандиб и воевал [там] с местным правителем Махараджей».

16 Куранг (Гауранг), согласно версии, предлагаемой в «Та'рих-и Систан», сын Гаршаспа и отец Наримана (ср. также Табари, III, стр. 598,. и Justi, стр. 113).

17 Наузар — сын Манучихра, см. «Шах-наме», изд. Моля, I, стр. 231, 297, 381, 383; «Фарс-наме», стр. 13, 14.

18 Тахмасп — арабизованная форма пехл. tuxmaspan — сын Манучихра и отец царя Зау; о нем см.: Justi, стр. 319; Бал'ами, стр. 519, 520.

19 Кайкубад-ра бийавард; ср. в «Ихйа ал-мулук», стр. 23: «Дастав послал Рустама. Рустаму в то время было 14 лет. Кайкубад с остальными принцами находился в окружении на горе ал-Бурз. Рустам пришел к. Кайкубаду и вывел его [из окружения]».

20 Имеется в виду не дошедшее до нас сочинение Абу-л-Му'аййада Балхи; о нем см. наше Введение.

21 Рассказ «Та'рих-и Систан» о последних годах жизни Фирдоуси расходится с общеизвестным рассказом Низами 'Арузи; см. «Чахар макале», стр. 80—83; Бертельс, I, стр. 192, 193.

22 Хусрау II Парвиз, сын Хурмизда IV, правил в 590—628 гг. Началом мусульманской эры считается 26 июля 622 г. — день переселения Мухаммада в Медину.

23 В «Ихйа ал-мулук» (стр. 8) говорится, что шах Фируз перед смертью передал свою должность военачальника сипахбаду Бахтийару, который и исправлял ее при Хусраве II. Его подвиги описаны в «Бахтийар-наме». Автор «Ихйа ал-мулук» сообщает также, что, «когда возник ислам и взошло солнце господства Мухаммада, Бахтийар, который знал от богомольцев о выступлении последнего из пророков и об истинности его веры, беспрекословно стал мусульманином» (там же).

24 Речь идет несомненно о произведении, отличном от известного «Бахтийар-наме», см.: ТС, стр. «з», прим. 2.

25 Правильно: Пуладкан б. Азадмард,— ТС, стр. 8, прим. 5. В «Ихйа ал-мулук» так же, как в «Та'рих-и Систан».

26 Личность идентифицировать не удалось, можно лишь с уверенностью сказать, что это не Мухаммад б. Джарир ат-Табари и не Бал'ами Обращение к тексту Табари свидетельствует о том, что автор «Та'рих-и Систан» сочинения Табари не использовал вообще. Как предполагает Ба- хар, возможно, в данном случае имеется в виду 'Али б. Мухаммад ал-Мада'ини или же 'Али б. Мухммад б. Сулайман ан-Науфари, труды которых до нас не дошли; см.: ТС, стр. 9, прим. 3.

27 Ср. близкий к этому рассказ в «Ихйа ал-мулук» (стр. 11).

28 Рассказ отражает библейскую легенду, вошедшую в Коран, согласно которой господь даровал Сулайману ветер, и он, дуя, устремляется по «го повелению в землю, которую господь благословил; см.: Коран, XXI, 81; ср. «Ихйа ал-мулук», стр. 11.

29 Ср. «Ихйа ал-мулук», стр. II.

30 Хариджиты (ар. хаваридж) — религиозная секта, возникшая еще в середине VII в. Основным положением их учения была борьба против социального неравенства внутри мусульманской общины; о хариджитах и их учении см.: J. Welhausen, Die religioеs-politischen Oppositionsparteien, стр.3—55; Беляев, Мусульманское сектантство, стр. 30—39; Петруневский, Ислам в Иране, стр. 44, 48—56; EI, II (G. Levi Delia Vida).

31 Согласно сообщениям ранних арабских географов (Истахри, Ибн Хаукал, Мукаддаси), арк (название заимствовано у греков и означало «цитадель», «крепость») Систана находился в северо-восточной части го рода между воротами Нишк и Каркуйа. В арке находилась сокровищница, по преданию, выстроенная 'Амром б. ал-Лайсом. Арк был местопребы ванием правительства и крепостью и прославился своей продолжительной защитой против монголов; об арке Систана см.: Истахри, 241; Ибн Хаукал, 298; Йакут, I, 210; Мукаддаси, 305; Бартольд, Персидская арк «крепость», «цитадель», стр. 29—32; Le Strange, стр. 336.

