Комментарии

710 Ср. Табари, III, стр. 2098.

711 У Табари, III, стр. 2098: 14 лет, 14 месяцев и 6 дней.

712 Источники сообщают, что халиф Му'тамид из-за жалоб населения сместил в 271/884-85 г. 'Амра б. ал-Лайса из Хорасана, проклял его и направил в Фарс Са'ида б. ал-Мухаллада на войну с ним; об этом см.: Табари, III, стр. 2106; Ибн ал-Асир, VII, стр. 290; «Ихйа ал-мулук», стр. 60.

713 У Табари это сообщение отсутствует.

714 Согласно Табари, III, стр. 2112 и Ибн ал-Асиру, VII, стр. 291, сто человек из защитников 'Амра были убиты и три тысячи уведены в плен.

715 Му'тазид би-ллах, сын Муваффака вступил на престол в 279/892 г. сразу после смерти отца. В хрониках известие о захвате My 'тазидом в 272/885 г. Фарса отсутствует; см.: ТС, стр. 244, прим. 1.

716 Бурджан (у Истахри — Фурджан) — город в Фарсе, в округе Ардашир-хурре; о нем см.: Ибн Хурдадбих, стр. 44; Ибн ал-Факих, стр. 201; Йакут, I, стр. 199; Schwarz, II, стр. 72.

717 Ср. известие о войне между войсками 'Амра б. ал-Лайса и Муваффака у Ибн ал-Асира (VII, стр. 298). Ибн ал-Асир в конце этого рассказа говорит, что Муваффак не смог взять у 'Амра Кирман и Сиджистан и вернулся назад, см. также: ТС, стр. 244, прим. 5.

718 Ибн Хурдадбих, стр. 50: Рашид/Расак/Рашак — селение на краю Кирманской пустыни по дороге в Систан, в 23 фарсахах от Заранджа.

Ибн ал-Асир, VII, стр. 298, местом кончины сына 'Амра называет Муфазе (Систан).

719 В тексте: ки данист ки чун 'Амр хилаф ашкара кунад' ишан хилаф аварданд.

Текст не вполне нам ясен, перевод приблизительный. Речь идет о борьбе Муваффака с Ахмадом б. Тулуном, правителем Египта и Сирии, и его сыном, Хумаравайхом, наследовавшим престол после смерти отца; об этом см.: Табари, III, стр. 2106, 2107 и сл.; Кинди, стр. 224—240; Ибн Халликан (перев. de Slane), I, стр. 498—500; см. также: ТС, стр. 245, прим. 3.

720 Табари, III, стр. 1927 и сл.: Ахмад б. Абу-л-Асбаг.

721 У Табари, III, стр. 2115, это событие отнесено к мухарраму 276/889 г.

722 Табари (III, стр. 2116) сообщает, что в месяце раби' II 276 г. шуртой в Багдаде от имени 'Амра управлял 'Убайдаллах б. 'Абдаллах б. Тахир.

723 Ср. Табари, III, стр.2117.

724 Табари, III, стр. 2012, 2118: Муса б. ухт Муфлих (Муса, племянник Муфлиха).

725 В других источниках рассказа о сражении 'Амра б. ал-Лайса с Мусой б. ухт ал-Муфлихом найти не удалось.

726 Табари, III, стр. 1931: Исма'ил б. Балбал, Абу-с-Сакр. Его полное имя: Исма'ил б. Химад б. Абу Ханифа ал-казий, везир Муваффака. После смерти Муваффака Му'тазид арестовал eго и подверг пыткам, пока он не скончался; см.: ТС, стр. 248, прим. 4, а также наш перевод, стр. 242.

727 Согласно Табари, II, стр. 2123, 'Убайдаллах б. Сулайман б. Вахб был назначен везиром в среду, за три дня до конца месяца сафара 278/891 г.

728 Как отмечает В. В. Бартольд (I,. стр. 278), 'Амр б. ал-Лайс со вступлением на престол халифа Му'тазида был окончательно признан законным правителем Хорасана.

729 Табари , III, стр. 2133.