32 Ср. «Ихйа ал-мулук», стр. 11, 12; в «Ихйа ал-мулук» нет отсылки к «Ахбар-и Систан».

33 Ср. «Ихйа ал-мулук», стр. 12.

34 «Ихйа ал-мулук», стр. 12: Кахраман.

35 Из-за богатого содержания лессовой пыли систанские пески могли служить в качестве удобрения, см.: Зарудный, Третья экскурсия по. Восточной Персии, стр. 72.

36 Ср. «Ихйа ал-мулук», стр. 12, 13.

37 О ветряных мельницах в Систане см.: Мас'уди, Мурудж, II,. стр. 80; Klaus Ferdinand, The Horizontal windmills of western Afghanistan, — «Folk», vol. 5, Kabenhavn, 1963, стр. 71—89; ср. о ветряных мельницах и ветряных колесах (чарх-и бад) в «Ихйа ал-мулук», стр. 13.

38 О широком применении больших водоподъемных колес для орошения садов и посевов в Иране и в сопредельных областях в средние века, см.: Петрушевский, Земледелие в Иране, стр. 121, 127.

39 На основании этих слов автора Бахар, издатель текста «Та'рих-и Систан», заключает, что эта часть написана до прихода монголов в Систан, ибо только им удалось овладеть Систаном силой; см.: ТС, стр. 13, прим. 3,

40 Личность идентифицировать не удалось.

41 Фарах — здесь название округа в Систане, расположенного по берегам реки того же названия, см.: Le Strange, стр. 351; сохранилось до сегодняшнего дня в названии одного из останов Афганистана.

42 Ср. «Ихйа ал-мулук», стр. 14.

43 Рассказ об источнике в селении Масав, приведенный в «Ихйа ал- мулук», стр. 14, существенно отличается от нашего и, по-видимому, вос ходит к другому источнику, возможно Исфизарй; ср. его рассказ о горе Барандак в одном фарсахе от Фараха (Исфизарй, Харат, I, стр. 337 ь 338).

44 Ср. «Ихйа ал-мулук», стр. 14, 15: «С южной стороны города есть гора...»

45 Ср. «Ихйа ал-мулук», стр. 14, 15.

46 В других источниках название это не засвидетельствовано, в ТС встречается 5 раз. В «Ихйа ал-мулук», стр. 15: «В области Кал'а-йи Кал и в Уке»; ср. Исфизарй (Харат, I, стр. 335): «Между Укрм и Кал'а-йи К.ах». О песчаной горе с удивительными акустическими свойствами сооб щает Ибн Руста (стр. 174). Находилась эта гора недалеко от Кахана (на полпути между Заранджем и Джувайном), там же; см. также Le Strange, стр. 341; о возможной локализации названий RWNCWL см.: Scarcia, Lo scambio di lettere, стр. 627, прим. 26; см. также Bosworth, Sistan, стр. 91.

47 Ср. «Ихйа ал-мулук», стр. 15.

48 Бе зир-и зажин андар гушадаст — букв, «открыто под землей». Ср Исфизари, Харат, I, стр. 336: «Говорят, что в горе той есть пещера, из которой есть ход до горы Димаванд. И это удивительно».

49 Даджжал — мифический персонаж мусульманских сказаний о конце мира. Как основатель царства зла и безбожия некоторыми ранними мусульманскими авторами отождествляется с Заххаком, о нем см.: EL, I, стр. 343.

50 Ср. в «Ихйа ал-мулук», стр. 15: «В древней истории Систана упомянуто, будто там появится Даджжал. Однако сообщение это не заслуживает доверия. Говорят, что Даджжал это и есть Заххак, который выйдет оттуда, и покуда он [Заххак] жив».

51 «Ихйа ал-мулук», стр. 13: Хирманд, Фарах-руд, Хушк-руд, Харут-руд, Аргандаб, Аргун (***), Тарнак. Последние две реки — притоки ( р. Аргандаб. Аргандаб — современное автору «Ихйа ал-мулук» название р. Рухад-руд.

52 Ср. «Ихйа ал-мулук», стр. 15.

53 Ср. Кух-и Тузги (к северу от Камара), упомянутую Н. Зарудным,— Третья экскурсия по Восточной Персии, стр. 128.

54 Вместо этого «Ихйа ал-мулук» сообщает о серебряных и бирюзовых рудниках на границах Систана (стр. 15).

55 My'аз б. Муслим — наместник Хорасана (149—163/766—779-80) от имени халифа Махди; см.: Ибн ал-Асир, VI, стр. 41. Махди ви-лайат-и хаме-йи Хурасан ва Систан буд *** муфавваз кард; вместо буд, как нам представляется, следует читать бе вай (***) — «ему».

56 Имеется в виду Пируз (Фируз), клиент ал-Хусайна б. 'Абдаллаха ал-'Анбари из числа пленных персов знатного происхождения. Источники превозносят его необычайную храбрость. Эпизод относительно награды, предложенной Хаджжаджем за голову Фируза, приведен у Мубаррада; о нем см.: Балазури, Футух, стр. 396; Мубаррад, стр. 655, 656; см. также: ТС, стр. 19, прим. 1.

57 Имеются в виду Мухаллаб б. Абу Суфра (ум. 83/702), арабский военачальник, и секретарь Хаджжаджа Йазид б. Абу Муслим; о Мухаллабе см.: Ибн Xалликан, № 764.

58 'Усман б. 'Аффан ас-Саджзи, упомянут у Йакута (III, стр. 892).

59 Абу Хатим Сахл б. Мухаммад Сиджистани (ум. 255/869), лексикограф и специалист по 'арузу, передатчик Хадисов об Абу Зайде и др.; о нем см.: GAL, I, стр. 107; SB, I, стр. 167; Ибн Надим (изд. Каир), стр. 92, 93; «Ихйа ал-мулук», стр. 6; Диххуда, Лугат-наме, I, стр. 394.

60 В тексте ошибочно: Сулайман б. ал-Шис. В виду имеется знамени тый Абу Да'уд, Сулайман б.ал-Аш 'ас б. ... ал-Азди ас-Сиджистани (ум. 275/889), автор сборника Хадисов под названием ал-Сунан; о нем см.: GAL. SB, I, стр. 266, 267; Ибн Надим (изд. Каир), стр. 338; Fluegel, II, стр. 102, прим. 8; Йакут, III, стр. 44; VI — Индекс.

61 Абу Бакр 'Абдаллах б. Сулайман б. Абу Да'уд (ум. 316/928), известный в источниках как Ибн Абу Да'уд ас-Сиджистани или же как: Абу Бакр б. Абу Да'уд; сын вышеупомянутого Абу Да'уда, крупный авторитет в области хадисов и законовед; о нем см.: GAL, SB, I, стр. 267;. Ибн Надим (изд. Каир), стр. 338; Fluеgel, II, стр 102, прим. 8; Йакут, III, стр. 45, 84 и сл; VI — Индекс; Диххуда, Лугат-наме, I, стр. 287.

62 Халил б. Ахмад Сиджистани, современник Абу Салиха Мансура б Нуха Саманида (961—976), традиционалист и законовед; о нем см . Йакут, II, стр 41; «Ихйа ал-мулук», стр. 6.

63 Йахйа б. 'Аммар Сиджистани, Абу Закарийа — ученый, законовед и традиционалист; о нем см.: «Ихйа ал-мулук», стр. 6.

64 Ср. у Йакута, I, стр 613: Абу-л-Хасан Мухаммад б. 'Абда.т-лах б. Джунайд ал-Бусти.

65 По-видимому, имеется в виду происходящий из Систана географ, который цитируется у Ибн Руста (стр. 174).

66 Мухаммад б. Ахмад б. Мухаммад б Сулайман ал-Букани, известный в литературе как Абу 'Уадар ан-Нукати (или ан-Нукани), автор сочинений по адабу; его сын 'Умар и брат Абу Са'ид 'Усман были также учеными, см.: Йакут, I, стр. 761; V, стр. 824; см. также' ТС, стр. 20, прим. 10.

67 Из перечисленных здесь имен улемов и факихов Систана в «Ихйа ал-мулук» есть только четыре имени: Сахл б. Мухаммад Сиджистани, Халил б Ахмад Сиджистани, Йахйа б. 'Аммар и Абу Да'уд, о них см. предыдущие примечания.