730 Ахмад б. Мухаммед б. ал-Лайс назван у Наршахи начальником шурты эмира Исма'ила, см.: «The History of Bukhara», стр. 11. Ибн ал-Асир (VII, стр. 193, 213) называет его отцом Абу 'Абдаллаха Джунайда и сообщает о его назначении эмиром в Бухару, после того как Абу Хашим Мухаммад б. ал-Мубашир б. Рафи' б. ал-Лайс б. ан-Наср Саййари получил отставку.

731 В тексте: Кирман. Из последующего контекста (см. ниже) ясно, что Рафи' б. Харсама был в Гургане, а не в Кирмане, ср. также известие Ибн ал-Асира (VII, стр. 318). Однако Ибн ал-Асир изгнание Рафи' из Рея приписывает Ахмаду б. 'Абд ал-'Азизу. Когда же Ахмад б. 'Абд ал-'Азиз в 280/893 г. умер, Рафи' вновь вернулся в Рей и оставался там до конца этого года; см. также: ТС, стр. 250, прим. 2.

732 В других источниках не упомянут.

733 'Али б. ал-Хусайн ал-Марваруди — эмир Марва; о нем см.: «The History of Bukhara», стр. 87 и 150, прим. 296; Ибн ал-Асир, VII, стр. 257.

734 То же, что Исфараин — город в Хорасане; о нем см.: Мукаддаси, стр. 318; Йакут, I, стр. 246; Le Strange, стр. 393.

735 Имеется в виду Абу-л-Харис Ахмад б. Мухаммад Фаригун, правитель Гузганана; о нем см.: Minorsky, Ibn Farighun and the Hudud al-'Alam, стр. 189—196. Известие «Та'рих-и Систан» о том, что 'Али б. ал-Хусайн якобы воссоединился с Ибн Фарйгуном, противоречит тому, что пишет по этому поводу Наршахи: «Когда 'Амр б. ал-Лайс направил свои войска в Марв, 'Али б. ал-Хусайн обратился за помощью к Ахмаду б. Фарйгуну. Не получив ответа, он переправился через Джайхун и пришел к эмиру Исма'илу в Бухару... Затем 'Али б. ал-Хусайн двинулся в Фараб и был там 13 месяцев, пока его не убил в сражении собственный сын», см.: «The History of Bukhara», стр. 87 и 150, прим. 296; см. также: ТС, стр. 251, прим. 3.

736 Имеется в виду город в Хорасане на краю Сарахской пустыни.

737 Мухаммад б. Зайд, брат и преемник Хасана б. Зайда, правил государством Алидов с 884 по 900 г; о нем см.: Табари, III, стр. 2200, 2201; Ибн ал-Асир, VII, стр. 348, 349; Ибн Xалликан, № 883; Петрушевский, Ислам в Иране, стр. 249.

738 Ср. у Гардизи, стр. 18: Ахмад-и Дараз — «Ахмад-длинный». Персидскому дараз соответствует араб. сами. В «Та'рих-и Систан» явно ошибочно между именем и прозвищем поставлено слово бин — «сын».

739 'Али б. Шарвин (или 'Али б. Суруш в одной из рукописей Наршахи) — военачальник 'Амра б. Лайса; о нем см.: Истахри, стр. 210; Гардизи, стр. 18, 19; «Та'рих-и Бухара», изд. Шефера, стр. 86, 87.

740 Название ворот в Нишапуре (?).

В тексте: базар канде, по-видимому, вместо баз аз канде — «через ров», см.: ТС, 252, прим. 3.

741 Ибн ал-Асир, VII, стр. 336, говорит, что после того, как Рафи потерпел поражение в сражении при Нишапуре, он бежал в Тус. Вдогонку за ним 'Амр снарядил войско. Тогда Рафи ' бежал в Хорезм. где и был убит.

742 По-видимому, имеется в виду Радкан — небольшой город, находившийся на полпути между Хабушаном и Тусом. Известен как место рождения Низам ал-Мулка; см.: Истахри, стр. 257; Ибн Хаукал, стр. 313; Йакут, I, стр. 243; II, стр. 400 и сл.; Le Strange, стр. 394.