68 Речь идет о плотине на реке Хильманд, которой регулируется орошение всего Систана и от которой зависит его благосостояние.

69 Систан — страна песков и ветра. Сильные ветры гонят песчаные дюны на поля и жилища и являют собой постоянную опасность. Дома и поля до сих пор ограждаются высокими барьерами и плетнями, предохраняющими их от засыпания песком; об этом см.: Черняковская, Сеистан, стр. 123—152; ср. также у Истахри (стр. 242) о постройке в Систане для этой цели деревянных оград.

70 Ср. «Ихйа ал-мулук», стр. 16.

71 Ср. «Ихйа ал-мулук», стр. 16, 17.

72 Пишзирих — название района к югу от озера Зирих (современное- Пишаб), см.: ТС, стр. 297, прим. 4; Мухаммад Систан и, Джугра- фийа-йи та'рихи-йи Зарандж.— «Aryana», vol. XXV, № 4, стр. 19.

73 В рассказе получила отражение народная этимология название Заранг. О действительном происхождении этого названия от названия области Дрангиана см.: Бартольд, Обзор, стр. 47.

74 Значение нимруз в данном контексте не вполне нам ясно. Возмож но, имеется в виду праздник Науруза, в первые дни которого сасанидские цари, как утверждает легенда, принимали жалобы от простого народа,, см., например, Абурейхан Бируни (973—1048), Избранные произ ведения, I, Ташкент, 1957, стр. 229 и прим. 2 к ней на cтp. 448.

75 Абу-л-Фарадж Кудама б. Джа'фар ал-Багдади (ум. между 922— 948) — арабский филолог и географ. Им было составлено обширное руководство для чиновников: «Китаб ал-харадж ва сан'ат ал-китаба». До нас дошла лишь половина его труда, издан же только раздел, относящийся к хараджу (BGA, VI). В опубликованной части книги Кудамы рассказа о Нимрузе нет; о Кудаме см.: GAL, I, стр. 228; SB, стр. 406; № 1, стр. 208; Крачковский, IV, стр. 160—162; см. также: ТС, стр. 23, прим. 3 и 4.

76 О других народных толкованиях названия Нимруз, характеризующих Систан в историческом, бытовом и географическом отношении, см.: 1 е Strange, стр. 334; Миллер, Прошлое и настоящее Систана, стр. 2, 3.

77 Буст (его развалины ныне известны как Кал'а-йи Бист) — второй по величине город в Систане, находившийся на торговом пути в Индию, У места слияния рек Аргандаб и Хильманд, в 125 км от Кандахара; о нем см. Le Strange, стр. 344; Бартольд, Обзор, стр. 48; Али Ахмад На'ими, Буст,— «Aryana», vol. I, № 1, стр. 40, 41.

78 В «Та'рих-и Систан» засвидетельствовано в форме Рухад (ТС, 15, прим. 4 и 24, прим. 2) и лишь в одном случае — в форме Руххадж — название округа и его главного города в восточной части Систана; см.: Бартольд, Обзор, стр. 50; Йакут, II, стр. 770; Le Strange, стр. 339.

79 Замин Давар, или просто Давар,— область, расположенная между Систаном и Гуром; см.: Бартольд, Обзор, стр. 49, 50; Йакут, II, 'Стр. 541; Minorsky, Hudud al-'Alam, стр. 345; Marquart, De Groot, Das Reich Zabul, стр. 285; 'Абд ар-Pа'уф «Бинава», Давар йа Заминдавар,— «Aryana», vol. I, № 4, стр. 16—23.

80 Конъектура Бахара. В рукописи это название было зачеркнуто и «место него вписано ***.. Как предполагал Бахар, возможно, имелся в виду Баджистан (ТС, стр. 24, прим. 6), существующий по сей день, см., например: Зарудный, Третья экскурсия по Восточной Персии, стр. 24.

81 «Ихйа ал-мулук», стр. 11: ***.

82 Хамза б. 'Абдаллах аш-Шари — предводитель хариджитского движения крестьян и ремесленников в Систане на рубеже VIII и IX вв., см. ниже прим. 475.

83 Ср. «Ихйа ал-мулук», стр. 18.

84 Сипих/Испих, арабиз. Исфи(х),— согласно автору «Худуд ал-'алам» находился среди пустыни, между селением Пахра и г. Систаном (Заранд-жем), см.: «Худуд ал-'алам», изд. Сутуде, стр. 129. Большая крепость и развалины под тем же названием Испих сохранились и поныне (между Бамской пустыней и Захиданом), см.: И. Афшар, Аснад-е асил-е Та'рих-е гоум-е ирани,— «Рахнема-йе кетаб», 1346/1967, т. 10, № 1, стр. 5

85 Ср. в «Ихйа ал-мулук», стр. 28; «Западной границей Систана яв ляется Кирман».

86 В данном случае, по-видимому, в виду имеется Кис (или Киш), упомянутый Йакутом как город в Синде; см.: Йакут, IV, стр. 273, 274; см. также: ТС, стр. 25, прим. 6.

В «Ихйа ал-мулук», стр. 28: «северная граница [Систана] — Исфизар, южная — Синд».

87 О коренном населении Систана см.: Tate, IV, стр. 278—280.

88 Сведения об общей сумме налога с Систана и Хорасана в начале господства ислама и их округах (хурах) заимствованы из сочинения Кудамы, «Китаб ал-харадж» (BGA, VI); см. наше Введение.

89 Асфузар/Сафзар — название округа и города в Харатской провинции, в трех переходах от Харата в сторону Систана. У Йакута (I, стр. 248) и в нашем источнике отнесен к Систан; о нем см.: Истахри, стр. 264 и сл; Бартольд, Обзор, стр. 44, 45; Le Strange, стр. 412.

90 В тексте ***, Хабушан — средневековое название современного г. Кучана в Хорасане, расположенного к сев.-зап. от Радгана.

91 В рукописи сочинения Кудамы ***, издателем восстановлено в форме *** ал-Буттам. Буттам, или Буттаман,— область, расположенная) «среди гор и ущелий и относящаяся к Усрушане»; см.: BGA, VI, стр. 243- и прим.); Худуд ал-'Алем, изд. Бартольда, стр. 236; Mi nor sky, Hudud al-'Alam, стр. 115; ср. также Йакут, I, стр. 490.

92 Кудама, стр. 243; ***, это название параллельно засвидетель ствовано в форме *** (ср., например, Йа'куби, стр. 289), см.: Marquart, Eransahr, стр. 226. Согласно Йакуту (II, стр. 249), там умер Мухаллаб; см. также: ТС, стр. 27, прим. 7.

93 В VIII—IX вв. Систан стал главным очагом хариджитского движения, см.: ТС, стр. 96; Петрушевский, Ислам в Иране, стр. 48—56.

94 Имеются в виду феодалы, самовольно захватившие власть, опираясь на военную силу, как, например, Йа'куб б. ал-Лайс.

95 По-видимому, имеется в виду город к югу от Багнина, засвидетель ствованный в источниках в форме Бишланг Пишланг] Фишландж; см.: Истахри, стр. 339, 252; Ибн Хаукал, стр. 306, ср. ТС, стр. 28, прим. 2.

96 У Мукаддаси (стр. 50, 297): Бузад, селение в округе Буста, его развалины существуют поныне, см.: Tate, I, стр. 29.

97 В «Ихйа ал-мулук» (стр. 28) перечень округов Систана имеет не которые отличия: отсутствуют Киш, Наузад, Фарах. Напротив, в ТС нет округов Ка'ин, Кал'а-йи Ках (неоднократно встречаются в «позднейшем добавлении» к ТС) и Фрама (быть может, искаженная форма из Фарах?), названных в «Ихйа ал-мулук».

98 Так — крепость, находившаяся в одном переходе к югу от Заранджа (упоминается еще Конноли в XIX в.), окруженная семью рядами стен и глубоким рвом, через который можно было перейти только по подъемному мосту; о ней см.: Бартольд, Обзор, стр. 48, 49.

Развалины крепости, известные среди народа как «Сар Тар», находятся в 25 км к востоку от Кал'а-йи Фатх, см.: Мухаммад Систани, Сартар Йахисар-и Так, — «Aryana», vol. XXV, № 1, стр. 37—46.