743 «Ихйа ал-мулук» (стр. 60) ошибочно дает 286 г.

744 Ср. у Табари, III, стр. 2160: Мухаммад б. 'Амр ал-Балхи. Согласно Ибн ал-Асиру, VII, стр. 319, его убил Абу Са'ид ад-Даргани.

745 Текст стихотворения безнадежно испорчен. Несмотря на конъектуры Рэмписа (Die aеltesten Dichtungen, стр. 228), перевод его представляется невозможным; см. также: ТС, стр. 253, прим. 2.

746 Об этом см. наше прим. 733.

747 Мухаммад б. Бишр или же Мухаммад б. Башир (в тексте засвидетельствованы обе формы имени, ср. также у Ибн ал-Асир а, VII, стр. 348; VIII, стр. 47, и Ибн Xалликан, № 838) — главный полководец 'Амра б. ал-Лайса; у Наршахи (изд. Шефера, стр. 86): Мухаммад б. Лайс; см. также: «The History of Bukhara», стр. 88; Гардизи, изд. Хабиби, стр. 144, прим. 10.

748 Аналогичное известие приводят Ибн Халликан,. № 838 и Гардизи, стр. 119. Гардизи датирует это событие 18 шаввалем 286/899 г.; см. также Ибн ал-Асир, VII, стр. 346; «The History of Bukhara», стр. 151, прим. 300.

749 Ср. Бартольд, I, стр. 280: «Не довольствуясь своим господствующим положением в Персии, 'Амр полагал, что и в Мавераннахре к нему должны перейти права Тахиридов. Это притязание и явилось причиной его гибели».

750 Имеется в виду упоминавшийся ранее Мухаммад б. Зайд ал-'Алави, см. прим. 737.

751 Абу-л-Касим 'Абдаллах б. Сулайман, везир халифа Му'тазида; см.: Гардизи, стр. 35.

752 Согласно Табари, III, стр. 2183, халиф Му'тазид собрал в своем дворце паломников из Хорасана и объявил им о назначении в Мавераннахр и Балх 'Амра б. ал-Лайса и о низложении Исма'ила б. Ахмада; см. также: Бартольд, I, стр. 283.

753 Ср. предположение Бартольда о возможном поощрении багдадским правительством Исма'ила к сопротивлению, см.: Бартольд, I, стр. 284.

754 Несмотря на то что 'Амр б. ал-Лайс получил халифскую грамоту на владение Мавераннахром, однако вырвать эту область из рук Исма'ила можно было лишь при помощи «ста тысяч обнаженных мечей», см.: Гардизи, стр. 18; Ибн Xалликан, № 838; Бартольд, I, стр. 283.

755 Имена этих индийцев явно искажены, восстановить их не удалось. В других источниках нам не встретились.

756 В других хрониках это известие отсутствует.

757 Это известие «Та'рих-и Систан» не согласуется с тем, что пишут о составе войска Исма'ила Наршахи и Низам ал-Мулк, см.: «The History of Bukhara», стр. 89, 151, прим. 302; «Сиасет-Наме», перев. Заходера, стр. 22; см. также: ТС, стр. 255, прим. 5.

758 В ряде источников подчеркивается, что все 70 тыс. всадников 'Амра б. ал-Лайса бежали невредимыми, ни один из них не был ранен, ни один не был взят в плен, кроме самого 'Амра б. ал-Лайса, об этом см.: «Та'рих-и Байхак», стр. 67; «Сиасет-наме», перев Заходера, стр. 22; «The History of Bukhara», стр. 152, 307.

759 О том, как был взят в плен 'Амр б. ал-Лайс, сложено много легенд, получивших отражение в разных источниках. По Ибн ал-Асиру, когда войско Исма'ила около Балха окружило войско 'Амра, 'Амр с не большим числом людей, пытаясь выйти из окружения, поскакал через лес. Конь 'Амра провалился в грязь. Свита его бежала, подоспели воины Исма'ила и схватили 'Амра. Близок к этому рассказ Наршахи и Ибн Халликана. Табари анекдотов этих не приводит вообще; см.: Ибн ал-Асир, VII, стр. 346; «Та'рих-и Бухара», изд. Шефера, стр. 86, 87; «The History of Bukhara», стр. 152, прим. 308; Ибн Халликан, № 83S; Гардизи, стр. 18, 19: ср. рассказ об 'Амре б. ал-Лайсе в «Сиасет-наме» (перев. Заходера, стр. 21); см. также: ТС, стр. 256, прим. 1.