99 Наш (и) руд — название рустака, расположенного по берегам канала с одноименным названием, см.: Истахри, стр. 243; Балазури. стр. 401; Йакут, IV, стр. 728, Le Strange, стр. 339; Tate, III. стр. 148; Bosworth, Sistan, стр. 16, прим. 6.

100 Жушт /Зушт/ Рушт (Ибн Хурдадбих, стр. 50) — город, находившийся в трех фарсахах от Заранджа, см.: Балазури, стр. 401; ТС, стр. 28, прим. 5.

101 Согласно Истахри, стр. 251, Бар — название рибата, находив шегося на пути между Заранджем и Балисом; ср. также Ибн Хаукал, стр. 306.

102 У Мукаддаси (стр. 27, 50, 297, 305, 349): Бакраваз /Бакрабаз — город в округе Буста на расстоянии одного перехода от Панджвая.

103 Упомянут Йакутом (IV, стр. 716), но не идентифицирован.

104 Автор «Ихйа ал-мулук» (стр. 18) названия рустаков не приводит, мотивируя тем, что сейчас их никто не помнит и не знает, где находится каждый из них.

105 Джарватикан, арабизованная форма перс. Гарватикан — название селения в Систане, находившегося между воротами Та'ам и селением Них; о нем см.: Мукаддаси, стр. 50, 297, 306; Йакут, II, стр. 65.

106 Савафи — мн. ч. от сафийа — государственные земли, земли, брошенные их хозяевами, или же земли, владельцы которых умерли, не оставив наследников; см.: Lane, стр. 1074; Bosworth, Sistan, стр. 29, 130 и прим. 1.

107 У Йакута (I, стр. 55) приведен в форме с начальным долгим гласным: Абур; см. также: ТС, стр. 29, прим. 6.

108 Сафар — селение на правом берегу канала Париун, см.: Tate, IV, стр. 297.

109 Рузан — город, по словам Истахри, меньше Карнйна; был расположен вблизи от Фйрузканда, если идти вправо к Руххаджу; см.: Истах ри, стр. 238, 248; Ибн Хаукал, стр. 297, 304; Йакут, II, стр. 830.

110 Сарван/Шарван — небольшой город в Замйн Даваре около Карнина, на расстоянии двух переходов от Буста; см.: Истахри, стр. 238, 248, 252; Йакут, III, стр. 84; Le Strangе, стр. 345, 346.

111 Джавали — мн. ч. от джалийа — подушная подать, первоначально взимавшаяся с иноверцев, см.: ТС, стр. 30, прим. 5, 6; Tyan, стр. 135; Bosworth, Sistan, стр. 29, прим. 4.

112 Азаруп, или азаравп, согласно предположению Бахара, «плата за землю или аренду помещения под зороастрийский храм огня». В известных нам словарях термин не засвидетельствован; см.: ТС, стр. 30, прим. 5, 6; Bosworth, Sistan, стр. 23, 31.

113 В «Ихйа ал-мулук», стр. 9, данные о размерах хараджа, взимавшегося с Систана, и о том, как он расходовался, приведены для времени великого государя малика Кутб ад-Дина III (842—885/1437—1479).

114 Под термином султан здесь имеется в виду центральная власть в Багдаде; о значении этого термина в ранней истории ислама см.: Бартольд, Халиф и султан, стр. 17—78; Levy, стр. 265, 269; Петрушевский, Ислам в Иране, стр. 149, прим. 2.

115 По мнению проф. Босворса, речь идет о сумме, предназначавшейся на укрепление обороны или военные цели; см.: Воswоrth, Sistan, стр. 80.

116 Земляные насыпи (гуре) служили для защиты полей и селений oт наводнений; о них и термине гуре см.: Yatie, Khurasan and Sistan, стр. 112.

117 'Ариф — должностное лицо, в функцию которого входило держать в курсе дела мухтасиба, см.: Туan, II, стр. 452, 453; Bosworth, Sistan стр. 30, прим. 3.

118 Шурта — термин, обозначавший военную полицию, гвардию для поддержания порядка в столице; см.: Бартольд, I, стр. 287; Levy, стр. 332; Tyan, II, стр. 352—455.

119 Ведомство, занимавшееся разбором жалоб; о термине см.. Tyan, II, стр. 141—288.