760 Дата взятия 'Амра в плен по другим источникам отличается только числом месяца — в большей части источников указана середина (17) месяца раби' II — или же месяцем: Ибн ал-Асир и Гардизи упоминают раби' I; сводку по источникам см.: Бартольд, I, стр. 284, прим.1: «The History of Bukhara», стр. 152, прим. 308.

761 Другие источники приводят дату смерти Насра б. Ахмада — джумада II 279/892 г.; см.: Табари, III, стр. 2133; Ибн ал-Асир, VII, стр. 317; Наршахи, Тарих-и Бухара, изд. Шефера, стр. 34; Сам 'ани, стр. 59; Zambaur, стр. 202; Бартольд, I, стр. 282, прим 2.

762 Мухаммад Систанй идентифицирует Кал'а-йи Испахбад с современной крепостью Лаш(?), см.: Мухаммад Систан и, Джуграфийа-йи тарихи-йи Зарандж.— «Aryana», vol. XXV, № 4, стр. 24; о крепости Лаш см. ниже прим. 1109

763 Явно ошибочно вместо Лайс б. 'Али, ибо его отец 'Али б. ал-Лайс, как сообщает Табари (III, стр. 2123), был убит в 278/891-92 г. в Рее; см. также' Ибн ал-Асир, VII, стр. 318; ТС, стр. 257, прим. 1.

764 Об этом термине и литератору о нем см.: «The Plistory of Bukhara», стр. 117, прим. 68.

765 В тексте явно ошибочно: ва Ахмад ва Махмуд ва писар-и Шахфур — «Ахмад и Махмуд и сын Шахфура», конъектура Бахара, см.: ТС, стр. 259, прим. 5; ср. упоминание об обоих братьях страницей ранее.

766 Немецкий перевод стихов см.: Rempis, Die aеltesten Dichtungen, стр. 229.

767 В тексте: *** см.: ТС, 260, прим. 1.

768 В тексте ***; конъектура Бахара: ***, см.: ТС, стр. 260, прим. 2. Рэмпис (Die aеltesten Dichtungen, стр. 299) оставляет ***, который он интерпретирует как 3 л. ед. ч. наст. ср. индикатива от глагола ***; и дает отсылку к работе Шпигеля: Fr. Spiegel s, Grammatik der Parsisprache, Leipzig, 1851, стр. 84; он переводит глагол как «sein mag».

769 Ср. перевод этой строки у Рэмписа (Die aеltesten Dichtungen, стр. 229): «Ich Zukurzgekommener bin hilfos».

770 Указание на Коран (XI, 114).

771 Аснаш (Гардизи, стр. 19, Аснас), или Ашнас (в подавляющем большинстве источников),— гулям Исма'ила б. Ахмада; о нем см.: Табари, III, стр. 2203; Ибн ал-Асир, VI, стр. 241, 340—345 и cл.; VII, стр. 6, 12, 120.

772 Них /Них — город в Систане к западу от озера Зирих, в двух переходах от Тарка; о нем см. Yate, Khurasan and Sistan, стр. 72; Le Strange, стр. 340; о развалинах Ниха см. Sykes, Persia, стр. 413.

773 Источники по-разному рассказывают о том, как был отправлен в Багдад 'Амр б. ал-Лайс. Согласно Табари, III, стр 2203, Исма'ил б. Ахмад предложил 'Амру самому выбрать, остаться ли у него в пленуили же быть отправленным в Багдад. 'Амр предпочел последнее, и Исма'ил отослал его к повелителю верующих в сопровождении Ашнаса. Ибн Халликан (№ 838) со слов Ибн Абу Тахира утверждает, что 'Амра перед отправкой в Багдад связали и всю дорогу его конвоировал человек с обнаженным мечом. При этом 'Амру пригрозили, что при малейшей попытке к бегству он будет казнен. В «Та'рих-и Байхак» (стр. §7) говорится, что 'Амра в железной клетке поставили среди базара в Сабзаваре и женщины бросали в него овечий помет за то, что он убил когда-то одного из зайдитских эмиров.

Рассказ «Та'рих-и Систан» находит поддержку у Наршахи («Та'рих-и Бухара», изд. Шефера, стр. 89), который подчеркивает, что Исма'ил испытывал угрызения совести, ибо, несмотря на свои обещания, должен был выдать 'Амра халифу (ср. также «Сиасет-наме», перев. Заходера, стр 22); об этом см. также «The History of Bukhara», стр. 152, ярим. 310.

774 'Абдаллах б. ал-Му'тазз (род. 247/861) — поэт при дворе халифа Му'тазида; о нем см.: EI, II; Ибн Xалликан, № 348; Табари, III, стр. 2281—2283; Loth, Ueber Leben und Werke des 'Abdallah-ibn al-Mu'tazz, Leipzig, 1882.

775 Mac'уди и Ибн Халликан приписывают эти стихи Абу 'Али ал-Хусайну (или Хасану) б. Мухаммеду б. Фахму, багдадскому ученому- традиционалисту (ум. 289/902). У Мас'уди вначале добавлен еще один бейт; см.: Мас'уди, Мурудж, VIII, стр. 208; Ибн Халликан, № 838. Автор «Та'рих-и Байхак» (стр. 67) явно ошибочно называет их автором Ибн Бассама, см. также: ТС, стр. 262, прим. 1.

776 Бадр б. 'Абдаллах Хаммами, известный как Бадр ал-Кабир. (букв. Бадр-великий), или Бадр ал-Хаммами, гулям Ибн Тулуна и дский военачальник, наместник Исфахана и Шираза; о нем см.: Табари, III, стр. 2219, 2225.

777 Сведения источников относительно казни 'Амра б. ал-Лайса самые противоречивые, их сводку см.: ТС, стр. 263, прим. 1; «The History of Bukhara», стр. 153, прим. 311.

778 По Табари, III, стр. 2208, 'Амр б. ал-Лайс был убит во вторник 8 джумада I 289/901 г.

779 Другие источники датой смерти халифа ал-Му'тазида считают 22 раби' II 289/901 г.; см.: Табари, III, стр. 2206; Мас'уди, Мурудж, VIII, стр. 211; Гардизи, стр. 19 и др.; Zambaur, стр. 6.

780 Сокращенная разговорная форма от амир.

781 В этом рассказе отражена бытовавшая в персидской литературной традиции легенда об эмире и его фаворите; ср. аналогичного сюжета рассказ в «Кабус-наме» (перев. Е. Э. Бертельса, стр. 70), а также хорошо известную легенду о Махмуде Газнавиде и его фаворите Айазе у Низами 'Арузи в «Чахар макале» (изд. Му'ина, стр. 55, 56), см. также: ТС, стр. 264, прим. 6.

782 Название улицы в Зарандже (?).

783 Об этом термине см.: Bosworth, The Ghaznavides, стр. 137, 267.

784 Джуб —диалектная форма от джуй — «ручей, арык»; в некоторых говорах Ирана употребляется по сегодняшний день (например, в говорах Исфахана); см. также: ТС, стр. 266, прим. 2.

785 Шахин из Бату (провинция Нишак) — военачальник Йа'куба б. ал-Лайса, см.: прим. 686; ТС, стр. 266, прим. 3

786 Значение слова осталось нам неизвестным. Согласно предположению Бахара, в виду имеется *** «место сбора, площадь или же базар», см.: ТС, стр. 266, прим. 5.

787 Абу Салама Хафс б. Сулайман ал-Халлал — главный да'и (миссионер) Аббасидов после смерти Букайра б. Махана, был убит в 132/749 г. по приказу халифа Абу-л-'Аббаса ас-Саффаха после того, как сделал попытку передать власть членам семьи 'Али; о нем см.: EI, n. е. I; «Арабский аноним», стр. 158, прим. 181.

788 Бармакиды — могущественная иранская династия секретарей и везиров при первых дских халифах, которая держала в своих руках все нити государственного управления в течение почти сорока лет. В 187/802-03 г. везир Джа'фар был казнен, Фазл к его братья посажены в тюрьму, а их имущество было конфисковано, о Бармакидах см : L. Воuvat, Les Barmecides, Pans, 1912, El, n. e., I.

789 Фазл б. Сахл б. 'Абдаллах ал-Сарахси — везир халифа Ма'муна, был убит в 202/818 или в 203/819 г.; о нем см.: Табари, Индекс, Ибн ал- Асир, VI, стр. 134—324; Ибн Xалликан, № 540; «Та'рих-и Байхаки», перев. Арендса, стр. 326, 327; Levy, стр. 364; EI, II.

790 Был известен под прозвищем Азхар-осел (Азхар-и хар), ср. рассказ о нем в «Кабус-наме», перев. Е. Э. Бертельса, стр. 80, где он назван сипахсаларом 'Амра б. ал-Лайса.

791 Никанак и пажанд — название душистых трав, употребляемых в пищу, см. «Бурхан-и Кати'», I, стр. 401.

792 В тексте:*** Слово *** в данном контексте остается непонятным. Приходится согласиться с Бахаром относительно того, что текст в данном случае испорчен и что там, возможно, лакуна, см. ТС, стр. 273, прим. 4.

793 Абу-н-Наджм, гулям халифа Му'тазида и его военачальник; о нем см.Табари, III, стр. 2209—2211.

794 Джируфт — в домонгольский период важный торговый город в южной части Кирмана, его развалины находятся недалеко от селения Каримабад, см.: Бартольд, Обзор, стр 97; Le Strange, стр. 314, 315, Schwarz, III, стр. 240—248.

795 В тексте: ***, точки отсутствуют, в дальнейшем — Джурдин. У Истахри (стр. 166) и Ибн Хаукаля (стр. 223) — Мансур б. Хурдин; см. также: Schwarz, III, стр. 231; ТС, стр. 274, прим. 4.

796 Асхаб-и ра'й и асхаб-и хадис — противоположные течения среди ортодоксальных мусульманских факихов, появившиеся в VIII в.; Асхаб-и рай — букв, «приверженцы мнения», то есть умозрительного метода; о них см.: EI, I; Петрушевский, Ислам в Иране, стр. 134—136.

797 Джавлаха (хаик) — букв. «ткач». Здесь употреблено в переносном значении, ср выше ал-хаикун; см. также. ТС, стр 276, прим 2.

798 Абу Джа'фар Ахмад б. Мухаммад б. Халаф, будущий правитель Систана (309/921-22).

799 Сын упоминавшегося ранее (стр. 234 нашего перевода) Мухаммеда б. ал-Лайса Курди, правителя Фарса. У Наршахи он назван начальником шурты в Фарсе; см.: «The History of Bukhara», стр. 11; ТС, стр. 279, прим. 1.

800 Хар каси сар-и хвиш хами гирифт ва йак дигар-ра хами гуфтанд. В словаре Гаффарова выражение сар-и худ гирифтан дано в значении «заниматься своим делом»?

801 Лайс б. ал-'Али б. ал-Лайс — племянник Йа'куба и 'Амра, сыновей Лайса; вместе с Субкари управлял Фарсом после того, как Тахир б. Мухаммед в 293/905-06 г. ушел в Систан; см.: Ибн ал-Асир, VII, стр. 378; ТС, стр. 280, прим. 6.

802 В других источниках сведений о нем найти не удалось.

803 В тексте: ***, конъектура Бахара: *** ? Бахар предположительно идентифицирует данное название с упомянутым у Ибн Хурдадбиха Хан Хаухом, находившимся на дороге Сирджан — Бам; см.: ТС, стр. 281, прим. 4; Sсhwarz, III, стр. 281.